<<
>>

Найман.

  Современную ногайскую этнонимику трудно представить без этнонима «наймам». Он встречается во всех местах обитания ногайцев нашей страны, характеризуется большой численностью почти в каждом ауле и своеобразием тамг.

Этноним «найман» восходит к до татаро-монгольским объединениям. С. J1. Тихвинский пишет: «Рост могущества различных татаро-монгольских племен - монголов, кэрэитов, меркитов, ой- ратов, найманок, map и других, происходивший на протяжении XII в., привел к появлению у наиболее крупных из них - найманов и кэрэитов - раннефеодальных государственных образований» [Тихвинский, 1977.

С. 3].

«Название найман есть монгольское числительное «найман» - восемь, - отмечает И. Н. Березин, - и, конечно, означало "союз восьми племен"» [Березин, 1858. С. 267], а академик В. В. Бартольд, подтверждая, что слово «найман» значит по-монгольски «восемь», указывает на разделение этого народа на восемь родов [Бартольд, 1968. С. 104]. Также вспомним, что найман в переводе с языка монголоязычных китапей на тюркский означает «секиз-огузы» - «восемь огузов» [Викторова, 1961. С. 149]. И они, согласно китайским и руническим памятникам, по исследованиям JI. В. Викторовой, в середине VIII в. рассеялись к западу от Хангая до Тарбагатая, т. е. на территории, впоследствии занимаемой найманами.

В VI-XI вв. найманы вместе с уйгурами составляли государство тогуз-огузов [Петров, 1963. С. 71]. Относительно места обитания найманов, Н. А. Аристов пишет: «Естественнее полагать, что имя найманов происходит от реки Найма, притока Катуни, и что на ней они первоначально обитали. Перейдя прямо на юг, в Западную Монголию, пайманский род стал здесь, после падения Уйгурско-

Орхонского ханства, во главе местных родов теле и турков-тукю и образовал союз родов или племя найманское» [Аристов, 1896. С. 361]. Рашид-ад-Дин подтверждает следующее: «Эти племена найманов были кочевыми, некоторые обитали в сильно гористых местах, а некоторые - в равнинах. Места, на которых они сидели, как упомянуто, таковы: Большой (Екэ) Алтай, Каракорум, где Угедай-каан, в тамошней равнине, построил величественный дворец, горы: Элуй Сирас и Кок-Иртыш (Синий Иртыш)» [Рашид- ад-Дин, 1952. С. 137]. Современный исследователь из МНР Ш. Сандаг на основе последних научных изысканий отмечает: «Владения найманов простирались: с востока на запад - от верховьев Селенги и Орхона до Тарбагатая; с севера на юго-восток - от Танну Ола до восточных отрогов Алтая» [Сандаг, 1977. С. 24]. Плано Карпини отмечает, что найманы кочевали «...на обширной территории между Хангаем и горными хребтами Алтаин-нуру, в долине р. Черного Иртыша и озера Зайсан-нор» [Путешествие..., 1957. С. 196].

У найманов было свое государственное образование (ханство) с зачатками некоторых функций государства, была письменность, основанная на уйгурском алфавите [Бартольд, 1968. С. 108]. О существовании государственного строительства говорит и наличие печати, которой скрепляли указы [Сандаг, 1977. С. 25]. В своем сочинении «Родословное древо тюрков» хивинский хан XVII в. Абул-Гази пишет о найманах: «Это древнее поколение... у них были свои государи, из которых известен Кара-Кыш. По смерти его был у них государем брат его, Инат. При Чингиз-хане они имели у себя государя, которого звали Таян-хан, у него был сын Кюч- люк. Их жилища находятся в той части Монголии, которая зовется Каракорум» [Абул-Гази, 1914.

С. 42].

В 1206 г. государство найманов было насильно подчинено войсками Чингисхана. Не полагаясь на собственные силы, боясь могущественных найманов, для покорения их Чингисхан прибег к хитрости. Он договорился с кереитским Ван-ханом, чтобы тот помог с воинами. Ван-хан также был несколько зол на найманов из-за их притязаний на его пастбища. Глава найманов Таян-хан в это время был в ссоре с младшим братом Буюрук-ханом, которого считали фактическим главой найманов [Рашид-ад-Дин, 1952.

