<<
>>

Глава седьмая АЦТЕКСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ

Ошибочное представление об ацтекском обществе. — Уровень его развития. — Племена на- хуатль. — Заселение ими Мексики. — Основание иуэбло Мексико в 1325 году. —• Учреждение- ацтекской конфедерации в 1426 году.

— Пределы территориального господства. — Вероятная; численность населения. — Были ли ацтеки организованы в роды и фратрии? — Совет вождей.— Его вероятные функции. — Должность Моатецумы. — Выборное начало.—¦ Наложение Монтецумы. — Вероятные функции ого должности. — Учреждения ацтеков, бы» в основе демократическими. — Их строй был военной демократией.

Испанские авантюристы, захватившие пуэбло Мексико, составили себе ошибочное представление, что правление ацтеков было монархическим*, в основных чертах аналогичным тогдашним монархиям Европы. Этот взгляд, был целиком принят ранними испанскими писателями, без подробного исследования структуры и основ социальной системы ацтеков. Вместе с этим ошибочным' представлением в употребление вошла и терминология, совершенно не соответствовавшая учреждениям ацтеков; это обстоятельство до такой степени исказило исторический рассказ, что он стал походить скорее на продукт фантазии. С захватом единственного укрепленного пункта, которым владели ацтеки, их общественный строй был разрушен, его место заняло испанское владычество, а сущносгь- их внутренней организации и политики были преданы полному забвению *.

Ацтеки и конфедерированные с ними племена не знали железа и, следовательно, не имели железных орудий; у них не было денег, и они вели меновой торг

і Историческим описаниям испанской Америки можно доверять во всем, что касается* веяний испанцев, а равно действий и личной характеристики индейцев; во всем, что касаетсж

тбрарами; но они обрабатывали самородные металлы, занимались земледелием яри помощи орошения, изготовляли грубые хлопчатобумажные ткани, строила общйнные дома из необожженного кирпича и камня и выделывали глиняные изделия превосходного качества.

Они достигли таким образом средней ступени варварства. Их земли были еще в коллективном владении, они жили большими домохозяйствами, состоявшими из нескольких родственных семейств; имеются положительные основания считать, что в этих домохозяйствах господствовал коммунизм. Можно определенно сказать, что они приготовляли пищу только один раз в день, именно обед, который ели отдельно — сперва мужчины, затем женщины и дети. Не имея ни столов, ни стульев, они еще не научились есть свой единственный ежедневный обед так, как это делают цивилизованные нации. Эти черты их общественного быта достаточно ясно показывают относительное состояние их развития.

Вместе с оседлыми индейцами других частей Мексики и Центральной Америки, а равно и Перу, ацтеки представляют наилучшую иллюстрацию данного состояния древнего общества. Они представляли одну из великих стадий прогресса на пути к цивилизации, на которой учреждения, вышедшие из предшествующего этнического периода, достигли известного развития, чтоб с дальнейшим ходом человеческого опыта подняться на более высокую этническую ступень и подвергнуться дальнейшему развитию вплоть до достижения цивилизации. Но оседлым индейцам не было суждено достигнуть высшей ступени варварства, так хорошо представленную гомеровскими греками.

Индейские пуэбло долины Мексико раскрыли перед европейцами утраченное для последних состояние древнего общества, которое оказалось столь замечательным и своеобразным, что возбудило в то время неутолимое любопытство. О туземцах Мексики и испанском завоевании было написано в десять раз больше томов, чем о каком-либо другом народе, достигшем той же ступени развития, или о каком-либо другом того же значения событии. И все же нет народа, об учреждениях и образе жизни которого было бы известно так мало достоверного. Замечательное зрелище, представившееся взорам наблюдателей, так воспламенило воображение, что вымысел занял преобладающее место, которое удерживает до настоящего времени. В результате, строй общества ацтеков не был во-время зафиксирован, что явилось большой потерей для истории человечества.

Приходится не упрекать кого-либо, а лишь выразить глубокое сожаление. Но даже то, что было с такой старательностью написано, может быть использовано при будущей попытке восстановить историю ацтекской конференции. Некоторые данные сохраняют положительное значение и дают возможность вывести из них другие данные. Таким образом надо думать, что хорошо направленное непосредственное исследование может, хотя бы в известной мере, восстановить основные черты социальной системы ацтеков.

