<<
>>

Льюис Г. Морган и «структуры родства»

Он родился в Нью-Йорке в 1818 г., получил юридическое образование, работал адвокатом, в 1844 г. переехал в Рочестер (штат Нью-Йорк), где и закончил свои дни. Трудно сказать, как он защищал дела в суде, но по-настоящему Морган увлекался изучением индейцев.
После исследования «Лига ходеносауни или ирокезов» (The league of the Ho-de-no sau-nee or Iroquois) он продолжил свои научные труды на тему организации родства. В конце 50-х гг. XIX в. Морган предпринимает широкомасштабное сравнительное исследование (в общемировых масштабах!), составив вопросник на основе приобретенных знаний об изученной лиге индейцев. Его работы солидно финансировались Смитсоновским институтом (Вашингтон). Не установлено, кто заполнял эти разосланные по всему миру вопросники, кто делал выборку, на основе которой была написана работа «Системы родства и семейных связей» (Systems of Consanguinity and Affinity of the Human Family), которая была опубликована в 1877 г. Отметим, что от способа исследования с помощью вопросников к тому времени давно отказались из-за разнородности добровольных сотрудников и из-за того, что классификация по различным народам производилась уже в принятых стандартизированных рубриках. Несмотря на это, Энгельс использовал примеры из этой работы в книге, посвященной происхождению семьи, частной собственности и государства, опубликованной в 1884 г. Труд Моргана стал каноническим текстом зарождавшегося социалистического. направления и впоследствии множество раз был переведен и переиздан. При этом название работы было сокращено, теперь оно звучало как «Архаическое общество» (La societe archaique, Paris, Anthropos, 1971. В русском йзда°! нии работа называется «Древнее общество»), что, очевидно, абсолютно ничего не прояснило. Термин «архаический» здесь не определен во времени, еще в меньшей степени - в пространстве. Позднее этнология бросится изучать элементарные системы родства на экономической основе, пока этот подход не заведет ее в тупик.
<< | >>
Источник: Сервье, Жан. Этнология / Пер. с фр. И. Нагле. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,. - 158. 2004

Еще по теме Льюис Г. Морган и «структуры родства»:

  1. ЛЬЮИС Г. МОРГАН. Древнее ОБЩЕСТВО, 1935
  2. Структура и коммунитас в обществах, основанных на родстве
  3. Морган и религия
  4. Глава 4 Д.-М. Льюис ТИРАНИЯ ПИСИСТРАТИДОВ
  5. Глава 3. Марксизм и этнография. Л. Г. Морган
  6. К ДОИСТОРИИ СЕМЬИ (Бахофен, Мак Леннан, Морган)
  7. Под ред. ДЖ. БОРДМЭНА, Н.-ДЖ.-Л. ХЭММОНДА, Д-М. ЛЬЮИСА,М. ОСТВАЛЬДА. КЕМБРИДЖСКАЯИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ТОМ IV ПЕРСИЯ, ГРЕЦИЯ И ЗАПАДНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕОК. 525-479 ГГ. ДО И. Э., 2011
  8. § 7. Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на древнее общество и эволюцию семейно-брачных отношений. Гипотеза Л. Г. Моргана
  9. Д. А. О Л Ь ДЕ РОГ Г Е МАЛАЙСКАЯ СИСТЕМА РОДСТВА
  10. Система родства Эр-я
  11. Современная система родства
  12. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КИТАЙСКОЙ СИСТЕМЫ РОДСТВА
  13. Изучение китайской системы родства
  14. МАЛАЙСКИЕ СИСТЕМЫ РОДСТВА В ПОЛИНЕЗИИ
  15. § 43. Агнатическое и когнатическое родство 133.
  16. ТЕРМИНОЛОГИЯ РОДСТВА И СВОЙСТВА