<<
>>

Процессуальная форма

Исома, к*ак и другие женские культы, имеет диахронический профиль, или процессуальную форму. В каждом из этих культов женщина страдает от гинекологических расстройств; тогда ее муж или родственник по женской линии обращается к гадальщику, и тот устанавливает точно вид болезни, которую навлекла на женщину тень, «вышедшая,— как говорят ндембу,— из могилы, чтобы поймать ее».

В зависимости от вида болезни муж или родственник приглашает лекаря (сЫтЬиЫ), который «знает снадобья» и подходящие ритуальные процедуры, для того,

чтобы умиротворить разгневанную тень и уговорить ее выступить в качестве руководителя церемоний в предстоящем действе. Затем лекарь обращается за помощью к другим лекарям. Это либо женщины, которые прошли через тот же ритуал и тем самым посвящены в исцеляющий культ, либо мужчины, находящиеся с пациенткой в тесном матрилинейном родстве. Пациентки рассматриваются как «кандидаты» в члены культа, а лекари— как его «адепты». Разгневанные тени (аЫэЫ), по убеждению ндембу,— это бывшие адепты. Таким образом, принадлежность к культу охватывает всех членов линиджа и деревни и вовлекает их во временное взаимодействие с группой, ко-- торую можно назвать «общиной страдания» или, еще лучше, «общиной пострадавших» от того же'типа несчастья, какое сейчас переживает кандидат-пациент. Принадлежность к культу исомы переходит даже племенные границы, так как члены культурно и лингвистически связанных племен лувалс, чокве и лу- чази имеют право присутствовать на данном ритуале ндембу в качестве адептов и в этом качестве выполняют определенные ритуальные задачи. ^Главный» (тики1итр1), или «великий» (\veneni), адепт — обычно мужчина, даже в таких женских культах, как исома; здесь, как и в большинстве матрили- нейных обществ, социальное размещение осуществляется посредством женщин, а власть находится в руках мужчин.

У женских культов — трехчастная диахроническая структура, известная нам по трудам ван Геннепа. Первая фаза, называемая илемби, отделяет кандидата от профанного мира; вторая— под названием кункунка (букв, «в травяной хижине») — частично отключает женщину от ее секулярной жизни; третья фаза, ку-тумбука,— это праздничный танец, отмечающий отмену запрета, наложенного тенью, и возвращение кандидата к нормальному существованию. В исоме это последнее знаменуется рождением ребенка и вскармливанием его до той поры, пока он не начнет ходить.

 

<< | >>
Источник: Тэрнер В.. Символ и ритуал. М. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1983

Еще по теме Процессуальная форма:

  1. § 7. Виды информации
  2. 1.7. Уголовно-процессуальные функции и процессуальная форма
  3. Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства
  4. 4.3. Процессуальный порядок предъявления гражданского иска
  5. ТЕОДОР ТАРАНОВСКИ СУДЕБНАЯ РЕФОРМА И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЦАРСКОЙ РОССИИ
  6. § 58 «Введение в феноменологию религии» § 58 а Формальное указание
  7. § 4. Гражданская процессуальная форма
  8. § 1. Санкция — необходимый элемент гражданской процессуальной нормы
  9. § 2. Судебное заседание — процессуальная форма разбирательства дела
  10. ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ ПО ТЕОРИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
  11. Глава 4 РАБОТА ПРЕСС-СЛУЖБЫ С КРИТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  12. 2.2. Судебная контрреформа
  13. 5.2. Реформа местной юстиции 1912 г.
  14. Очерк одиннадцатый ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЕЕ ДИНАМИКА В ПЕРВОБЫТНООБЩИННОЙ ФОРМАЦИИ
  15. Процессуальная форма
  16. А.А. Гриценко Социально-экономические трансформации: перспективы политэкономического исследования
  17. 1.1. ЖАНРЫ МАТЕРИАЛОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ
  18. Лекция 1. ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ. КАКИЕ ТИПЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ НАМ НУЖНЫ
  19. §3. Социальная коммуникация в контексте исследования информационного общества
  20. 1.1. УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕС-КИЙ ФЕНОМЕН И ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЕМЫХ