<<
>>

Страх перед отравлением и безумием

Тайна воду — это не секрет, который охраняется добровольно имеющими к нему отношение людьми и который призван подчеркивать исключительность данной группы. Наоборот, сохранение тайны может быть гарантировано лишь тогда, когда оно соблюдается под угрозой смертельного отравления или впадения в безумие46.
Именно в этом контексте мы сталкиваемся с частым упоминанием случаев так называемой «смерти-воду». Понятие «смерть-воду» охватывает различные естественные явления, которые свидетельствуют о том, что смерть может наступить вследствие пережитого ужаса и шока и что ее могут вызвать внушение, проклятие или колдовство47, а также отравление48. Однако вовсе необязательно обладать научным доказательством реальности «смерти-воду», чтобы объяснить эффект страха отравления или колдовства. Важно то, что невозможно опровергнуть предположение или утверждение, что болезнь или смерть были вызваны воду или жрецом. Любой, кто сознательно выдает тайну, проявляет недисциплинированность или же наносит оскорбление воду, ставит себя под угрозу смерти. Тот, кто совершает преступление, подлежит отравлению. Каждый из деревенских жителей способен привести примеры, когда люди умирали от отравления. Речь здесь идет о нарушении верности и предполагаемого проявления излишней болтливости, скрытых преступлениях, заговорах и самообвинении. Так, пожилой человек, посвященный в воду Хевьезо, перешел в христианскую секту в надежде излечиться от болезни горла, заставлявшей его страдать в течение долгих лет, и, несмотря на предупреждения, проявил упорство. Он был предан суду совета водуну и в порядке предупреждения подвергся жестокому избиению. Его заставили дать клятву в том, что он отказывается от своей новой религии. При поддержке своих собратьев по религии ему удалось, однако, бежать из деревни. Он вернулся лишь затем, чтобы забрать свои вещи, но внезапно заболел и умер. В деревне никто не сомневался, что его отравили.
Умерший входил в родню своего водуну и, как считали жители, должен был знать в силу своего преклонного возраста «большие секреты». Поэтому, если бы его не наказали, он, возможно, мог бы выдать эти секреты. Еще один пример. Девушка во время подготовки к обряду посвящения забеременела от хундева и скончалась еще до окончания своего посвящения. Мы столкнулись с двумя толкованиями этого события. Согласно первому, девушка была отравлена, чтобы хундева и жрец смогли избежать скандала. Согласно второму, слухи об отравлении распространялись для того, чтобы скрыть неудавшуюся попытку аборта. Один пожилой человек на смертном одре признался, что отравил многих людей, в том числе могущественного жреца. Спустя всего «Три луны» после этого признания один из его сыновей заболел и через девять месяцев скончался. Непосредственно перед болезнью он рассказал своему соседу, что нашел на огороде глиняный сосуд с настоем трав и разбил его мотыгой. После его смерти все были уверены в том, что сын отравленного жреца из чувства мести, в свою очередь, отравил сына убийцы. В следующем примере речь идет о предполагаемом заговоре против жреца. Трое его двоюродных братьев попытались проникнуть к нему во двор и отравить, будучи застигнутыми самим жрецом, они замерли как парализованные до следующего утра у забора его участка. Несколько месяцев спустя они умерли один за другим: их смерть истолковывают как наказание со стороны жреца. В этих примерах случаи смерти связаны с нарушением норм, хотя нельзя с достоверностью утверждать, имели ли место на самом деле такие нарушения или же слухи об этом были пущены жрецами после случившегося. Всякая внезапная смерть в деревне должна быть объяснена; однако в этом вопросе не ограничиваются лишь медицинскими предположениями. Любой критически настроенный и «неудобный» для жрецов человек может быть уже после смерти обвинен в совершении поступков, остававшихся неизвестными при его жизни. Смерть — это доказательство того, что нельзя избежать власти воду, даже если он не спешит с наказанием.
