<<
>>

Боб Дилан и баулы

Последователи Чайтаньи потерпели поражение, потому что группа Адвайты была поглощена кастовой системой, а группа .Нитьянанды, замкнутая и полная миссионерского пыла, стала подвергаться гонениям и постепенно зачахла.
Исторически же волна движения сахаджия, по-видимому, медленно затухала в XVII—XVIII вв., хотя вишнуизм, по замечанию Даймока, все еще является активной силой в Бенгалии. Например, музыканты из секты баулов, играющие на «примитивном, но притягивающем однострунном инструменте — эк-тара» и поющие «песни— нежные, как дуновение ветра, их породившего», утверждают, что они «сошли с ума от звуков флейты Кришны и, подобно гопи, не заботясь ни о своем доме, ни о том, как отнесутся к этому другие, следуют за ней» [14, с. 252]. Прекрасный пример конвергенции западных и восточных лиминариев и носителей духа коммунитас при современных средствах транспорта и связи можно найти теперь в музыкальных магазинах. На конверте недавней пластинки Боба Дилана изображен этот американский народный певец и оракул структурных низов, по обе стороны от которого стоят баулы, эти бродячие музыканты Бенгалии: гитара и эк-тара сошлись. Еще более примечательно, что выражения коммунитас так часто культурно связываются с простыми духовыми (флейты и гармоники) и струнными инструментами. Вероятно, вдобавок к тому, что их легко переносить, это объясняется и их способностью передавать в музыке особенности спонтанной коммунитас. Баулы, подобно св. Франциску, были «трубадурами господа», и потому вполне уместно заключить эту главу одной из их песен, которая ярко свидетельствует о том,, как дух вишнуитской коммунитас живет в сегодняшнем мире:

Индусы, мусульмане — меж ними нет различия,

Как нет различий в касте.

Бхакт Кабир был джола по касте,

Но, опьяненный према-бхакти (истинной любовью, лучше всего выражающейся во внебрачной любви),

Он обрел стопы Черной Жемчужины (т. е. Кришны). Одна лупа — светильник этого мира,

И из одного семени — все творение [13, с. 264].

Это подлинный голос спонтанной коммунитас.

 

<< | >>
Источник: Тэрнер В.. Символ и ритуал. М. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1983

Еще по теме Боб Дилан и баулы:

  1. Боб Дилан и баулы