<<
>>

Динка

Динка до последнего времени по этнолингвистическим t классификациям относили к языковой группе нилотов3. В антропологическом отношении нилоты составляют особую группу негроидов, обладающую специфическими чертами: высокий рост, очень длинные конечности, долихокефалия.
Нилоты населяют южную часть Республики Судан от 12° до 4° с. ш. и от 36° до 22° в. д. Отдельные группы нилотов живут в граничащих с Суданом районах Эфиопии, Уганды и в Танзании. Большое сходство самых различных элементов материальной культуры, языков и многих явлений социальной жизни дает основание полагать, что нилотские народы (как большие племена, так и маленькие группы) в целом 'составляют определенное этническое единство. Современные динка (Dinka, самоназвание Jang, мн. ч. Jeng, Djangeh, Jieng, восточносуданские арабы называли их Denka- wi, В. Юнкер — Dinka или Djangeh) населяют обширную территорию в южной части республики Судан: юг провинции Бахр-эль-Газаль и северо-запад провинции Верхний Нил, от г. Эр-Ренк на севере почти до границы с Угандой. Соседями их являются шиллуки, мору, 'бонго, джо луо, кредж и другие народы, с востока в их территорию вклиниваются яуэры. В прошлом основная масса динка занималась скотоводст вом. Разводили крупный скот породы зебу, а также в боль [ шом количестве овец и коз. У части динка скотоводство не 1 только было главной отраслью хозяйства, но и считалось са- , мым почетным занятием. Группы динка, обладавшие большима ' стадами, не придавали особого значения земледелию, за исклю- i чением небольших посевов дурры и табака. Те же группы, ка- I торые имели мало скота, земледелию уделяли 'больше внима- I ния. Они выращивали в значительных количествах дурру, сор- ;? го, бобы, земляные орехи, кунжут, табак. Аллювиальные, зали- ваемые почвы и удобрение навозом в отдельных случаях при- ' давали земледелию динка характер интенсивного, не требую- 1 щего переложного метода обработки, «о таких земель было [ мало.
Имелись у динка и группы, которые совсем или почти . не имели скота. Это — обитатели заболоченных местностей, существовавшие за счет рыболовства и охоты на гиппопотамов I и крокодилов. Остальные динка называли их «жителями бо- лот». Такое положение, когда наряду с довольно крупными этни- ’ ческими группами скотоводов имелись мелкие, обедневшие* утратившие значительную часть скота,, а также многочисленные остатки исчезнувших племен, многие из которых были оттеснены в болота, явилось следствием грабительских набегов { сначала северосуданских торговцев, а затем и египетских 5 отрядов. В. В. Юнкер писал по этому поводу: «Вследствие оби- j лия скота «менно племена динка часто подвергались нападе- ‘ ниям со стороны торговцев рабами и слоновой костью. Боль- ; шинство вывезенных в прежние времена рабов были из различных племен динка, и многолетнее опустошение этих областей имело следствием прогрессирующее уменьшение поголовья^ скота» [58, т. 2, с. 95). В другом месте читаем: «Старый образ I жизни, нравы и обычаи того времени, когда джанге были еще I хозяевами своей страны, претерпели значительные изменения оо времени вторжения хартумских торговцев. Скотоводство как главное занятие и наиболее существенный источник пропитания теперь было сведено почти на нет. Грабительские, ничем не стесняемые нападения на стада, расхищение скота, который нубийские носильщики, лучше вооруженные и потому покорявшие негров, уводили тысячами голов, вынудили динка-джанге^! живших в сфере деятельности зериб, отказаться от скотоводства... Там, где прежде паслись многочисленные стада, теперь с трудом можно было найти хотя бы одну корову» [58, т. 1, с. 488]. • О' . Поселения динка (как и в целом их жизнь, хозяйственная деятельность) настолько неоднородны.. и так варьировались от местности к местности, что дать одно типичное название я описание не представляется'1 возможным. Для иллюстрации можно привести рассказ .о делениях . групп, динка — агар' и бор — у Юнкера и несколько обобщенное описание поселения дивка, сделашюе Швейнфуртгсш;.
