<<
>>

РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАВИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЗИМБАБВЕ

Традиционные структуры продолжают существовать и играют значительную роль в общественно-политической жизни Зимбабве. Одним из основных традиционных институтов является институт вождей.
У шона и ндебеле вожди существовали еще в доколониальный период и были весьма почитаемы. Еще в первой половине II тыс. возникновение имущественной и социальной дифференциации и вызванное этим обострение противоречий внутри общества, как и межплеменные войны, привели к усилению власти вождей у шона, а затем к образованию межплеменного объединения, во главе которого стоял главный вождь — мвене мутапа. Это межплеменное объединение, часто называемое «империя Мономотапа», просуществовало, по разным оценкам, до XVI- XVII вв. В конце XVII в. вождь (мамбо) другого племени шона — розви создал новое межплеменное объединение — Чангамире. С начала XIX в. в междуречье Замбези-Лимпопо началась новая волна миграций племен ндебеле с юга. Самое крупное вторжение этих племен произошло в 1830-1837 гг.; в результате этого вторжения ндебеле, возглавляемые вождем Мзиликази, захватили территорию нынешнего Матабелеленда и основали собственное государство. Власть вождей не потеряла своей актуальности и в XX в. Рассмотрим племенную структуру на примере шона. В их общинно-племенной организации выделяются три локальные единицы: ньика, дунху и муша. Ньика, по Дж.Холмену, — это «племенная территория», «племенная общность»1. Для шона ньика — это территория, на которой когда-то поселилась группа кровных родственников, возглавляемая вождем. Через несколько поколений вождь — основатель поселения — стал восприниматься как племенной дух-прародитель. На территории ньика обя-|1 зательно был холм-убежище, который почитался как место погребенияII предков вождя этого племени. В составе населения ньика выделились две категории: люди, принадлежащие к роду вождя, и члены племени, принадлежащие к другим родам. Все население ньика признавало власть вождя племени, олицетворявшего собой духовное и политическое единство ньика и осуществлявшего ритуальные, судебные и другие функции.
Каждое племенное объединение у шона делится на несколько подразделений — дунху, которые образовались в результате социальной сегментации ньика. Дунху состоят из группы кровных родственников, во главе которых стоит либо сын вождя племени, либо родственник вождя племени, принадлежащий к младшей ветви рода. Власть вождя дунху передается по наследству. Официально вождь дунху подчиняется вождю племени, на деле же первый имеет достаточно самостоятельности. Уже в середине XX в. объединения различных дунху под властью племенного вождя представляли собой в первую очередь политический союз, подкрепленный кровнородственными связями. Отсюда и некоторые различия в функциях вождя дунху и вождя племени: на первого по- мимо осуществления ритуалов и судебных разбирательств ложилась обязанность регулирования ведения общинного хозяйства. Под юрисдикцию вождя племени подпадали более серьезные дела, чем те, которые решались вождями дунху: убийства, колдовство, оскорбления персоны вождя, т.е. дела, затрагивавшие интересы всего племени. В суде вождя племени также обжаловались решения вождя дунху. Каждая сторона, свидетели, все присутствовавшие могли свободно высказывать в суде вождя свое мнение о деле. Как правило, к концу такого «судебного заседания» вождь составлял четкое представление о мнении большинства и обычно выносил свое решение в соответствии с ним2. Ритуальные функции вождя племени состояли в основном в умилостивлении духов предков своего рода. Для этого приносилось в жертву животное, обычно бык. Значимость ритуальной церемонии определялась степенью отдаленности смерти предка, дух которого требовалось умиротворить. Однако даже на очень значимом жертвоприношении присутствовали лишь наиболее важные члены рода вождя и небольшое число близких родственников. В компетенцию вождя племени не входило совершение обрядов по случаю удачного завершения сбора урожая или вызыванию дождя; этим обычно занимались вожди отдельных дунху. Тем не менее в случае особенно длительной засухи вождь мог послать свои дары наиболее известным медиумам, вызывавшим дождь.
