<<
>>

Ритуалы инициации у девочек

В провинции Омоине воспитание подростков-девочек начинается с самого раннего детства. Основная цель обрядов — подготовка к будущему материнству и деторождению. Процесс обучения начинается уже с двух-трех лет, когда ребенок присматривается и имитирует действия матери.
Это очень важный период, так как именно в нем закладываются психологические позиции и поведенческие стереотипы будущей женщины. Взгляды и позиция матери по отношению к мужчине очень точно соотносятся с отношениями сестры с братьями, в которых можно увидеть элемент прислуживания: стирка белья, приготовление пищи и т.д. Таким образом, уже с детства закладывается программа разделения труда (мужской/женский), где женский считается вторичным. Постепенно приобретаются навыки поведения, общения с лицом противоположного пола, реакция на сделанные замечания и т.д. До того момента, когда у девочки появляются признаки половой зрелости, она остается в рамках своей возрастной группы. Первая менструация служит сигналом, после которого начинается переориентация девочки в психологическом и социальном плане и подготовка ее к материнству. Первая часть ритуала включает в себя навыки соблюдения личной гигиены, стирки белья и т.д. В это время девочка не выходит на улицу, за ней присматривают мать и тетка. На пятый день готовят снадобье из соли, золы и воды, которое дают ей выпить, произносят имя дзау и заставляют скакать вокруг дома. На этом первая часть ритуала заканчивается. После этого события все родственники девочки продолжают обычную жизнь. Девочка примерно еще неделю сидит дома, не встречается со взрослыми девушками. Затем появляются женщины, которые говорят с ней и дают советы, касающиеся взаимоотношений с мужчинами. Кульминацией ритуала становится омовение в реке, переодевание в новые одежды и праздник, к которому семья готовится заранее (забивает скотину, приготавливает угощение для гостей и т.п.). Все действо сопровождается танцами, предназначенными для данного момента, имеющими защитную функцию. Сам праздник предваряет ритуальное питье из смеси воды и муки во имя предков. В конце праздника один из братьев девушки преподносит ей в подарок деньги и одновременно бьет прутьями. Говоря об обрядах инициации, связанных с появлением первой менструации у девочек, надо заметить, что они варьируют от региона к региону. Это обусловлено не только спецификой различных этнических групп, но и социокультурными условиями в регионах. Тщательность разработки и детализации ритуальной стороны инициации девочек отмечается у ньянджа. По данным опроса, проведенного в деревне Массумба, ньянджа, живущие на восточном берегу оз. Ньяса, для перехода в категорию молодежи и ознакомления с правилами половой жизни должны пройти различные испытания и ритуалы. Цикл ритуалов инициации для женщин называется нколе. В нем выделяются следующие фазы: чипуту, куумбала, чиссамба. Чипуту представляет собой ряд начальных церемоний, которые дают необходимые знания подросткам в возрасте между 10 и 12 годами. Ритуал предусматривает удаление детей из родного дома примерно на 30 дней в определенное место, которое им нельзя покидать ни для встречи с родителями, ни для принятия домашней ПИЩИ- Дом, где происходит церемония, представляет собой обычное жилище.
В результате «обучения (познания)» иницианты должны надеть нбуинду, представляющее собой полотно ткани, обмотанное вокруг бедер для того, чтобы «защитить» свой пол. Основное содержание чипуту — моральное воспитание. Девочки получают знания по основным аспектам взаимоотношений взрослых, матери—дочери, взаимопомощи, семейным обязанностям, работе и т.д. Весь комплекс представлений, моральных правил социального поведения обозначается одним словом — мвамбо. На данном этапе вопрос сексуальных отношений не имеет первостепенной важности. По истечении 30 дней поднимается невероятная суматоха, вызванная радостью возвращения в деревню. После омовения девушки смазывают свое тело маслом мафута, одеваются в лучшие одежды, украшают себя бусами и другими безделушками. Особенностью праздника является его коллективный характер. К другой характерной черте этого праздника нужно отнести выход ньяу — «соломенного чучела». Кульминацией веселья становятся шутливые «оскорбления» и всевозможные выпады ньяо — самого веселого человека деревни в отношении девушек. Куумбала, возможно, представляет собой промежуточное звено. Этот ритуал совершается после появления первой менструации, когда девочка 15-16 лет (примерно) становится взрослой девушкой. Церемония длится всего один день и является исключительно семейным событием. Участие в нем принимают самые старшие (в основном бабушки, так как для родителей существует табу, особенно для отца). Смысл ритуала заключается в том, чтобы дать девушке некоторые инструкции в период менструации, обучить правилам личной гигиены, «воздержания» или мерам предосторожности при контактах с молодыми людьми. Следует также заметить, что куумбала — наиболее старый ритуал, дающий знания как в чисто физиологической области сексуальных отношений, так и в духовной. Вот некоторые табу, соблюдение которых обязательно при менструальном цикле: не обходить людей сзади; не стирать одежду отца; не сыпать соль в горшок, стоящий на огне; не есть с детьми; не садиться на циновку. Третья церемония — чиссамба протекает между седьмым и восьмым месяцем первой беременности. Женщина натирает тело маслом растительного происхождения, украшает себя бусами на шее и запястьях, одевается в чистое платье, прикрывающее ноги (по крайней мере колени). Однажды, предпочтительно в солнечный день, беременная женщина садится на чистую циновку под присмотром опытных женщин и родственников. Это день радостных песен и танцев женщин. Есть множество конкретных рекомендаций по данному ритуалу. Во время церемонии допускается присутствие мужа, будущего отца, для психологической поддержки и ритуальной защиты ребенка. Основное содержание данной церемонии — подготовка беременной женщины к новой фазе — родам и материнству. После того как муж удаляется, у женщины требуют признания во внебрачных половых свя зях, сокрытие которых может повредить плоду или привести к смерти во время родов. Это своего рода моральное «лекарство», предназначенное для помощи женщине, попадающей в экстремальную ситуацию. Есть и ряд табу, сопровождающих все церемонию, соблюдение которых обязательно: не хвалить и не отвечать на похвалу других людей; не прощаться и не возвращаться, стараться ничего не забывать (в соответствии с поверьем, что ребенок может задержаться или не родиться); не пить воду стоя; не есть остатки пищи, приготовленной накануне; избегать сексуальных отношений; после обряда чиссамба беременную всегда должна сопровождать в прогулках другая женщина или женщины. Таковы ритуалы у ньянджа. В других районах Мозамбика инициации девочек проводятся иначе. Так, например, в провинции Замбезия (этническая группа элонве с матрилинейным счетом родства) для девочки восьми-девяти лет мать нанимает женщину для обучения. Обычно это пожилая женщина, в обязанности которой входит весь комплекс мероприятий, связанных с ритуальной стороной, включая покупку нового платья, приглашение танцоров для ритуального танца и т.д. Согласно «контракту», родители ребенка обязаны полностью оплачивать все расходы. Церемония охватывает семидневный курс обучения в буше тому, как надлежит вести себя наедине с мужчиной, как воспитывать детей, вести хозяйство и т.д. Обучение призвано научить молодую маму тому, как должно вести себя в качестве жены, матери, хозяйки дома. После семи дней девочка выходит из буша, направляется в дом своей патронессы, где совершает омовение. В округе Келимане (этническая группа эчувабо с патрилинейным счетом родства) также наблюдается подобный ритуал, который дополняется, однако, другой важной чертой. Девушка обязательно должна выпить кровь своей первой менструации. Этот акт, по существующим представлениям, должен гарантировать способность к деторождению. В провинции Замбезия встречается ритуал, связанный непосредственно с ранними браками. В данном случае девочку начинают готовить к браку практически с самого рождения. Для этого мать ребенка приготавливает снадобье из фрукта эпичи. Косточки сушеного плода поджаривают, тщательно растирают и делают смесь на основе масла или воды. Начиная с трехмесячного возраста мать регулярно смачивает влагалище дочери этим снадобьем; когда девочке исполняется три года, эта процедура заканчивается. Затем ребенок начинает проходить «школу» через обряд инициации. Между прочим, она получает представление о сексуальных отношениях с мужчиной, о том, как доставлять ему удовольствие. С этой целью из красного дерева делается несколько моделей пениса различного размера. Модели врывают в землю, и девочка должна садиться на них. С течением времени для данной процедуры используются модели все большего размера. Когда же наступает момент использования последней модели, соответствующей размерам пениса взрослого мужчины, испытание считается выдержанным и с этого момента девочка может вступать в брак. Этот обычай приводит к тому, что можно встретить семьи, где жена еще «ребенок», а муж уже 40-50-летний «старик». Смысл данного обычая в том, чтобы доставить максимальное сексуальное удовольствие мужчине, так как, по традиции, женщина призвана выполнять только данную функцию, забота же по дому, приготовление пищи и другая домашняя работа ложатся исключительно на плечи свекрови. Подобные обычаи, пожалуй, нигде больше не встречаются в Африке и являются уникальным явлением.
<< | >>
Источник: Н.А.КОЧНЕВА. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН.. 2000