лМежду.. полями. нЛ'И. вер нее, на них были разбросаны жилища агар, ие сгруппированные в деревни, а отдельными усадьбами, так что можно было увидеть сразу до сотни хижин. Обычно усадьба агар обведена глиняным валом в один фут вышины и окружена табачными ^насаждениями. Посреди усадьбы обязательно стоит засохшее дерево — „священное дерево", слева и справа возведены два помоста, на которых -подвешен для сушки на солнце кунжут; затем идет ту-кль4, служащий хлевом для скота, обычно состоящего из нескольких голов сильных, средней величины горбатых'быков породы динка5 и пары собак. Хижина для жилья — маленькая, низкая, с обмазкой из красной глины и циновкой на дверном проеме — стоит на сваях высотой около четырех футов» [58, т. 1, с. 488]. «Деревни негров бор состоят из нескольких хижин, расположенных более или менее в определенном порядке или разбросанных. Эти хижины представляют собой «руглые «изкие строения с земляными и глиняными стенами, покрытые соломенной крышей конической формы. У многих хижин небольшая, открытая спереди пристройка, вид рекубы6, которая, как и вход высотою в два фута, закрывается циновками» [58, т. 1, с. 280]. У Г. Швейнфурта: «Жилища динка сгруппированы в небольшие селения из нескольких хижин среди возделанной земли. Но это нельзя назвать деревнями. Однако несколько-таких селений имеют общий выгон для скота... Хижина с двойными сенями — жилище хозяина. Другая— для женщин, самая большая и хорошая — для больного скота. Под навесом между хижинами — кухонный очаг, который защищен от ветра заслоном из глины в виде полукруга. На небольшом пространстве, обнесенном колючим плетнем, несколько коз, чтобы ежедневно .иметь под рукой необходимое количество молока. Хижины у динка, как правило, -большие и служат дольше, чем у других народов, у которых жилище такой же конической формы. Большие дома достигают сорока футов в диаметре. Стены делаются из смеси глины и рубленой соломы, стропила из ветвей акации и других, пород твердого дерева. Чтобы поддержать стропила, динка не ставят центрального столба, а используют для этой цели большое разветвленное дерево.
Покрытие крыши состоит из террасообразно обрезанных слоев соломы. Такие постройки стоят от восьми до десяти лет» [81, с. 83]. Занятия динка в целом не отличались от занятий других пилотских народов. Большинство племен динка сами не -выплавляли железа. Однако в западных районах их страны, где в почве содержится гидрат окиси железа, динка до недавнего времени выплавляли металл. Плавка производилась в цилиндрических печах около 1,5 м высоты и 60 см в диаметре. Кузнечное ремесло у динка не было развито. Несмотря на то что железных изделий и украшений из железа было 'много (по сообщениям Г. Швейнфурта, жены 'богачей носили до полуцентнера железиых колец и других украшений), все изде лия, как правило, грубой выработки. Инструменты, которыми работали кузнецы, были примитивными— грубые ударники, зубила, «амень или «усок железа в качестве 'наковальни. Кузнечные мехи состояли из двух глиняных сосудов, имеющих вид горшков с «носиками», вроде чайников. «Носики» каждого горшка переходили в деревянную трубку, а трубки, в свою очередь, соединялись железной насадкой, заканчивающейся соплом из обожженной глины. Горшки были сверху обтянуты козьей шкурой. В центре каждой шкуры укреплялась палка, при помощи которой попеременным поднятием и опусканием создавался поток воздуха. Изготовлением изделий из глины у динка, как и у соседних народов, занимались женщины. Без гончарного круга, спиральной техникой, они делали различную посуду, а также головки курительных трубок такой же бочонкообразной формы с округлым выступом снизу, как и у шиллуков. Основным оружием динка 'были палицы — старинное традиционное оружие нилотов, но более разнообразные по форме и выделке, чем у других народов. Палицы, изготовленные из тяжелого дерева (Balanites aegyptiaca или эбенового), скак пра- | вило, не имели утолщения и представляли собой веретенообразные куски дерева, круглые в сечении, различной длины и толщины7. Эта простая форма скорее всего объясняется тем, что дерево, из которого изготовлялись палицы, почти не поддается обработке режущим инструментом.
