<<
>>

ТАЙНЫЕ РЕЛИГИОЗНО МАГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА В НИГЕРИИ

Традиционные структуры Нигерии, как других стран Африки, прочно опираются на наследуемые культурные нормы и обычаи, образ жизни, традиционные религиозные воззрения, моральные и социальные ценности, существующие у каждого народа.
К подобным структурам относятся и тайные общества или союзы. Они существовали в доколониальный период, но сохранили свое значение и в настоящее время. Г.Вебстер в своей книге «Примитивные тайные общества»' отмечал, что в некоторых регионах мира, особенно в Африке и Меланезии, возрастные общества нередко перерастали в некие ассоциации, осуществлявшие судебно-полицейские функции. При этом страх населения перед религиозными тайнами использовался как инструмент социального контроля и наказания нарушителей установленных норм и правил. Многие африканские тайные общества выросли именно из необходимости установления подобных норм и контроля за их соблюдением. Лица, осуществлявшие этот контроль, должны были олицетворять особые качества, которые бы внушали нарушителям страх. Сам термин «тайные общества» в применении к современной Африке оспаривается некоторыми специалистами как не вполне адекватно отражающий сущность деятельности обозначаемых союзов2. Американский антрополог Питер Хэммонд отмечает, что членство в действительно тайных обществах ограничивается незначительной частью населения; члены общества тщательно охраняют тайну ритуалов, тайные обычаи, которые якобы усиливают сверхъестественные возможности их членов, в то время как непосвященные испытывают страх и ужас перед неизвестным3. Более тщательное изучение африканских тайных обществ показывает, что последние объединяли в своих рядах, особенно в доколониальный и раннеколониальный периоды, почти все взрослое свободное мужское население тех или иных общин. Помимо религиозно-магических эти ассоциации выполняли экономические, социальные и политические функции. В этой связи некоторые исследователи полагают, что так называемые тайные общества являются тайными в такой же степени, в какой любой клуб является эксклюзивным для лиц, в него не входящих или не имеющих возможности войти4. Приверженцы этого взгляда предлагают называть эти организации традиционными обществами или ассоциациями. Тем не менее, несмотря на массовую базу организации, значительная закрытость в доступе к их деятельности, секретность проведения многих ритуалов и принятия решений, а также наличие в каждом обществе особых условных знаков, по которым члены того или иного союза могли опознавать друг друга, и многое другое позволяют именовать эти общества тайными. Именно тайна, «религиозно-магическая сторона составляет неотъемлемую особенность системы тайных союзов»5. Как отмечают исследователи, африканские тайные союзы, как правило, входят в состав сложной системы тайных и полутайных обществ, половозрастных групп и других традиционных ассоциаций, в которых наиболее могущественные и засекреченные мужские союзы составляют руководящий центр. Каждая такая система охватывает целую группу этносов, относящихся к той или иной историко-культурной области, отличающейся определенным единством культуры и религии6. По мнению российского исследователя Ю.М.Кобищанова, само это единство было частично создано деятельностью именно тайных обществ, например в таких обширных областях, как Западный Судан, пояс расселения народов ква, пояс южных саванн и т.д.7.
