<<
>>

Тема 7. Свобода как важнейшее условие ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Понимание природы свободы: светские и религиозные варианты

Соотношение внешней и внутренней свободы

Свобода и человеческая субъективность

Свобода и ответственность

При рассмотрении первого вопроса необходимо раскрыть особенности трактовок сущности свободы и ее основных параметров в светских и религиозных учениях.

В реальном опыте обнаруживаются негативный («свобода от чего-то») и позитивный («свобода для чего-то») аспекты свободы. Определение свободы подразумевает характеристику действия со знанием объективных обстоятельств не по принуждению и в условиях выбора альтернативных возможностей. В этической мысли основной акцент делается на социально-нравственном измерении свободы, а в религиозной - на сакрально-духовном.

Второй вопрос требует раскрытия диалектики внешней и внутренней свободы в ее различных проявлениях: внутренняя свобода при внешней несвободе, внешняя свобода и внутренняя несвобода, сбалансированное сочетание внешней и внутренней свободы. Если в светской традиции существуют варианты подходов к разрешению противоречия объективного и субъективного в свободе, то в религиозной традиции безоговорочно утверждается приоритет внутренней свободы, которая связана с творческой задачей, поставленной Богом перед человеком.

При изложении третьего вопроса следует рассмотреть соотношение феноменов человеческой субъективности и свободы. Существует радикальное расхождение историко-этических позиций в оценке роли страстей, воли, разума как условий реализации истинной свободы. В религии фундаментальным основанием и условием подлинной свободы выступает религиозная вера. В соответствии с такой установкой в религиозных концепциях разрабатываются пути раскрепощения и освобождения человека из-под власти страстей. В целом нужно указать, что действительная свобода формируется и реализуется на основе синтеза рациональных и иррациональных компонентов человеческой природы.

Освещение четвертого вопроса предполагает выделение и анализ ограничителей свободы: простейшие нравственные нормы, имеющие конкретно-исторический характер заповеди, особые формы этики (профессиональной, хозяйственной и т. д.).

Социокультурные табу несут не только отрицательно-запретительный, но и положительный смысл, который проявляется во внутреннем принятии ценностей и идеалов. Важно акцентировать внимание на взаимосвязи свободы и нравственного долга (М. Бахтин, Ж. П. Сартр, К. Ясперс), причинах отказа людей от свободы (Э. Фромм), критике свободы произвола в русской моральной философии (Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой), религиозной аргументации общечеловеческой и личностной ответственности (индуизм, конфуцианство, христианство).

Литература

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Соловьев В. С. Оправдание добра: Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 1.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.

Дубровский Д. И. Проблема добродетельного обмана // Философские науки. 1989. № 6.

ВОПРОСЫ

¦S Почему свобода, несмотря на всю свою привлекательность, оказывается тем испытанием, которого человек иногда спешит избежать?

¦S Считаете ли Вы себя нравственно свободным человеком?

¦S Как Вы понимаете утверждение Эпиктета: «Разумный человек всегда свободен, ведь свободным называется тот, кто может действовать так, как он хочет, а разумный человек всегда действует так, как он хочет, ибо он хочет того, что для него возможно»?

S «Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее» (Абай). Согласны ли Вы с этим утверждением?

<< | >>
Источник: Есикова М. М.. Проблемы этики: Методические рекомендации. Тамбов: Изд-во ТГТУ,2002. 36 с.. 2002

Еще по теме Тема 7. Свобода как важнейшее условие ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ:

  1. Тема 7. Свобода как важнейшее условие ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
  2. 4.1. Статус и роль объекта в формировании бытия и порядка общества
  3. Глава третья О СФЕРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ 1.
  4. Т. А. Кузьмина ловеческое бытие и А ть у Фрейда и Сартра
  5. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  6. Бытие Логоса
  7. Н. Е. Захарова ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫЕ И НАУЧНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ социоприродной ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ: ЕДИНСТВО АКСИОЛОГИИ
  8. Ю. В. Власова ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ лИЧНОСТИ в УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  9. ТЕМА: Лингвистическая катастрофа
  10. Научный анализ человеческого Бытия в трудах С. Л. Рубинштейна и современной психологии В. В. Знаков (Москва)
  11. Состав, структура, условия возникновения и существования власти
  12. Систематическая теология П. Тиллиха: эпистемологические и методологические проблемы
  13. Разум и бытие в античной философии
  14. Глава 1 СВОБОДА И ЛИБЕРАЛИЗМ: К ИСТОРИИ ВОПРОСА
  15. Глава 2 СВОБОДА И ЛИБЕРАЛИЗМ: ТЕОРИЯ ВОПРОСА
  16. КОНЕЦ И НАЧАЛО (Бытие Хайдеггера)