<<
>>

СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СИМВОЛА

Ритуальный символ — это «мельчайшая единица ритуала, сохраняющая специфические особенности ритуального поведения... элементарная единица специфической структуры в ритуальном контексте»2.
Эта структура — семантическая (т. е. она вовлечена в отношения знаков и символов с вещами, к которым они относятся) и обладает следующими признаками: (I) множество значений (significata) —действия или объекты, воспринимаемые в ритуальных контекстах ( т. е. в символической форме), имеют много значений; (II) объединение диспаратных э!1са1а — различные по существу 51дш{ка1а взаимосвязываются посредством аналогии или ассоциации в действительности или в воображении; (III) конденсация — множество идей, отношений между вещами, действий, взаимодействий и сделок представляются одновременно символическими средствами (ритуальное использование этих средств сокращает то, что в словесном выражении было бы длинным рассказом или высказыванием); (IV) поляризация Б1?шПса1а— референты, предназначенные обычаем для основного ритуального символа, часто стремятся сгруппироваться на противоположных семантических полюсах. На одном полюсе значения, как показало эмпирическое исследование, significata стремятся соотнестнсь с компонентами нравственного и социального порядков — это .может быть названо идеологическим (или нормативным) полюсом символического значения; на другом, сенсорном (или возбуждающем) полюсе концентрируется то, что относится к явлениям и процессам, от- которых можно ожидать стимуляции желаний и чувств. Так, я показал [2, с. 21-—36] 3, что дерево мудьи, или молочное дерево (01р1оггЫпсиз тозэатЫсегшз),— центральный символ ритуала совершеннолетия девочек у народности ндембу в . Северо-Западной Замбии — на своем нормативном полюсе представляет женственность, материнство, связь матери с ребенком, девочку-неофита, проходящую посвящение в зрелую женственность, специфический матрилинидж, принцип матри- линейности, процесс изучения «женской мудрости», единство и прочность общества ндембу, а также все ценности и достоинства, присущие различным отношениям — семейным, правовым и политическим,— контролируемым матрилинейными родственниками. Каждый из этих аспектов его нормативного значения становится главенствующим в специфическом эпизоде ритуала совершеннолетия; все вместе они создают конденсированное выражение структурной и общинной важности в культуре ндембу. На его сенсорном полюсе тот же символ представляет грудное молоко (дерево выделяет млечный сок — в действительности з1§тПса1а, связанные с сенсорным полюсом, часто имеют более или менее прямое отношение к некоторым чувственно воспринимаемым атрибутам данного символа), материнскую грудь, а также гибкость тела и ума неофита (используется гибкое молодое деревце мудьи). Дерево, расположенное на небольшом расстоянии от деревни посвящаемых, становится центром в последовательности ритуальных эпизодов, изобилующих символами (словами, объектами и действиями), выражающими важные культурные темы.

 

<< | >>
Источник: Тэрнер В.. Символ и ритуал. М. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1983

Еще по теме СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СИМВОЛА:

  1. 1.7 Наличие компонента оценочности в семантической структуре юридического термина
  2. Е. С. Титаренко символ СЕРДЦА КАК НОСИТЕЛЬ ПЕРВИЧНЫХ СТРУКТУР ДУХОВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  3. СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
  4. Семантические сети для представления знаний
  5. 4.1 СЕМАНТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ДАННЫХ
  6. МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА
  7. СЕМАНТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ
  8. Семантические приемы
  9. Семантическая Характеристика перечисления 1.
  10. Ташлыкова М. Б.. Семантические этюды о «синтаксической деривации» : монография, 2013
  11. «Неразрешимости»: лексико-семантические.