В Нигерии тайные общества в целом получили значительно большее распространение, чем в других странах Западной Африки. Это в первую очередь относится к Южной Нигерии. На севере, где, как известно, велико воздействие ислама, практически вытеснившего местные религиозные культы, тайные общества не получили столь повсеместного развития. В Южной Нигерии, как на западе, так и на востоке, существовало и существует до сих пор огромное множество тайных союзов, часто по нескольку в одной и той же деревне. Нередко они занимают основное место в традиционной социально-политической и религиозной жизни. Наиболее известными и могущественными тайными обществами на территории Нигерии и частично за ее пределами были такие общества, как Экпо, Эккпе, Экон, Идион — четыре мужских тайных союза у иби- био8, Оконко и Ибуду у игбо, Секиапу у народов калабари и окрика, Огбони у йоруба, а также Экумеку, Мманву или Оту Муо и другие в Восточной Нигерии. Роль, функции и значение тайного общества от предколониального периода до наших дней можно хорошо проследить на примере таких союзов, как Экпо в Восточной Нигерии и Огбони в Западной Нигерии. Общество Экпо является мужским союзом и соответственно членство в нем открыто всем мужчинам. В доколониальный и колониальный периоды членство в Экпо считалось обязательным для мужчин. При этом даже рабы мужского пола входили в нижние ранги этого общества. Вплоть до недавнего времени молодой человек считался «состоявшимся» только после вступления в Экпо. Мужчины, не являвшиеся членами общества, нередко подвергались грубому обращению, издевательствам, а во время празднеств, устраиваемых Экпо, должны были, как и женщины, оставаться дома. Тем не менее женщины могли выходить из дома, но только в сопровождении членов Экло. Таким образом, одни мужчины вступали в Экпо для того, чтобы не подвергаться унижениям и плохому обращению, другие — чтобы получить экономические и политические привилегии, третьи — чтобы не обидеть предков, так как отказ вступить в общество расценивался как неуважение к ним. Само слово экпо на языке ибибио означает «дух». По поверью, уважаемые предки превращаются в духов и незримо управляют своими общинами. Духи умерших предков, особенно вождей и глав семейств, активно участвуют в делах живущих потомков, влияют на их судьбы, досаждают тем, кто не приносит им подношения или нарушает общественный порядок и мораль. Духи предков «ведут» своих потомков по жизни, и все удачи и неудачи того или иного дома приписываются воздействию духов предков. Таким образом, Экпо, основанное как тайное общество духов предков, осуществляет свою деятельность от имени умерших предков. Члены Экпо убеждены, что неповиновение наставлениям предков вызывает всяческие несчастья: бесплодие, смерть детей, рождение в семье только девочек, болезни, несчастные случаи и многое другое. Заслужить благоволение предков можно только послушанием и совершением жертвоприношений. В определенные периоды члены Экпо живут в священных лесах, расположенных в стороне от места проживания основной массы соплеменников. По поверью, эти леса населены духами предков. До недавнего времени членов общества Экпо хоронили только в этих лесах. Мужчины, не принадлежавшие к тайному обществу, могли появляться в этих местах. Что же касается женщин, то на них распространялся жесткий запрет, и нередко даже случайно оказавшихся в священных лесах жестоко избивали. В этом запрете особенно проявляется «антиженская» направленность данного тайного общества. Само общество Экпо состоит из нескольких ступеней или рангов. Первая — Экпо Нток Эйен (Ekpo Ntok Еуеп), низшая, предназначена для мальчиков. Даже новорожденный может стать членом этой ступени. Маленький ребенок не допускается к тайнам своего ранга до того времени, когда считается, что он может хранить секреты. Вторая ступень — Атат (Atat) предназначена для молодых людей. Третья — ЭКПО НЬОХО (Ekpo Nyoho). Это довольно высокий ранг, и войти в него стремятся многие мужчины. Существуют также и другие ранги, названия которых варьируются в зависимости от местности. Самым высоким считается Амама Экпо (Amama Ekpo). Обряд посвящения в члены тайного общества имеет определенную процедуру. Вначале делается денежный