С. 139]. Коварный и хитрый Чингисхан объединил силы монголов и керейтов и напал на найманов. Сражения происходили несколько раз. И постепенно к 1218 г. государство найманов было разгромлено монголами окончательно. После покорения найманов в государстве Чингисхана под их влиянием возникло письменное делопроизводство [Рашид-ад-Дин, 1952. С. 112]. И как пишет казахский исследователь М. С. Муканов: «Разгром найманского государства вызвал откочевку части найманов на запад, вплоть до земель среднеазиатских ханств, а также в степи Центрального Казахстана» [Муканов, 1974. С. 43], а оставшаяся часть найманов была вовлечена в орбиту татаро-монгольских завоеваний. Монгольское завоевание очень повлияло на миграцию покоренных племен. Разрушились, раздробились не только найманы, но и многие другие племена, которые позже участвовали в формировании ногайского народа. Во время походов «разношерстные», но хорошо дисциплинированные войска под командованием татаро-монгольских полководцев захватили большую территорию. Здесь, как следствие, оставались представители разных племен. Поэтому после распада Золотой Орды представители найманов, сохранив свое самоназвание как племени, влились в состав многих народов, внеся свою оригинальную лепту в их материальную и духовную культуру. Найманы в настоящее время имеются в составе различных народов страны, главным образом тюркоязычных.

Разумеется, представители найманов расселялись не только благодаря армии татаро-монголов, в большинстве население откочевывало на благоприятные пастбища или же уходило от захватчиков. Например, М. С. Муканов отмечает, что «бежавшие от монголов найманы расселялись далее на запад до оз. Балхаш и на юг до оз. Алаколь. Часть их откочевала в пределы Туркестана, на Сырдарью и на север от этой реки к горам Улутау до берегов Ишима...» [Муканов, 1974. С. 45]. И в XIV в., наряду с племенами, участвовавшими в формировании Ногайской Орды, мы видим и найманов [Алексеева, 1971. С. 200].

В отношении первоначального языка найманов имеются два взгляда. Их хорошо проследил М. С. Муканов, поддержавший, и, на наш взгляд, правильно, теорию тюркского происхождения языка найманов [Муканов, 1974. С. 38-41].

Основываясь на том, что слово «найман» легко переводится с монгольского как числительное «восемь», некоторые ученые полагают, что найманы были монголоязычны [Березин, 1858. С. 264; Владимиров, 1934. С. 85; Бартольд, 1968. С. 274-276].

Но еще раз напомним те данные, которые привел М. С. Мука- нов, и дополним новыми. Мы выше привели суждение Н. Аристова, что свое название найманы скорее всего получили от названия реки Найма, притока Катуни, и что около нее они первоначально обитали [Аристов, 1896. С. 361]. К тюркскому происхождению найманов склонна JI. А. Викторова, рассмотревшая проблему на основе анализа китайской хроники «Ляо-ши» [Викторова, 1961. С. 149]. Вопрос о том, к какой группе языков относился язык найманов, еще в прошлом веке интересовал ученых. Например, английский исследователь Г.

Ховорс не нашел особых данных, чтобы отнести язык найманов к монгольскому [Howorth, 1836. S. 693]. Доводом в этом ему послужили главным образом имена найманов, которые по происхождению тюркские. Имя хана найманов Inandy belga bucu khan содержит тюркские слова и обозначения: inandj означает «верующий» (от древнетюркского inan - «верить») (у современных ногайцев также ыйпап - «верить». - Р. К.), belga - «мудрый» (от древнетюркского «знать» (совр. ногайский «бил» - «знай». - Р. К.), Ьиси означает «бык».

Приводимые Абул-Гази имена государей найманов подтверждают их тюркское происхождение, например Каракыш, Инат, Кючлюк [Абул-Гази, 1905. С. 42] - соответственно «Суровая (кара имеет несколько толкований. - Р К.) зима», «Верный», «Имеющий силу».

Японский ученый С. Мураяма также подтвердил, что среди най- манских имен нет монгольских, и даже в известном памятнике «Сокровенное сказание» нет ни одного имени, имеющего монгольское происхождение. Анализируя те же слова, что и Г. Ховорс, С. Мураяма соглашается с их тюркским происхождением. Также он четко определил, что сведения авторов XIV в. не относят найманов к монгольским племенам, а причисляют к так называемым «различным» племенам: карлукам, кыпчакам, уйгурам и т. д., в то же время не относя к племенам хань [Murayama, 1959. Р. 188-198].

