<<
>>

Изготовление металлических предметов

Общеизвестно, что в доколониальной Африке во многих местах занимались плавкой железа, а обширная торговля металлом, заготовками и готовыми изделиями давала возможность пользоваться предметами из железа тем народам, которые сами не производили или не обрабатывали его.
Возникновению, а затем и широкому распространению плавки железа способствовало то обстоятельство, что основные почвы Африки—латеритовые, -в составе которых имеются соединения железа. Отмечались случаи, когда на поверхности почвы скапливалось такое большое количество окислов железа, что ими пользовались как железной рудой. Можно сказать, что земли, пригодные для выработки железа, встречаются по всей Тропической Африке. Несмотря на кажущуюся, по описаниям авторов-европейцев, примитивность, процесс плавки железа в Африке был достаточно 'совершенным Для этого применялись дробленая, обогащенная руда, древесный уголь и 'воздуходувные мехи. Способы плавки, были различны по технологии. Самым простым из них были небольшие кучи-костры: легко разгорающечея тсжливо, древесный уголь, руда и снова уголь. Более распространен был способ получения восстановленного железа в неглу/юких ямах или траншеях, диаметром 1—2 м, глубиной 0,8 м, где также чередовались слои угля и руды. Затем следует использование в качестве плавильной печи термитников. Все эти способы давали небольшое количество металла и невысокого каче- ' ства, который, однако, был вполне пригоден для изготовления - простых хозяйственных орудий и охотничьего оружия. Металл несколько более высокого качества, применявшийся для изготовления наконечников земледельческих и хозяйственных орудий, охотничьего и простого военного оружия, проволоки и т. п., получали в больших глиняных печах высотой 1— 3 м, диаметром 0,7—2 м. Такие печи имели вид широких и от- • носительно низких, чаще всего конических, труб со стенками различной толщины. .В нижней части по окружности располагался ряд отверстий для вентиляции и для раздувания огня мехами в начале процесса плавки.
Еще ниже было одно-два отверстия для извлечения металла и шлака. Загружалась печь сначала .растопкой, за ней следовал слой угля, затем перемежались руда и уголь слоями, сверху укладывался слой угля. Наиболее совершенным было получение металла (с большим содержанием углерода), который шел на изготовление кузнечных орудий, специального режущего инструмента, оружия высокого качества, в малых печах-домницах, главным образом в тех районах, где близко к поверхности в достаточном количестве залегали руды с высоким содержанием окислов железа. Эти печи представляли собой невысокие, высотой 0,7—1,8 м и диаметром 0,3—0,7 м, толстостенные глиняные трубы с узким каналом внутри. В нижней части по окружности делалось несколько отверстий, через которые по глиняным трубкам подавался воздух из мехов в течение всего процесса плавки. Снизу имелось большое отверстие для извлечения спекшегося металла и шлака. Из этих печей также получали пористое восстановленное (губчатое) железо, хотя и с меньшим содержанием шлака, чем из больших печей. Дальнейшая обработка получаемой в результате перечисленных способов выплавки спекшейся железной массы заключалась в нагревании ее в примитивном горне (несколько камней окружали горку древесного угля, огонь которой раздувался мехами) .и обработке молотом, вследствие чего из нее удалялись шлаки, а зерна железа сваривались в сплошной кусок. Следует отметить, что поскольку африканские кузнечные инструменты были чрезвычайно просты, а количество шлака в восстановленной пористой железной массе значительно, то полностью удалить шлак не удавалось, и он присутствует в африканских железных изделиях в больших или меньших количествах. После проковш губчатого железа получали железо-фабрикат, которое шло в дальнейшую кузнечную обработку. Употреблявшиеся для этой цели инструменты были несложными. Прежде всего следует сказать, что в Африке не было специальных 'Металлических наковален и молотов, надетых на деревянную рукоятку. И то и другое в одних случаях заменяли два камня, в других — широко распространенный железный ударник.
Такой молот-ударник был основным инструментом африканских кузнецов. В самом простом варианте он .представлял собой железный стержень округлого сечения длиной 25—30 см, диаметром 4—5 см, заостренный с одного и тупой с другого конца. Для грубой работы было достаточно одного такого зажимаемого в руке ударника и плоского камня вместо наковальни, а для более сложной и тонкой работы пользовались несколькими ударниками. При этом один из них, забитый острым концом в толстый обрубок дерева, служил наковальней. Такое (использование однородного орудия ковки и как молота, и как наковальни характерно только для Африки. Для грубых работ применялись ударники с выпуклой стороной, круглой в сечении, для тонких работ —с плоской ударной частью, имеющей квадратное или прямоугольное, с округленными углами сечение. При помощи таких кузнечных инструментов невозможно выковать что-либо сложное. Столь характерная для Африки листовидная форма лезвий ножей, наконечников копий и стрел или овальная форма лезвий скребков, топоров, мотыг обусловлена простотой инструментов. Этим же и ограничена возможность изготовления крепежной части изделий. Такими инструментами можно выковать только черенок или незамкнутую втулку для насадки на деревянную рукоятку или древко — две основные формы крепления лезвий и наконечников в Африке. Насаживаемый черенко-м наконечник может расщепить древко. Поэтому сначала в древке раскаленным стержнем прожигают отверстие, размером соответствующее черенку наконечника. Для надежности этот конец древка обычно укрепляется: его обматывают гибкой полосой коры, кожей, сухожилием, надевают втулку из шкуры с хвоста или ноги животного (в сыром виде) либо скрученную спиралью железную полосу. Таким же образом крепят лезвия мотыги или топора в утолщенной головке рукояти, забивая черенок в прожженное отверстие. До настоящего времени при кузнечных работах в Тропической Африке чаще используют клапанный тип мехов. Это или цельная шкура небольшого животного, или сшитый из куска шкуры мешок. С одного конца он открыт, и края присоединены к двум дощечкам-планкам с кожаными петлями, в которые вставляют пальцы: в одну — большой, в другую — остальные.
