<<
>>

Глава первая ТРИ ПОРЯДКА НАСЛЕДОВАНИЯ

Собственность в периоде дикости. — Медленный ход прогресса. — Первый порядок наследования. — Имущество распределяется между родичами. — Собственность на низшей ступени варварства.

— Зачаток второго порядка наследования. — Распределение среди апнат»- ческих родственников. — Улучшение характера человека. — Собственность иа средней ступени варварства. — Порядок наследования в этом периоде недостаточно выяснен. — Вероятно,.

наследовали агнаты.

Нам осталось еще рассмотреть развитие собственности в различные этнические периоды, порядки возникшие в связи с владением и наследованием » влияние собственности на древнее общество.

Самые ранние идеи собственности были тесно связаны с добычей средств существования, что составляло первую потребность человека. Число объектов, частной собственности естественно возрастало в каждом последующем этническом периоде по мере увеличения количества тех производств, от которых зависели средства существования. Развитие частной собственности идет таким- образом рядом с прогрессом изобретений и открытий. Каждый этнический период обнаруживает заметный прогресс по сравнению с предшествующим не только по количеству изобретений, но и по разнообразию и объему собствен- ностй, явившейся результатом этих изобретений. Множественность форм собственности сопровождалась возникновением определенных положений, касающихся владения и наследования. Обычаи, на которых основываются эти нормы владения и наследования имущества, определяются и изменяются состоянием и развитием социальной организации. Таким образом развитие собственности? тесно связано с увеличением числа изобретений и открытий и с усовершенствованием социальных учреждений; все это характеризует различные этнические периоды человеческого прогресса.

I. Собственность в периоде дикости.

Трудно во всех отношениях составить себе представление о состоянии человечества в тот ранний период его существования, когда оно было еще лишено всего того, что приобрело путем изобретений и открытий и благодаря развитию идей, воплощенных в учреждениях, порядках и обычаях.

Прогресс человека из этого состояния полной невежественности и неопытности протекал медленно, но в геометрической прогрессии. Путем цепи связанных между собой умозаключений мы можем перенестись в то время, когда, не зная огня, не владея членораздельной речью и не имея искусственных орудий, люди питались, подоШо диким животным^ дикорастущими плодами звмли. Медленно, почти незаметно, подвигались они вперед в периоде дикости; от языка жестов и несовершенных звуков

к членораздельной речи; от дубины, этого первого оружия, к копью с кремневым наконечником, а в конечном счете — к луку и стреле; от кремневых ножа и долота к каменным топору и молотку; от ивовой и тростниковой корзины к корзине, обмазанной глиной, которая дала сосуд для варки пищи на огне, и, наконец., к гончарному производству, доставившему сосуд, способный выдерживать действие огня. По части средств пропитания человек прогрессировал от дикорастущих плодов в ограниченном месте его обитания к рыбе и раковинам на берегах моря и, наконец, к мучнистым корням и дичи. Изготовление веревок и шнурков из волокон коры, выделывание рода ткани из растительной массы, дубление кож для одежды и покрывания палаток и, наконец, постройка домов из бревен, крытых корой, или из досок, расколотых каменными топорами, — все это вместе с помянутыми выше изобретениями принадлежит периоду дикости. Среди изобретений, имевших меньшее значение, можно упомянуть бурав для добывания огня, мокасины и лыжи.

Перед концом этого периода люди научились находить себе пропитание, живя, сравнительно с первобытным временем, большими группами; они распространились по лицу земли и овладели всеми благоприятными для человеческого развития возможностями всех материков. В области социальной организации они перешли от кровнородственной орды к племенам, организованным в роды, и таким образом приобрели зачатки главнейших органов управления. Человеческая раса успешно вступила теперь на свой великий путь к цивилизации, достижение которой уже тогда, с изобретением членораздельной речи, с открытием гончарного производства и с учреждением родов, было в основе обеспечено.