Приведем еще один аргумент в пользу тюркского происхождения найманов, который, насколько нам известно, помимо

А.              И.-М. Сикалиева, до сих пор никто не использовал в научной литературе. В «Сокровенном сказании» - монгольской хронике 1240 г. - читаем следующее: «Когда убили Ван-хана, отрубили ему голову. Разостлав белую кошму, положили голову на нее. В это время голова заговорила. Произошел разговор Тая-хана найманского, который сказал Коксей-Сабраху - одному из своих приближенных: "Сказывают, что в северной стороне есть какие- то там ничтожные монголишки..."» [Сокровенное сказание, 1841. С. 142]. Думается, если найманы были и в отношении языка близки к моноголоязычным, то вряд ли Тая-хан - найманский глава государства - так пренебрежительно отозвался бы - «ничтожные монголишки». JI. JI. Викторова в монографии «Монголы» отнесла найманов также к тюркоязычным [Викторова, 1980. С. 5].

В пользу тюркоязычности найманов говорят и родовые их названия, которые понятны современному тюркоязычному читателю: баганалы-найман (подпорка найман), балталы-найман (топор наймам), тарак-найман (расческа наймам) и т. д. «Найманы, - пи- ujcT выдающийся казахский ученый Ч. Ч. Валиханов, - одно из древних тюркоязычных племен, игравшее активную роль в истории в период XI-XV вв.» [Валиханов, 1961. С. 638]. О тюркском происхождении найманов в свое время писал Рашид-ад-Дин. Он отметил, что найманы «не столь давно» стали называться «монголами» в составе огромного монгольского государства [Рашид- ад-Дин, 1952. С. 77], в котором были представители и многих захваченных племен. И вполне прав М. С. Муканов, когда пишет: «Найманы вошли в состав улуса Угэдея. И совершенно понятно, что «монголы» - этноним завоевателя, распространенный на все покоренные населения, имел не этнический, а политический смысл» [Муканов, 1974. С. 40]. Возможно, дискуссия об этнической характеристике найманов еще не окончена, каковой она была раньше [Кузеев, 1974. С. 226].

Известно, что предки ногайцев приняли мусульманскую религию в составе Золотой Орды при Берке-хане. Но также известно, что племена, образовавшие ногайский народ, до этого исповедовали разные религии, вобравшие в себя реликты не только домусуль- манских, но и, видимо, дохристианских верований. Дело в том, что и найманы исповедовали одно время христианскую религию.

«Не только христианские, но и мусульманские источники называют христианами найманов в Западной Монголии и кераитов в Восточной Монголии», - отмечает В. В. Бартольд [Бартольд, 1968. С. 18]. Он же пишет, что «в самой Монголии христианство было распространено еще до Чингис-хана» [Бартольд, 1963. С. 310].

В составе ногайцев найманы заняли одно из ведущих мест. «В числе названий первое место по многочисленности семей, носящих его, принадлежит названию Найман», - писал Н. Семенов, характеризуя ногайское население западного берега Аграханского залива, в конце XIX в. [Семенов, 1895. С. 387]. А в начале XIX в. среди ногайцев Северо-Западного Прикаспия видим целую группу («куьп») аулов, объединенных под общим названием «найманов куб», где, очевидно, названия аулов отражают уже роды найманов: карналык, ускюбе, котан, бакай улу, камыш-берден, шурша, окмет, келеулу, кадраш, казан аджи, казан улу, мойнапа [ГАСК. Ф. 249, Оп. 3. Ед. хр. 2737. JI. 12]. Аулы с названием Найман были и в составе других кубов, например, териков, кыпчаков, едишку- лов [ГАСК. Ф. 249. Оп. 3. Ед. хр. 2737. JI. 13], хотя и в конце XIX в. источники подтверждают наличие найманова куба [ГАРД. Ф. 350. On. 1. Ед. хр. 387. Л. 40].

Таким же образом название племени наймам теперь уже в виде топонима встречалось среди ногайцев Северного Причерноморья. Например, среди названий аулов, вышедших в 1860-1866 гг. за пределы России, мы встречаем пять названий Найман в Перекопском уезде, один - в Евпаторийском уезде. Но здесь уже зафиксировано разделение найманов по родам: акмечеть найман, биюк найман, кучук найман, каранайман [Скальковский, 1867. С. 420, 424, 430]. То, что в Крыму топонимы отражают этнические и родовые названия, уже в 1920-е годы отметил А. И. Маркевич, который писал: «Прежде всего заслуживают внимания термины этнические и родовые... В Джанкойском (б. Перекопском), Симферопольском и Феодосийском у. у. существует довольно много названий с именем Найман: Онгар-найман, Каза-найман, Арс-найман» [Маркевич, 1928. С. 40]. Найманы, подразделявшиеся на роды, были в середине XIX в. и среди ногайцев Нижнего Поволжья [Небольсин, 1852. С. 40].