Во время «вдоха» дощечки раздвигают, а во время «выдоха» плотно сжимают. В закрытый конец мешка вставлена деревянная трубка с насадкой-ооплом из обожженной глины на конце. Для нагрева небольших изделий пользуются одним мехом, для -больших — двумя. И железную заготовку, и обрабатываемое изделие кладут в. горн, вынимают из него и держат во время работы кузнечными щипцами. Простейшие кузнечные щипцы, существовавшие в некоторых районах Тропической Африки, а возможно*, употребляющиеся и поныне,— это согнутый пополам отрезок ветви сырого («зеленого») дерева длиной около метра, на который надевали для зажима металлическое кольцо. Раскаленное изделие захватывали концами и, сдвигая кольцо, . зажимали. Когда дерево обгорало и становилось коротким, его заменяли. Железные щипцы африканских кузнецов были устроены так же; это, по существу, пинцет с кольцом. . Наряду с ударниками африканские кузнецы широко использовали различных размеров зубила, которыми работали как по горячему металлу, так и по остывшему, делая зубцы, насечку, штриховку. Точечный орнамент выбивали притупленными кер- на'ми. Для точки, выглаживания и шлифовки вместо напильни ков употребляли «точильный камень». Горячая ковка нередко перемежалась холодной слесарной обработкой, но почти всегда процесс изготовления железных 'изделий заканчивался закалкой (нагреванием в горне до 800—1000° С и затем резким охлаждением на воздухе или в жидкости). Если в заготовке содержалось недостаточно углерода, то вместо закалки получалось только воронение — изделие приобретало ровный цвет от темно-серого до черно-синего. Изготовляли африканские кузнецы изделия самые разнооб- разные. Это прежде всего наконечники стрел и копий, часто с шипами и зубцами, которые либо вырубались зубилом, либо наваривались — нагревались и -в горячем 'виде ударами молота приваривались к цевью2. На .нижних концах древков часто укреплялись раздой формы кованые железные насадки-утяжелители. Далее следуют многочисленные ножи, кинжалы, мечи, бритвы, лезвия мотыг и других сельскохозяйственных инструментов, лезвия разнообразных топоров.
Особой тщательностью обработки отличались изделия, предназначенные для ритуалов и являвшиеся знаками достоинств, например церемониальные топоры. Они могут служить образцами сложной кузнечно-сварочной работы африканских мастеров. Искусной кузнечной работы требовало 'изготовление широко распространенных в Африке колокольчиков. Для этого железную пластину продолговатой формы, нередко сужая ее е середине, в горячем состоянии расковывали до чашевидной формы, сгибали .пополам и сваривали края. Железные украшения были многочисленны и разнообразны. Это различные ручные и ножные браслеты, шейные кольца, подвески, бусы из железных цилиндриков, передники из цепочек или подвесок и т. п. Часто для их изготовления применялась проволока. Африканские кузнецы знали два способа получения проволоки — ковкой, когда обковывался брусок-заготовка квадратного сечения, что давало толстую проволоку сравнительно небольшой длины, и протягиванием, когда последовательно через разной величины отверстия в волочильной дооке протягивали длинную заготовку из сваренных кусков юовавой проволоки. На изготовление цепочек, достигшее в отдельных районах высокого уровня мастерства, колечек, обмоток, а также для инкрустации по дереву шла кованая проволока, вруг- . лая или плоокая. Для обмена и торговли железом в доколониальной Африке употреблялись: куски железа различной величины; частично обработанные заготовки наконечников «опий и стрел или лезвий мотыг (топоров); готовые изделия, а также проволока для изготовления украшений и ритуально-магических предметов и своеобразные изделия из железа, как будто вырезанные из тонкого железного листа, похожие на метательные ножи, наконечники и другие предметы очень больших размеров, которые иногда называют «железными деньгами». Б отличие от железных, 'изделий из меди или медных сплавов в материальной 'культуре народов доколониальной Африки было значительно меньше, и назначение их ограничивалось в основном украшениями и -предметами ритуально-магического характера. Это можно объяснить ка-к меньшей распространенностью медных руд «о -сравнению с железными, так и тем, что производство железа и выделка из него изделий были менее сложны, чем выплавка меди и ее -сплавов и литье из них.
Районы самостоятельной выплавки меди -в Аф-рике были немногочисленны, но плавкой и обработкой готовой меди как поделочною материала занимались во многих местах. Для выплавки медную руду (для Африки это в основном малахит) дробили, обогащали промыванием, -обжигали на открытом ©оздухе и плавили либо в небольших плавильных печах, либо в _тиглях, но обязательно ири условии искусстве иного дутья и поддержания необходимой температуры. Медь имеет в сравнении с железом более низкую температуру плавления и в жидком состоянии стекает на дно печи или тигля. Но в результате такой плавки получалась не чистая, а так называемая черновая медь, содержащая примеси других металлов. Для ее 'Превращения -в красную медь необходим следующий процесс — рафинирование,— по-видим-ому не применявшийся в Африке, поскольку нет никаких сообщений об этом. Вероятно, африканцы вырабатывали только п-ригодную для литья черновую медь, которая в процессе последующих плавок немного очищалась от -примесей, но не приобретала ковкости. Предметы же из к-расной меди, видимо, изготовлялись 'из привознаг-о материала. Наряду с -медью африканские кузнецы употребляли и сплавы меди с другими металлами — свинцом, железом, цинком и др. Вероятно, подобные сплавы получались случайно, в результате -наличия примесей в -руде, из которой плавили медь. Полученную из руды медь или медный -сплав для дальнейшей обработки расплавляли в глиняном тигле, а затем отливали нужное изделие. Отлитаки изделий из меди 'или медных сплавов африканские -кузнецы производили двумя способами. Первый заключался в однократном употреблении модели изготовляемого изделия и закрытой литейной формы. Сначала из сгустившегося сока растений (например, каучуконосов, гуммиарабика, камеди) или из воска делали модель отливаемого предмета. Затем модель покрывали -слоем жидкой глины или размельченной термитной массы. 