ПРЕДИСЛОВИЕ
В условиях научно-технической революции все более очевидным становится единство человечества. Вместе с тем оно остается весьма сложным и многообразным. Одно из специфических проявлений этого многообразия представляют этносы или этнические «общности. Под ними в-настоящее время обычно принято подразумевать все разновидности народов мира: нации, народности, племена, этнические группы и т. д. По самым скромным подсчетам, современное человечество унаследовало от прошлого две—три тысячи этнических общностей. При этом неравномерность всемирно-исторического процесса привела к огромным различиям между такого рода общностями как по уровню развития, так и по масштабам. Подобные различия колеблются в диапазоне между архаическими по своему характеру народностями и даже племенами, насчитывающими сегодня всего лишь тысячи, a nnojyfia и сотни людей, с одной стороны, и многомиллионными нациями — с другой. Пестрота этнической или, иначе говоря, национальной структуры современного человечества придает особую сложность ее динамике — этническим, национальным процессам. Эти процессы по-разному протекают в различных социальных средах: © условиях капиталистической системы и в условиях содружества ?стран социализма. Для капитализма характерны «проявления национальных антагонизмов» \ порожденных классовыми антагонизмами. Этот «феномен, зафиксированный еще основоположниками марксизма 1, (особенно наглядно проявляется в современном капиталистическом жире, для которого столь характерны межнациональные, межэтнические конфликты. Одно это делает весьма существенным изучение национальных и шире — этнических явлений. Существенно и то, что без учета этнических аспектов социально-экономических и политических процессов, происходящих в развитых капиталистических странах, невозможно уяснить специфику этих процессов в каждой из таких стран. Принципиально иначе, чем в капиталистическом мире, протекают этнические, национальные процессы в условиях социализма. Особенно показательны в данном отношении их результаты в нашей стране, где, как известно, впервые в истории человечества успешно решен один из самых острых и сложных вопросов — национальный вопрос. «История не знает государства, которое в крат- *тйптие сроки сделало бы так много для всестороннего развитйй наций и народностей, как СССР. . .» 2,1.Как показывает в целом опыт многонационального Советского Союза, других стран, входящих в социалистическое содружество, социализм, ликвидируя социально-классовые предпосылки эксплуатации одной нации другой, устраняет основу межнациональных антагонизмов, стимулирует сближение наций. Ото, разумеется, не означает, что с утверждением социализма автоматически исчезают противоречия в межнациональных отношениях. Такого рода отношения, как свидетельствует практика, не свободны от трудностей, в значительной мере обусловленных тем, что народы социалистических стран вступили на путь строительства нового общества, находясь на разных уровнях экономического и культурного развития. «Национальные отношения и в обществе зрелого социализма — это реальность, которая постоянно развивается, выдвигает новые проблемы и задачи» 2. И они, несомненно, требуют к себе пристального внимания. Весьма актуально и изучение бурно протекающих в наше время этнических процессов в развивающихся странах. Будучи теснейшим образом связанными социально-экономическими и политическими факторами, эти процессы имеют в каждой из таких стран свою специфику, во многом детерминированную общим направлением их развития (капиталистической или социалистической ориентацией). В свою очередь происходящие здесь этнические процессы сами оказывают значительное воздействие на остальные сферы социальной жизни. В силу всего сказанного изучение современной этнической, национальной проблематики приобретает не только теоретическое, но и практическое значение. При этом очевидна необходимость как страноведческо-регионального, так и глобального ее рассмотрения. В современных условиях «национальный вопрос — явление мировое» 3. Вместе с тем, разумеется, современная этническая, национальная проблематика должна рассматриваться не в статике, а в динамике. Как известно, марксизм-ленинизм придает особое значение при рассмотрении социальных явлений точному изучению всего ряда их известных состояний и связей между различными ступенями развития 4, постановке этих явлений «в определенные исторические рамки» G. Несомненна в то же