<<
>>

ИЗМЕНЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА МАТАБЕЛЕ

 

Население Матабеле леи да, т. е. владений Моселекатсе и Лобенгулы, состояло, как мы уже видели, не только из матабеле. Они являлись лишь частью этого населения. На занятой ими территории осталась жить какая-то часть бечуанских племен бахурутсе и бамангвато, некоторые племена машона.

Часть их жила среди матабеле, другая часть жила компактными массами на своих старых землях. Европейские путешественники отмечают деревни, населенные исключительно бечуана или машона.

Установить количественное соотношение между завоевателями-мата- беле и аборигенами не представляется возможным. По данным европейских очевидцев — участников колонизации Родезии, войско Лобенгулы во время войны 1889 г. состояло из И 500 матабеле и 10 ООО воинов из подчиненных ему племен. Если эти данные правильны, то следует предположить, что матабеле составляли значительно меньшую часть населения Матабелеленда, так как несомненно, что в этот критический для матабеле момент они встали «под ружье» все, тогда как покоренные ими племена приняли в военных действиях более слабое участие.

Матабеле женились на пленницах машона и бечуана, плененные мальчики усыновлялись воинами матабеле. Матабеле — это уже не род Кумало. Он впитал в себя, собрал вокруг себя представителей различных племен басуто, бечуана, гриква (мулаты), машона и др. Матабеле 70— 80-х годов представляли собою довольно пеструю картину: среди них можно было встретить представителей буквально из всех племен, живущих южнее Замбези. Английские исследователи указывают на наличие в составе матабеле трех этнических групп: abe-Lanzi — чистокровные матабеле, те, что пришли с Моселекатсе из Зулуленда, и их потомство; abe-Nhla. В характеристике состава этой группы между английскими исследователями нет единства взглядов. Проф. Шапера пишет, что в состав этой группы входили люди из племен басуто и бечуана, инкорпорированные за время пребывания матабеле в Трансваале[392].

Хэрнл (Winifred Ноегп1)в статье, опубликованной в том же сборнике, указывает, что в состав этой группы входят потомки от смешанных браков: отец — матабеле, мать — машона[393]. Хол, участник колонизации Родезии, гражданский комиссар порабощенного Матабелеленда, имевший непосредственную связь с матабеле тех лет, включает в эту группу и тех и других[394]; ama-Holi —все кто не входит в первые две группы, это прежде всего рабы-машона.

Не удается выяснить, существовало ли какое-нибудь социальное различие между первыми двумя группами; можно полагать, что такого различия не было. Социальная характеристика третьей группы совершенно определенна. Она еще не образует собою класса рабов, но матабеле были близки к тому, чтобы превратить пленников войны в рабов. Происходило, таким образом, формирование новой этнической общности, отличной от зулусов, из которых матабеле вышли. Матабеле постепенно растворялись в этой новой общности, впитывая в себя чужеродные элементы. Старые родовые отношения матабеле становились уже узкими, не могли вместить все новые элементы и постепенно затухали, уступая место новым отношениям — соседским, территориальным. Родовая община уступала место соседской, а родовое деление общества — территориальному.

 

<< | >>
Источник: Толстов С.П. (ред). РОДОВОЕ ОБЩЕСТВО. 1951

Еще по теме ИЗМЕНЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА МАТАБЕЛЕ:

  1. ИЗМЕНЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА МАТАБЕЛЕ
  2. ГЛАВА 76 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЮЖНОЙ АФРИКЕ