<<
>>

§ 3. Этнологические знания в XVIII в.

В XVIII в. продолжилось расширение географического горизонта, открытие и захват европейцами новых стран. Литература XVIII в. довольно богата этнографическими сведениями о североамериканских индейцах.
Наиболее содержательны сообщения миссионеров-иезуитов Пьера де Шарльвуа (путешествовал по Канаде в 1705-1709, 1720-1722 гг.) и Жозефа-Франсуа Лафито. Последний, кроме собственных наблюдений, использовал сведения других членов ордена (в частности, Жюльена Гарнье, прожившего среди ирокезов, гуронов, ал- гонкинов более 60 лет). Из трудов о Южной Америке выделяются работы монаха Григорио Гарсиа «Происхождение индейцев Нового Света и Западной Индии» французского врача Пьера Баррера «Новое известие о равноденственной Франции», патера-иезуита Мартина Добрицгофера «История абипонов» (абипоны — народ в Западном Парагвае). После заключения Парижского мира 1763 г. колониальное соперничество между Англией и Францией вылилось в соревнование научных экспедиций. Был открыт восточный берег Австралии и большинство островов Океании. Наиболее содержательными в этнографическом плане были морские экспедиции французов Луи- Антуана Бугенвиля,28 Жана Франсуа Лаперуза, англичанина Джеймса Кука. Сын батрака Кук не имел систематического образования, но его исследования отличаются высоким профессионализмом и добросовестностью.29 Кук совершил 3 плавания (1768-1771; 1772-1775; 1776-1779 гг.), и каждое сопровождалось выдающимися открытиями. Во втором плавании спутниками Кука были видные немецкие учёные Йоган-Рейнгольд Форстер и его сын Георг Форстер. Младший Форстер30 описал плавание с Куком в двухтомном труде «Путешествие вокруг света». Вкладом в этнографию Африки можно считать «Путешествие в Гвинею» (1705 г.) голландца Виллема Бос- мана и «Описание Мыса Доброй Надежды» (описание готтентотов) немца Петера Кольбе. В 1736 г. вышел четырехтомный сводный труд о Китае иезуита Жан-Батиста Дюгальда.
В 70-е гг. XVIII в. миссионер-иезуит Йозеф Тиффенталер на основе тридцатилетних личных наблюдений составил «Описание Индии». Француз, путешественник-ориенталист Абраам Анкетиль-Дюперрон по итогам поездки 1755-1761 гг. издал два труда об Индии, а в 1771 г. опубликовал перевод обнаруженных им у парсов священных текстов «Авесты». В 1761-1767 гг. большое научное путешествие по Аравии, Месопотамии, Египту и западному побережью Индии совершил Карстен Нибур. Он оставил «Описание Аравии» и «Путешествие по Аравии и другим странам». В теоретико-методологическом плане в XVIII в.: - началось становление сравнительно-исторического метода; - появилась общая схема всемирно-исторического развития человечества, основанная на этнографических материалах; отсталые народы стали рассматриваться как представители ранней стадии этого развития, а сведения о них переноситься на европейскую старину; - этнографические данные начали использоваться как аргумент в идейно-политической борьбе. Сравнительно-исторический метод состоит в выявлении сходств, параллелей, аналогий в быту и культуре географически и хронологически удаленных народов. Он ведет или (1) к идее общей исторической закономерности, вызывающей повторяемость культурных явлений, или (2) к идее культурной диффузии. Применительно к религии сравнительно-исторические построения одним из первых начал использовать английский философ-материалист, атеист Джон Толанд (1670-1722).31 Упоминавшийся выше Жозеф-Франсуа Лафито (1670-1740), написал книгу «Нравы американских дикарей в сравнении с нравами древних времен», где сопоставил известия античных авторов и церковных деятелей древности с современными ему этнографическими материалами об индейцах. Правда, выводы у Лафито получились не вполне корректными. На основании весьма шатких сопоставлений он утверждал, что американцы (индейцы) и древние народы Европы «происходят от одного ствола».32 Идея единых закономерностей в развитии человеческой культуры и представление о стадиальности этого развития просматривается в работе Георга Форстера, плававшего с Куком. «Люди при сходном уровне культуры, — утверждал Г.