«Королевство Мексико», как его называют ранние исторические описания, и «империя Мексико» позднейших описаний представляет собой продукт воображения. В свое время, за отсутствием правильных сведений об учреждениях ацтеков, еще было некое кажущееся основание для того, чтоб представлять их общественный строй в виде монархии, но поддерживать дальше это заблуждение не приходится. То, что нашли испанцы, было простой конфедерацией трех индейских племен, аналогии которой существовали во всех частях континента, и в своих описаниях у них не было никакого основания перейти хотя бы на шаг за пределы этого единственного факта. Управление находилось в руках совета вождей совместно с высшим начальником военных отрядов. Это было правление

их оружия, утвари и орудий, изделий, пищи, одежды и тому подобных вещей. Но во всем, что касается индейского общества и управления, их общественных отношении и образа жизни эти описания не имеют никакой цены, так как в этой области их авторы ничего ие поняли ¦ ничего не знали. Мы совершенно свободно можем совсем отбросить эти описания в указанных отношениях и начать сызнова, используя те нз содержащихся здесь данных, которые согласуются с нашими сведениями об индейском обществе.

двух властей; гражданскую представлял совет, военную — высший военный вождь. Пссколько учреждения конфедерированных племен были в основе демо. критическими, этот общественный строй, если необходимо более специальное определение, чем конфедерация, можно назвать военной демократией.

Три племени — ацтеки или мексиканцы, тецкуки и тлакопа — были объединены в ацтекскую конфедерацию, что дает два высших члена органического ряда общественных форм. О том, существовали ли у них первый и второй члены, а именно род и фратрия, ни[100]один из испанских писателей не дает определенных указаний; но они, хотя и неотчетливо, описывают известные учреждения, которые становятся понятными лишь тогда, когда мы восстановим эти недостающие члены органического ряда. Фратрия не столь важна, но иное дело — род, посколько сн является единицей, на которой покоится вся эта общественная система. Не вступая в обширный и запутанный лабиринт ацтекских вопросов, как* ойй стоят сейчас в исторической науке, я постараюсь привлечь внимание читателя лишь к некоторым особенностям общественной системы ацтеков, которые Смогут показать ее действительный характер. Но до того необходимо рассмотреть отношения конфедерации к окружающим племенам.

Ацтекк были одним из семи родственных племен, пришедших с севера а поселившихся в долине Мексико, а равно в смежном районе. В эпоху испанского, завоевания они принадлежали к числу исторических племен этой страны. В своих преданиях они называли себя общим именем нахуатль. Акоста, посетивший Мексико в 1585 году, приводит в своем сочинении, изданном в Севилье в 15Ь9 году, распространенное среди туземцев предание об их последовательных мигоациях из Ацтлана вместе с именами племен и названиями мест их поселения. Он указывает, что племена эти прибыли в следующем порядке: 1. Сочимилыш, «Нация цветочных семян», поселилась на озере Ксочимилько, на южном склоне долины* Мексико; 2. Чалка, «Народ устья», пришли значительно позже и поселились поблизости, на озере Чалько; 3. Тепанеки, «Народ моста», поселились у Ацкопо- далько, к западу от озера Тецкуко, на западном склоне долины; 4. Кулхуа, «Кривой народ», поселились на восточном берегу озера Тецкуко и позднее были известны под именем тецкуков; 5. Тлатлуика, «Люди Сиерры», найдя долину в«- круг озера занятой, перешли Сиерру в южном направлении и поселились по другую ее сторону; 6.

Тласкала, «Люди хлеба», прожив некоторое время вместе с те- панеками, поселились в конце концов на востоке, за пределами долины, у Тласкала; 7. Ацтеки, пришедшие последними, заняли область нынешнего города; Мексико \ Акоста замечает далее, что они пришли «из далеких стран, лежащих» на севере, где теперь открыто королевство, которое называется Новая Мексика» 2. То же предание передают Эррера 3 и Клавигеро *. Отметим, что о тлакопа в этом рассказе не упоминается; они представляют собой, по всей вероятности, подразделение тепанеков и остались в первоначально занятой этим племенем области, тогда как остальная часть, очевидно, перешла на территорию, лежащую непосредственно к югу от тласкзла, где их нашли под именем тепеака. У последних имелась такая же легенда о семи пещерах; они говорили на диалекте языка нахуатль6.

