<<
>>

Аграрная реформа

Наиболее важные тенденции часто не звучат в заголовках средств массовой информации. Правительство АНК спокойно, без лишнего шума разработало законодательные предпосылки для проведения социальной реформы.
При колониализме вожди располагали абсолютной властью: — выделяли каждому главе семьи — мужчине в пожизненное владение участок земли для сельскохозяйственных работ; — разрешали пользоваться общественным выгоном для скота, собирать дрова и брать воду; — могли отобрать наделы по собственному усмотрению; — могли взыскивать любое количество поборов и налогов на свое содержание, не предоставляя при этом никаких ежегодных финансовых отчетов по расходованию этих средств; — могли налагать запрет на все протесты против их решений, а также штрафовать и изгонять протестующих за «неуважение». Опираясь на поддержку государства, вожди не могли быть смещены собственными общинами. Абсолютная власть вождей включала и их участие в качестве судей, как членов судов вождей, в разборе собственных дел. Раннефеодальные манориальные суды могли преследовать оппонентов, конфисковывать сбережения и собственность подданных, отказывать им в средствах к существованию. Правительственная программа аграрной реформы на территории общинных земель изложена в преамбуле закона: «Основным требованием правительства с этого времени станет расширение прав землепользования и защита землевладения путем разнообразия форм владения... необходимо охранять права и интересы потенциальных владельцев и обеспечивать минимум мер для демократической процедуры по принятию решений»19. Этот законодательный акт, как и предшествовавший ему, предусматривает передачу государством племенных земель в «полную собственность» племен. Он также предусматривает передачу права владения в собственность, в случае когда арендаторы, где бы они ни были, хотят стать теми, кого европейские историки называют фермерами и мелкими собственниками.
Как мера предосторожности против отчуждения общинных земель вождями в их частную собственность закон предписывает, что «любое решение распорядиться правом на племенные земли может быть принято только большинством членов общины старше 18 лет», которые должны к тому же иметь возможность воспользоваться данным правом20. По крайней мере, благодаря этим законам вожди не могут быть ни деспотическими иерархами колониального Департамента туземной администрации, ни доколониальными абсолютными монархами, а являются председателями собраний в духе прямой демократии. Этот закон пошел даже дальше, чем колониальная «демократия», включив в понятие «большинство» не только мужчин, но и женщин. Ограничение наследственной власти, которое необходимо как предварительное условие появления мелких землевладельцев с правом на собственность, было с неодобрением воспринято ИФП. Парламентские дебаты переросли в кризис при рассмотрении другого аграрного законопроекта, в котором предлагалось предоставить право любой общине заменить власть вождей над общинными землями демократическим коллективным органом: «желательно, чтобы поставленные в невыгодное положение общины создавали соответствующие юридические институты, с помощью которых они могли бы приобретать собственность, владеть и управлять ею сообща; необходимо обеспечить, чтобы такие институты были учреждены и управлялись на основе принципов равноправия и демократии, без какой-либо дискриминации, и были ответственны перед своими членами; необходимо обеспечить, чтобы члены таких институтов были защищены от злоупотреблений со стороны других членов»21. Закон специально подчеркивал равенство членов, недопустимость дискриминации на почве расы, пола, этнической или социальной принадлежности, сексуальной ориентации, инвалидности, религии, миро воззрения, культуры или языка. В других разделах предписывалось, чтобы эти общества (ассоциации) указывали, каким образом они будут бороться с такими нарушениями закона, как коррупция, непотизм, злоупотребление властными полномочиями22.