Вероятно, заготовка предварительно обжигалась в огне, а окончательно палица отделывалась скоблением и полировкой. Тот конец палицы, который служил рукояткой, очень редко был немного утолщен, что препятствовало выскальзыванию из руки, чаще кончик обматывался полоской кожи или металла. Обычно же для этой цели прожигалось отверстие, в ?котором закреплялась короткая кожаная петля, надеваемая на запястье. Из тяжелого, но более мягкого дерева, всегда из однопо куска, вырезались палицы с утолщением (головкой) яа конце. Головки различны: они могли иметь форму шара, гриба, яйца, сплющенного шара, конуса, цилиндра и т. п. Поверхность головок часто украшалась неглубокой резьбой — кольцеобразными надрезами, геометрическим узором, фигурками животных. Из несколько более легкого дерева, как правило, изготовлялись также палицы с головкой — от простых (где для утолщения использовались корень или завязь дерева) до сложных, с глубокой резьбой, состоящей из комбинаций продольных и поперечных линий, придающих головке форму кукурузного початка или увеличенного в размере колоса пшеницы. К этому же типу легких палиц относятся палицы, которые делались из молодого ростка бамбука. Молодые растения бамбука обладают специфической формой—тонкий стебель, еще не имеющий внутренней пустоты, плавно утолщаясь, переходит в массивное корневище, нередко слегка изогнутое, с острым твердым кон цом. Дальнейшее развитие бамбука нарушает эту форму, поэтому для изготовления палицы выкапывали молодое растение, срезали тонкие мягкие корешки и верхушку ствола, высушивали и получали готовую палицу. Разнообразие форм бамбуковых палиц зависело от толщины, длины и изогнутости корневища. Все палицы употреблялись как метательное и ударное оружие, а также как танцевальная принадлежность. Для этих же целей помимо специально изготовленных палиц нередко использовались палки, т. е. обрезанные с двух концов ветки или стволы дерева. Чрезвычайно редко встречались палицы с головкой из тяжелого железного кольца. Пользовались динка и парирующими палицами-щитами, и очень своеобразным оружием — парирующим щитом, по форме напоминающим лук.
Он состоял из палки с загнутыми концами, которые были соединены тетивой из жилы, принимавшей на себя удар. Широко были распространены кожаные щиты различных размеров. Наиболее употребительны были большие щиты, закрывавшие стоявшего в рост человека, а самые маленькие имели в длину не более 50 см. Плетенные из прутьев щиты почти не употреблялись. Железные наконечники копий динка были относительно однообразны, наконечники сложной ковки встречались редко. Были распространены и наконечники из рога водяного козла. Западные динка употребляли лук как охотничье и военное оружие. Луки динка не представлены в коллекциях МАЭ, и их описание в известной литературе отсутствует. Однако по аналогии с широко распространенными луками западных соседей можно предположить, что луки динка были такими же, т. е. лук был простым, изготовлялся из ветви упругого твердого дерева. Концы древка постепенно утончались, тетива из жил завязывалась простой петлей. Древки стрел без оперения изготовлялись из камыша, наконечники были или из твердого дерева, или железные, вставлялись черенком. Болотные динка пользовались гарпунами, похожими на копья с наконечником, имеющим отогнутые назад зубцы. Мужчины-динка большей частью не носили никакой одежды. И только в отдельных случаях, не столько как одежду, сколько как рабочий передник, при помощи шнурка вокруг пояса опереди прикрепляли сравнительно узкую полоску шкуры. Женщины носили набедренник из двух шкур: замужние — от бедер до лодыжек, девушки — более короткий, украшенный бубенчиками. Праздничный наряд и мужчин и женщин, а также более или менее .