взнос и готовится угощение. Новичка отводят в священный лес к местам поклонения Экпо именно того ранга, в который он вступает. Глава ранга «представляет» его духам предков. Все это сопровождается определенными ритуалами, выпивкой и угощением. Новичок, разукрашенный белой глиной и желтым порошком, обозначающими счастье и удачу, посвящается в тайны данного ранга, включая тайные знаки приветствий, и дает клятву хранить их от непосвященных. С этого момента в течение двух недель он живет в специальной комнате, где получает очень хорошую еду. В конце второй недели его сопровождают на деревенский рынок, где он объявляет себя в качестве нового члена Экпо. С этого времени он может принимать участие во всей деятельности Экпо. Вхождение в первый и второй ранги не вызывает материальных затруднений у вступающих. Требуется лишь несколько талонов пальмового вина и угощение. Ранг Экпо Ньохо требует большой суммы денежного взноса и богатого угощения. По мере вхождения в более высокий ранг Экпо увеличивается и стоимость вступительных приношений. Во время инициации в высшие ранги устраиваются пышные празднества, во время которых их члены пьют, едят и танцуют, а члены более низких рангов, принимающие участие в празднестве, играют на барабанах. Они узнают много тайн, которыми владеют члены высших рангов Экпо, но не имеют права использовать эти знания, пока сами не станут членами данных рангов. Доступ к реальной политической власти начинается с членства в Экпо Ньохо, но самым влиятельным и сильным, как отмечалось, является ранг Амама Экпо. Его членам позволено распределять между собой вступительные взносы, кроме того, они владеют сотнями акров пальмовых деревьев — основной культуры сельской экономики. До прихода англичан и в первые годы колониального правления тайное общество Экпо являлось самой влиятельной политической силой в регионе Кросс-Ривер. Оно фактически осуществляло законодательные и исполнительные функции. Его правила и установки были законом, который не мог быть нарушен без серьезных последствий для нарушителей. Смертный приговор грозил каждому члену Экпо, который осмеливался не подчиниться постановлению общества, а также нечленам, которые оказались свидетелями каких-либо тайных ритуалов. Одной из важных функций Экпо было решение споров и конфликтов по самым разным поводам. В спорах по имуществу обычно обращались к одному из старейшин Экпо. До решения конфликта ни одна из сторон не могла пользоваться этим имуществом. Вот как происходила процедура решения имущественного спора9. Обычно сторона, заявлявшая свое право на имущество, приносила клятву: на воде, собранной из определенного источника (ручья, озера, реки), или на тамтаме, или на роге, принадлежавшем данному обществу Экпо. Если обе стороны давали такого рода клятву, имущество делилось на две части. По поверью, распространенному и в настоящее время, сторона, давшая ложную клятву, обязательно погибнет (и это автоматически установит истинного владельца имущества). Болезнь может привести к раздуванию тела или, наоборот, к резкому похудению. Родственники обращаются к предсказателю Экпо, чтобы узнать причину болезни. Предсказатель, «посоветовавшись» с духами, сообщает, является ли причиной болезни нарушение клятвы или что-либо иное, а также советует, как излечить болезнь. Если предсказатель объявляет, что причина болезни — ложное клятвоприношение, то виновный, во-первых, отдает оспариваемое имущество, а во-вторых, приносит определенные жертвы. Если и после этого виновный умирает, то это объясняется или тем, что жертвоприношение было сделано слишком поздно, или действием других колдовских сил. Решения Экпо были окончательными и не подлежали никакому обсуждению или обжалованию. Тех, кто осмеливался нарушить решение Экпо, ждало жестокое наказание вплоть до смерти. Законы Экпо в определенной степени регулировали жизнь общины, особенно в таких повседневных областях, как поддержание чистоты на улицах, мобилизация соплеменников на общественные работы, взимание долгов и т.