<<
>>

III.2.2. Сакральные изображения.

В рассказах о том, как выглядели объекты культового поклонения евреев, проявляется одна общая черта — рассказчики постоянно апеллируют к опыту «своей» традиции, пытаясь описать элементы «чужого» культа в привычных и знакомых им терминах" «Синагога була, я помню, двухэтажна, дуже красива вйделка — тамо внизу — зараз Нина Круплячка там построилась.
На тому мисти. Синагога дуже красива була. Ходыла я в суботу свичкы гаситы. „Юзя, иды свичкы погаси, тоби можно“. В суботу. Лихтари [светильники] були покрашены. Дэсять божьих заповедей було там, так, як зараз дэсять божьих заповедей. Таблыця Мойсея була. Но Мати Божьей и Исуса Христа не було. Христа нигдэ там не було» (Ю. С. Резник, 1929 г. р., Мурафа, Шар- городский р-н Винницкой обл., 2001, зап. О. В. Белова, В. Я. Петрухин). О красивом, когда-то украшенном лепными рельефами здании синагоги вспоминают и в западнобелорусском селе Новый Двор: «У них там [в синагоге] были боги, но не на иконах, а на коже, скрученные были хоры, пели певчие, молились в Чистую субботу» (М. И., 1933 г. р., Щучинский р-н Гродненской обл., 2004, зап. О. В. Белова). Эти священные предметы (рассказчица называет их «богами», именно этот термин до сих пор бытует в народе для именования христианских икон) местные жители сберегли во время войны, уже после того, как немцы угнали евреев из местечка. Среди суеверных представлений украинцев Черниговской губ. было зафиксировано поверье о целительной силе некоего «жидывського Бога», изображение которого следовало носить на шее для излечения от лихорадки-«жидовки»: «Это — икона, нарисованная на телячьей шкуре. Добыть ее может только „москаль“ (солдат). Если не поможет ношение этой иконы, то нужно прижечь ее на огне и дымом ее подкурить больного» (Шарко 1891: 171-172).
<< | >>
Источник: Белова О. В.. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. — М.: «Индрик». — 288 с. (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования.). 2005

Еще по теме III.2.2. Сакральные изображения.:

  1. III.2.2. Сакральные изображения.
  2. III. ВОЙНА И САКРАЛЬНОЕ
  3. СТРОЕНИЕ, ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЕ И МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА КОМПЛЕКСОВ Eu(III) И Tb(III). СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ ЛЮМИНЕСЦЕНЦИИ Eu(III) И Tb(III) В РАЗНОМЕТАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСАХ
  4. § 71. Древнейшее изображение царицы
  5. ЧЕЛОВЕК И САКРАЛЬНО
  6. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ САКРАЛЬНОГО
  7. Полярность сакрального
  8. 18.4. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
  9. ТЕКСТ И ИЗОБРАЖЕНИЕ
  10. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОЛОВ
  11. РАБОТА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ
  12. ЧЕТЫРЕ СТАДИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ МЕНЬШИНСТВ
  13. Праздник — обращение к сакральному
  14. Дополнения I. ПОЛ И САКРАЛЬНОЕ
  15. ИЗУЧЕНИЕ САКРАЛЬНОГО
  16. ОБЩИЕ ОТНОШЕНИЯ САКРАЛЬНОГО И ПРОФАННОГО
  17. ТРАНСГРЕССИВНОЕ САКРАЛЬНОЕ: ТЕОРИЯ ПРАЗДНИКА
  18. ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ АФРО-АМЕРИКАНЦЕВ
  19. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРОПОВЕДНИКОВ И СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