Этот закон также давал женщинам, особенно главам семей, право на землю, равное с мужчинами. ИФП голосовала против законопроекта на основании того, что он будет подрывать власть традиционных вождей23. Ассоциации по защите общинной собственности не были созданы. Реформы пока что остаются лишь на бумаге24. Африканский национальный конгресс (используется его нынешнее название) был учрежден в 1912 г. согласно уставу, который предусматривал создание Палаты вождей и одновременно отрицал право женщин на членство в партии — они могли выполнять лишь вспомогательные функции. В 1936 г. этот устав был пересмотрен и Палата вождей ликвидирована, а женщины были признаны полноправными членами. Некоторые вожди оставались в партии в качестве членов или как представители традиционных властей до тех пор, пока в 50-е годы правительство апартеида не приказало вождю Альберту Лутули и другим вождям выйти из партии под угрозой смещения с постов вождей. В настоящее время имеются две организации, наиболее активно выступающие в защиту прерогатив традиционных властей, — Конгресс традиционных правителей Южной Африки (КОНТРАЛЕСА), основанный в 1987 г., и Партия свободы Инката (ИФП), основанная в 1975 г. Первоначально почетным лидером ИФП (используется ее нынешнее название) был король зулу с его традиционным символом власти — инката (сплетенная и сложенная кругами веревка, символизирующая единство зулусского королевства). Социальную опору ИФП почти полностью составляют зулу в сельских районах и зулу—выходцы из сельских районов, включая многих рабочих-мигрантов в Хаутенге и других местах. Антагонизм между ИФП и АНК после 1979 г. характеризовался соперничеством и борьбой за власть. Особое значение для данного исследования имеют события, приведшие к убийствам людей — сначала во время студенческой демонстрации протеста в 1982 г., а затем, после 1984 г., во время массовых акций против муниципальных и других политических органов, созданных в рамках системы апартеида. Толчком к началу этих братоубийственных действий в обоих случаях послужило то, что молодые демонстранты подвергали словесным и физическим оскорблениям тех последователей ИФП, которые были старше их, что являлось прямым вызовом традиции почитания старших.
Для традиционной власти зулу половозрастная иерархия столь же важна, сколь класс для капитализма. Не менее существенной была традиционная военная культура, при которой особо высоко ценится стойкость и преданность сородичам, поэтому угрозы и оскорбления, которые воинственная молодежь обрушила на представителей старших поколений, вызывала большее возмущение со стороны старейшин, чем в других провинциях, что и привело к применению оружия. Потребовалось целых шесть лет (1990-1996), чтобы преодолеть братоубийственную поляризацию и достичь соглашения о полном прекращении огня. Политическим следствием этого, в частности, явился беспрецедентный процент вождей и старейшин Квазулу-Натала, ставших активными членами как ИФП, так и правительственных структур Квазулу. Политика королевского дома зулу была сложной и противоречивой, она отражала династическое соперничество. В политических схватках с АНК ИФП стремилась так сформировать Палату традиционных вождей Квазулу-Натала, чтобы политически контролировать короля и облегчить его свержение. Другим предметом раздоров был контроль над выплатой вознаграждений традиционным вождям за их политическую поддержку. Национальное правительство, руководимое АНК, стремилось отнять эту функцию у провинциальных правительств25; речь, в частности, шла об увеличении вознаграждения для кооптирования наследственных вождей26. ИФП всячески боролась против этого законопроекта. Другой областью парламентских столкновений между ИФП и АНК был вопрос о праве распоряжаться общинными пастбищами, которое принадлежало зулусскому королю (от лица его подданных). Беспрецедентным результатом этого конфликта явилось то, что провинциальный законодательный акт был принят и затем отменен в один и тот же день. ИФП противилась принятию закона о Совете традиционных вождей, потому что в соответствии с ним Бутелези лишался членства в этом Совете, если только не подавал в отставку как член парламента и член кабинета министров. Зулусский король продолжал придерживаться той позиции, которую он занимал с 1994 г., согласно которой традиционные вожди не должны быть вовлечены в партийную политику27.
