<<
>>

Ритуалы инициации мальчиков

Исключительно важное значение обряды инициации имеют для яо, населяющих северные области Мозамбика. Для молодого человека яо обряды инициации играют важную роль в процессе перехода молодежи в новое качество, прежде всего знакомят их со всем необходимым в период взрослой жизни.
Мальчикам дают знания, связанные с происхождением племени, клана и линиджа, представления о происхождении жизни, нормах морали и др. Объясняют все, что имеет отношение к сексуальным и семейно-брачным отношениям, в том числе физиологию полового акта, беременность и близкие к этим проблемам темы (менструальный цикл, венерические заболевания, периоды, благоприятные для сексуальных отношений, и др.). Знакомят также с системой родства, героическими преданиями племени и клана, различными обычаями и обрядами. У яо индивид, не прошедший обряда инициации, например, не имеет права участвовать в разговорах взрослых, в похоронах, в определенных танцах, в различных ритуалах, а женщины отказываются выходить замуж за такого человека. Вообще он занимает периферийное положение в обществе. Страшным оскорблением у яо является имя Вангаумбала — «человек, не прошедший обряда инициации». До обряда мальчик носит имя Дина дхиа акала (Dina dhia akala). Смысловая нагрузка данного термина при употреблении его по отношению к человеку, прошедшему инициацию, может быть также оскорбительна. Ритуал для мальчиков известен под названием джандо, являющегося, в свою очередь, частью более древнего, известного как лупанда. Ритуал джандо готовится задолго и основательно. Глава клана — му- енхе лично благословляет и дает разрешение на выбор места и начала действий. В свою очередь, муенхе должен испросить благословения у предков, чтобы церемониал прошел наилучшим образом. Совет клана — нгалиба выбирает самого старого и авторитетного члена общины, который называется наканга. Последний обладает всей полнотой власти при совершении обрядов и опирается в своей работе на коллектив так называемых свидетелей («крестных отцов») инициантов. От опыта наканга зависит успех обряда и качество обучения инициантов. Еще более важную роль в просвещении иницианта играет нкамусси («крестный отец»), который проводит большую часть времени со своим подопечным. Им может быть друг семьи, дальний родственник, но никогда отец или дядя. Нкамусси может иметь нескольких «крестников», но и инициант может иметь нескольких нкамусси. Нкамусси помогает, руководит своим «крестником» в различных ситуациях, заботится о нем днем и ночью, спит рядом с ним. После церемонии инициации между семьей иницианта и нкамусси, как правило, устанавливаются дружеские отношения. Длительность церемонии для мальчиков от 7 до 12 лет различна — от 45 до 90 дней. Покров тайны сопровождает действо от начала до конца. Все, что происходит внутри массакаса — лагеря инициантов, не должно быть известно посторонним людям. Особенно это касается женщин и лиц, не прошедших обрядов инициации. Место, где должно разворачиваться событие, должно находиться в труднодоступной зоне, не посещаемой жителями окрестных селений; предпочтение отдается месту, расположенному у реки и в лесу. Доступ в лагерь осуществляется через один- единственный путь с несколькими «дверями» (не менее шести), пройти которые можно, пропев определенную песню-пароль. В противном случае визитер внутрь лагеря не допускается, для чего у входа стоят «часовые». Пища доставляется в лагерь через нкамусси. Обряд инициации заканчивается всеобщим праздником с угощением, танцами и песнопениями. Таковы обряды посвящения, существующие у некоторых народов Мозамбика. Ценность приведенного материала в том, что он собран в наши дни исследователями-мозамбикцами. Обряды инициации часто наталкиваются на определенные трудности, связанные с современной жизнью, например занятиями в школах. Поэтому все более настойчивыми становятся требования (это относится ко многим странам Африки) сократить сроки проведения инициаций, а также связанные с ними расходы. Инициации продолжают оставаться важной частью традиционной культуры у многих африканских народов.
<< | >>
Источник: Н.А.КОЧНЕВА. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН.. 2000

Еще по теме Ритуалы инициации мальчиков:

  1. Ритуалы инициации у девочек
  2. ГЛАВА 3 «Мальчик в штанах» и «мальчик без штанов»...
  3. МАЛЬЧИК ИЗ СЕНТ-ЛУИСА
  4. Царь и маленький мальчик
  5. ОБРЯДЫ ИНИЦИАЦИИ У НАРОДОВ МОЗАМБИКА
  6. ОБРЯДЫ ИНИЦИАЦИИ
  7. АЛХИМИЯ И ИНИЦИАЦИЯ
  8. Алхимия и инициация
  9. КУЗНЕЦЫ, ВОИНЫ РУКОВОДИТЕЛИ ИНИЦИАЦИЙ
  10. Кузнецы, воины, руководители инициаций
  11. Ожидание мертвецов и ритуальная инициация
  12. СИМВОЛЫ В АФРИКАНСКОМ РИТУАЛЕ
  13. 6.3. Ритуалы
  14. Организационные обычаи и ритуалы