<<
>>

Лекции Социальная антропология• прошлое и настоящее

1

Лекция была прочитана 3 июня 1950 г. в главном зале Экзетер-коллед- жа Оксфордского университета, т.е. того самого колледжа, в котором учился Э.-П. во время ректорства Маретта (1928—1943).

2

Имеется в виду Джон Эдвард Дплберг, лорд Актон (1834—1902), английский историк, философ и социальный критик, видная фигура на общественноинтеллектуальной сцене викторианской Англии. Актон был профессором истории в Кембридже в последнее десятилетие своей жизни, но известность ему принесли не столько его письменные труды, сколько блестящие идеи, выступления и общественная деятельность. В более ранние годы Актон участвовал в парламентских делах и одно время был советником премьер-министра Гладстона Как философ и мыслитель Актон прославился своими либерально-радикальны- ми идеями о необходимости противостояния злу и насилию государства Он высказал фразу, ставшую впоследствии афоризмом: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». 3

Эдвард Вестермарк (1862—1939), финский антрополог, долгое время работавший в Великобритании, и Леонард Хобхауз (1864—1929), британский социолог и философ, традиционно считаются последними крупными представителями эволюционизма как специфического направления, характерного для британской социальной науки викторианской эпохи. На этих ученых большое влияние оказали идеи Тайлора, но оба старались переосмыслить их и в некотором смысле найти более строгое и систематическое применение методологии Тайлора. По данной причине (а также и по той, что они выдвигали свои концепции в то время, когда статус эволюционизма как течения стремительно падал) на них нередко ссылаются как на «неоэволюционистов». Вестермарк, в частности, старался привести теории Тайлора в более непосредственное согласие с теориями Дарвина. Как Вестерліарка, так и Хобхауза одинаково интересовал вопрос об эволюции моральных идей. Труд Вестермарка «Происхождение и развитие моральных идей» долгое время оставался одной из его наиболее часто цитируелшх работ (Westermarck Е.

The Origin and Development of the Moral Ideas. L., 1906), причем он увидел свет в один и тот же год с работой Хобхауза на ту же тему (Hothouse L Morals in Evolution. L, 1906). Деятельность ученых была тесно связана с ЛШЭПН, и дополнительный интерес к Вестер- марку в некоторой мере объясняется тем обстоятельством, что его учеником был Малиновский. 4

Э.-П. ссылается на несколько незаслуженно забытого в России, но теперь все чаще вспоминаемого историка Павла Гавриловича Виноградова (1854— 1925), который был известен в Англии под именем «сэр Пол Виноградофф» и о котором с огромным уважением отзывался даже такой столп английской исторической науки, как Фредерик Мейтленд. Виноградов, отказавшийся от должности профессора в Московском университете по политическим убеждениям и уехавший в Англию в 1902 г., был мгновенно назначен профессором в Оксфорде, где за 23 года заслужил блестящую репутацию своими трудами в области средневековой истории Англии и раннего права. Виноградов был единственным последователем Генри Мэна как теоретика — в «Очерках исторической юриспруденции» он попытался развить и поставить на более систематический уровень подход Мэна к сравнительному изучению раннего права (Vmogradoff Р. Outlines of Historical Jurisprudence. L., 1920). Э.-П. подразумевает более раннюю работу Виноградова по истории Англии XI в. (Vmogradoff P. English Society in the Eleventh Century. Oxf., 1908), в которой Виноградовым были применены исторические и социологические исследовательские методы.

Э.-П. был особенно высокого мнения о Фюстеле де Куланже, учителе Дюркгейма, известном французском историке (о котором, по мнению А.Син- гера, он даже собирался написать отдельный очерк), об уже упомянутом. Павле Виноградове и о Фредерике Мейтленде (1850-1906), выдающемся английском историке и, вероятно, самом ярком представителе британской школы исторической юриспруденции, написавшем в соавторстве с Фредериком Поллоком классический труд по истории раннего английского права (Maitland F., Pollock F.