д. Общество Экпо использовалось также для защиты собственности от краж и поддержания власти свободного населения над рабами, которые в некоторых общинах Экпо порой преобладали. Очень важной функцией Экпо было обеспечение традиционного образования для мужчин, которое включало помимо физической и моральной подготовки молодежи, восходящей к возрастным инициациям, обучение традиционным для данной местности профессиям. Социальные функции Экпо заключались в организации похорон, а также различных церемоний и празднеств. В период колониального правления перед британскими властями встала задача установить твердое колониальное правление, подавляя, где необходимо, сопротивление и в то же время используя систему косвенного управления через местные органы власти. В Южной и Юго-Восточной Нигерии практически отсутствовал мощный институт традиционных правителей, такой, как на Западе и особенно на Севере Нигерии. Поэтому тайные общества как политические институты в колониальный период играли в этом регионе гораздо более значительную роль. В этой ситуации перед английской администрацией встал вопрос о том, что делать с тайными обществами, которые традиционно принимали участие в местном управлении, входя в деревенские и городские советы. Наиболее враждебно к тайным обществам относились миссионеры, видя в них помеху и угрозу распространению христианства. В свою очередь, распространение христианства привело к сокращению числа вступавших в тайные общества, что наносило материальный урон старейшинам обществ, так как их доходы в определенной степени зависели от взносов новичков. В отчетах колониальных чиновников существует много сведений о разгромах мест поклонения языческим богам, о разрушениях других не относящихся к христианской религии культовых мест, а также убийствах известных лидеров тайных обществ. В то же время было много случаев убийств христиан. Христиане-африканцы также нередко страдали от несправедливых решений, выносимых местными судами, в которых традиционно преобладали члены тайных обществ. Ф.Лугард видел необходимость реформирования деятельности тайных обществ, но в то же время отчетливо понимал, что решительные меры против них заставят их уйти в подполье и в этой ситуации они будут представлять гораздо большую угрозу. Поэтому он настаивал на осторожном подходе и предлагал рассматривать эти общества как важный фактор в формировании системы местной администрации, с учетом адаптирования их к современным условиям. Активная деятельность христианских миссий нередко провоцировала конфликты с тайными обществами. Колониальное правительство же занимало позицию невмешательства, так как было гораздо больше заинтересовано в практическом использовании тайных обществ, чем в этических и религиозных моментах, которыми в первую очередь были обеспокоены миссии. Несмотря на сокращение многих функций Экпо в колониальный период, авторитет общества оставался довольно высоким, оно было серьезной политической силой, с которой властям приходилось считаться. В отличие от колониальной британской администрации, которая причисляла Экпо к тайным обществам, нигерийское правительство, например, в специальном циркулярном письме №593/121 от июля 1977 г. заявляло по поводу тайных обществ, что общества типа Экпо не должны классифицироваться как тайные союзы, ибо они являются по сути культурными и относящимися к традиционным религиям ассоциациями10. Действительно, функция сохранения традиционной культуры в настоящее время, пожалуй, одна из главных в деятельности тайных обществ, подобных Экпо. Маски, наряды, традиционная одежда представляют собой прекрасные образцы искусства. Члены общества Экпо (особенно подразделение ибибио — аннанг) до сих пор остаются лучшими изготовителями масок, одежды, прекрасными исполнителями игры на тамтамах. Обычный ритуал действия тайных обществ — это выступления и пляски в масках и страшных нарядах, изображающих духов. При этом маски играют здесь главную роль. Они являются наиболее священным элементом среди остальных регалий, олицетворяя духов умерших предков. Основная функция маски — вселять страх и ужас в непосвященных, поражать воображение страшными фантастическими образами. Атмосфера страха, внушаемая отдельными масками, базируется на их культурной значимости, их традиционном значении. Каждая маска соответствует определенному характеру духа, и ее носитель обязан передать именно этот характер. Любая попытка