время и самостоятельная познавательная значимость изучения этнического прошлого человечества. Ведь, хотя суть всемирно-исторического процесса составляет смена социально-экономических формаций, однако многообразие его проявлений в значительной мере обусловлено этнической спецификой й&родов мира и воплощено в ней. Игнорируя это обстоятельство, невозможно получить адекватное представление о многих сторонах исторических явлений. Более того, такой подход лишает возможности раскрыть основное содержание собственно этнической истории народов мира (например, их этногенеза). Поскольку этнические (национальные) явления в той или иной степени сопряжены почти со всеми сторонами жизни человечества, к их изучению в большей или меньшей мере причастны многие научные дисциплины. Прежде всего в этой связи, очевидно, следует назвать этнографию. Ведь, согласно распространенному среди специалистов мнению, народы-этносы являются основным исследовательским объектом этнографической науки. Однако изучение этнической проблематики этнографией далеко не исчерпывается. Эта проблематика, например, неизбежно оказывается в поле зрения историка, воссоздающего историческое прошлое какого-либо народа. Этнические проблемы не могут не привлекать внимание также археолога, занятого изучением этногенеза. Социолога интересуют взаимосвязи этнических и социально- экономических явлений; искусствоведа — этническое своеобразие отдельных компонентов художественной культуры; лингвиста — этнолингвистические процессы; психолога — этнические особенности психики. Есть этнические аспекты также у экономических и демографических исследований. Занимаются изучением этнической проблематики и представители ряда естественных наук: антропологии, физической географии, ботаники и т. д. На стыке этих наук и этнографии в последнее время возникли своеобразные пограничные дисциплины: этническая антропология, этногеография, этноботаника. Разумеется, что для каждой из этих общественных и естественных дисциплин, как и для них в целом, весьма существенное методологическое значение имеет разработка теории этноса. Иначе невозможны ни сколько-нибудь четкое размежевание их усилий, ни кооперация таковых. При этом на первых порах особенно важной оказалась разработка теории этноса для этнографической науки, поскольку речь шла об основном ее исследовательском объекте. Именно поэтому несколько лет назад нами была предпринята попытка охарактеризовать взаимосвязь объекта и предмета этнографической науки. Данной задаче были, в частности, посвящены наши монографии «Этнос и этнография» (М., 1973) и «Современные проблемы этнографии» (М., 1981). Поскольку работы эти рассчитаны прежде всего на этнографа, в них, естественно, значительное место отведено сугубо этнографическим сюжетам. Между тем во всесторонней разработке теории этноса, как уже говорилось, заинтересована не только этнография, но и многие Другие научные дисциплины. Это и побудило нас подготовить работу, рассчитанную на представителей всех тех дисциплин, которые в той или иной мере имеют исследовательский интерес к этнической проблематике. Правда, может показаться, что для этой цели достаточно простого воспроизводства отдельных, по- священн&х теории этноса разделов упомянутых выше монографий. Однако такой чисто «механический» подход представляется неприемлемым. Прежде всего дело в том, что на данные разделы неизбежно оказали своеобразное «обратное» воздействие те главы этих работ, в которых рассматриваются собственно этнографические сюжеты. А это в свою очередь привело к определенной неравномерности освещения в них отдельных вопросов теории этноса. Выявилась также необходимость уточнения и дополнения некоторых положений наших предыдущих работ. Все это во многом предопределило характер данной книги, в которой наряду с обобщением основных результатов проведенного у нас за последние годы изучения (в том числе и ее автором) теоретических аспектов этнической проблематики, предпринята попытка их дальнейшей разработки.
Еще по теме ПРЕДИСЛОВИЕ:
- ПРЕДИСЛОВИЕ (переводчика)
- Предисловие
- Предисловие
- ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Предисловие к русскому изданию
- Предисловие
- ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Л. С. Выготский ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ КНИГИ В. КЕЛЕРА «ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКОПОДОБНЫХ ОБЕЗЬЯН»1
- Предисловие к русскому изданию
- ПРЕДИСЛОВИЕ