Однако существуют два ритуала, на которые собирались и собираются до сих пор все члены племенной группы: смерть вождя и введение в должность племенного вождя его наследника. На церемонии инаугурации новый племенной вождь получает подарки от старейшин деревень, вождей дунху, уважаемых членов своей семьи и даже от дружественных вождей соседних племен. Эти подарки, форма и количество которых варьируются в широких пределах, имеют двойное значение: являются свидетельством проявления радости по поводу «вступления в должность» нового вождя и служат знаком признания его политической власти3. Необходимо отметить, что вождь племени у шона олицетворял не только политическое и социальное единство, он влиял и на единство духовное (религиозное). В жизни шона чрезвычайно важное значение имеет культ предков. Наиболее важным из них является дух основателя племени — Мхондоро. У племенного вождя домашний культ предков и культ Мхондоро совпадают; предок вождя — это одновременно и глав ный дух племени, покровитель всей ньика. Более того, сам вождь и после смерти сохраняет свое значение патриарха, ответственного за благополучие племени. Таким образом, из культа предков развивается культ вождей, что свидетельствует об их значительной роли в религиоз- но*духовной жизни шона4. Непосредственную связь с духами предков, по верованиям шона, осуществляют специальные люди — медиумы. Вероятно, они появились еще во времена политических объединений Мономотапа и Чангамире (Розви) и представляли собой клан жрецов верховного божества и других духов. Жрецы-медиумы жили в пещерах в местах поклонения духам предков. Такие святыни были у каждого вождя племени и назывались зимбабве. Вероятно, уже в те времена жрецы были сильной опорой власти верховных вождей5. В настоящее время, как и в прошлом, медиумы являются духовной основой и опорой власти вождей. Именно медиум руководит церемонией похорон вождя и возведением в ранг нового вождя. Более того, отмечены случаи, когда медиумы вмешивались в вопрос передачи власти, устраняя неугодного им кандидата в племенные вожди якобы от имени духа предков6. В колониальный период англичане умело использовали роль и значение вождей шона в своих интересах. Была введена так называемая политика косвенного управления, представлявшая собой по существу двойную правовую систему, сочетавшую нормы английской и местной систем. Вожди стали считаться младшими служащими колониальной администрации. Часть из них продолжала наследовать свой «пост», часть назначалась колониальными властями из числа угодных им лиц. Вождей лишили права распоряжения землей, за исключением незначительной ее части в резерватах. Это привело к падению значения племенных вождей в глазах простых общинников: если раньше право на землю они получали от вождя по воле духа предка, что имело некоторый сакральный оттенок, то теперь это право предоставлялось просто администрацией7. В годы правления колонизаторов были существенно урезаны также судебные функции племенных вождей, в ведении которых оставались лишь некоторые гражданские дела, в основном касающиеся семейнобрачных отношений8. Таким образом, лишив вождей их функции осуществления социального контроля над действиями общинников, в значительной степени разрушив их сакральный ореол, английские власти способствовали падению престижа и роли племенных вождей шона. Однако необходимо отметить, что институт вождей в Южной Родезии продолжал существовать, хотя и в несколько измененной форме, являясь как бы «слугой двух господ» — колониальной администрации и общинников-шона. В независимой Республике Зимбабве вожди, в соответствии с Конституцией, включены в государственную структуру: 10 вождей входят в высшую палату парламента — Сенат, из них 5 вождей избираются членами Совета вождей от Машоналенда, 5 — членами Совета вождей от Матабелеленда9. Очевидно, что при 10 из 150 мест в парламенте (результаты выборов 1995 г.) институт вождей не может играть серьез ной роли в политической жизни страны. Однако в последние годы в Зимбабве наметилась тенденция к восстановлению политического зна- чения института традиционных вождей. В частности, за это с 1993 г. выступает оппозиционная партия Форум Зимбабве, включившая пункт о восстановлении прежней власти вождей в свою программу10. Отношение правительства независимой