организовать представление без учета характера данной маски влечет серьезное наказание участника со стороны членов Экпо. Эта практика до сих пор сохраняется. Так, например, существует ранг Экпо — Аяра («храбрые»), члены которого считаются наиболее дикими и жестокими. Во время представления маска этой категории должна была что-нибудь разрушить. Если носитель маски не делает этого, он впоследствии подвергается штрафу или наказанию11. Следует отметить, что сами члены Экпо, как и других тайных обществ, большинство которых составляют малограмотные деревенские жители, не относятся к своему обществу как к чисто культурной ассоциации. Они считают, что Экпо может и должно исполнять свои функции, которые оно осуществляло с доколониальных времен. Тем не менее современные функции Экпо значительно изменились. Хотя по-прежнему считается, что каждый мужчина должен стать членом Экпо, на не вступившего в этот союз теперь не смотрят так отрицательно, как в прежние времена. Если раньше преуспевание молодых людей во многом зависело от того, в каком ранге Экпо они состояли, то в настоящее время молодой человек может заработать авторитет самыми разными способами — получением современного образования, хорошей работой, успехами в бизнесе и т.п. Тем не менее жители деревень хотели бы видеть своих преуспевающих земляков членами общества Экпо, так как это дает возможность получения дополнительных доходов для общины: богатые делают большие вступительные взносы, выставляют обильные угощения во время празднеств, ритуалов и т.п., защищают членов Экпо в государственных организациях. Как и в случае с традиционными правителями, новым веянием в деятельности тайных обществ является присуждение почетных титулов Экпо детям членов этого общества, прославившимся в какой-либо области. Политически и в настоящее время Экпо является весьма активной организацией, осуществляющей традиционные функции руководства социальной жизнью общины. К помощи Экпо часто обращаются в случаях, когда нужно провести в жизнь какие-либо решения деревенского совета: когда необходимо собрать людей на расчистку дорог, уборку деревенских рынков, на строительство школ и т.п. В других регионах эти функции выполняют советы традиционных правителей. Многие обращаются к помощи Экпо при решении различных споров, особенно касающихся землевладения. Однако здесь нередко возникают проблемы, так как представители Экпо, входящие в местные суды, при разборах дел нередко необъективно относятся к нечленам своего общества. Несмотря на то что важной функцией Экпо является охрана общественного порядка, тем не менее в условиях социальной напряженности в Нигерии террористические элементы становятся характерными и для многих тайных обществ. Страницы нигерийских газет посвящены описанию жестокостей, которым подвергаются женщины и мужчины, не входящие в Экпо. Во время празднеств и ритуальных шествий нередки случаи нападения на людей, не принадлежащих к Экпо и по тем или иным причинам вступивших в конфликт с кем-нибудь из членов тайного общества. Во время карнавального шествия члены Экпо в масках могут не только напасть на человека, но и уничтожить его урожай и принадлежащие ему плодовые деревья, заставляют «провинившегося» платить штрафы вином, домашними животными и т.п. Есть много свидетельств вооруженных грабежей на дорогах, осуществляемых замаскированными членами Экпо. Все это заставляет многих пострадавших граждан и христианских деятелей требовать запрещения Экпо. В 1980-е годы правительство, идя навстречу этим требованиям, запретило или ограничило деятельность некоторых тайных обществ (включая Экпо) в городах. В связи с этим для проведения празднеств и ритуальных шествий им необходимо получить разрешение властей, а во время маскарадных шествий полиция должна тщательно следить за порядком, чтобы не допустить эксцессов и жестокостей со стороны «масок». Помимо мужских союзов у ибибио имеются и женские, например Эб- ре. Среди игбо распространено тайное общество Оконко, которое получило известность в районах Бендел и Арочуку, а на западе р. Нигер — общество Экумеку. Хорошо известно также общество Мманву, или Оту Муо, которое помимо маскарадно-церемониальных функций выполняет и социально-политические задачи: охраняет общину от грабителей, собирает штрафы с лиц, виновных в каких-либо нарушениях, и т.