Перед началом кампании по выборам 1999 г. ИФП постаралась предстать в новом виде, прибегнув, в частности, к использованию королевского символа — слона в качестве партийного. Как утверждалось, роялистские и традиционалистские круги ИФП делали это для того, чтобы принизить этничность, возвышая при этом королевские СИМВОЛЫ28. 23 сентября 1987 г. вожди и члены королевской семьи ндебеле, а также вожди моутсе (moutse), которые подвергались преследованиям со стороны полиции безопасности Южной Африки и полиции Кванде- беле, создали Конгресс традиционных правителей Южной Африки (КОНТРАЛЕСА). Цели новой организации были таковы: а) объединить всех традиционных вождей страны; б) поддержать требования общин, действуя вместе с ними; в) выступать против «независимости» бантустанов, бороться за уничтожение самой системы бантустанов и за восстановление единого гражданства для всего народа; г) разъяснять традиционным вождям сущность освободительной борьбы и их роль в ней; д) вернуть земли предков и разделить их между теми, кто их обрабатывает, чтобы ликвидировать голод и нехватку земель. Временным председателем КОНТРАЛЕСА стал Морган Матебе, сын вождя моутсе Гибеона Матебе, а вождь Макхосана Мхлангу, член королевского дома ндебеле, вошел в комитет. Другие члены комитета были из Бопутатсваны и Венды29. В течение года кабинет бантустана Квандебеле вызывал к себе членов КОНТРАЛЕСА, чтобы предупредить их, что кабинет низложит их как традиционных вождей, если они будут противостоять требованиям правительства бантустана о независимости. Полиция Квандебеле угрожала им арестом. Пятнадцать вождей—членов КОНТРАЛЕСА бежали из бантустана30. Понятно, что такое развитие событий привело к тому, что КОНТРАЛЕСА вначале симпатизировала АНК. На эту поддержку откликнулись региональные молодежные конгрессы Объединенного демократического фронта, что обеспечило организационную базу для сторонников АНК и их союзников. Зулусский принц Исраэл Мквайизени присоединился к КОНТРАЛЕСА. В июне 1989 г. президентом КОНТРАЛЕСА стал поддерживающий АНК зулусский вождь Мхлабунзима Мапумуло.
Когда запрет на деятельность АНК был снят, отделение КОНТРАЛЕСА в провинции Натал заявило в мае 1990 г., что оно поможет АНК организовать филиалы в сельских районах. Это вызвало вторую волну политических событий. Уже в сентябре 1989 г. вождь Мангосуту Бутелези, лидер ИФП, подверг нападкам КОНТРАЛЕСА на собрании вождей. Он заявил, что КОНТРАЛЕСА пытается вонзить «копье в сердце зулусского единства... Мы должны сделать то, что должно быть сделано... Наш долг — очиститься от всего, что хоть как-то подрывает единство и солидарность нашего народа... Мы пришли... сказать вождю Мапумуло, чтобы он убирался к черту»31. В феврале 1991 г. вождь Мапумуло был убит32. С наступлением периода демократических преобразований начался последний акт политической драмы: напряженность между первым и третьим «сословиями», т.е. между АНК и КОНТРАЛЕСА, усилилась. Последний президент КОНТРАЛЕСА вождь Патекиле Холомиса в 1994 г. начал сетовать на «ярко выраженное нежелание» как АНК, так и Национальной партии (НП) предоставить традиционным вождям больше прав на переговорах по вопросу о путях перехода к демократии. КОНТРАЛЕСА выступила против законопроекта о Совете традиционных вождей, так как он предоставлял Совету лишь совещательные функции. КОНТРАЛЕСА хотела, чтобы по временной конституции наследственные вожди стали полноправными членами Сената с правом законодательной инициативы33. КОНТРАЛЕСА протестовала еще сильнее, когда местные переходные органы власти были наделены полномочиями по всей стране, включая территории, находящиеся под юрисдикцией