Это предание отражает один знаменательный факт, который не мог быть выдуман, а именно, что все эти семь племен имели непосредственное общее происхождение; это подтверждается и их диалектами. Другой важный факт состоит в том, что они пришли с севера. Это показывает, что они первоначально составляли один народ, который путем естественной сегментации распался не семь и: более щіемен. Кроме того, именно это обстоятельство сделало возможным и ве-

роятным существование ацтекской конфедерации, так как общий язык является главной основой подобных организаций.

Ацтеки нашли лучшие места долины уже занятыми и, переменив несколько раз свое место, поселились в конце концов на небольшом участке высохшей земли, посреди болотистой местности, окруженной полями, покрытыми лавой, и естественными прудами. Здесь, по словам Клавигеро, они основали в 1325 году, за сто девяносто шесть лет до испанского завоевания, знаменитое пуэбло Мексико (Тенохтитлан) \ Число ацтеков было незначительно и положение их было тяжелое. Но, к счастью для них, протоки озер Ксочимилько и Чалько и ручьи с западных гор протекали по их территории, впадая в озеро Тецкуко. Будучи до* статочно сообразительными, чтобы понять выгоды такого положения, они сумели посредством плотин и каналов окружить свое пуэбло обширным искусственным прудом, снабжаемым водой из указанных источников.

А так как уровень озера Тецкуко был тогда выше, чем теперь, то это сооружение, когда оно было закончено, создало им наиболее прочное положение среди всех племен в долине. Строительная техника, при помощи которой ацтеки осуществили это дело, была одним из крупнейших достижений, без которого они, вероятно, не поднялись бы над уровнем окружающих их племен. Следствием этих сооружений были независимость и благосостояние, а со временем и господствующее влияние над племенами долины. Так основано было пуэбло и так недавно это произошло, согласно преданиям ацтеков, которые можно считать вполнее достоверными.

В эпоху испанского завоевания пять из семи племен, а именно ацтеки, тец- куки, тлакопа, сочимильки и чалка, населяли долину, представлявшую собой весьма ограниченную по размерам территорию, приблизительно равную штату Род-Айленд. Это была горная котловина, без всякого стока, овальной формы, вытянутая с севера на юг, имевшая сто двадцать миль в окружности, площадью приблизительно в тысячу шестьсот квадратных миль, не считая пространства, покрытого водой. Долина, как было сказано, окружена цепью гор, поднимающихся в виде террас, с углублениями между ними, и образующих барьер. Названные племена населяли около тридцати пуэбло, из которых самым большим было Мексико. Мы не имеем указаний о том, чтобы сколько-нибудь значительная часть этих племен поселилась вне этой долины или на соседних горных склонах; напротив, имеются обильные свидетельства того, что вся остальная часть современной Мексики была тогда занята многочисленными племенами, говорившими на языках отличных от языка нахуатль, при чем большинство этих племен было независимо. Тласкала, чолула, вероятно, подразделение первых, тепеака, хуексот- цинко, мецтитла, вероятно, подразделение тецкуков, и тлатлуика были остальные племена нахуатль, жившие вне долины Мексико; все они, за исключением последнего и тепеака, были независимы. Большое число других племен, составлявших около семнадцати территориальных групп и говоривших на стольких же основных языках, занимали остальную часть Мексики. Они составляют, в своем состоянии раздробленности и независимости, почти точную копию племен Соединенных Штатов и Британской Америки в эпоху их открытия, т. е. на столетие или несколько более позже.

До 1426 года, когда возникла ацтекская конфедерация, в жизни племен долины произошло очень мало, что бы имело историческое значение. Они были раздроблены и воинственны и не имели влияния за пределами своего непосредственного местожительства. С этого же времени начинает обнаруживаться преобладающее положение ацтеков, сказываясь в перевесе их численности и силы. Под предводительством своего военного вождя Итцкоатля они сломили существовавшее до тех пор верховенство тецкуков и тлакояа, и на смену прежних междуусобных войн был учрежден союз или конфедерация. Это было оборонительный и наступательный союз трех племен, при чем было заключено соглашение о дележе в известной пропорции добычи и последующей дани с покоренных

племен [101]. Эта дань, состоявшая из ремесленных изделий и продуктов огороди»* чества покоренных селений, повидимому, налагалась планомерно и взыскивалась со всей строгостью.