Как и многие другие племена, найманы сохранили свои тамги. Рассмотрим их состояние у нынешних ногайцев.

Среди ногайцев Бабаюртовского района Дагестана есть три рода найман со своими тамгами: Y “ багана-найман (опора найман), ^ - эргенек-найман (плетня найман), —|— - найман-кирес (можно толковать двояко: «крещеные» и «вошедшие»).

Представители племени найман у ногайцев Ногайского, Киз- лярского, Тарумовского районов Дагестана, Шелковского района Чечни, Нефтскумского района Ставропольского края имеют как сходные тамги, так и отличительные, что подтверждается и самими названиями. Приведем сначала названия, ибо не все они сохранили тамги: тогыншы-найман, мойнапа-найман, келаул-найман, бакай-найман. Сохранившиеся тамги: X - ашамайлы-найман, ~ эргенек-найман, —- келеаул-найман, мойнапа-найман, шорша-найман, карналык-найман;^Ч- бакай-найман, Y ~~ багана- найман.

У ногайцев Нижнего Поволжья зафиксированы тамги: JT - наймам, Y ” багана-найман.

Представителями племени найман считают себя люди с фамилиями: І^жаевьі - /77, Адисовы - т , Ахмеджановы — Эдиковы - у в а. Канглы Минераловодского района Ставропольского края.

Тамга ^ встречается у ногайцев аула Карамурза Кочубеевско- го района Ставропольского края.

У кубанских ногайцев зафиксированы тамги: т - тарак- найман, - багана-найман, | - шоькиш-найман; X (название не объяснено).

Таким образом, мы описали зафиксированные уже в настоящее время родовые названия племени найман и их знаки. Главными и едиными для всех этнических групп ногайцев являются знаки- тамги: III, Тgt; У- Они повторяются почти в каждом ауле, подтверждая генетическое единство этих групп ногайцев.

Н. Семенов у ногайцев Северо-Восточного Кавказа зафиксировал следующие знаки: /77 “ тараклы-найман Jrpe- бень найман); jf - кылыш-найман (сабля найман); ^ - челек-найман (кущи найман), ^ “ багала-найман (столбовой найман) [Семенов, 1895. С. 398]. Аналогичные зафиксированным нами тамгам найман в а. Сеитовка в свое время зафиксировала Т. А. Трофимова: V, Т [Трофимова, 1949. С. 116].

П. Небольсин у ногайцев Нижнего Поволжья в середине ХЇХ в. зафиксировал у найманов тамги: у?" - шугуш-тамга, т. е. молоток; Y ~~ баганайлы, т. е. столб; / - шобалчи или илип; m - хан-тамга или тарак, т. е. ханская тамга или гребень [Небольсин, 1852. С. 40].

Данные об этнониме «найман» у ногайцев говорят, что он генетически восходит к секиз-огузам и найманскому государству. После распада Золотой Орды, найманы, сохранив свое самоназвание, участвовали в формировании многих народов. Думается, что наиболее близкими как по названиям, так и по форме являются тамги казахов.

У ногайцев есть род эргенек-найман (плетня найман), а у казахов представители этого рода «носят имя ергснекты-найман с тамгой ергенек Н» [Востров, Муканов, 1968. С. 65]. Ссылаясь на Н. И. Гродекова и А. И. Лсвшина, С. А. Аманжолова, М. С. Муканов пишет, что «род баганалы (от слова «бакам» - шест, подпирающий шанрак) имел тамгу бакан:

[Муканов, 1974. С. 45].

Представителей племени найман в средс киргизов, которые живут в Шааркане (Шаарихане), Узбекистане и называют себя сейчас узбеками, описал С. М. Абрамзон [Абрамзон, 1960. С. 58-60].

Как мы заметили, ногайцы имеют различные связи со многими народами, среди них определенное место занимают народы Южного Урала и Поволжья.