повседневный наряд состоятельных людей включал в себя различное количество украшений из железа, слоновой кости, хвостов и полосок шкуры, бус. Это браслеты, колечки, навешивавшиеся на женские набедренники, шейные, ножные и ручные подвески и т. п. Иногда браслетов бывало так много, что они покрывали руку от запястья до локтя. Менее знатные динка носили браслеты из кожи гиппопотама и другие украшения, плетенные из ремешков или полос шкуры, Взрослые мужчины и женщины коротко стригли или брила волосы на голове, «о мужчины оставляли пучок на макушке. Иногда 'мужчины носили шапочки из страусовых перьев. Страусовыми перьями нередко украшали оставленный на макушке хохол. Носили, кроме того, плетеные шапочки, иногда расшитые бусами. Во время путешествия Г. Швейнфурта предпочитались белые и голубые величиной с горошину бусы; опалового цвета большие бусы, до 2,5 см в поперечнике, носили мужчины «а шее. Скарификация взрослого мужчины состояла из нескольких надрезов на лбу и .висках, радиально сходящихся к переносице. Женщины протыкали 'верхнюю губу и вставляли металлический штифтик и цилиндрическую бусину. Отверстия также прокалывали по внешнему краю уха, куда вставлялись металлические колечки или штифтики с головкой. Шиллуки Шиллуки (Shilluk, самоназвание N. Colo, нуэры называют их Teat, у В. Юнкера — Schilluk), как и динка, относятся к группе нилотов. Они населяют сравнительно узкую полосу по левому берегу Белого Нила от 11° с. ш. до впадения Бахр-эль- Газаля. Отдельные поселения встречаются и на правом берегу, а также в низинах по р. Собат. Соседями шиллуков являются на севере баггара, на востоке — динка, на юго-западе — нуэры. Селения шиллуков располагались равномерно по территории их расселения. «Нигде в Африке, не исключая даже Егип- ; та, нет такого 'густого населения. И, быть может, нет нигде [ в 'мире другого места, где бы условия жизни были столь бла- ; гоприятны. Земледелие, разведение скота, охота и рыбная ' ловля—все там способствует процветанию8. По всему берегу в границах их владений селения шиллуков образуют как бы одну деревню, отдельные группы построек которой отстоят друг от друга в лучшем случае на расстоянии в тысячу шагов, ; а иногда не более чем в триста. Хижины построены с замечательной правильностью и стоят так близко, что на первый взгляд кажутся кучкой грибов. Их узкая форма и крыша, оканчивающаяся не острием, а округлостью, еще более усиливают это сравнение... Селения ,»е окружены наружною стеною, хижины соединяются рядом изгородей, образующих загон для окота. Посреди деревни располагается круглая площадь, куда собираются жители каждый вечер» — так описывал шиллуков в 1868 г. Г. Швейнфурт [81, с. 43]. Номинальной хозяйственной единицей шиллукского селения являлся «гол», состоявший большей частью из двух хижин. Каждый женатый 'мужчина имел свой гол, в котором жил вместе со своей женой или женами и детьми. Кроме того, с ними могли жить родственники или друзья. Дети жили в доме отца до женитьбы. Ж'Илые постройки шиллуков представляли собой округлую1 в плане, глинобитную (саманную), на каркасе из сплетенных веток стену, -накрытую отдельно изготовляемой крышей. Каркас крыши плелся из тонких 'прутьев и имел куполообразную, слегка островерхую форму. В (готовом виде каркас надевался на стены, а после этого покрывался соломой. 'Пол глинобитный. Дверь — овальное отверстие в стене на некотором расстоянии от земли — закрывалась специальной циновкой. Иногда наружные стены покрывались рисунками (изображениями жирафов, -скорпионов, черепах, схематическими фигурками людей и т. д., цвета — белый, красный, черный). Хижины были трех типов: с очагом и ступой — женские, без очага — мужские, большие с очагом и лежанкой над «им — для помещения больного скота и молодняка. Утварь имела в хижине свои строго определенные места. В каждом таком хозяйстве было два кухонных очага: один — под открытым небом, другой — в жилище. Очаг состоял из углубления в земле и трех подставок из обожженной глины. В качестве горючего употреблялась солома, трава и высушенный коровий помет. По традиции шиллуков и поныне считают скотоводами, однако уже ко времени путешествия В. Юнкера они в основном занимались земледелием. Как и у большинства народов Судана, главными зерновыми культурами были дурра и дохн. Кроме того, они выращивали бобы, бататы, тыкву, арбузы, табак и другие культуры. Каши и п-иво из зерен дурры и дохна