The History of English Law before the Time of Edward I. L., 1895). Анри Пирен (1862-1935), бельгийский историк и просветитель, также интересовавшийся историей раннего права, скорее всего привлек внимание Э.-П. своими фундаментальными исследованиями по социальным институтам ранних средневековых городов (Pireiine Н. Les villes et les institutions urbaines. P., 1939). Фредерик Поуик (1879—1963), оксфордский историк-медиевист и современник Э.-П., занимался историей Англии X—XIII вв. (Powicke F. The Thirteenth Century, 1216-1307. Oxf., 1962); судя по всему, он присутствовал в зале во время лекции Э.-П. 6

Под «этнологией» Э.-П. подразумевает здесь то, что в нашей отечественной традиции известно как краеведение. В общем и целом в британской науке данный смысл понятия «этнология» сохраняется до настоящего времени. 7

Немецкое выражение «ersatz Religion» буквально означает «поддельная религия», «сфабрикованная религия», но в европейских социальных науках оно вошло в концептуальный словарь и употребляется в английском, французском и других языках без перевода, означая разнообразные учения псевдорелигиоз- ного характера, в которых исторически сформированные религиозные представления или нормы подменяются теми или иными философско-политическими доктринами. Известный политолог и социолог Эрик Фёгелин, "например, определял ersatz religions как «массовые гностические движения современной эпохи», к которым он относил позитивизм, психоанализ, фашизм и коммунизм

Антропология и история 1

Ахьфред Крёбер (1876—1960) — наиболее яркий представитель школы Франца Боаса и одна из самых видных фигур в истории американской культурной антропологии. Если Боаса часто называли «отцом» американской антропологии, то Крёбера традиционно именовали ее «деканом» за его дальновидение, энтузиазм и замечательные организаторские способности. Крёбер был основателем кафедры антропологии в Калифорнийском университете (Беркли) и в своей деятельности последовательно воплощал концепцию так называемых четырех областей (культурная антропология, физическая антропология, археология и лингвистика) как составляющих единой антропологической науки.

Данная концепция оставалась краеугольным камнем здания американской антропологии на протяжении всего XX в. Крёбер был единственным из «боасовцев», кто сохранял пристальный интерес к истории, и в этом смысле частые ссылки Э.-П. на его взгляды и замечания не случайны. Несомненно, во взглядах Крёбера Э.-П. симпатизировало и то, что «декан» американской антропологии высказывался против естественнонаучного толкования общества и культуры в пользу их объяснения на историческо-гуманитарных началах. Крёбер — единственный из американских антропологов первой половины XX в., кого Британский королевский антропологический институт удостоил почетной награды. 2

Клайд Клакхон (1905—1960) — американский антрополог, один из организаторов Гарвардской кафедры социальных отношений, получившей большую известность в 1950—1960-х годах и сыгравшей важную роль в развитии американской антропологии во второй половине XX в. В том же Гарвардском университете Клакхон занимал пост директора Центра русских исследований. Он создал ряд обстоятельных работ по этнографии и культуре индейцев навахо и, обладая многогранными теоретическими интересами, написал множество статей и книг по общим проблемам антропологии и культуры. На русский язык недавно была переведена его книга «Зеркало для человека» ([Khickhohn С. Mirror for Man. N. Y., 1949), представляющая собой популяризированное введение в культурную антропологию для читателей, не имеющих антропологическо го образования (книга была первоначально задумана Клакхоном именно как таковая). Клакхон всегда интересовался теоретическими веяниями на Европейском континенте, провел два года в Венском университете и год в Оксфордском, стажируясь у Маретта. Не исключено, что в это время он познакомился с Э.-П. О немецко-австрийской культурно-исторической школе было кратко сказано в примеч. 4 к гл. 14 «Дюркгейм». 3

Томас Грешем (1518 1579) — крупный английский купец и предприниматель, организовавший Королевскую биржу в 1560-х годах. С его деятельностью связывают финансовые махинации английского правительства в Голландии: вследствие пуска в обращение большого количества денег, отчеканенных из низкопробного металла по совету Грешема, резко упал курс монетного обмена.