Такое же объяснение post-mortem мы встречаем и в случае смерти от удара молнией. Это наказание свойственно для Хевьезо, воду молнии и грома и указывает на пострадавших от молнии как на воров. К великому несчастью семей, труп в этом случае выставляется на всеобщее обозрение и не может быть погребен. Между совершением проступка и наказанием со стороны воду существует, как правило, большой промежуток времени («воду не убивает тотчас же»), т.е. срок, который также является необходимым для истолкования случаев отравления или умопомешательства. Таким образом, всякая необъясненная смерть может быть произвольно переистолкована как таинственная, загадочная. Даже при наличии сомнения в степени истинности подобных суждений страх не отступает, поскольку до настоящего времени не удавалось ни подтвердить, ни опровергнуть эти утверждения. Следовательно, угроза отравления и боязнь потерять рассудок усиливают чувство страха у людей, их веру в существование и власть воду и их склонность повиноваться его институтам49. Даже когда до людей доносятся лишь слухи, власть институтов воду все равно усиливается благодаря им. Именно потому, что все эти истолкования не поддаются убедительному опровержению, водунси продолжают пребывать в страхе. И именно это предопределяет эффективность угроз. Страх перед отравлением и потерей рассудка, угрозы, предвзятость в урегулировании конфликтов, чувство неуверенности, виновности, монополия жрецов на толкование событий оракулом, подтверждение существования воду при трансе и сама по себе вера — все это поддерживает и укрепляет институты воду. В то же время жрецы, как представители этих институтов, осуществляют власть не только во имя соблюдения норм, но и для достижения своих целей. Таким образом, люди, с одной стороны, боятся богов, которые наблюдают за ними и охраняют их, с другой — им нужно бояться институтов воду, от которых тоже исходят несправедливость и злоупотребления. Границы между легитимной властью и злоупотреблением этой властью размыты. Отсутствие контроля усиливает желание господствовать, что иногда воспринимается смиренно, но порой подвергается критике. Большое число пересекающихся потенциальных и реальных санкций, неограниченность прав (частично признанных, частично оспариваемых) в интерпретации норм и особенно институт тайны, хотя и создают почву для возможного произвола, тем не менее обеспечивают основу этой власти и делают возможным ее существование на местах. Если государство хочет выиграть в борьбе за влияние на местном уровне, оно должно учитывать, что культ воду составляет часть властных структур на местном уровне. Однако государству до сегодняшнего дня не удалось полностью взять под контроль культ воду. Современная государственная политика показывает, что за жрецами воду признается доминирующая роль, а двойственная позиция самого населения не учитывается. 11 О хронологии и последствиях запрещения религии см.: Elwert- Kretschmer К. Befreit euch von den Zw?ngen der traditionellen Religion. Der Wandel der Vodun-Kulte in Benin. — Journal fur Geschichte. Decembre 1986; Sulikovski В. Eating the Flesh, Eating the Soul. Reflections on Politics, Sorcery and the Vodun in Contemporary Benin. — [.’invention religieuse en Afrique. Ed. J.-P.Chr6tien et al. P., 1993. 12 Combattons les c6r6monies ruineuses. — Ehuzu. Cotonou. 23.08.1985. 13 О роли культуры в религии см.: Hounntondji P. Non, les cultures au Benin ne sont pas des cultures du vodun [Доклад на международной конференции.] L‘identit6 des peuples d’Amerique 500 ans apr?s. Saint- Domingue, 21 novembre 1992. 14 LabatJ.-B. Voyage du Chevalier des Marches en Guin6e, isles voisines et a Cayenne, fait en 1725, 1726 et 1727. Amsterdam, 1731, p. 180; Spieth J. Die Religion der Eweer in Sud-Togo. Lpz., 1911, p. 178. 15 Sketchly J.A. Dahomey as It Is. L., 1874, p. 177. 16 Bosman W. Description of the Coast of Guinea, Divided into the Gold, the Slave and Ivory Coast. L., 1705, p. 151, 398; Pruneau de Pommegorge. Description de la Nigritie. — Etudes dahomeennes. 1957, vol. 19, p. 77. 17 Исследования, положенные в основу данной статьи, проводились в период между 1972 и 1991 гг. в различных деревнях фон и айизо субпрефектур Аллада. 18 Verger P. Notes sur le culte des orisha et vodun. Dakar, 1957, p. 153; Rouger G. La musique et la transe. P., 1990, p. 92. 19 ElwertG., Elwert-Kretschmer K. Mit den Augen der Beniner. Eine andere Evaluation von 25 Jahren Deutscher Entwicklungsdienst in Benin. B., 1991. 20 О проблематике смешения концепций в сфере религии и общества см.: Brenner L. Religion: Discourses in and about Africa. — Discourses and its Disguises. The Interpretation of African Oral Texts. Eds. K.Barber, P.E. de Moraes Faria. Birmingham, 1989. 21 Brand R. Dynamisme des symboles dans les cultes vodun. P., 1973, p. 297 (These du 3-є cycle); Adoucounu B. Vodun sacre ou violence. P., University Descartes, 1989 (These d'Etat). 22 Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tubingen, 1976. На местах в качестве властных структур действуют не только представители воду и старейшины. Здесь мы видим и политических деятелей: мэров, выборных представителей в те или иные органы, а также чиновников и коммерсантов. 