являлись основными продуктами питания населения этих районов. Эти просяиые злаки относятся к засухоустойчивым культурам,, и их урожай в Судане собирают дважды в году. Возделываемые площади, как правило, располагались поблизости от водоемов. Шиллуки еще разводили крупный рогатый окот -породы зебу, овец и коз, «о -скотоводство было малопродуктивно, хотя и играло большую роль в социальной жизни. Владельцы более или менее значительного количества скота, в особенности крупного, пользовались большим уважением и весом в обществе. Выкуп за 'невесту выплачивался скотом, им же оплачивались штрафы за ранения, членовредительство и другие, менее тяжелые проступки. Значительную роль в хозяйстве -шиллуков играли охота и рыболовство, у соседей они и сейчас известны как искусные рыболовы. Береговые «аносные почвы страны шиллуков не содержат железной руды. Поэтому шиллуки ие -выплавляли железа, а покупали его у соседей. Однако обработка железа — кузнечное дело —была достаточно развита и сохранилась -почти без из- мейений по крайней мере до первой четверти XX -в. Как писал В.’"Хофмайр, «самое почетное и первое из всех занятий — кузнечество... хотя шиллуки уступают в этом - искусстве' дэкурам. Содержащие железо почвы сделали из джуров плавильщиков, в то время как шиллуки остались при старых обычаях — обрабатывать родной клочок земли... У огня, где-нибудь за деревней, защищенный циновкой от солнца и ветра, сидит самый уважаемый ’человек, „бодо“. Его богатство — ударник, два зубила и изношенный 'напильник (европейский.— 3. П.). Куоок железа или камень служит наковальней. Подмастерье или ученик сидит у мехов и энергично работает» [56, с. 320]. Кузнечный мех делался из двух козлиных шкур, снабженных клапаном с одной стороны и деревянной трубкой — с другой. Деревянные трубки при помощи железных труб-насадок соединялись с 'Глиняным наконечником, который помещался в огонь. Непрерывная струя воздуха создавалась попеременным сжатием .каждой шкуры9. Такими же инструментами пользовались не только для ковки железа, но и для обработки изделий, отлитых из меди, олова, серебра. Форму для отливки изготовляли следующим образом. Модель делалась из смолы фикусового дерева (Ficus sycomora) и обмазывалась глиной. После высыхания глины смола удалялась (выжигалась) через отверстие, в которое затем заливали расплавленный металл. Глиняную форму разбивали и изделие шлифовали, а узоры наносили зубилом. Среди шиллукских кузнецов были специалисты, изготовлявшие оружие особо высокого качества, главным образом копья, для чего они покупали у динка или через арабских торговцев нубийское углеродистое железо (сталь). Гончарством у шиллуков занимались женщины. В качестве материала использовалась красная глинистая земля. Формовка изделий производилась без гончарного круга, руками. Их высушивали, затем обжигали в земляной яме. Горючим материалом служила солома. Температурный режим не регулировался, вследствие этого посуда получалась хрупкой. При обжиге выходило много брака, посуда стоила дорого. Изготовляли горшки, кувшины и другую кухонную посуду, глиняные головки трубок. Глиняная посуда шиллуков по форме и размерам сходна с посудой других нилотских народов: большие горшки для воды на 15—20 л, круглые кувшины без ручек для воды, горшки для приготовления каши, посуда для мяса, рыбы и т. п., сосуды для мытья рук. Различные сосуды изготовлялись также из тыквы. Ковши для питья украшались орнаментом и бусами. Для изготовления сосудов тыкву разрезали пополам раскаленным железом и вычищали внутреннюю часть. Чтобы устранить неприятный горький вкус, ее опускали на некоторое время в воду. Орнамент (зигзаги, параллельные линии, изображения скорпионов, жирафов, черепах и пр.) наносили «а поверхность сосуда раскаленным железом. У каждого члена семьи была собственная чаша. Шиллуки, как и динка, имели обыкновение мыть посуду для молока только коровьей мочой. В качестве ложек пользовались створками больших раковин (Conchylia), .