Период дикости внес громадные изменения в состояние человечества. Передовая часть его окончательно организовала родовое общество и образовала небольшие племена, жившие, в разбросанных селениях, что стимулировало способность к изобретениям. Их первобытная энергия и неразвитые производства были посвящены главным образом средствам существования. Они не дошли еще до огораживания селений частоколом в целях обороны, равно как и до мучной пищи, и их еще не преследовал бич каннибализма. Указанные производства, изобретения и учреждения представляют почти всю сумму достижений человечества в периоде дикости, помимо изумительного развития языка. В общем ¦они кажутся незначительными, но в них содержались громадные возможности, «бо здесь были зачатки языка, управления, семьи, религии, жилищной архитектуры и собственности l месте с главнейшими зародышами производств. Все эти достижения развивались их потомками в периоде варварства; а их цивилизованные 'потомки продолжают совершенствовать эти достижения до сих пор.

Но собственность дикарей была незначительной. Их представления об ее ценности, ее привлекательности и ее наследовании были в заічатке. Несовершенные оружие, ремесленные изделия, утварь, одежда, орудия из кремня, камня и кости-и личные, украшения составляют главные объекты собственности в диком состоянии. Стремление к обладанию собственностью лишь едва возникло в уме, посколько самые объекты едва существовали. Развить в полной силе ту «страсть стяжания» (studium lucri), которая так властно господствует ныне над человеческим умом, оставалось назначением тогда еще далекого периода цивилизации. Земля, которая тогда вряд ли могла быть объектом собственности, находилась в ішллективном владении племени, а жилища находились в совместном владе- шш их,-обитателей. Великая страсть стяжания питала свои растущие силы только за счет предметов чисто личного потребления, число которых увеличивалось с медленным прогрессом изобретений. Предметы, считавшиеся наиболее ценными, клались в могилу вместе с их умершим владельцем, чтобы он продолжал ими пользоваться в стране духов. Остававшегося все же было достаточно, чтобы возбудить вопрос о наследовании. О порядке распределения наследства до возникновения родовой организации мы имеем ограниченные сведения, либо их совсем иет. С учреждением рода возник первый основной порядок ніаследо- amp;ания, по которому имущество умершего делилось между его родичами. Факти-

чеши оно присваивалось ближайшими родственниками, но по общему принципу имущество должно было оставаться в роде умершего и распределяться между членами рода. Этот принцип сохранялся греческими и латинскими родами вплоть ДО цивилизации. Дети наследовали своей матери, но не получали ничего посае своего предполагаемого отца.

<< | >>
Источник: ЛЬЮИС Г. МОРГАН. Древнее ОБЩЕСТВО. 1935

Еще по теме Глава первая ТРИ ПОРЯДКА НАСЛЕДОВАНИЯ:

  1. § 3. Наследование по закону
  2. § 2. Наследование по закону
  3. Глава IX О МОНАРХИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ПО НАСЛЕДСТВУ ОТ АДАМА
  4. Глава XI КТО ЭТОТ НАСЛЕДНИК? 106.
  5. Статья 1111. Основания наследования
  6. Статья 1147. Наследование усыновленными и усыновителями
  7. Глава 8 Опека (tutela) и попечительство (сига)
  8. §5. Наследование по закону (successio legitima)
  9. Глава первая. ЭТНИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ
  10. Глава вторая ИРОКЕЗСКИЙ РОД
  11. Глава шестая РОД У ДРУГИХ ПЛЕМЕН ГАНОВАНСКОЙ СЕМЬИ
  12. Глава восьмая ГРЕЧЕСКИЙ РОД
  13. Глава одиннадцатая РИМСКИЙ РОД
  14. Глава четырнадцатая ПЕРЕХОД СЧЕТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИЗ ЖЕНСКОЙ ЛИНИИ В МУЖСКУЮ
  15. Глава первая ДРЕВНЯЯ СЕМЬЯ
  16. Глава шестая ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СВЯЗАННЫХ С СЕМЬЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ
  17. Глава первая ТРИ ПОРЯДКА НАСЛЕДОВАНИЯ
  18. Глава 6 КОНТ (1798-1857)