'По 'высыхании глины все сооружение «атревали над огнем до тех шор, пока восковидная модель не -выгорала (или не вытекала). В образовавшуюся таким образом полость еще раскаленной глиняной формы наливали расплавленную медь. После остывания разбивали глиняную форму и извлекали отлитое изделие. Для полых внутри и для крупных предметов модель делали не целиком из восковидной массы, а сначала лепили из глины формовочную шишку, коей придавали основные контуры отли ваемого предмета. Поверх этой шишки лепили из восковидно! массы модель предмета со всеми деталями. Затем модель также обмазывали глиной, нагревали, 'в полученную форму заливали металл, а после остывания не только разбивали глиняную поверхностную форму, но и извлекали из изделий формовочную шишку. Вероятно, с появлением в Африке «желтой меди» — латущ (Кшлава меди со свинцом или цинком), мягкой, гибкой и до- вольно ковкой, в виде стреляных .ружейных гильз и других предметов, а также цинка, например, цинковых ящиков, в которых европейские путешественники хранили боеприпасы ил» ценные вещи, появляется и распространяется второй способ отливки —в открытой форме. В этом случае форму изготовляли из сырой глины или выдалбливали из мягкого камня, а для мелких грубых отливок вырезали даже из дерева, обмазывая внутреннюю часть нетолстым слоем глины, и оттискивали в ней модель изделия или готовый предмет. Модель делалась из любого твердого материала, например, вырезалась из дерева. Чаще всего модельпередавала развернутый («распрямленный») вид будущего предмета, -например браслета, шейного кольца. После оттиска форма хорошо высушивалась и заполнялась, расплавленным металлом. По остывании изделие извлекали из. глиняной формы, не разрушая ее, что позволяло употреблять форму неоднократно. Отлитому развернутому изделию придавали необходимую форму сгибанием. Отливки в глиняных формах с лицевой стороны получаются шероховатыми. Поэтому остывшее изделие африканские кузле- цы подвергали дальнейшей обработке: зубилом срубали лишние выступы, гладкие поверхности зачищали и шлифовали камнем или песком, режущим инструментом наносили штриховку, точки, гравировку и т. п. Кованые изделия из меди -менее характерны для Африки, чем литые, и материалом для них служила либо рафинированная красная медь (например, медные наконечники копий мангбету .ковались из красной меди), либо латунь. Привозные красная медь и латунь -в Африке подвергались- характерной для железных изделий обработке. Из них тянули- проволоку, плющили ленты для обм-отки различных изделий; их ра-оковывали в тонкие листы для обкладки деревянных предметов, например рукояток церемониальных топориков; из -них делали инкрустацию железных -изделий — в прорубленные- зубилом на железе глубокие борозды закладывали медную проволоку или пластинку, проковывали выступающие края вырубленных канавок, которые прочно зажимали медь, затем изделие шлифовали. -Очень распространена была отделка деревянных предметов, особенно .рукояток ножей, забитыми, медными скобочками или штифтиками. Обмотки медной, латунной проволокой или лентой имелись на многих изделиях. Они выполняли роль и украшений, и обвязок для прочности. Медь как -материал для 'Поделок во все те районы, где оиа не выплавлялась, в том числе и в районы путешествий В. В. Юнкера, поступала из Центральной Африки по внутренним торговым путям, по тем же, по которым распространялось и железо. В местах плавки меди изготовлялись специальные слитки крестообразной или другой формы для обмена и торговли. Предметы из металла в коллекциях Копья как охотничье и боевое оружие были широко распространены © Африке. По давней традиции копье было оружием либо юноши-воина, готовившегося стать полноправным членом коллектива, либо взрослого мужчины. Африканские копья можно условно разделить на два вида — легкие и тяжелые. Наконечники легких копий часто снабжались многочисленными зубцами, усиками и т. л. Их назначение заключалось в том, чтобы застрять в теле животного, которое, убегая, оставляло заметный кровавый след и теряло силы. Тяжелое копье бросали с очень близкого расстояния либо ударяли им. Наконечники тяжелых копий имели больший вес за счет удлинения или расширения лезвия. Их формы были простыми, как правило без насечек и зарубок. Очень часто и легкие, и тяжелые копья на конце древка имели железную (насадку. Насадки тяжелых копий всегда были более массивны. Наконечник и древко копья скреплялись двумя способами— черенком (преимущественно очень легкие копья) и втулкой (как лешие, так и тяжелые). В комплекте вооружения воина копье было неотделимо от щита, щит достаточно широко использовался на охоте, когда объектом охоты были хшцники, кабаны, особенно в ритуальных охотах, связанных с обрядом инициации. В собрании В. В. Юнкера 97 копий и 16 наконечников к ним. Четыре копья определены собирателем как дарфурские. Они имеют листовидные наконечники, насаженные втулкой, на конце одного — массивная железная обмотка. Древки этих копий обтянуты зеленой кожей сафьяновой выделки. Длина копий —от 168 до 212 см (5223—105, 106, 118, 127). Три пипмейских (копья отличаются от других копий коллекции своими небольшими размерами (длина — 126—128 см) и тем, что железные насадки в виде стержня вставлены в нижний торец древка (5232—2, 3, 4). Копье из Уганды (5233—59) имеет надеваемый на кромки листовидного лезвия ободок — чехол из сыромятной кожи, украшенный пучком волос. Основная же часть копий — в коллекции 5234—была собрана в области Бахр-эль-Газаль. Формы их наконечников относи тельно однообразны. Лезвия либо листовидные, либо в форме вытянутого треугольника, либо мечевидные (узкие и длинные). У многих лезвий то центру проходит хорошо прокованная рельефная жилка, в целом же большинство лезвий имеет в се- чеяши вид сильно вытянутого в стороны ромба. Цевья наконечников— круглые в сечении или многогранные, на многих экземплярах—с многочисленными шипами, зубцами, насечками. Насадка наконечников большей частью втулочная, втулки незамкнутые. Если же наконечник насажен черенком, то, как правило, на конце древка используется обмотка из железной полосы, кожи или растительного ьолокна. На многих древках имеются насадки-утяжелители: либо в виде скрученных толстых полос железа, либо в форме заканчивающейся острием втулки. В некоторых случаях на древках обмотка медной проволокой, узкими металлическими лентами, змеиной кожей « т. п. Интересны четыре копья (номера 157, 192—194), целиком выкованные из железа. Их наконечники (два листовидных я два ромбовидных) переходят IB длинный, круглый или четырехгранный в сечении стержень, заменяющий древко. У двух копий конец стержня-древка расширен ковкой, у двух других на конце обмотка из железной ленты. Длина этих копий—от 157 до 162 см. В целом же размер копий 'из этой коллекции — от 156 до 245 см, а длина наконечников — от 17 до 91 см. Следует выделить два наконечника из красной меди (номера 48, 116), сложного профиля, с насечками. Один насажен на легкое древко, обмотанное на концах медной проволокой. Их форма повторяет форму ножей мангбету. Самую значительную часть собрания В. В. Юнкера занимают стрел ы — их более тысячи. 