23О роли старейшин в качестве судебной власти см.: ElwertG. Conflicts Inside and Outside the Household. — Households and the World Economy. Eds. J.Smith, E.Wallerstein, H.D.Evers. Beverly Hills, 1984. 2ASigristC. Regulierte Anarchie. Freiburg, 1967; SpittlerG. Konfliktaus- tragung in akephalen Gesellschaften: Selbsthilfe und Verhandlung. — Blank- enburg E. Alternative Rechtsformen und Alternativen zum Recht. Opladen, 1980; WeselU. Fruhformen des Rechts in vorstaatlichen Gesellschaften. Frankfurt, 1985. 25 П.Азуме в своей статье (Нагоитё P. La r6volte des pr§tres. — Pr6sence Africaine. 1956, № VII, ІХ, X, p. 29-42) приводит другие запрещенные ругательства типа: «Ты что, сумасшедший? Ты одержимый?». 26 В данном правиле имеются исключения, когда наказания не применяются. Так, запрет на работу не распространяется на молодежь и протестантов. Последние нередко демонстративно трудятся в такие дни. 27 Муж, который во время ссоры со своей супругой-водунси ударит ее по голове, рискует навлечь на себя публичный позор: водунси данного конкретного общества собираются вместе и в течение многих дней ходят в одеждах из трав и листьев по различным деревням, громогласно рассказывая всем о совершенной в отношении воду несправедливости. Описание этого обряда см.: Нагоитё P. La r6volte des prfitres.— Ргёэепсе Africaine. 1956, № VII, IX, X. 28 Ж.Руже дает описание высокого социального статуса «глашатаев», заменить которых сложно, так как их функция передается по наследству. См.: Rouget G. La musique et la transe. P., 1990. 29 Spittler G. Konfliktaustragung...; Elwert G. Bauern und Staat... 30 Она изложена в песне, которая служит предостережением от болтливости. 31 Verger P. Notes sur le culte des Orishas et Voduns, p. 71, 103; Herskovits M. Dahomey..., p. 113; Brand R. Dynamisme des symboles, p. 232; Frey-Nakonz R. Vom Prestige zum Profit. Zwei Fallstudien aus SOdbenin zur Integration von Frauen in die Marktwirtschaft. Saarbriicken, 1984. 32 О мистификации как составной части деятельности тайных обществ см.: Balz Н. Where the Faith Has to Live. Studies in Bakossi Society and Religion. Pt I. Living Together. Stuttgart, 1987. 33 Verger P. Dieux d’Afrique. Culte des Orishas et Voduns a I’ancienne Cote des Esclaves en Afrique et & Bahia, la Baie de tous les Saints au Brasil. P., 1954, p. 174. 34 Middleton J. Secrecy among the Lugbara. — Bolle K. Secrecy in Religion. Leiden, 1987, p. 25-43. 35 Firth R. Problem and Assumption in an Anthropological Study of Religion. — Journal of the Royal Anthropological Institute, 1959; Spirit Possession and Society in Africa. Eds. J.Beattie and J.Middleton. L., 1969. 36 Davis W. The Serpent and the Rainbow. N. Y., 1985. 37 Monfouga-Nicolas J. Ambivalence et culte de possession. P., 1972; ZempleniA. Sur I'alliance entre personne et le rab dans le n'dfip. — Psychopathologie africaine. 1967, vol. Ill, № 3. 38 Religion, Altered State of Consciousness and Social Change. Ed. E.Bourguignon. Colombus, 1973. 39 Fugglestad F. An Introduction to the Colonial History of Niger. Oxf., 1984. 40 Fanon F. Les damn^s de la terre. P., 1961. Критика этих положений содержится в работе: Olivier de Sardan J.-P. La surinterpr6tation politique: les cultes de possession hawka du Niger. — Religion et modernity politique en Afrique Noire. Ed. J.-F.Bayart. P., 1993, p. 163-213. 41 Добровольный транс во время церемоний носит название «домэта», что в переводе означает «находиться в голове у человека». 42 Rouget G. La musique..., p. 137. 43 Известны пять приемов приведения в состояние транса: 1) ритмическая стимуляция, например посредством песен и танцев; 2) достиже ние изнеможения, например на исходе долгих танцев или в результате длительного бодрствования; 3) учащенные дыхательные движения; 4) концентрирование внимания на конкретных частях тела или телодви- жениях; 5) стимулирование (допинг) с помощью эндорфина при изнеможении, переутомлении, стрессе и страхе. 44 Rouget G. La musique..., p. 154. 45 MetreauxA. La com6die rituelle dans la possession. — Diogene. 1955, № 11, p. 26-49. 46 Угроза отравления в случае раскрытия тайны является довольно распространенным явлением. См.: Balz Н. Where the Faith Has...; Spindel С. In the Shadow of the Sacred Grove. N. Y., 1989; Daws W. The Serpent and the Rainbow. 47 Cannon W.B. Voodoo Death. — American Anthropologist. 1942, vol. 44, p. 169-181. 48 Davis W. The Serpent and the Rainbow. 49 При этом не исключается вероятность использования токсичных веществ, чего многие и опасаются.
<< | >>
Источник: Н.А.КОЧНЕВА. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН.. 2000

Еще по теме Страх перед отравлением и безумием:

  1. 4.2. Масонские политические общества и страхи перед заговорами в наполеоновскую эпоху
  2. 4. Общества, организованные наподобие масонских, заговоры и страхи перед заговорами, 1791-1825
  3. 4.4. Заговоры и страхи перед заговорами, 1815—1825
  4. Отравления
  5. Порядок расследования случаев профессиональныхзаболеваний (отравлений)
  6. «Прекрасное безумие» Марло
  7. § VI. Безумие завоеваний
  8. Порядок заполнения извещения и передачи информацииоб острых профзаболеваниях (отравлениях)
  9. Порядок извещения и передачи информациио хронических профессиональных заболеваниях (отравлениях)
  10. § VIII. Международное право ставит границы безумию войны
  11. 3. Третья, основная форма помешательства — бешенство, или безумие