вождей. Патекиле Холомиса заявил, что КОНТРАЛЕСА считает выборы в местные правительства в областях, управляемых вождями, недействительными. Вожди будут выступать против вновь избранных членов советов в деревнях в этих местностях. Национальный организатор КОНТРАЛЕСА, вождь Мвело Нон- коньяне, обвинил некоторых вождей в том, что они «продались» АНК и Южноафриканской национальной организации общин (САНКО). Он призвал членов КОНТРАЛЕСА не допускать их к управлению в своих районах34. АНК подверг дисциплинарному наказанию вождя Холомису за публичную критику и противостояние политике его собственной партии и по схожим причинам исключил из своих рядов его брата — Банту Холо- миса, который в то время являлся членом парламента и заместителем министра по вопросам окружающей среды. Тогда Банту Холомиса основал Объединенное демократическое движение (УДМ), ставшее соперником АНК. Все эти события могли лишь ухудшить отношения между КОНТРАЛЕСА и АНК. Они также привели к оздоровлению отношений между КОНТРАЛЕСА и ИФП, которые в 2000 г. выступили с совместным обращением к правительству о том, что избранные местные власти ни в коей мере не должны ограничивать власть неизбранных традиционных правителей35. В настоящее время КОНТРАЛЕСА выступает за то, чтобы остальные 10 традиционных монархов получали бы такое же жалованье, как король зулусов Гудвилл Звелитини (305 тыс. рандов ежегодно); всем вождям, которых насчитывается около 700, было повышено жалованье до 72 тыс. рандов; всем старейшинам, которых имеется около 10 тыс., было повышено жалованье до 30 тыс. рандов36. Таким образом, сейчас в Южной Африке к профсоюзному движению «белых воротничков» (конторских служащих, т.е. людей, не занимающихся физическим трудом) присоединился первый профсоюз по «голубой крови». Этот профсоюз для аристократии за год добился выполнения большей части их требований. Менее чем за два месяца до всеобщих выборов 1998 г. правительство провинции Восточный Кейп предоставило каждому из шести верховных вождей жалованье в размере 322 800 рандов в год; 121 вождю было повышено годовое жалованье до 77 472 рандов, а 950 старейшинам — от 10 308 до 12 756 рандов37. Выводы Во-первых, традиционные вожди организационно и политически разобщены между ИФП, КОНТРАЛЕСА и АНК38. В настоящее время КОНТРАЛЕСА, АНК и зулусский король39 призывают наследственных вождей не присоединяться ни к какой политической партии. Это не нравится ИФП, стратегия которой в основном сосредоточена на традиционных вождях Квазулу. ИФП контролирует подавляющее большинство традиционных вождей в Квазулу-Натал. В этой провинции имеется очень мало членов КОНТРАЛЕСА. Входящие в нее 1 200 вождей и старейшин проживают главным образом в Восточном Кейпе, Северной провинции, Мпумаланге и Свободном государстве40. Политическое противостояние постепенно уменьшается благодаря тому, что правительство учло недовольство традиционных лидеров поправками к закону «О муниципальных органах власти» и предложило к рассмотрению на парламентской сессии 2001 г. компромиссный вариант. Во-вторых, даже там, где наследственные вожди входят в один политический альянс, династические распри и фракционные споры, такие, как претензии на традиционные посты, приводят к расколу, иногда к вооруженным столкновениям в сельских местностях. Подобные кон фликты обычно усугубляются там, где сражающиеся присоединяются к соперничающим официальным организациям в надежде мобилизовать своих союзников. При местных конфликтах обычно одна сторона занимает пост в местной организации АНК, а другая — в САНКО или как, например, в кейптаунском предместье Кроссроудз — Южно-Африканской коммунистической