Исторические факты свидетельствуют, что ногайцы имели этногенетические и этнокультурные связи с башкирами. По классификации Р. Г. Кузеева, «шестой, по нашей классификации - ногайский, пласт в родоплеменной этнонимии исторически связан с возвышением Ногайской Орды и ее политической ролью в Поволжье и Башкирии в XV - первой половине XVI в. Сложный и драматический период ногайско-башкирских отношений завершился в середине XVI в. уходом основной части ногайцев на юг». То есть ногайцы, будучи на территории Башкирии, естественно не могли не оставить в составе башкир имевшихся у себя этнонимов. О присутствии представителей разных племен, способствовавших участию их в формировании этих народов, Р. Г. Кузеев далее пишет следующее: «Оставшиеся в Башкирии ногайские группы явились одним из компонентов башкирской народности на заключительной стадии башкирского этногенеза» [Кузеев, 1973. С. 19]. Этническая

история башкир XIII-XIV вв. как раз и была связана с миграцией племен, которых привело в движение монгольское нашествие. Именно в XIII в. в составе башкир появляются представители племени найман [Кузеев, 1973. С. 53]. Правомерен Р. Г. Кузеев, утверждая, что «...этнонимические параллели показывают, что все эти племена являются участниками грандиозного по масштабам процесса этногенеза тюркских народов, который почти одно тысячелетие протекал на огромной территории от Алтая до Черного моря [Кузеев, 1973. С. 53-54].

Ногайско-башкирские этнокультурные связи занимают особое место в истории этих народов. Дело в том, что ногайские родоплеменные объединения в XVI в. кочевали на юге и востоке Башкирии и, естественно, родство языка, аналогичность кочевой культуры способствовали этническим контактам ногайцев и башкир. В результате ослабления Ногайской Орды, причиной которого были внутрифеодальные распри, а также поразивший парод голод, ногайцы начали разбредаться в поиске лучших земель. Например, современник этих событий, князь Курбский писал: «Мор пущен был от бога на Ногайскую Орду, сиречь на завольских татар и сице наведе его: пустил на них так зиму зело люте студенную, иж весь скот их помер, яко стада конския, так и других скотов, а на лето и сами изчезоша» [ПСРЛ. Т. XIII. С. 269]. «Ослабленные многими десятилетиями междоусобицы и беспрерывной борьбы, пережившие с большим уроном небывалые голод и чуму, поразившие в конце 1540-х годов все Поволжье, ногайские правители были не в состоянии удержать власть перед лицом развертывающейся активности восточной политики Русского государства и подъема освободительной борьбы башкир против ногайского господства. Ногайские родоплеменные группы, кочевавшие в Башкирии, после падения в 1552 г. Казани покинули прежние места кочевок, увлекая за собой часть башкир, переселились в низовья Волги и на Северный Кавказ. Но ушли не все ногайцы, также как и вернулась большая часть перекочевавших на юг башкир. Оставшиеся в Башкирии ногайские группы явились одним из компонентов башкирской народности на самых поздних стадиях башкирского этногенеза» [Кузеев, 1973. С. 55].

Относительно ногайцев, живших в Ногайской Башкирии интересен вывод В. В. Трепавлова. Он пишет, что «...есть все основания утверждать, что Ногайская Башкирия представляла собой провинцию Ногайской Орды с относительно фиксированной территорией, административными центрами, верховными и удельными наместниками. Кто населял Ногайскую Башкирию? В источниках встречаются три этнонима, обобщенно характеризующих жителей Башкортостана XV - середины XVII вв.: ногай, башкир, истяк (иштяк, иштек и т. п.)» [Трепавлов, 1997. С. 10].

Таким образом, ногайцы и башкиры, исходя из сложившихся исторических условий, вобрали в свой состав многих представителей одних и тех же родов и племен. Естественно, что в этом ряду есть и найман. Но ни в коем случае нельзя ограничиваться лишь этим этнонимом. В истории башкирского народа был период и кыпчакизации, что несомненно также сближает кыпчакские племена ногайцев и кыпчакские племена башкир. И еще раз сошлемся на объективный вывод Р. Г. Кузеева, что «относительная быстрота и легкость ассимиляции ногайцев в башкирской среде объясняется общностью мощного кыпчакского компонента в формировании обоих народов. В составе башкир и ногайцев имеется целый ряд этнонимических параллелей, восходящих к кыпчакской эпохе: кыпчак, канлы, туркмен, найман, бадрак, таз, мин, кырк и меркит» [Кузеев, 1973а. С. 55; Баскаков, 1940. С. 141-143].