страны к традиционным вождям претерпело определенные изменения. Так, в первые два-три пост- колониальных года вождей лишили их самых престижных прав: права на распределение земель между общинниками, которое в сильно урезанном виде, но все же сохранялось при колонизаторах, и вершения судов в соответствии с нормами обычного права. Можно предположить, что эта мера была ответной реакцией на проанглийские настроения части вождей в колониальный период. Однако со временем новые власти пришли к пониманию того, что авторитет традиционных вождей в сельской местности по-прежнему велик и с этим нельзя не считаться, особенно в стране с преобладанием аграрного населения, о чем свидетельствует хотя бы такой факт. В ходе выполнения правительственной программы переселения (из бывших резерватов) многие жители Мата- белеленда, населенного в основном ндебеле, соглашались переселяться только целиком всей общиной во главе со своим вождем1. Правительство сделало верные выводы из существующего положения и в дальнейшем взяло курс на управление в районах крупных общинных земель через органы местного самоуправления при тесном взаимодействии с традиционными вождями, что приносит реальные положительные результаты. Подводя некоторые итоги, следует заметить, что институт традиционных вождей в Зимбабве продолжает существовать и фактически представляет собой форму руководства крестьянским обществом, которое осуществляется наиболее оптимальным способом, привычным зимбабвийским сельским жителям, составляющим подавляющее большинство населения страны. Кроме того, традиционные правители имеют влияние на наиболее важную сферу жизни крестьян — управление земельной общиной, использование выпасов и т.д., т.е. на сферу повседневной жизни. Тем не менее следует отметить, что борьба ведущих оппозиционных политических партий, направленная на изменение конституции страны, возможно, будет способствовать расширению роли института вождей в политической жизни Зимбабве, поскольку одной из задач оппозиции является возможное увеличение представительства традиционных вождей в парламенте. s Gelfand M. African Background. The Traditional Culture of the Shona- Speaking People. Cape Town, 1965, p. 5. 7 African Agrarian Systems, p. 195. e Holleman J. Some Shona-Speaking Tribes of Southern Rhodesia. — Seven Tribes of British Central Africa. Oxf., 1951, p. 370. 9 Конституция Зимбабве, гл. V, ч. II. М., 1982. 10 Facts and Reports. Amsterdam, 1993, vol. 22. n Ranger T. Peasant Consciousness and Guerrilla War in Zimbabwe. L, 1985, p. 336.
<< | >>
Источник: Н.А.КОЧНЕВА. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН.. 2000

Еще по теме РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАВИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЗИМБАБВЕ:

  1. РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НИГЕРИИ
  2. Обухов Алексей Сергеевич Современные реалии традиционных культур как особое событийное пространство сопровождения жизни человека и рода
  3. Таблица 8: Медицинская помощь и право на участие в общественно- политической жизни
  4. 1. Борьба за власть в послесталинский период. Изменения в общественно-политической жизни страны.
  5. Глава 2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕСС-СЛУЖБЫ СО СМИ, ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И БИЗНЕС-СТРУКТУРАМИ
  6. СПИЦЫН Григорий Сергеевич. Качественные печатные СМИ Республики Польша в формировании общественного мнения о современной России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук по специальности 10.01.10 (журнатистика). Санкт-Петербург 2008, 2008
  7. ТРАДИЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАМБИИ
  8. Н. С. Рысюкевич ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ и МОДЕЛИ СОВРЕМЕННЫХ ЛИДЕРОВ
  9. ТРАДИЦИОННОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО. ФАКТОРЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ
  10. Роль общества в жизни человека.
  11. Глава 1. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
  12. ТРАДИЦИОННЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ АФРИКЕ: ТОЛЬКО ЛИ ПРОШЛОЕ?
  13. 18.3. Роль законности и правопорядка в жизни общества
  14. Этническая идентичность — анализ психологии современных и традиционных культур
  15. Тема№1 Роль государства и права в жизни общества.