партии (ЮАКП). Конфликты редко возникают по чисто политическим вопросам, обычно спор идет из-за постов. В-третьих, большинство наследственных вождей еще не имеют в своем распоряжении телефонной или почтовой связи, не говоря уже о доступе в Интернет. Это ослабляет попытки создания общенационального лобби наследственных вождей в сельских районах, приводя к непомерным затратам. В-четвертых, возникающий на общинных землях класс африканских фермеров-производителей не может объединиться автоматически с традиционными вождями. Развитие событий приведет к разным классовым союзам в разных местностях. В-пятых, в течение одного поколения в стране завершится процесс урбанизации. Большинство африканцев уже урбанизировано. Даже среди сельского меньшинства многие живут не в районах, управляемых вождями, а в деревнях или работают на фермах, принадлежащих белым. И в относительных, и, в конечном счете, в абсолютных цифрах все меньше африканцев будут жить и работать в районах, управляемых вождями или королями, чье политическое влияние будет уменьшаться. В-шестых, до тех пор пока этого еще не произошло, черные южноафриканские фермеры не будут обладать достаточным политическим весом, чтобы требовать постоянной поддержки и субсидий, которые белые фермеры-поселенцы с 1910 по 1971 г. получали от Национальной партии и других правительств белых. Приоритетным направлением правительственной политики на селе является помощь беднейшим слоям сельского населения. А от нищеты и недоедания страдают не наследственные вожди, а простые общинники. Наконец, в-седьмых, как и в других странах, в Южной Африке к обладателям наследственных титулов относятся по-разному — от ненависти до глубокого почитания. Дальнейшая судьба обладателей титулов будет зависеть от их репутации и положения в обществе. 1 В качестве примеров этой стратегии см.: The Native Administration Act, 38/1927, sect. 2 and 24. 2 О стратегии апартеида см.: The Bantu Homelands Constitution Act, 21/1971 and the Status of the Transkei Act, 100/1976. 3 Survey of Race Relations in South Africa. Eds. M. Horrell et al. South African Institute of Race Relations (далее — SAIRR). Johannesburg, 1982, p. 304. 4 Интервью автора с одним из первых членов Молодежной бригады. 5 Constitution of the Republic of South Africa Amendment Act, 2/1994. 6 Constitution of the Republic of South Africa Act, 200/1993. 7 Constitution of the Republic of South Africa Second Amendment Act, 3/1994, sect. 1 (b) and 2. 8 Constitution of the Republic of Soufh Africa Amendment Act, 2/1994. 9 Constitution of the Republic of South Africa Act, 108/1996, sect. 185. 10 Там же, sect. 185 (1). " Там же, sect. 6(1) and (2). 12 Pan South African Language Board Act, 59/1995. 13 Whitaker’s Almanack 1995. Ed. H.L.Marsden. 1994, p. 212-213. 14 Laurence P. Democracy’s Chief Problem. — Financial Mail. 12 June 1998, p. 38. 15 Council of Traditional Leaders Act, 10/1997, sect. 4 (1). 16 Там же, sect. 7. 17 Address by President Nelson Mandela at the Inauguration of the National Council of Traditional Leaders. Cape Town, 18 April 1997, p. 2, 3, 5. ,B Mntuyedwa V. Respect for Traditional Leaders Urged. — Cape Times. 5 June 1998. 19 Upgrading of Land Tenure Rights Amendment Act, 34/1996. 20 Upgrading of Land Tenure Rights Act, 112/1991, preamble and sect. 1 as amended. 21 Communal Property Association Act, 28/1996, preamble. 22 Там же, sect. 9, 14, and the Schedule’s point 21. 23 South African Survey 1996/1997. Eds. E.Sidiropoulos et al. — SAIRR. Yohannersburg, 1997, p. 770. 