причем правостороннюю створку употребляли мужчины, левостороннюю —женщины. Для молочной и мучной пищи пользовались ложками из рога. Роговые ложки также были мужскими и женскими. Перед обработкой рог на некоторое время 'помещался во влажную землю. Затем его разрезали пополам, на правую и левую половины, ж, разогревая рог «ад огнем, загибали широкий конец. Шиллуки толкли зерно в глинобитных ступах — ямах около 80 см глубиной и 40 см в диаметре. Пест деревянный, около 2 м длины. Использовались также зернотерки, состоящие из двух камней. На верхнем камне («бегунке») время от времени возобновляли насечки. Из стеблей волокнистых растений шиллуки изготовляли различные циновки, сита для муки, цедилки для пива, корзины и большие хранилища для зерна 10. Особым искусством считалось умение -прочно и красиво покрыть травой плетенный из тонких веток каркас крыши. Одежду шиллуки изготовляли из шкур овец, телят, антилоп. Шкуру растягивали, очищали от мяса и жира, обрабатывали смесью золы и навоза, разминали руками. В качестве плаща употреблялась выделанная шкура с лапами и хвостом. Мужчины носили такой плащ так, чтобы оставалась свободной правая рука для оружия. Женщины, наоборот, застегивали плащ на правом плече, оставляя свободной левую руку. Замужние женщины и девушки носили передник из 'полос кожи, позднее— из материи. Помимо этого замужняя женщина обязательно под передник надевала кожаный набедренник, тоже из шкуры с лапками и хвостиком. Для танцевальных костюмов употреблялись шкуры леопардов, циветтовой кошки, гиены. Со временем шкура и кожа как материал для одежды частично были вытеснены покупными тканями. Полный комплект одежды и различные украшения шиллуки носили главным образом во время праздников и различных церемоний. В повседневной жизни женщины были одеты в набедренники, а мужчины ходили обнаженными. Неженатые шиллуии постоянно носили вокруг бедер «рек» — белые бусы из скорлупы страусовых яиц, .нанизанные на шнур. Бусины из .скорлупы изготовлялись следующим образом. Кусочки скорлупы просверливали острым металлическим орудием, нанизывали на шнур и обтачивали «а камне до круглой формы. Кроме привозных стеклянных бус, бус из скорлупы вырезали бусы и из ветвей дерева (Crataeva). Браслеты на предплечье из слоновой кости, из коры амбача, металлические браслеты от локтя до запястья и на щиколотках (у женщин), а также подвязки из травы, меха или полосок шкуры под коленом (у -молодых мужчин), головные повязки из голубых или белых бус, различные шнурки, хвосты, амулеты на шее, металлические колечки в ушах вместе с разнообразными прическами составляли полный «костюм» шиллука. Прически были жесткие. Склеивающим веществом служила смесь из жира, золы и коровьего навоза. Древнее традиционное оружие шиллуков состояло из палицы, копья и щита. Палицы шиллуков были нескольких видов. Простейшие представляли собой кусок тяжелого, плотного де- рева, обычно Balanites aegyptiaca, от 60 до 80 см длиной, иногда с резьбой на одном конце. Палицы типа булавы вырезались из одного куска дерева и имели с одной стороны утолще- ния различной формы: шар, сплюснутый шар, конус, ромбовидная фигура. Утолщение иногда покрывалось резьбой ад оплеталось кожаными ремешками. Делались также «палицы ?с ушами» — продолговатый кусок дерева, на одном конце которого кожаная деталь в виде муфточки с двумя округлыми или продолговатыми кожаными лопастями, иногда украшенными по краю множеств-ом металлических колечек. Как обычно в Африке, палицы служили как ударное и как метательное оружие (боевое и охотничье), а также как танцевальная принадлежность. Особый вид палицы представлял собой продолговатый, довольно толстый кусок дерева с продольным отверстием посередине. Эту палицу держали рукой за центр так, чтобы пальцы находились в прорези. Она являлась, таким образом, не только ударным, но и парирующим оружием. Такое оружие — первая ступень перехода от палмцы к щиту. Превращение палицы в щит завершается, когда средняя часть приобретает форму расширяющегося утолщения, образующего нечто вроде полусферы с вырезанной внутри ручкой. Как парирующее оружие этот вариант (палица-щит) использовался для отражения не только