993 включены в коллекцию 5229 и не обозначены по принадлежности определенному народу, 51 стрела — пигмеев акка, 17 наконечников стрел — бари и 6 наконечников — авукайя. Большинство стрел — легкие, неоперенные, предназначались для стрельбы из несильного лука с крученой тетивой. Это видно из того, что вырезы на пятках стрел хотя и есть, но неглубокие, следовательно, стрела зажималась щипком, большим и указательным пальцами, что не годится для стрельбы и? сильного лука. Древки очень легкие, из камыша, для предотвращения раскола концы обмотаны. Основная часть стрел имеет железные, чаще всего шиловидные, т. е. узкие и длинные, легкие по весу наконечники, которые вставлены в древко черенком3. Отсутствие оперения, равно как и форма наконечников, позволяет предположить, что такие стрелы использовались для стрельбы по крупным рыбам с близкого расстояния. Неоперенная стрела далеко не летят, а на рыбу охотятся с луком и стрелами либо с берега у глубокой воды, либо с какого-либо плавательного приспособления. Бьют рыбу в тот момент, когда она подходит почти к самок поверхности, поскольку я а близком расстоянии от лука неопе- ренная стрела летит еще прямо, а кроме того, стрелку нужно делать меньшие поправки на преломление света в воде. Иногда в момент выстрела кончик наконечника почти погружают в «оду, т. е. практически лук используется для нанесения быстрого удара4. Но для охоты на наземных животных подобные стрелы непригодны из-за неспособности нанести глубокую рану (шиловидные, без плоского режущего лезвия 'наконечники за'кры.вают раневое отверстие и кровотечения не вызывают). Такое употребление их неоправданно также из-за частой потери относительно дорогого наконечника, остающегося в теле убежавшего- зверя. Другая 'часть стрел — тоже с неопер-евны-ми 'пустотелыми древками и со вставленными черенками железными наконечниками. Но на наконечниках есть плоский, довольно широкий, различной формы кончик-лезвие, а их четырехгранный стержень может иметь на двух или -всех четырех гранях зазубрины, усики и т. 'П. Возможно, такие стрелы использовались для стрельбы по мелким зверькам, потому что расширенный плоский кончик наконечника наносил резаную кровоточащую рану. Но скорее всего -они не предназначались для промысловой охоты, а ими пользовались подростки для тренировки в стрельбе из лука или для приобретения навыков в преследовании раненого животного в условиях высокотравной или кустарниковой саванны. Стрелы, рассчитанные на глубокое проникновение в тело животного или человека, имеют металлические наконечники простой заостренной или вытянутой листовидной формы, поскольку наиболее простая форма легче протыкает или прорезает шкуру (кожу) и ©стречает наименьшее сопротивление. Древко такой стрелы должно быть тяжелым, чтобы дольше сохранять в полете энергию лука. Оно должно быть оперенным и иметь глубокий врез для тетивы. При всем многообр азии железных наконечников стрел из собрания В. Юнкера их -можно и по форме, и по способу ковки подразделить на два основных вида. Первый — шиловидный четырехгранный стержень (основная заготовка). Второй—длинный 'четырехгранный стержеиь с плоским режущим лезвием на конце (та же заготовка с 'Дополнительным изменением острия). Из этих основных видов образуются три серии вариантов (рис. 38). Первая — разнообразные наконечники, имеющие насечки, шипы, зубцы и узкий треугольный конец, как правило, с двумя длинными усиками. Вторая — такой же стержень с раз;нообразным.и шипами, но на конце — плоское листовидное лезвие. Третья — промежуточная: стер жень с шипами или насечками и на конце плоское треугольное лезвие с двумя усиками. Есть несколько наконечников, о которых следует сказать особо. У наконечников стрел 902 и 1012 из коллекции 5229 стержень с шипами извит змееобразно. Наконечники стрел 598 и 698 из этой же коллекции состоят из двух деталей—на конце стержня имеется незамкнутая втулочка, в которую вставлена черенком остальная часть наконечника (возможно, это следствие ремонта). Длина стрел—от 47 до 79 см, длина наконечников — от 10 до 22 см. 38 пигмейских стрел в коллекции 5232 имеют железные наконечники с листовидным или треугольным лезвием на стержне, который может быть снабжен шипами, зубцами, насечками. Шесть из этих наконечников насажены черенком, и в месте соединения наконечника и древка сделана обмотка. Остальные туго насажены втулкой на заостренный, смазанный смолой конец древка. Длина стрел — от 43 до 55 см, длина наконечников— от 4 до 10,5 см. Представленные в собрании ножи достаточно разнообразны по формам, но, к сожалению, собирателем не всегда указано их назначение. 16 ножей арабоязычных народов Судана в коллекции 5223 — характерное для этих мест оружие: изогнутое лезвие и рукоять из твердого дерева либо клиновидное лезвие и рукоять из рога носорога. Многие из этих ножей- кинжалов имеют «ожны либо из кожи хорошей выделки, либо из шкуры крокодила, либо из сочетания того и другого. Кинжал из Дарфура (5223—97) с клиновидным орнаментированным обоюдоострым лезвием насажен на фигурную, заканчивающуюся полумесяцем рукоять из рога, которая инкрустирована разноцветными камнями. Ножны к нему сделаны из крокодиловой и черной кожи. Три ножа, по словам собирателя, употреблялись женщинами. Один — листовидное лезвие с плоским черенком-рукояткой, кончик которого загнут в кольцо,—применялся у авукайя для срезания листвы (5226—1). Два других (5228 — 1, 2)—своеобразной эллиптической формы—использовались у бонго для различных хозяйственных работ (рис. 9). К числу ножей бытового употребления относятся и два серповидно изогнутых ножа из Уганды (5233 — 43, 52) с заточенным внешним краем (рис. 7). Десять ножей занде — это, по существу, кинжалы