24 Oomen B. Tradition on the Move: Chiefs, Democracy and Change in Rural South Africa. The Netherlands Institute for Southern Africa. Amsterdam 2000; Ntsebenza L. Democratization and Traditional Authorities in the New South Africa. — Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East. 1999. Vol. XIX, № 1, p. 83-94. 25 Remuneration of Traditional Leaders Act, 29/1995. 26 KwaZulu-Natal Ingonyama Trust Re-Enactment Act, 6/1996. KwaZulu- Natal Ingonyama Trust Re-Enactment Repeal Act, 7/1996. 27 South Africa Survey 1996/1997, p. 548. 26 Gumede M. Inkatha Relaunches to Shed Zulu Nationalist Image. — Sunday Independent. 14 June 1998. 29 Race Relations Survey 1987/1988. Eds. C. Cooper, et al. — SAIRR. 1989, p. 922. 30 Race Relations Survey 1988/1989. Eds. C. Cooper, et al. — SAIRR. 1989, p. 122. 31 Race Relations Survey 1989/1990. Eds. C. Cooper, et al. — SAIRR. 1990, p. 510, 676, 713. 32 Race Relations Survey 1991/1992. Eds. C. Cooper, et al. — SAIRR. 1992, p. 498. 33 Race Relations Survey 1994/1995. Eds. E. Sidiropoulos, et al. — SAIRR. 1995, p. 344. 34 South African Survey 1995/1996. Eds. E. Sidiropoulos, et al. — SAIRR. 1996, p. 448, 458. 35 Sunday Independent. 19 November 2000. 36 Laurence P. Democracy’s Chief Problem. — Financial Mail. 12 June 1998, p. 38. 37 Mail and Guardian. 16-22 April, 1993. 38 Financial Mail. 12 June 1998, p. 38. 39 South African Survey 1996/1997, p. 548. 40 Laurence P. Democracy’s Chief Problem, p. 37. Приложение ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ Statutes Native Administration Act, 38/1927 Bantu Homelands Constitution Act, 21/1971 Status of the Transkei Act, 100/1976 Upgrading of Land Tenure Rights Act, 112/1991 Constitution of the Republic of South Africa Amendment Act, 2/1994 Constitution of the Republic of South Africa Second Amendment Act, 3/1994 Remuneration of Traditional Leaders Act, 29/1995 Pan South African Language Board Act, 59/1995 Communal Property Association Act, 28/1996 Upgrading of Land Tenure Rights Amendment Act, 34/1996 Constitution of the Republic of South Africa Act, 108/1996 Council of Traditional Leaders Act, 10/1997 Законодательные акты провинций Восточный Кейп House of Traditional Leaders Act, 1/1995 Свободное государство House of Traditional Leaders Act, 6/1994 Квазулу-Натал KwaZulu-Natal Act of the House of Traditional Leaders, 7/1994 KwaZulu-Natal Ingonyama Trust Re-Enactment Act, 6/1996 KwaZulu-Natal Ingonyama Trust Re-Enactment Repeal Act, 7/1996 Мпумаланга Eastern Transvaal House of Traditional Leaders Act, 4/1994 Payment of Members of the Eastern Transvaal House of Traditional Leaders Act, 7/1994 Северная провинция Northern Transvaal House of Traditional Leaders Act, 6/1994 Northern Transvaal House of Traditional Leaders Amendment Act, 1/1995 Северо-Западная провинция House of Traditional Leaders for the Province of North West Act, 12/1994
<< | >>
Источник: Н.А.КОЧНЕВА. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН.. 2000

Еще по теме Аграрная реформа:

  1. Тема семинарского занятия №15: Аграрное движение в Римской республике во второй половине 2 в. до н.э., римская армия и реформы братьев Гракхов.
  2. ЛИБЕРАЛЬНАЯ БЮРОКРАТИЯ В СТРУКТУРЕ САМОДЕРЖАВНОЙ МОНАРХИИ И КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМ
  3. РЕФОРМЫ В РОССИИ
  4. НАЧАЛО СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ. «ЛЕВ ИЗ ТАРАПАКА»
  5. 5.3. Либеральные реформы Александра II (1860–1870-е гг.): причины, историческое значение.
  6. 6.4. Сущность третьиюньской политической системы. Реформы П. А. Столыпина: цели, содержание, итоги.
  7. Тема 18. АГРАРНАЯ РЕФОРМА П. А. СТОЛЫПИНА
  8. Причины, содержание реформы 19 февраля 1861 года.
  9. Столыпинские реформы.
  10. 1. Социально-экономические реформы.