Результатом данной акции стало то, что золотые монеты вышли из обращения. Подобный эффект, обычно выражаемый формулой: «Плохие деньги выгоняют из обращения хорошие деньги», получил название «закона Грешема». 4

Имеются в виду французские историки Шарль Аанглуа (1863—1929) и Шарль Сенъобос (1854—1942), представители так называемой методической школы, выдвигавшей идею о том, что изучение истории должно быть подчинено гражданским нуждам, в частности нуждам педагогики. Программной для Ланглуа и Сеньобоса стала их книга «Введение в исторические исследования» (Langlois С., Seignobos С. Introduction aux etudes historiques. P., 1898), в которой они детально и педантично изложили требования, предъявляемые к ученому, изучающему исторические документы. Их девиз «История — это выстраивание документов по ранжиру» был подвергнут критике историками складывающейся «школы Анналов». Массу критических эмоций (в частности, среди социологов и антропологов) вызвал и следующий труд Сеньобоса «Исторический метод в его применении к наукам» (Seignobos С. La methode historique appliquee aux sciences. P., 1901), в котором утверждалось, что социология не может претендовать на роль организатора всеобщих исследований и что только история может выступить силой, объединяющей социальные науки.

Подразумевается англиканский миссионер Джон Роско (1861—1932), известный антропологам своим детальным описанием народа баганда (Roscoe ]. The Baganda: An Account of Their Native Customs and Beliefs. L., 1911). 6

Под «исследованиями чисто этнологического характера» Э.-П. подразумевает нечто вроде краеведческих исследований или сравнительных исследований регионов (см. примеч. 6 к лекции «Социальная антропология: прошлое и настоящее»). 7

Имеется в виду Роберт Кодрингтон (1830-1922), англиканский миссионер и антрополог-путешественник, оставивший подробные описания меланезийских обществ (Codrington R The Melanesians. L, 1891). Покинув Англию и обосновавшись в Новой Зеландии как представитель Меланезийской миссии, Кодрингтон занимался этнографическими исследованиями и наблюдениями в течение почти 30 лет.

Он поддерживал связь с антропологами в Англии, и последние весьма высоко ценили его детальные отчеты, в частности описания меланезийских языков. 8

Эйдан Саутхолл — ученый-африканист, представитель старшего из ныне здравствующих поколений антропологов (на момент публикации настоящей кни ги). Саутхолл обучался в Кембриджском и Лондонском университете и в 1957 г. защитил диссертацию по этнографии алурцев, которая впоследствии вышла отдельной книгой и была, пожалуй, его единственной монографией, написанной в классическом духе британского функционализма (Southall A. Alur Society. Cambridge, 1957). В дальнейшем интересы Саутхолла сместились на изучение процессов урбанизации и социальных изменений: эта тематика в гораздо большей мере отражала исследовательские тенденции, распространившиеся в американской антропологии 1950-х — начала 1960-х годов. Впоследствии Саутхолл обосновался в США (до настоящего времени он работал на кафедре антропологии Висконсинского университета). На протяжении долгих лет он читал лекции в Макерерском университете Уганды. В 1980-х годах Саутхолл был президентом Ассоциации африканских исследований. 9

Имеется в виду не Александр де Калон, известный французский государственный деятель эпохи Революции, а Адольф де Калон — бельгийский колониальный администратор и социолог, оставивший описания африканских народов азанде и баканго (Calonne A. de Azande. Bruxelles, 1921; idem. Etudes Bakango. Liege, 1912). 10