Форстер, — могут быть похожи друг на друга даже в самых удаленных одна от другой частях света». Шарль де Бросс (1709-1777), французский писатель, литературовед, историк, используя сравнительный метод, поставил вопрос об общей закономерности в развитии религий разных народов. Де Бросс утверждал, что человек, предоставленный «своему естественному грубому и дикому состоянию, ... не образованный никакой обдуманной идеей или подражанием», будет мыслить и действовать всегда и везде одинаково, почему мы и застаем в разные эпохи, в разных уголках Земли одни и те же «примитивные обычаи». «...Везде одна и та же механика идей, откуда вытекает и механика действий». Схема всемирно-исторического развития человечества появилась в XVIII в. как альтернатива богословскому пониманию исторического процесса. По взглядам на историю философов-просветителей можно разделить на две группы. Представители первой (Жан-Жак Руссо, Дени Дидро) писали о счастливом «детстве» человечества якобы беззаботно жившего по законам природы, а развитие цивилизации приравнивали к искажению этих законов;33 представители второй (Анн Робер Тюрго, Жан Антуан Кондорсе,34 частично Вольтер и др.) видели в истории непрерывное развитие разума, движение «от дикости к светлому будущему». Известная в античности идея о влиянии географической среды на «свойства» народов в «век просвещения» ожила в «Духе законов» (1748 г.) Шарля Луи Монтескье. И так же, как Гиппократ и другие древние авторы, Монтескье приводил очень некорректные доказательства влияния климата на психические и физические особенности человека. Заслуживает также внимания труд англичанина Адама Фергюссона «Опыт истории гражданского общества» (1768). Фергюссон утверждал, что в современном ему состоянии народов Америки, арабского Востока и других регионов мы видим как в зеркале черты жизни наших собственных предков. Фергюссон предложил различать «дикость» (когда не было собственности) и «варварство» (к собственности уже стремились, но она еще не была закреплена законом).
Первой форме собственности (точнее ее гипотетическому отсутствию) как тип хозяйства, будто бы, соответствует охота, второй — скотоводство. Образцом дикого состояния Фергюссон считал ирокезов, варварского — готтентотов. В этих построениях он, как позднее выяснилось, ошибался, но его главная мысль, что цивилизация характеризуется, прежде всего, установлением и законодательным закреплением режима собственности, для некоторых стран не утратила своего значения и по сей день. В Германии в 1785 г. увидел свет богатый этнографическим материалом «Общий очерк истории человечества» писателя, философа и историка Христофа Мейнерса (Майнерса). Другой немецкий философ и литератор Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) в «Идеях к философии истории человечества» предвосхитил эволюционизм середины XIX в. Гердер отстаивал единство всего человечества, различия в бытовом укладе объяснял различиями в среде обитания, определяющими тип хозяйственной деятельности. Как и в природе, писал он, мы находим порядок восходящих форм, так и развитие человечества рисуется как огромное поступательное движение. Гердера отличали представления о каком-то мистическом «национальном духе», якобы придающем каждому народу неповторимое своеобразие и проявляющемся в народном творчестве, народных обычаях. Идеи Гердера стали знаменем немецкого, а потом и славянского национализма. Выражением качественных изменений в сфере изучения обычаев, традиций, образа жизни разных народов стало появление в конце XVIII в. терминов этнография (в Германии) и этнология (во Франции), обозначавших особую научную дисциплину.
<< | >>
Источник: Зорин А.Н.. Основы этнографии. 1994

Еще по теме § 3. Этнологические знания в XVIII в.:

  1. Глава 14. Рассуждения, используемые в гуманитарных областях знания
  2. 20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.
  3. Методы научного исследования, формы научного знания
  4. Эволюция философского знания.
  5. 1.7. Европейский гуманизм ХVII - XVIII веков
  6. ГЛАВА2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АКЫНОВ XV—XVIII ВЕКОВ
  7. ОПЫТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ESSAI SUR L'ORIGINE DES CONNAISANCES HUMAINES
  8. § 3. Власть-знание: от археологии к генеалогии
  9. Между дискурсией и дискурсом
  10. Философская мысль в России начала XVIII века: преемственность и перспективы развития
  11. 9.2. КУЛЬТУРА РОССИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVIII - КОНЕЦ XIX ВЕКОВ)
  12. Становление распространения научного знания в России XVIII – XIX веков75
  13. «Корпускулярная философия» М. В. Ломоносова
  14. Раздел 1. РАЗВИТИЕ ЭТНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
  15. Глава 1. Очерк истории этнологических знаний в Европе до XVIII в.
  16. § 3. Этнологические знания в XVIII в.
  17. Древность человека.
  18. Я.Ш Осипов Магия политэкономии и магизм политэкономов