удара подобной же или какой-нибудь другой палицы, но и копий и стрел. Другой вариант палицы-щита представляет палка с прикрепленной к середине защитной чашкой, кожаной или сплетенной из прутьев. Палицы-щиты имели несколько большую длину (1—1,5 м), чем ударно-метательные палицы. Парирующая палица с кожаным или плетеным защитным приспособлением, в свою очередь, являлась переходной ступенью к двум типам шиллукских щитов. ? Кожаный щит — это та же самая парирующая палица, где защищающая руку чашка выдавлена в центре большой кожа- вой пластины, которая защищала- не только кисть руки, но и тело человека, а составляющая ручку щита палка придавала жесткость в продольном направлении. Пластина щита изготовлялась из сырой (свежей) или размоченной ‘ кожи слона, буйвола, гиппопотама, жирафа, ей придавали форму овала с :заг-нутыми краями и выпуклостью в центре. Палка-ручка пропускалась через прорези с внутренней -стороны пластины по всей ее длине. ‘Пластину щита другого типа—в форме прямоугольника, нередко'с'закругленными краями — плели из тонких iefOK или прутьев. Как и ;в кожаном щите, основой была про дольная палка, которая придавала жесткость и являлась рукояткой (в этом месте плетеный щит также имел выпуклость) п. Наконечники старинных шиллукских копий изготовлялись из рога антилопы (либо рога водяного козла) или из очень твердого тяжелого дерева. Обработка рога для этой цели была довольно сложной. Рог разогревался 'над огнем при периодическом смачивании водой до тех пор, пока не становился в какой-то мере пластичным. Затем его распрямляли и охлаждали. После обрезки, скобления и шлифовки распрямленный рог надевали на деревянное древко. Наконечник из дерева также нередко обрабатывали огнем: кусок дерева очень твердой породы сначала выдерживали в земле, затем в сыром виде с двух концов обжигали в огне, после чего, соскоблив обуглившиеся концы, получали веретенообразную, заостренную с двух сторон форму. Древко для копья с деревянным наконечником 'подбиралось из дерева с полой сердцевиной. Отверстие на срезе древка слегка расширялось режущим инструментом, затем в него вставлялся один из заостренных концов наконечника, обмазанный смолой. Место соединения наконечника (как рогового, так и деревянного) и древка заливалось смолой и туго обматывалось кожаной полоской или растительными волокнами. Иногда на место соединения натягивалась сырая кожа, снятая с хвоста или ноги животного. Копья с наконечником из рога и дерева употреблялись у шиллуков и тогда, когда уже были широко распространены железные наконечники, и считались очень опасным оружием, поскольку их было трудно извлекать из раны 12. Древки копий с железными наконечниками большей частью были тонкими и легкими. Наконечники были нескольких типов, в зависимости от назначения копья. Самая простая форма наконечника — это довольно длинное острие с насадочной втулкой. Возможно, эта форма возникла как подражание наконечнику из рога. Наконечник другой формы уже имел три отчетливо различимые части: насадочную втулку, цевье и листовидное расширение на конце — лезвие, иногда с выкованной продольной жилкой. Копья, имевшие наконечники этих двух форм, были самыми распространенными и употреблялись как для охоты, так и во время войны 13. Простые наконечники, в свою очередь, оказались как бы основой для ковки наконечников ?более сложных форм, которые использовались как парадное оружие или как знак 'принадлежности владельца к высокой социальной категории. Варианты таких наконечников: 1) наконечник простейшей формы (острие с втулкой), но острие по всей длине снабжено длинными, отогнутыми назад шипами, вырубленными при помощи зубила; 2) наконечник с длинным цевьем и листовидным лезвием в горячем виде закручивается, отчего цевье приобретает винтообразную форму; 3) лезвие листовидной формы, на цевье насечены шипы; 4) наконечник из двух частей — насадочной втулки и длинного лезвия (это достигается тем, что цевье проковывается почти по всей длине), лезвие украшается насечкой; 5) наконечник почти такой же формы, но с коротким цевьем фигурной