Франсуа Гизо (1787—1874) — известный французский историк и политический деятель, написавший многочисленные работы по истории Европы и Франции; Отто фон Гирке (1841—1921) — немецкий философ, историк, правовед, наиболее известный представитель так называемой германской школы исторической юриспруденции, противостоящей «романской» школе исторической юриспруденции, одним из основных представителей которой был Фридрих Карл фон Савиньи (1779—1861), другой блестящий немецкий историк права. Максим Ковалевский — известный русский историк и социолог, работавший во Франции. Шарль Пти-Дотайи (1868—1947) — французский историк, занимавшийся в основном историей феодальных и политических институтов во Франции и Англии X—XIII вв. Алфред Зиммерн (1879—1957) — английский историк и социолог, исследовавший проблемы международных отношений и права (Zimmern A. International Law and Social Consciousness. L., 1935). Франсуа Ayu Ганиюф — бельгийский историк начала XX в., создавший ряд трудов по средневековой истории Бельгии и Фландрии. Генрих Фихтенау — также историк-медиевист, исследовавший проблемы феодального общества эпохи Кароли нгов и проблемы социального порядка и мировоззрения в европейском обществе X—XII вв. (наиболее известные из его книг переведены на английский язык: Fichtenau И. Living in the Tenth Century: Mentalities and Social Orders. Chicago, 1993). 11

Цитируется классическая работа Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», первое издание которой на английском языке (Weber М. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. L., 1930) сопровождало предисловие далее упоминаемого Ричарда Тоуни, английского историка социалистических убеждений и большого поклонника французской школы Анналов. Одной из наиболее известных работ Тоуни, которую здесь и имеет в виду Э.-П., была книга «Религия и рост капитализма», схожая по общему направлению с «Протестантской этикой...» Вебера (Tawney Я Religion and the Rise of Capitalism. N. Y., 1926). Далее упоминаются следующие книги Луиса Райта и Джона и Барбары Хаммонд: Wright L. Middle Class Culture in Elizabethan England. N. Y., 1935; Hammond J., Hammond B. The Village Labourer. L., 1913. 12

Судя по всему, Э.-П. подразумевал следующие работы цитируемых авторов: «Культура и религия германцев» Вильгельма Грёнбеха, датского историка (Grenbech V. Kultur und Religion der Germanen. Darmstadt, 1961), и «Израиль» Иоганнеса Педерсена, также датчанина (Pedersen J. Israel. Kabenhavn, 1920); «Кельты» Анри Юбера, известного французского социолога (Hubert Н. Les Celtes. P., 1932); «Социальная и экономическая история Римской империи» Михаила Ростовцева, замечательного русского историка (Rostovtseff М. The Social and Economic History of the Roman Empire. L., 1970); «Примитивный обмен в сложных экономиках» Франсуа Симиана, французского экономиста и историка, одного из основателей знаменитого журнала «Аппее sociologique» (Simiand F. De Pechange primitif a Peconomie complexe. P., 1934); «Социальные учения христианской церкви» Эрнста Трёльча, немецкого историка-религиоведа (Troeltsch Е. The Social Teaching of the Christian Churches. L, 1931); «Агапе и эрос: исследование христианской идеи любви» Андерса Нигрена, шведского теолога (Nygren A. Agape and Eros: A Study of the Christian Idea of Love. L., 1932); «Начала эпохи современности» Анри Озера, видного французского историка, ученика Жюля Мишле (Hauser Н. Les Debuts de l*age modeme. P., 1929); и знаменитый «Исторический атлас...» Видаля де ла Блаша, выдающегося французского географа, основателя журнала «Географические анналы», по образцу которого был впоследствии построен известный исторический журнал «Анналы» (Blache V. de la. Atlas de geographie physique, politique, economique,

ethnographique. Р., 1906).