с клиновидными обоюдоострыми лезвиями, с желобками у одной или у обеих кромок (5230 — 75—84). У шести из них рукоятки имеют своеобразную форму с дисковидным расширением на конце. Рукоятки плотно обмотаны железной или 'медной проволокой (рис. 2). У кинжала номер 83 рукоять деревянная, кожаные ножны плотно обмотаны узкой медной полосой. Высота этих ножей — от 16,5 до 35 ом, ширина лезвия — 3,7—6,7 см. Имеющиеся в собрании 11 ножей мангбету (5231—1—10, 20) многообразны то формам (рис. 3, 4, 5). Это и закруглен ные в верхней час™, и фигурные, и листовидные, и широкие,, загнутые сверху лезвия сложного профиля, с выступами или отверстиями. Рукояти деревянные, в нескольких случаях обвиты железной лентой или проволокой. Их длина — от 39,5 до 62 ом. Нож 5228—21 (по-видимому, народа алур) имеет широкое, изогнутое, как бы срезанное горизонтально сверху лезвие с крючковидным выступом по внешней кромке. Деревянная рукоять обмотана полосками железа. И наконец, четыре ножа из коллекции 5234 (номера с 25 до 28), 'которые не определены по принадлежности. У них листовидные лезвия, резные деревянные рукояти. Два вложены в деревянные ножны, один — в ножны из грубой кожи (гиппопотама?). Метательные ножи представлены двумя экземплярами из Центрального Судана (5223—102, 104) и шестью — народа занде (5230—69—74). У первых плоский стержень на конце раскован в расширяющееся и 'изогнутое лезвие, в нижней части от стержня отходят отростки. Длина — 80—82 см. Метательные ножи занде отличаются тем, что их стержень значительно шире и уплощен и от него в разных направлениях отходят по три лезвия с отточенными краями. Конфигурация этих ножей различна, так же как и насечки на них (рис. 6, 8). Некогда нижняя часть стержня, служившая рукояткой, была обмотана растительными волокнами (обмотка сохранилась на двух). Высота ножей — от 39 до 47 см. Два меча из коллекции 5223 (номера 101, 128) имеют распространенную у арабов Судана и в Эфиопии форму. А у изогнутых, по-разному расширяющихся в верхней части мечей, или сабель, занде (5230—66—68) от 'внутренней кромки лезвия (ближе к деревянной рукояти) отходит своеобразный отросток в виде полумесяца. Наконечники гарпунов из коллекции 5234 (номера 41, 42, 190) представляют собой железные, круглые в сечении, заостренные на одном конце стержни. Два заканчиваются лезвием прямоугольной, а один — листовидной формы. На стержнях — большие шипы (один или два). Три других наконечника с листовидными лезвиями соединены веревками с палками длиной более 2 м, образуя целиком гарпуны, употреблявшиеся бари (5227—104, 105, 106). Длина наконечников — от 17 до 28 ом. .Немалый интерес представляют и редкие предметы из Дарфура— две кольчужные рубахи с короткими рукавами (5223— 44, 45) и железный шлем с кольчужной сеткой и стеганым панцирем из сукна и ларчи (5223—98). К шлему заклепками прикреплены четырехгранный стержень, две ложки и вилка европейского производства (одна вилка утрачена). Железные орудия труда в собрании немногочисленны. Это топор бонго с узким изогнутым лезвием, насаженным на деревянную рукоятку обухом (5228—11), и небольшой топорик, являвшийся, по-видимому, инструментом для обработки дерева (5228—14). Он изготовлен из круглого в сечении железного стержня, который сверху загнут и «а конце расплющен, так что получается изогнутое, расширяющееся на конце лезвие с выпуклой режущей кромкой. Нижний конец стержня-рукоятки загнут в кольцо. Топорики подобной формы и ныне употребляют в Северо-Восточной Африке для насекания коры деревьев с целью получения ароматических смол. Лезвия мотыг — это не только детали земледельческих орудий. Именно в такой форме продавалось железо, и именно такие наконечники мотыг имели широкое хождение у народов верховьев Нила в качестве единицы обмена, платы за выкуп и т. п. Их оз собрании два. Одно по форме напоминает лист кувшинки и заканчивается незамкнутой втулкой (5226—12). Другое — округлой формы с широким, суживающимся к концу черенком (5229—26). Вероятно, мотыги с таким лезвием употреблялись для первичной обработки почвы и насаживались на длинную тяжелую рукоятку. Следует упомянуть и о щипцах для зажигания курительной трубки. Они изготовлены по принципу пинцета: образующая ножки полоса железа согнута пополам, место сгиба продето в кольцо и обжато в петлю, ниже которой обе ножки обмотаны полоской железа. Заканчиваются щипцы плоскими лопаточками. Поднеся лопаточки к угольку, сжимали рукой щипцы и захватывали его. Длина щипцов —55 см (5226—18). К предметам бытового назначения можно отнести и кованую четырехлапую «ошку с железным кольцом в верхней части, употреблявшуюся, по-видимому, для извлечения предметов из воды (5234—62). Об искусстве африканских кузнецов -свидетельствуют и 'Многочисленные предметы, которые принято называть украшениям и. Это прежде всего браслеты из железа и медных сплавов. Всего их в коллекции более 50. Некоторые из них являлись боевым,и и имеют длинные отростки, выступы или зубцы- насечки (рис. 11). Формы и сечения браслетов различны — и «руг, и овал, и неправильные формы. Концы могут сходиться, могут далеко отстоять друг от друга, встречаются и замкнутые браслеты. Следует особо выделить несколько тонких незамкнутых браслетов, концы которых отогнуты под (прямым углом и выступают на 1,5 ом. Ряд таких браслетов, плотно подогнанных друг к другу, покрывая руку от запястья до локтя, служил своего рода оружием. Своеобразны мужские браслеты бари для ношения на вершей части руки — железные кольца, продернутые через кабаний клык, и, как вариация, толстое, фигурной ковии кольцо, к которому к л ык прикреплен петлей из толстой проволоки (рис. 12). Браслеты из меди и медных сплавов либо литые, либо изготовлены методом холодной пропитана эфироподобными маслянистыми соками, легко горит, но медленно обугливается. Она почти не гниет и, если правильно высушена, дает очень мало трещин. Естественная окраска твердой древесины варьируется от светло- желтого, серовато-зеленого, красновато-коричневого оттенков до абсолютно черного. Нередко один и тот же кусок древесины, в зависимости от глубины слоя, окрашен либо плавно переходящими друг в друга цветами, либо контрастными. Установить точно ботаническую характеристику твердого дерева, из которого вырезали изделия в Африке, трудно из-за отсутствия у нас специальных справочников, включающих не только