п.12. Общество Секиапу распространяет свою власть среди народов ка- лабари и окрика. Здесь значительное развитие получили традиционные танцы и пение. В Западной Нигерии наиболее известный тайный союз — общество Огбони, которое, так же как и Экпо, является мужским союзом. Большинство членов этой могущественной тайной организации принадлежит к йоруба. В Огбони до сих пор существует два основных ранга посвященных. Высший ранг включает в себя жрецов, сановников, крупных бизнесменов, вождей, большинство которых происходит из древних родов государств йоруба. Именно этот ранг обладает реальной политической и экономической властью, контролируя как предпринимательство, так и религиозные организации, а также традиционные структуры власти. Как отмечают исследователи, если верхушка Огбони не одобряет того или иного решения традиционного правителя, он обязан подчиниться и отказаться от своего намерения. Согласно обычаю, традиционный правитель г. Иле-Ифе не является членом Огбони, но при вступлении на престол обязательно проходит обряд инициации, осуществляемый под руководством Огбони13. Союз Огбони — очень активная организация, оказывающая большое воздействие на поведение своих членов и проявляющая значительный интерес к жизни страны в целом. В Иле-Ифе это общество нередко выполняло судебные функции при разборах дел традиционных вождей. Как и другие тайные общества, союз Огбони выполняет в настоящее время исключительно важную функцию хранителя традиционной культуры. Организация различных празднеств, ритуальных церемоний с использованием традиционных костюмов, нарядов, масок, исполнение песен, плясок и т.п. тесно соотносится с любовью йоруба к подобным мероприятиям. Другой довольно важной по значению функцией Огбони являются похороны членов общества. Как правило, общество берет на себя все моральные и материальные заботы: от подготовки могилы до соответствующего одевания умершего. Похороны являются довольно дорогой процедурой, а общество Огбони обеспечивает своим членам достойные и дорогие похороны. Это имеет немаловажное значение для увеличения популярности общества, так как в Нигерии церемония похорон — важное и торжественное событие. Целые страницы ведущих газет выкупаются для публикации некрологов, даются многократные объявления по радио и телевидению. Похороны, по мнению нигерийцев, представляют собой последний, заключительный религиозный ритуал для умершего. И поэтому никто не пытается экономить на этом. Одним из ответвлений общества Огбони, более адаптированным к современным социально-политическим условиям, является Реформированное Братство Огбони (Reformed Ogboni Fraternity). Оно было создано по инициативе образованных нигерийцев, стремившихся сохранить многие обряды и обычаи предков, избавившись при этом от некоторых негативных пережитков, таких, как идолопоклонничество и др., и в то же время взяв многие ценности из христианства. Это общество является наиболее влиятельной организацией на Западе Ни* герии, что в значительной степени объясняется его элитарным характе- ром: в него входят многие высокопоставленные нигерийцы — крупные чиновники, бизнесмены, политические деятели. По характеру деятельности и моральным причинам, отраженным в уставе Реформированного Братства Огбони, это общество скорее можно отнести к современной общественно-религиозной организации. Хотя у народов Севера также существовали местные культы и тайные общества, связанные преимущественно с охотой, рыболовством и т.д., тем не менее в этом регионе не было обществ, которые по значимости и престижу могли бы сравниться с Огбони у йоруба или Экпо у ибибио. Как отмечает С.