Еще по теме Ритуалы инициации у девочек:

  1. Ритуалы инициации мальчиков
  2. ОБРЯДЫ ИНИЦИАЦИИ У НАРОДОВ МОЗАМБИКА
  3. АЛХИМИЯ И ИНИЦИАЦИЯ
  4. ОБРЯДЫ ИНИЦИАЦИИ
  5. Алхимия и инициация
  6. КУЗНЕЦЫ, ВОИНЫ РУКОВОДИТЕЛИ ИНИЦИАЦИЙ
  7. Кузнецы, воины, руководители инициаций
  8. Ожидание мертвецов и ритуальная инициация
  9. СИМВОЛЫ В АФРИКАНСКОМ РИТУАЛЕ
  10. 6.3. Ритуалы
  11. Организационные обычаи и ритуалы
  12. Металлургические ритуалы и таинства
  13. ГЛАВА 2. ПАРАДОКСЫ БЛИЗНЕЧЕСТВА В РИТУАЛЕ НДЕМБУ
  14. 1.3. Создание ритуалов и подключение эмоций
  15. ГЛАВА 1. УРОВНИ КЛАССИФИКАЦИИ В РИТУАЛЕ ЖИЗНИ И СМЕРТИ
  16. РИТУАЛЫ СОГЛАСИЯ