ботаническую 'классификацию пород деревьев, но и описание внешнего вида и механических свойств древесины. Можно упомянуть только несколько пород произрастающих в Африке деревьев, о которых 'известно, что их твердая древесина употребляется для поделок: диоспирос (Diospyros mespi- liformis, древесина серо-розового цвета), шварция (Swartzia madagascariensis), эритрофлеум (Erythrophleum guineese, древесина красного цвета), кайя (Khaya senegalensis), прозопис (Prosopis africana), пиптадения (Piptadenia africana). Сведений о приемах обработки твердой древесины африканскими мастерами у нас нет. Можно предположить, что наиболее распространенными были следующие приемы: обжигание высушенной заготовки, придание нужной формы скоблящими инструментами и полировка пучком жестких волокон, пропитанных маслом 5. В доколониальной Африке твердое дерево использовали для изготовления палиц, наконечников стрел и «опий, в меньшей степени — элементов небольших украшений, а наиболее вязкие и легкие из твердых пород — для изготовления древков копий. В колониальный период и особенно © настоящее время твердое дерево (однотонное и многослойное по цвету) довольно широко употребляется для изготовления различных предметов на продажу туристам. Обработка производится преимущественно стальной стамеской, ударами деревянного молотка, напильником, шкуркой и абразивным порошком. Мягкие породы деревьев как поделочный материал во всем мире употребляются очень широко. Подавляющее большинство :деревя1нных изделий бытового и иного назначения, которьгм определяется непродолжительный срок службы, всегда делаются из мягкого дерева. Мягкая древесина подразделяется на два вида. Первый — древесина очень мелкой волокнистой структуры, легко режется металлическим инструментом почти в любом направлении к волокнам, легко обрабатывается скоблением и полируется при помощи любых жестких волокон. Окраска ее, как правило, ровная, светлая — от белой до желтой. Особо можно выделить различные по ботанической классификации породы красного и розового дерева. Второй (в основном хвойные породы) имеет структуру перемежающихся слоев волокон (мелких, мягких и более крупных, пожестче) и не годится Для обработки ручным режущим инструментом. Но поскольку более жесткие слои древесины пропитаны смолистым соком, она употребляется там, где требуется малогнию- щее дерево6. Гибкая древесина используется тогда, когда требуется либо упругая, пружинящая деталь, либо обмотка или оплетете. В первом случае используется древесина как крупных деревьев, так и кустарников, во втором — преимущественно растения невысокие, кустистые, с тонким длинным стеблем. Механические особенности гибкого дерева обеспечиваются длинноволокнистой мелкой структурой древесины и ее химическим составом (большим содержанием кремния). В отдельных слу чаях гибкость придается путем распаривания в воде или нагреванием сырой (или вымоченной) древесины над огнем. Для изготовления пружинящих изделий или деталей, как правило, используется древесная ветвь или полоса (планка, рейка), вырезанная из первых внешних слоев ствола большого диаметра. В африканских условиях гибкую древесину дают лианы и лианоподобные растения, бамбук, а также некоторые лиственные породы тропиков. Используются они главным образом в расщепленном виде — полосы, волокна различного сечения и величины. Из цельного гибкого упругого дерева (ветки) в Африке де* лали главным образом древки луков для стрельбы, лучков в различных ловушках и капканах, а также каркасы хижин, крыш, зернохранилищ, больших грубых корзин. Неупругая гибкая древесина (особенно расщепленная на узкие полоски) составляла значительную часть материалов для плетеных изделий, оплеток и обмоток. Большинство деревянных изделий делается из заранее заготовленного материала. Процесс заготовки не сводится к собиранию древесины нужного качества и в нужном количестве. Как правило, заготовка — это первая стадия обработки дерева, чаще скрытая от глаз постороннего наблюдателя и потому не попадающая в описание работы резчиков. Из мертвого дерева — так называемого сухостоя — почти ничего не делают. Срезанное дерево умирает не сразу, постепенно меняя свои свойства, поэтому существует много приемов выдерживания и сушки древесины для того, чтобы в нужный момент уловить необходимые для изделия качества материала перед механической обработкой- Срезанная древесина с корой на некоторое время (в зависимости от климата — температуры, влажности и т. д.) оставляется в тени, в безветрии. Затем кора частично снимается либо продольными полосками, либо участками (в шахматном порядке), и в таком виде древесина вылеживается довольно долго. В дальнейшем древесина, особенно мягкая, может быть подвергнута вымачиванию в воде и даже кипячению. Затем следует медленное высушивание при постепенном окончательном освобождении от коры. Нередко в процессе сушки дереву придается при помощи загибания и закрепления какая-либо изогнутая форма. В случае необходимости изготовить изделие из «зеленого» дерева такое изделие сразу же лосле изготовления варят в воде для предотвращения растрескивания. В Африке заготовка древесины падает преимущественно на дождливый сезон, обработка и изготовление изделий производятся в сухое время. Следует сказать, что специальных описаний приемов заготовки, сушки, подготовки древесины к обработке (равно как и упоминаний о варке вырезанных изделий) африканскими мастерами в известной нам литературе не встречается. До появления колониальной торговли лесом африканцы почти не срубали деревья с большими стволами. Исключение составляли немногие 'местности Африки, где строили долбленые лодки-однодревки больших размеров (Камерун, верховья Нила, отдельные участки течения рек Нигера, Конго, Замбези). Очевидно, в заготовлении больших древесных стволов не ощущалось необходимости, а возможно, этому препятствовало отсутствие насаженных обухом топоров. Срубать толстостволь- ные-деревья топором, насаженным традиционным для Африки черенковым способом, практически невозможно, тем более что для этих целей требуется топор с маосив-ным лезвием7. Сведения о том, как раньше в Африке валили большие деревья, в известной нам литературе отсутствуют. Можно предположить на основании описания способа долбления лодок при помощи попеременного выжигания, вырубания 'И выскабливания железными инструментами, что