Мик, наличие тайных обществ, выполняющих какие-либо социально-политические функции, абсолютно не характерно для северонигерийского общества14. Этот факт, несомненно, объясняется огромным влиянием ислама, который руководит как религиозной, так и светской жизнью Севера. Тем не менее исследователи отмечают наличие небольших по численности тайных обществ у некоторых народов этого региона. Так, одним из примечательных обществ, создание которого связано с моральными соображениями, является тайное общество, существующее у народа кагома15. По обычаю, в семье кагома жена имеет право оставить мужа в любое время. В такой ситуации доведенные до отчаяния мужчины образовали тайное общество Додо — мифического духа, хорошо известного на Севере. В случае, если женщина нарушала нормы поведения в семье, муж обращался к духу Додо. После тайной беседы с Додо он сообщал жене, что та должна сделать для исправления — от вымаливания у мужа прощения до получения телесных наказаний. Женщины, естественно, испытывали страх перед тайным обществом Додо и делали все возможное, чтобы умилостивить мужа и избежать «посещения» Додо. У народа вуркум существует тайное общество Зугет, которое также использовалось для устрашения женщин. В Нигерии, как и в других странах Африки, в последние десятилетия появился еще один тип тайных союзов — студенческие тайные общества. Рождение тайных организаций в студенческой среде Нигерии восходит к годам антиколониальной борьбы. Первое из них под названием «Пиратское братство» было создано Воле Шойинкой (известный писатель, первый африканец—лауреат Нобелевской премии в области литературы) в 1952 г. в Ибаданском университете. По словам Воле Шойинки, оно должно было помогать студентам в борьбе против всех форм угнетения. После достижения независимости произошло перерождение обществ, многие из которых стали отождествляться с терроризмом в студенческих городках. В объединениях студентов ныне верховодят в основном дети богатых, влиятельных родителей. Некоторые из них числятся в студентах по 10 лет. В манере поведения, одежде и даже лексиконе проглядывается влияние фильмов о мафиозных группировках. Обряд посвящения проходит обычно ночью в лесу. Кандидаты должны проявить бесстрашие и стойкость в ходе испытания, а вернее — избиения под названием «Поездка во Вьетнам». Название церемонии вступления в тайное общество — Омерта заимствовано у сицилийцев16. Как отмечает нигерийская пресса, высшие учебные заведения Нигерии на протяжении многих лет были гордостью не только страны, но и всего Африканского континента. Их выпускники получали дипломы как за знания, так и за высокие моральные качества. Но тайные студенческие общества превратили университеты «в сборища погромщиков, насильников и убийц», — пишет нигерийская газета «Гардиан»17. В докладе генерального директора спецслужб Нигерии сообщалось, что в нигерийских университетах создано свыше 20 тайных обществ. Их члены терроризируют студентов, заставляют преподавателей ставить им оценки без сдачи экзаменов и т.п. Еще в 1989 г. был принят правительственный декрет, предусматривающий тюремное заключение сроком до 5 лет или крупный денежный штраф за участие в студенческих тайных обществах. Однако на практике он оказался малоэффективным. Несмотря на привлечение виновных к судебной ответственности и исключение из университетов, число тайных союзов не уменьшилось. Только в 1994 г. 15 студентов университета в Порт-Харкорте были приговорены к различным срокам тюремного заключения за совершенные преступления; из политехнического колледжа Аучи в штате Эдо исключили 170 студентов — членов тайного общества «Черный топор». Первенство по количеству тайных обществ принадлежит Бенинскому университету. Самые агрессивные — «викинги» и «пираты» — укоренились в Нигерийском университете в г. Нсукка, а также в университете г. Энугу. Спасаясь от наказания, они нередко переходили в Лагосский университет — крупнейшее учебное заведение Нигерии. В начале 1990-х годов сотни студентов, преподавателей и сотрудников этого университета были убиты, искалечены и изнасилованы членами тайных студенческих обществ. Один из преподавателей Лагосского университета Питер Омолуаби отметил, что в основе этого явления лежат многие причины, в том числе социальные, моральные, психологические. Молодежь стремится к самоутверждению в рамках тайной организации, выражает протест против установленных порядков и т.