Тесные этнические и этнокультурные связи, существовавшие между ногайцами и татарами Поволжья, также отразились на этнонимике этих народов. Особые отношения сложились в период существования Ногайской Орды и Казанского ханства. Именно в этот период, как гласит документ, «меж их послы ходили и гости ходили с торгом» [ПДРВ. Ч. 7. С. 170, 274, 285]. О пребывании и оседании представителей племени найман на территории Татарстана говорят топонимы Нагаєво, Найманово. Деревня Найманы считается возникшей не позднее эпохи Золотой Орды [Халиков, 1989. С. 166]. Ногайский компонент в формировании татарского народа еще основательно не изучен. В мае 1991 г. в г. Казани на конференции «Культура, искусство татарского народа: истоки, традиции и взаимосвязи» заведующий отделом этнографии

ИИЯЛИ Татарской академии наук Д. Исхаков сказал, что пришло время комплексного изучения места ногайцев в этногенезе татарского народа. Данные для изучения уже накоплены, и они подтверждают, что представители ногайцев живут в среде татар Кировской, Пермской, Ульяновской областей, в Елабужском районе Татарстана, в г. Касимове и т. д.

Наличие племени найман мы встречаем среди узбеков и алтайцев [Радлов, 1929. С. 18]. В. В. Радлов еще раньше привел названия родов у узбеков из племени найман: тэре-тамгалы, баганалы, эрге- некты [Радлов, 1887. С. 23], совпадающие с ногайскими баганалы- найман и эргенекли-найман, с теми же названиями тамг.

Представители племени найман живут и среди каракалпаков. «Наиболее ранние данные о родовой структуре каракалпаков также указывают на родоплеменность их состава и, в частности, на наличие среди них мангытов, кыпчаков, уйшунов и других племен, входивших в XV1-XVH вв. в состав ногайцев» [Иванов, 1935. С. 268]. Т. А. Жданко приводит данные о роде баканлы и теристам-

  • галы [Жданко, 1950. С. 56], по-видимому, этот род из племени найман; их в среде ногайцев и казахов называют баганалы-найман.

Будучи в тесных этнокультурных связях, роды из племени найман попадали в разные регионы, иногда далеко отстоявшие друг от друга. Например, найманы были и в Крыму, где даже в 1920-е годы в Перекопском уезде были аулы: Акмечеть найман, Найман, Биюк найман, Кучук найман, в Евпаторийском уезде - Каранай- ман [Памятная книга..., 1867. С. 420]. Конечно, вопрос о принадлежности этих аулов ногайцам или крымским татарам спорен, тем не менее они оставили здесь свой след. Так же, как и то, что среди племен, населяющих Северо-Западную Монголию, в 1870-е годы был зафиксирован род семиз-найман (букв, жирный найман) [Аристов, 1896. С. 354]. Представителей племени найман мы видим и в Литве, где в XV-XVIII вв. существовала Найманская Виленская стяга, а в г. Нямежисе «доводилось слышать от местных татар, что такая-то семья относится к найманам» [Черенков, 1983. С. 68].

Как видим, бытующие среди ногайцев названия племени найман распространены среди многих народов, ныне обитающих на широких просторах от Иртыша до Крыма, включая Среднюю Азию и Казахстан (рис. 2).

•^1

о\

Глава I              Вопросы этнического состава ногайцев

Р и с. 2. Территориальные изменения по Юочук-Кайнарджийскому договору 1774 г.:

1 - государственная граница России; 2 - крепости, уступленные России; 3 - территории Причерноморья, закрепленные за Россией; 4 - «Барьерные земли» Приазовья и Северного Кавказа, признанные суверенной собственностью России; 5 - осетинские земли, зависевшие от кабардинских феодалов и в силу того признанные владением России; 6 - Крымское ханство, признанное независимым; 7 - места мирных переговоров в 1772-1774 гг.; 8 - укрепленные пункты

 

<< | >>
Источник: Керейтов, P. X.. Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры : монография /науч. ред. Ю. Ю. Клычников ; Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований. - Ставрополь : Сервисшкола. 2009

Еще по теме Найман.:

  1. 17.5. Договор аренды (имущественного найма)
  2. Договор найма жилого помещения
  3. § 5. Договор социального найма жилого помещения
  4. § 138. Договоры найма (locatio-conductio). Общие положения 499.
  5. 5.11. Договор аренды (имущественного найма, проката)
  6. § 2. Право собственности на жилое помещение
  7. § 1. Жилищный фонд Российской Федерации
  8. 9.5.Консенсуальные контракты
  9. Договор дарения
  10. 45. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.
  11. Глава 2. Нанимайте их на работу быстро и давайте им правильные установки
  12. § 1. Общая характеристика