и деревья для больших лодок заготовляли и грубо обрабатывали аналогичным приемом, а именно: сначала разводили у корней дерева костер, по 'мере обгора- ния ненужный слой срубался или соскабливался. И так процедура повторялась до тех пор, пока дерево не сваливалось. Вероятно, таким же способом отделяли ненужную часть верхушки. Топорами дереву продавали грубую внешнюю форму с плоскостью наверху. На эту плоскость вдоль всего ствола насыпали горячие угли. Через некоторое время обгоревший слой j срубали теслоподобным 'Инструментом, снова насыпали горячие угли и т. д., пока не получали нужную форму. Окончательная обработка производилась топором, теслом8, резцами (типа стамески). Сравнительно небольшие деревья и срубались, и разделялись на части топором. В Тропической Африке 'многообразие пород растительности позволяло находить и использовать древеоину самых различных качеств. Кроме того, большое количество древесины заготовлялось там, 'где были мангровые заросли. Помимо качеств, характерных для древесных пород тропической зоны, древесина различных деревьев в манграх обладает исключительной способностью противостоять гниению. Механическая обработка древесины в любом районе земного шара обычно начинается с того, что рубящим металлическим орудием (для массивных изделий) или ножом (для мелких) делается заготовка будущего изделия. Далее обработка заготовки производится либо металлическим резцом9, либо на токарном станке. Твердые породы дерева, а также сложный орнамент с глубоким рельефом режут резцом, ударяя по его рукоятке ладонью или специальной колотушкой. Ажурную резьбу (если нет сверлящего орудия, которым высверливают отверстия для последующих сквозных прорезаний) выполняют резцом с двух сторон. В некоторых случаях между грубой обработкой и тонкой отделкой резцом изделие обрабатывается ударными инструментами, напоминающими тесло. Деревянные изделия с несложными поверхностями и изделия из очень твердого дерева обычно скоблят различными инструментами: от лезвия ножа до специально изготовленного инструмента — цикли. В тради ционных технологиях для этого используют режущие кромки разбитого камня, стекла и даже отщепы бамбука или другого твердого дерева, а изделия со сложным и глубоким рельефом после резьбы обрабатывают трением жесткими листьями, жесткой травой, корой, песком, шкурой. В доколониальной Африке не было деревообрабатывающего токарного станка (за исключением лучкового, т. 'е. 'приводимого в движение тетивой лучка, перекинутого через заготовку, рас- пространенного в Магрибе, Египте, Эфиопии), как не было и пилы. Наиболее распространенные инструменты африканских резчиков—топор для грубой обработки, небольшие тесла, ножевидные резцы и скоблящие инструменты различной формы, в том числе и для обработки внутренней поверхности деревянных сосудов. Иногда для грубой работы употреблялся обыкновенный наконечник копья. Распространенных в Европе и Азии инструментов для промежуточной обработки малоизогну- тых поверхностей— рашпилей различной формы и грубости насечки (как и напильников для обработки металлов) —в Африке не было. В качестве примера изготовления деревянной утвари африканскими резчиками можно привести краткое описание процесса изготовления сосудов для молока в Восточной Африке. Сначала топором из ствола мягкого дерева (например, фикуеового) вырубают колоду-чурбан, размером соответствующую будущему сосуду. Затем резчик ставит ее в небольшую ямку и, придерживая рукой, обтесывает поверхность (с каждым ударом слегка поворачивая колоду). Когда заготовка примет нужную форму, косыми ударами тесла грубо выдалбливают внутреннюю часть сосуда — делают коническое углубление. Дальнейшая обработка внутренней поверхности заключается в тщательном выскабливании (выскребывании) ее специальным инструментом в виде уплощенного крючка на деревянной рукоятке до тех пор, пока не будет достигнута желаемая толщина стенок. Это трудоемкий и длительный процесс. И наконец, поверхность сосуда обстругивается, соскабливается ножом (для чего резчик прижимает сосуд животом к дереву, держит нож обеими руками и соскабливает им мелкие, тонкие стружки). Такими же приемами изготавливаются и деревянные цилиндрические колчаны, с той разницей; что сначала выдалбливают внутреннюю часть с одного конца, затем с другого. Чурбан-заготовку для этой цели закрепляют в развилке дерева, резчик работает особым резцом, держа его обеими руками и с силой вонзая в древесину. Выдолбив отверстие примерно до середины, он переворачивает заготовку другим концом и выдалбливает ее, пока не получится сквозное отверстие. Затем обрабатываются внутренняя и внешняя поверхности до нужной толщины стенок. В работе делается перерыв на один-два дня для высушивания изделия. Наконец, колчан обстругивают ножом и на обоих концах уменьшают толщину примерно на 0,5 см, чтобы можно было надеть крышку и дно. Готовые деревянные изделия часто 'раскрашивают. Краски «пользуются или жидкие (чаще всего органические — растительные соки, отвары ягод, семян, коры, корней и т. п.), или хустые, накладываемые «а поверхность (минеральные красители, особен,но глины— либо увлажненные, либо высушенные з смеси с маслом, смолой, растительным соком). Применяются исухие краски, которыми натирают поверхность. Для Африки характерно зачернение или углем (по увлажненной поверхности), или путем выдерживания в черном иле. Нередко изделия из мягкого дерева 'подвергаются особой цветовой обработке, которую условно можно назвать копчением. Для этого «зеленое», очищенное от коры дерево (или увлажненное готовое .высушенное .изделие) либо обматывают легковоспламеняющимся материалом (трава, солома), который затем поджигают, либо держат над слабым, но сильно коптящим пламенем (из того же материала). В результате получается 'поверхность не обуглившаяся, а окрашенная в несмываемый цвет (от слабо-корич- невого до черного). Обычно >по этой окраске делают резаный орнамент, который либо оставляют светлым, либо покрывают красителем. Копченая поверхность дерева очень хорошо полируется растительным маслом, которое придает окраске блеск. Вообще в Африке очень распространено натирание деревянных изделий растительным маслом. Через некоторое время под влиянием солнечных лучей пропитанный ‘маслом тонкий слой дерева темнеет, но теряет блеск, который можно восстановить последовательным натиранием маслом. Со временем такое изделие приобретает темно-коричневый или красно-коричневый цвет в зависимости от происхождения растительного масла. После многократного натирания маслом на поверхности изделия образуется довольно жесткая и относительно блестящая пленка |0. Окончательная полировка деревянных изделий производится мягким материалом (шерсть, мех, ткань, волос) либо с нанесением на поверхность воска, восковидных выделений растений, растительных масел или животного жира, либо всухую. Иногда полируют наложенную краску. Часто африканские деревянные предметы украшены не очень глубоким резным (процарапанным) или выжженным орнаментом. Вырезание орнамента 'производится .