ковки; 6) и, наконец, наконечник сложной формы для копья, представляющего символ власти правителя,— шипы цевья выкованы таким образом, что их расположение составляет как бы рисунок; плоское лезвие имеет сложную форму треугольника с направленными назад углами, ниже которых «а перевитой части цевья располагается пара (или несколько) больших, отогнутых назад шипов. Эта последняя форма наконечника представляет собой как бы сочетание всех предыдущих. Следует учесть, что указанные типы комбинировались в варьировались по ширине и длине лезвий. Втулки наконечников большей частью выкованы небрежно, задний тупой конец заготовки наконечника расплющивался в плоский треугольник, затем 'сковывался в коническую трубку, но шов не сваривался. Копья шиллуки использовали для охоты на львов, леопардов, слонов; антилоп и других более мелких животных ловили при помощи ловушек. Копья с наконечниками, обладающими шипами, употреблялись и как гарпуны для добычи крупной рыбы. В качестве орудий для охоты «а гиппопотамов и крокодилов шиллуюи применяли гарпун с железным наконечником. Древко гарпуна — это массивный кусок дерева. Наконечник — плоское лезвие с шипом и черенком, имеющим кольцо. Черенок наконечника перед броском вставлялся в отверстие древка. За кольцо привязывалась веревка, «а другом конце 'которой имелся поплавок из обрезков стеблей амбача 14. После броска, когда острие наконечника вонзалось в тело животного, древко отваливалось. По поплавку следили за поведением раненою зверя. При охоте с гарпуном на гиппопотамов использовались плоты из амбача. Мясо гиппопотамов было излюбленной пищей шиллуков. Маленькие гарпуны — уменьшенный вариант копья с наконечником с шипами,— снабженные кольцом и бечевкой, употреблялись для добычи рыбы. Как речные жители, шиллуки были искусны в изготовлении лодок. Человек, умевший делать лодки, пользовался большим уважением. Выдалбливали лодку с применением выжигания из цельного древесного ствола. Но дерева, пригодного для долбления, в стране шиллуков было мало, поэтому кроме долбленых лодок они широко использовали несколько вариантов особого плавательного сооружения из стволов дерева амбач. Ствол амбача разрезали на несколько частей, их связывали вместе и таким образом получали поплавок, который использовался для переправы вплавь — человек ложился грудью на поплавок и обхватывал j его руками. Для изготовления лодки-плота выбирали несколь- | ко стволов амбача одинаковой длины и толщины и правильной ! изогнутой формы. Стволы складывались широкими частями в одну сторону и связывались в нескольких местах. Тонкие [ загнутые концы собирались вместе и также связывались, отче- | го сооружение приобретало форму лодки с широкой, тупо сре- I занной кормой и заостренным, плавно приподнятым носом. Такая лодка-плот поднимала двух-трех человек и использова- I лась для самых различных целей — от переправы до охоты на | гиппопотамов. Она была легка на ходу, хотя и не очень устой- \ чива. Плавали на «ей при помощи шеста, поскольку глубокие : места в верховьях Нила и его притоков редки. В сухом виде [ лодку-плот легко переносил один человек, и для просушки их : обычно хранили на берегу'15. Кроме того, изготовляли большие ! плоты из стволов амбача, способные выдерживать значительный груз. Их употребляли или для перевозки имущества, или (реже) для переправы скота на другой берег.
<< | >>
Источник: Э.Л. ПУГАЧ. Культура народов верховьев Нила. 1985

Еще по теме Динка:

  1. Область применения
  2. Требования безопасности при производстве булочек "Йодинка"
  3. Глава XLIX. Патент о поединках и начинании ссор 1.
  4. АА.Никишенков ЭДВАРД Э.ЭВАНС-ПРИЧАРД В ИСТОРИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. Глава I СКОТ — СРЕДОТОЧИЕ ИНТЕРЕСОВ НУЭРА
  7. Глава II ЭКОЛОГИЯ
  8. Глава IV ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
  9. Глава V СИСТЕМА ЛИНИДЖЕЙ
  10. КОЛЛЕКЦИИ В. В. ЮНКЕРА В МАЭ
  11. О НАРОДАХ, ПРЕДМЕТЫ КУЛЬТУРЫ КОТОРЫХ СОСТАВИЛИ КОЛЛЕКЦИИ В. В. ЮНКЕРА
  12. Динка
  13. Бари и ньянгбара
  14. Авукайя
  15. Предметы из дерева в коллекциях