nyu. Дюмон (1911—1998) — французский антрополог и социолог греческого происхождения, наиболее известный своими исследованиями системы каст и социальной иерархии в Индии (Dumont L. Homo Hierarchicus. P., 1967). Дюмон читал лекции в разных странах мира и являлся постоянным членом Британской, а также Американской академии наук. В 1950-х годах он работал в течение пяти лет в Оксфордском университете, где близко познакомился с Э.-П. на почве их общего теоретического интереса к французской социологической традиции Дюркгейма и Мосса и к структурализму. 14

Эта лекция была прочитана Э.-П. в 1961 г., но в очень скором времени ситуация во взаимоотношениях между антропологией и историей в Англии стала меняться, и обоюдный интерес, за который ратовал и выступал Э.-П., возник если не в полной, то в достаточной мере. В конце 1970-х годов- известный английский историк Эрик Хобсбаум вспоминал: «В Великобритании социальная антропология была важнейшей из социальных наук — ю всяком случае, единственной социальной наукой, которую историки, включая меня самого, находили последовательно интересной и из которой они последовательно извлекали пользу для себя. Не только Эванс-Причард, но и другие ученые — Макс Глакмен с его группой и социальные антропологи самых разнообразных толков — учили нас в некотором смысле и стимулировали наши интересы, даже несмотря на то что не многие из историков полностью принимали антропологические модели в своей работе. В самом деле, мы часто критиковали и нередко продолжаем критиковать антропологов за их недостаточное понима ние исторической эволюции. Тем не менее концепция общества и происходящих в нем взаимодействий, включая взаимодействия ментального характера, оказалась для нас чрезвычайно стимулирующей идеей» (Hobsbawm Е. British History and the Annals. — Review. Voi. 1, 1978, c. 157—162). 15

Льюис Намьер (1888—1960) — английский историк польского происхождения (крещен как Людвик Немировский), долгое время работавший в Викторианском университете Манчестера и изучавший историю Европы XVIII— XIX

вв. Э.-П. ссылается на его наиболее известную работу «Структура политики при восхождении Георга III на престол» (Namier L. The Structure of Politics at the Accession of George III. L., 1929). Данная работа занимала два больших тома и была посвящена исследованию 30-летнего периода (1760—1789) в истории Англии. 16

Подразумеваются следующие публикации: Barnes J. History in a Changing Society. — Rhodes-Livingstone Journal. № 11, 1951; Cwinison I. History on the Luapula. — Rhodes-Livingstone Papers. № 21, 1951.

<< | >>
Источник: Эванс-Причард Э.. История антропологической мысли / Пер. с англ. АЛ. Елфимова ; Ст. А А. Никишенкова. — М.: Вост. лит. — 358 с. 2003

Еще по теме Лекции Социальная антропология• прошлое и настоящее:

  1. В. А. Карпу шин Философская антропология Габриэля Марселя
  2. Лекция 2. Общая характеристика исследовательского подхода к проблеме суицида
  3. Лекция 4. Божественность и самоубийство: "тайна вулкана, тайна мятежа"
  4. Лекция 10. Деизм и самоубийство: вечная смерть
  5. ЛЕКЦИЯ ШЕСТАЯ
  6. Литература
  7. Глава 6 КОНТ (1798-1857)
  8. СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ Кещия памяти Маретта (1950 г.)
  9. АНТРОПОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ Кещия, прочитанная в Манчестерском университете в 1961 г.
  10. КОММЕНТАРИИ
  11. Лекции Социальная антропология• прошлое и настоящее
  12. История формирования научных принципов и развития антропологических исследований
  13. Лекция 6. Границы поведения животных и психологическая деятельность человека
  14. Лекция 3. РЕФЛЕКСИЯ КАК ПРОЦЕСС РАЗВЕРТЫВАНИЯ САМИХ СТРУКТУР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  15. Лекция 4. РАЗЛИЧНЫЕ МОДЕЛИ РЕФЛЕКСИИ.РЕФЛЕКСИЯ КАК ТВОРЧЕСТВО
  16. Гордон Чайлд