<<
>>

СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В VI—VII вв.

Письменные источники, относящиеся к VI—VII вв., позволяют представить этническую историю Северного Кавказа более полно, чем источники предшествующего столетия. Этот период сравнительно хорошо освещен византийской исторической литературой, которая открывается сочинениями Прокопия Кесарийского и включает труды его продолжателей и последователей Агафия Миринейского, Менандра Про- тиктора, Фиофилакта Симокат- ты, посвященные описанию бурной внутренней и внешней политики Византийской империи в период ее наивысшего расцвета.
Некоторые значительные свидетельства об интересующем нас регионе сохраняет также византийско-сирийская традиция, представленная хроникой Иоанна Ма- лалы и хроникой, условно называемой «Хроникой Захарии Ритора» (Псевдо-Захарии Метилен- ского). Важные сведения о Северном Кавказе VI—VII вв., позволяющие получить «перекрестную» информацию, содержатся также в более поздних хрониках Феофана Исповедника и патри- арха Никифора (конец VIII—начало IX в.), которые в ряде разделов, посвященных интересующему нас региону, восходят к одному более раннему источнику. Их дополняет арабская историческая литература, которая представляет этот период на основе недошедших ираноязычных сочинений эпохи Сасанидов и фольклорно-эпических произведений начального периода экспансии ислама. Это главным образом хроники IX—X вв., написанные ал-Баладзори, ат-Табари, ал-Якуби, а также основанная в значительной части на их материалах хроника-компиляция XIII в. Ибн ал-Асира. В собственно кавказской литературе этот период представлен двумя выдающимися произвёдениями ?*— сложной компилятивной хроникой, которая приписывается албанскому писателю VII в. Мовсесу Каганкатваци, но несомненно состоит из нескольких самостоятельных произведений, объединенных автором X в. Мовсесом Дасхуранци, и «Географией» армянского ученого Анании Ширакаци (90-е годы VII в.). Их дополняют отрывочные данные об этнических группах Северного Кавказа, содержащиеся в трудах армянских историков VII—X вв. и в ряде более поздних компиляций. К числу местных источников следует, на наш взгляд, отнести также так называемый «Именник болгарских ханов», представляющий славянский перевод греческой записи болгарской этногенетической легенды, сделанный в начале VIII в. на Дунае, и некоторые фрагменты переписки хазарского царя Иосифа с сановником кордовского халифа Абд ар- Рахмана III Хаздаей ибн Шафрутом, сохранившейся в виде двух писем и примыкающего к ней послания к Хаз- дае ибн Шафруту, которое было написано неизвестным членом константинопольской иудейской общины (60-е годы X в.),— («Кембриджский аноним»).
<< | >>
Источник: А. В. ГАДЛО. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА IV—X вв.. 1979

Еще по теме СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В VI—VII вв.:

  1. Д. А. МАЧИИСКИЙ Территория «Славянской прародины» в системе географического и историко-культурного членения Евразии в VIII в. до н. э. — XI в. н. э. (контуры концепции)
  2. АБОРИГЕНЫ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ
  3. Глава V МИССИИ СРЕДНЕВИЗАНТИЙСКОГО ВРЕМЕНИ (VII—VII! вв.)
  4. Византийское христианство на Северном Кавказе
  5. ГЛАВА 6 БРОНЗОВЫЙ ВЕК КАВКАЗА И СРЕДНЕЙ АЗИИ
  6. АНТИЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ
  7. ГЛАВА 14 АНТИЧНЫЕ И ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА КАВКАЗА
  8. ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА НАРОДОВ ЗАКАВКАЗЬЯ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ
  9. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В КОНЦЕ IV в. ГУННЫ
  10. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В ПЕРВОЙ «ПОЛОВИНЕ V в.
  11. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В VI—VII вв.
  12. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ — СЕРЕДИНЕ VI в.
  13. ПЛЕМЕНА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ VI в.