Основные черты структуры этой конфедерации не известны. За неимением подробных данных теперь трудно решить, был ли это просто союз, который мог по желанию быть продолжен или расторгнут, либо это была прочная органи- зация, подобная ирокезской, члены которой были связаны постоянными и определенными отношениями. Каждое племя во всем, что касалось местного самоуправления, было независимо, но во внешних отношениях, во всем, что касалось нападения или обороны, эти три племени составляли один народ. Каждое племя имело свой совет вождей и своего военного вождя, но военный вождь ацтеков был главнокомандующим союзных отрядов. Это можно заключить из того, что тецкуки и тлакопа пользовались правом голоса при избрании и при утверждении военного вождя ацтеков. Удержание ацтеками в своих руках верховного командования указывает на то, что их влияние преобладало при определении условий, на которых племена вступили в конфедерацию.

Нецахуалькохотль, смещенный или, по крайней мере, отстраненный от должности верховного военного вождя тецкуков, был в это время (в 1426 году) восстановлен благодаря влиянию ацтеков. Это событие можно считать датой основания конфедерации или союза.

Прежде чем рассмотреть ограниченное число фактических данных, иллюстрирующих характер этой организации, следует вкратце познакомиться с расширением территориального господства, достигнутого конфедерацией в течение короткого времени ее существования.

С 1426 по 1520 год, т. е. в течение девяносто четырех лет, конфедерация вела постоянные войны с соседними племенами, в особенности со слабыми оседлыми индейцами, жившими к югу от долины Мексико вплоть до Тихого океана, а оттуда на восток, по направлению к Гватемале. Они начали со своих ближайших соседей, которых благодаря своему численному превосходству и сосредоточенным действиям покорили и обложили данью. Селения в этой области были многочисленны, но не велики; они состояли во многих случаях из одного большого здания из необожженного кирпича или камня, а иногда из нескольких рядом стоящих зданий. Эти общинные дома составляли значительное препятствие для ацтеков, но не оказались все же неприступными. Такие набеги повторялись время от времени с определенной целью собрать добычу, наложить дань и взять пленных для жертвоприношений2, пока главнейшие племена в пределах указанной области, за немногими исключениями, не были покорены и обложены данью, в том числе и разбросанные селения тотонаков, расположенные близ нынешнего Вера-Круца.

Попытки включить эти племена в состав ацтекской конфедерации не делалось, посколько при данном строе различие в языке составляло непреодолимое препятствие. Они были оставлены под управлением своих собственных вождей и сохраняли свои порядки и обычаи. В некоторых случаях среди них поселялся сборшик дани. Ничтожные результаты этих завоеваний обнаруживают истинный характер учреждений ацтеков. Господство сильного над слабыми с единственной целью наложить принудительную дань, не имело ни малейшего значения для образования нации. При родовой организации отдельное лицо могла стать членом правящей группы только при посредстве рода, род же мог быта принят в организацию только путем включения его в состав родов ацтеков, тец- куков и тлакопа. Приписываемый Ромулу план переселить в Рим роды побежденных латинских племен мог быть применен и ацтекской конфедерацией к покоренным ею племенам; но они были недостаточно развиты для того, чтобы у них могла возникнуть подобная идея, если даже было возможно устранить препятствие, которым являлся язык. По той же причине колонисты, поселенные среда завоеванных племен, не смогли ассимилировать их настолько, чтобы подготовить к включению в социальную систему ацтеков. При таком положении конфедерация не приобрела новой силы путем созданного ею режима террора, но, наложив на покоренные племена тяжелое ярмо, внушила им ненависть и постоянную готовность к восстанию. Все же в некоторых случаях ацтеки, повидимому, пользовались военными отрядами покоренных племен и делили с ними добычу. Все что могли сделать ацтеки после основания конфедерации, это — распространить ее на остальные племена нахуатль. Но они оказались не в состоянии выполнить это. Сочимилька и чалка не были постоянными членами конфедерации -и пользовались номинальной независимостью, хотя и платили дань.

Этим почти исчерпывается все, что в настоящее время известно о действительных основаниях так называемого королевства или империи ацтеков. Конфедерация сталкивалась с враждебными и независимыми племенами на западе, северо-западе, северо-востоке, востоке и юго-востоке; это были: мичоаки- на западе, отоми на северо-западе (отдельные орды отоми, разбросаннные вблизи долины, были обложены данью), чичимеки или дикие племена, обитавшие к северу от отоми, мецтитла на северо-востоке, тласкала на востоке, чолула и хуексот- цинко на юго-востоке, а за ними племена табаско, чиапа и цапотеки. В этих различных направлениях господство ацтекской конфедерации распространилось за пределы долины Мексико не больше, чем на сто миль, при чем часть этой области представляла собой несомненную нейтральную, территорию, отделявшую 'конфедерацию от ее постоянных врагов. Из таких ограниченных материалов и было построено мексиканское королевство испанских хроник, возведенное современной историей в ранг ацтекской империи.