ножом, а выжигание— тонким краем раскаленного достаточно массивного инструментаи. Изображений и описаний этого инструмента в этнографических работах нет, .но его общую характеристику можно приблизительно представить на основании анализа выжженных орнаментов на африканских изделиях. Для некоторых деревянных африканских изделий, преимущественно не бытового назначения, применялась инкрустация— ракушками (на клеевом составе) и металлами (медью, железом), производившаяся специфическим способом: материал для инкрустации обладал своеобразными шипами (отогну тыми заостренными, утонченными краешками), которыми за- креплялся в дереве. Нередки также были обмотки металлической проволокой или полосками. Встречались я сплошная медная обкладка резного деревянного изделия, и орнаментация шляпками металлических (чаще всего медных) гвоздей. Многие предметы материальной культуры африканских народов изготавливались из дерева. Напомним, что обилие деревянной утвари, 'естественно, характерно для обитателей лесных полос материка, побережий океана, больших озер и больших рек. В безлесных местностях аналогичные по назначению предметы могли изготовляться из кожи, рога, травы, в отдельных случаях—из камня. Первую группу составляют сравнительно просто обработанные обиходные деревянные изделия: посуда, черпаки, мешалки, ложки, ступы, подголовники, мышеловки с лучками, различной величины куски дерева подсобных назначений. Вторую группу — почти аналогичные изделия несколько иного назначения. Они отличаются более тщательной обработкой, иногда высокохудожественной, и располагаются на грани между предметами повседневного бытового назначения и предметами, предназначенными для ритуалов. Это деревянные сосуды для масла, молока, пальмового вина, пива. Они имеют постоянное место, оберегаются, редко заменяются другими. Такое особое отношение к этим сосудам связано отчасти с трудностями 'изготовления внутренних полостей, отчасти с по- луритуальным характером того, что в них хранится. Третью группу составляют тщательно изготовленные резные скамеечки, подголовники, ложки и черпаки с орнаментированными, художественно выполненными ручками, табуреты и «ложа», кубки, блюда и сосуды (преимущественно для мяса), шкатулки, табакерки, деревянные ножны, колчаны, щиты и палицы. Такие качественно выполненные изделия условно можно назвать праздничными, и используют их в особых традиционных случаях12. И наконец, четвертую группу составляют деревянные изделия собственно ритуального или социального назначения. Обычно их описывают в работах по искусству Африки. Это деревянная скульптура и ритуальные маски, огромные резные барабаны. Можно еще прибавить трости или жезлы, а также деревянные имитации металлического оружия, деревянные детали барабанов и других музыкальных инструментов, гонта, трубы, колокола. Размер, качество изготовления, украшен- ность любого из таких предметов определялись важностью его для общества. Сюда же нужно отнести резные деревянные детали общественных сооружений (столбы, притолоки, навершия крыш). Такие постройки, например мужские дома, где обычно происходили какие-либо важные церемонии где, как ора- вило, социальные руководители, так называемые «вожди»,принимали европейских путешественников, которые предполагали, что это жилище вождя), украшались более обильной и качественно выполненной резьбой деревянных деталей, разрисовкой стен. Можно отметить, что деревянные изделия в Африке в подавляющем большинстве изготовлялись из цельных кусков дерева. Отсутствие составных изделий объясняется не примитивностью инструментов, а скорее обилием достаточно крупных, деревьев. Так, например, еще в прошлом .веке на Гвинейском побережье не были редкостью долбленые лодки-однодревки, вмещавшие сто человек и более. В то же время на оз. Виктория, в саванной зоне течения Нигера, на оз. Чад строили лодки, шитые из вырубленных топором досок, нередко такой же вместимости. Эти лодки, а также струнные музыкальные инструменты, ксилофоны и скамейки — вот почти весь перечень деревянных поделок в Африке, основы которых состоят из нескольких деревянных деталей, скрепляемых, как правило,, вставкой утонченной части в отверстие.
<< | >>
Источник: Э.Л. ПУГАЧ. Культура народов верховьев Нила. 1985

Еще по теме Изготовление металлических предметов:

  1. Основания приобретения и прекращения права собственности
  2. Меблировка дома
  3. ГЛАВА 1 ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ, ЗАДАЧИ И МЕТОД
  4. ГЛАВА 6 БРОНЗОВЫЙ ВЕК КАВКАЗА И СРЕДНЕЙ АЗИИ
  5. Авукайя
  6. Изготовление металлических предметов
  7. Взятие и направление трупного и иного материалана лабораторное исследование
  8. юнзовый век Трои, Кикладских островов, Кипра
  9. Бронзовый век западной части Евро
  10. § 3. Приготовление к преступлению
  11. А.д. Цыбиктаров Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Россия ХЭНТЭЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ РАННЕГО МЕТАЛЛА СЕВЕРА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
  12. А.А. Тишкин, В.В. Горбунов, Н.Н. Серегин Алтайский государственный университет, г.Барнаул, Россия МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЗЕРКАЛА КАК ПОКАЗАТЕЛИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУР АЛТАЯ ПОЗДНЕЙ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (ХРОНОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ)1
  13. ФОРМОВОЧНЫЙ ПЕСОК ИЗ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕЙНЫХ ФОРМ
  14. СТЕКЛО ИЗ ОТХОДОВ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
  15. Инвентарь женских погребений
  16. I. Апулия и ее народы
  17. Глава 5 ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС