<<
>>

§ 13. Проблема происхождения языка

Вопрос о возникновении языка занимал людей издавна. В письменной традиции существует множество теорий, касающихся разных сторон процесса становления и развития языка, а потому не всегда сопоставимых.
Построить строгую схему развития представлений о языке довольно непросто. Наиболее древней является версия о божественном происхождении языка. В древнеиндийских «Ведах», сборнике гимнов, песен, жертвенных изречений и заклинаний, датируемых обычно XXV — XV вв. до н. э., фигурируют понятия «установление имен», «установитель имен». Помимо Индии, подобные взгляды существовали в Китае, античной Греции, Риме. В некоторых направлениях раннего христианства говорилось, что язык создан людьми, но с помощью логической силы, дарованной господом (например, арианство — IV в.). Французский историк философии, общественный деятель и публицист Ж. М. Де Жерандо (1772-1842) обратил внимание на сравнительное совершенство языка некоторых отсталых народов. На протяжении многих поколений эти народы ничего к своем у языку не прибавляли, а то и теряли словарный запас. Значит, рассуждал ученый, при возникновении языка этими народами руководили люди, превосходящие в умственном отношении всех ныне живущих. Роль «одаренных индивидов» в процессе становления языка признавал Ч. Дарвин. От Демокрита (V в. до н. э.) ведет начало теория «общественного договора», развиваемая впоследствии Эпикуром (IV — III вв. до н. э.). Согласно ей, люди просто договорились, за какими вещами какие названия закрепить. (Доказывая полную произвольность установления имен, живший в IV в. до н. э. греческий философ Диодор Крон называл своих рабов неполнозначными общенародными словами типа: «Но ведь»). На точке зрения «общественного договора» стоял английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Очень сильное впечатление на современников произвела в XVIII в. теория «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Договориться о чем-то, не умея еще разговаривать, в принципе, можно.
Другой французский философ- просветитель Этьенн Бонно де Кондильяк (1715-1780) увязывал звук с уточняющим его значение жестом. Дитрих Гудеман (1748-1803) также считал, что первый способ общения — жест. От философского направления стоиков (III в. до н. э.) идет «звукоподражательная» теория. Согласно ей, слова образовывались путем подражания тем звукам, которые издавала вещь, или от звуков, выражающих впечатление о вещи. К той же мысли пришел немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Шарль де Бросс в книге, опубликованной в 1765 г., изложил свои наблюдения над отсталыми народами: например, дикарь, впервые увидев ружье, называет его «пу» и т. д. Ч. Дарвин, присоединяясь к теории звукоподражания, обращал внимание на сильно развитую способность к подражанию у обезьян (ближайших, согласно его взглядам, «родственников» человека), и у интеллектуально недоразвитых людей (микроцефалов-идиотов, дикарей). Наличие подражательных звуков учитывал Ж.-Ж. Руссо в своей теории общественного договора. Римский поэт и философ-материалист Лукреций Кар (I в до н. э.) указал на способность животных произносить разнообразные звуки, выражающие переживания. Так фактически, были залажены основы «эмоциональной гипотезы», реконструирующей «физиологический» этап речи. Де Бросс тоже привлекал для объяснения возникновения языка «природные вопли человека». При этом он ссылался на свои наблю дения над детьми. О природных воплях как материале для слов писали Ж. -Ж. Руссо, Пьер Луи Моро де Мопертюи (французский учёный, работавший в Германии; 1698-1759), немецкий языковед Август Шлейхер (1821-1868). Последний не отрицал и звукоподражания. Гипотезы о происхождении языка продолжают выдвигаться и в наше время, примером чего могут служить построения советского филолога Бориса Владимировича Якушина. Он считал, что язык возник из озвученной пантомимы и ссылался на следующие обстоятельства: 1) многие отсталые народы доныне проигрывают в пантомиме предстоящую охоту и другие сложные формы деятельности; 2) у них же есть обычай (и потребность) описывать в пантомиме, просто для самовыражения, недавно пережитые будничные события; 3) пантомима часто сопровождается звуками, и звук, соответствующий знакам пантомимы, со временем мог приобрести самостоятельное значение; 4) закреплялись в первую очередь звуки, указывающие на объект и действие с ним, пригодные для руководства деятельностью коллектива со стороны лидеров.203 В 1969 г. в США вышла книга супругов Гарднеров, обучивших шимпанзе по кличке Уошо 132 знакам американского языка глухонемых.
Замечательным оказалось не то, что обезьяна смогла усвоить большое количество знаков, а те способы, какими она их использовала. Обучившись знаку, обезьяна в конкретных ситуациях стала расширять его значения, вполне разумно приспособляя к обстановке все менее и менее сходной с первоначальной. Обезьяна оказалась способной к конструированию синонимов и даже к переносу значения (вплоть до использования слова «грязный» в качестве ругательства). Другие обученные обезьяны пытались общаться с помощью выученных знаков между собой. Все это мало походит на заучивание по методу условного рефлекса, если эксперимент описан корректно. В 1980-е гг. группа американских лингвистов во главе с Ф. Либерманом предприняла попытку оценить способность неандертальца к тонкой и дифференцированной артикуляции — речи. Был выбран хорошо сохранившийся скелет мужчины, жившего 45 тыс. лет назад и найденного в 1908 г. близ деревни Ля-Шаппель-о-Сен во Франции. Антрополог Э. Крелин, пользуясь теми же принципами, что и известный отечественный специалист М. М. Герасимов, реконструировал глотку, ротовую полость, форму языка и губ. Полученный макет при помощи ЭВМ рассмотрели во всех состояниях и динамических положениях возникающих при разнообразных движениях языка, губ, стенок глотки. Компьютер выдал все частотные характеристики звуков, которые был способен продуцировать этот речевой аппарат. Данные сравнивались с частотными характеристиками фонем английской речи. Оказалось, что неандерталец мог произносить очень немного гласных (2-3) и в несколько раз больше согласных.204 К сходным выводам совсем другим путем пришел английский лингвист М. Суодеш. Он пытался восстановить облик древнейшего «праязыка», общего для зарождавшегося человечества, на основе широкого сопоставления современных языков мира. В итоге у него получилось, что праязык имел только одну гласную и 11 согласных. В этой связи внимание специалистов привлекли так называемые «моновокалические» языки (вишрам, аранта, абазинский и др.), располагающие одной-двумя гласными и большим набором согласных (до 80).
Вспомнили и о принципиальном несходстве в способах произнесения звуков. В английском, русском и других языках звуки произносят, выдыхая струю воздуха. Если полость рта резонирует, получается гласная, если нет — согласная. А вот в языках койсанской группы, на которых говорят бушмены и готтентоты Африки, речь насыщена щелкающими звуками, возникающими при втягивании воздуха в ротовую полость. Есть языки, в которых со щелчка начинается каждое слово, а многие слова содержат в себе по два щелчка. Щелкающие звуки есть в языках некоторых индейских народов Северной Америки (например, у атабасков). В Африке, кроме бушменов и готтентотов, — в отдельных языках группы банту. Вероятно их присутствие в ряде кавказских языков. Еще один необычный способ артикуляции известен для речи народа «ибо» в Южной Нигерии и в некоторых языках Франции. Люди ибо обладают способностью менять объем надглоточной полости посредством перемещения гортани вниз от ее обычного положения. Движение гортани книзу и увеличение объема этой полости служит единственной причиной того, что струя воздуха втягивается в ротовую полость. Прочие артикуляционные органы в этот момент могут оставаться совершенно неподвижными. Вероятно, это один из наиболее эволюционно древних способов артикуляции у приматов. Ф. Либерман обнаружил его и у обезьян — макаки- резуса и шимпанзе. Первый крик новорожденного ребенка у людей всех современных рас также сопровождается подобными движениями гортани.205 Важное место в лингвистических реконструкциях древнейшего состояния языка по-прежнему занимает такой источник информации, как наблюдение за речевым поведением детей. В 1990-е гг. бурные успехи информатики и распространение компьютерной техники, текстовых редакторов и процессоров, появление систем распознавания речи стали ещё одним многообещающим направлением в изучении и систематизации языков.206
<< | >>
Источник: Зорин А.Н.. Основы этнографии. 1994

Еще по теме § 13. Проблема происхождения языка:

  1. ОПЫТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ESSAI SUR L'ORIGINE DES CONNAISANCES HUMAINES
  2. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИЗУЧЕНИИ СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКОВ
  3. Философия науки как анализ языка науки.
  4. ЗАГАДКА ЯЗЫКА ГУАНЧЕЙ
  5. ЧЕЛОВЕК ИЗ КЕННЕВИКА И ПРОБЛЕМА АЙНОВ
  6. Вместо послесловия ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ В СВЕТЕ НОВЫХ ДАННЫХ
  7. § 13. Проблема происхождения языка
  8. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
  9. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЭВЕНКОВ О ДУШЕ И ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ АНИМИЗМА
  10. ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА СОЗНАНИЯ
  11. 14.1. Специализированный язык в науке
  12. Проблема уровней владения иностранным языком в зарубежной методике.