Необходимо сказать несколько слов о населении долины и пуэбло Мексико. Нет возможности установить численность пяти племен нахуатль, населявших долину. Всякое определение ее может быть лишь предположительным. Исходя из того, что известно об их огородничестве, средствах существования, учреждениях, из их ограниченной области, и не упуская из виду получаемой ими щрт, численность в двести пятьдесят тысяч человек надо считать преувеличенной. Это дает около ста шестидесяти человек на кв. милю, плотность почти вдвое большую, чем средняя плотность нынешнего населения штата Нью-Йорк и почти равную средней плотности населения Род-Айленда. Трудно понять, на каких основаниях можно принять такую большую численность обитателей даже всех тридцати—сорока селений этой долины. Те, кто принимают еще большее число, должны доказать, каким образом варварский народ, не имевший домашних животных и стад и не знавший полевого земледелия, мог прокормить на такой же территории большее число жителей, чем может содержать в настоящее время цивилизованный народ, вооруженный всеми этими преимуществами. Этого нельзя доказать по той простой причине, что этого не могло быть. Из общего количества населения на пуэбло Мексико приходилось, вероятно, тридцать тысяч человек \

і При исчислении населения 'Лексики испанские историки расходятся, но ряд их сходится в определении числа домов, указывая, как это ни странно, цифру в шестьдесят тысяч. Суасо,

После сказанного нет необходимости останавливаться на положении и взаимоотношениях племен долины. Ацтекская монархия должна быть вычеркнута из истории туземцев Америки не только как вымысел, но и как ложное представление об индейцах, которые не развили у себя и не изобрели монархических учреждений. Созданное ими управление было конфедерацией племен и ничем больше, которая по своей структуре и симметричности была, вероятно, ниже конфедерации ирокезов. При исследовании этой организации названий военного вождя, сахема и вождя будет достаточно для различения их должностных лиц.

Пуэбло Мексико было самым большим в Америке. Живописно расположенное посреди искусственного озера, с большими общинными домами, оштукатуренными гипсом, что придавало им „блестящую белизну, это пуэбло, проникнуть в ксторое можно было только через плотины, показалось издали испанцам неожиданным и восхитительным зрелищем. Он» раскрывало картину древнего общества, отставшего от европейского на два этнических периода, и должно было своим налаженным строем жизни возбудить любопытство и даже энтузиазм. Преувеличение оценок было в известной мере неизбежно.

Некоторые черты, показывающие уровень развития ацтеков, были уже отмечены; мы можем теперь присоединить к ним и некоторые другие. У них были найдены красиво расположенные сады, склады оружия и военной одежды, превосходные украшения, хлопчатобумажные ткани прекрасной работы, отлично сделанные орудия и утварь и большое разнообразие пищи; изобразительное письмо, служившее главным образом для указания дани, которую должно было платить натурой каждое покоренное селение; календарь для исчисления времени и открытые рынки для менового торга товарами. Ими были созданы административные должности для удовлетворения запросов растущей городской жизни; было учреждено духовенство с храмовым культом и ритуалом, включавшим человеческие жертвоприношения. Должность высшего военного вождя также приобрела большое значение. Эти и другие черты их состояния, которые нет необходимости детализировать, сопряжены с соответствующим развитием их общественных учреждений. Таковы некоторые различия между низшей и средней ступенями варварства, как это иллюстрируется относительным состоянием ирокезов и ацтеков, имевших, несомненно, одни и те же по существу учреждения.

После этих предварительных замечаний остается исследовать три важнейших вопроса, относящихся к общественной системе ацтеков. Первый касается существования родов и фратрий, второй — существования и функций совета вождей и третий — существования и функций должности высшего военачальника, которую занимал Монтецума.

<< | >>
Источник: ЛЬЮИС Г. МОРГАН. Древнее ОБЩЕСТВО. 1935

Еще по теме Глава седьмая АЦТЕКСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ:

  1. Глава седьмая АЦТЕКСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