п.18. Трудность борьбы с этими организациями состоит в том, что многие члены тайных обществ связаны родственными узами с высшими чинами администрации университета, которые в свое время также состояли в тайных студенческих обществах. Одна из основных функций тайных обществ — помогать и содействовать членам своего тайного общества, защищать их от чужаков. Не редко это выражается в таких областях, как вынесение судебных приговоров. Отмечаются случаи, когда судья при вынесении приговора руководствуется желанием защитить членов своего тайного общества вопреки объективной ситуации. Высокопоставленные чиновники нередко оказывают содействие и отдают предпочтение членам своего братства при получении выгодной должности и т.п. Отношение к тайным союзам, как и к другим традиционным институтам Африки, в обществе неоднозначно. Одни считают их устаревшими, архаичными образованиями, которые не вписываются в современную общественно-политическую жизнь африканских государств. Другие, и среди них значительная часть африканской интеллигенции, довольно высоко оценивают тайные общества как институты, сохраняющие многовековые культурные традиции, обычаи, духовные ценности, Важным психологическим моментом, способствующим сохранению тайных обществ, является осознание силы и единства общества, чувство преданности друг другу и соблюдение при этом жесткой дисциплины. Кроме того, тайные общества оказывают большое влияние на жизнь общины в целом. Установление тайным обществом норм, правил, а также табу, предписывающих определенное поведение, оказывает в целом положительное воздействие на моральную атмосферу и поведение всего общества. 1 Webster Н. Primitive Secret Societies. N.Y., 1968, p. 18. 2 См., например: Offiong D. The Functions of the Ekpo Society of the Ibibio of Nigeria. — African Studies Review. L., 1984, vol. 27, № 3, p. 77. 3 Hammond P.B. An Introduction to Cultural and Social Anthropology. N.Y., 1971, p. 193. 4 См. подробнее: Africa and Change. Ed. by C.Turnbull. N.V., 1973. 5 Токарев C.A. Ранние формы религии. М., 1990, с. 308. 6 Традиционные и синкретические религии Африки. М., 1986. 7 Там же, с. 145. 8 См.: Исмагилова Р.Н. Народы Нигерии. Этнический состав и краткая этнографическая характеристика. М., 1963, с. 50-51. 9 См.: Offiong D. The Functions of the Ekpo Society..., p. 82-83. 10 Nwoka G. Secret Societies and Colonial Change: a Nigerian Example. — Cahiers d’etudes africaines. P., 1978, vol. 18, № 1-2, p. 187-200. 11 Offiong D. The Functions of the Ekpo Society..., p. 90. 12 llogu E. Christianity and Igbo Culture. N.Y., 1974, p. 4. 13 Кочакова Н.Б. Тайные общества Западной Африки в прошлом и настоящем. — Восток. 1993, № 3, с. 20. 14 Meek С.К. The Northern Tribes of Nigeria. L., 1971, vol. II, p. 93. 15 Amadi E. Ethics in Nigerian Culture. Ibadan, 1982, p. 12. 16 КОМПАС. 08.03.1994. 17 Цит. по: КОМПАС. 08.03.1994. 18 Ezenwa-Ohaeto. Secret Scholars. — West Africa. L., 1990, 30 April — 6 May, p. 702.
<< | >>
Источник: Н.А.КОЧНЕВА. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН.. 2000

Еще по теме ТАЙНЫЕ РЕЛИГИОЗНО МАГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА В НИГЕРИИ:

  1. ТАЙНЫЕ РЕЛИГИОЗНО-МАГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА У БАМИЛЕКЕ В КАМЕРУНЕ
  2. Религиозные интересы и магическая сила
  3. 2.5. Абсолютистско-сословное общество и «тайные общества»
  4. 1. Формирование революционного мировоззрения передовой дворянской молодежи. Первые тайные общества декабристов.
  5. РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НИГЕРИИ
  6. Маслов А.. Афоризмы и тайные речения Бодхидхармы, 2008
  7. Приложение К КИТАЙСКИЕ МАГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И АЛХИМИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР
  8. ТАЙНЫЕ ПРУЖИНЫ ЗАГОВОРА
  9. Философия мадхьямаки: нигилизм, абсолютизм, релятивизм, антиметафизика или "магический холизм "?
  10. № 280 ДОНЕСЕНИЕ КРАСНОВОДСКОГО АГЕНТА ПАРОХОДНОГО ОБЩЕСТВА «САМОЛЕТ» БАКИНСКОМУ УПРАВЛЯЮЩЕМУ МОРСКИМ ПАРОХОДСТВОМ ОБЩЕСТВА О НАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВ «САМОЛЕТ», «РУСЬ», «КАМВО» И «РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО» 9 мая 1920 г
  11. Глава VI Религиозный путь. Дуализм. Пессимизм в отношении к земной жизни. Религиозная философия. Филаретовское и хомяковское православие. Отношение к католичеству. Трансцендентная религия и мистика. Натурализм и Апокалипсис. Отношение к старчеству. Отношение к смерти. Заключительная оценка
  12. СЛИЯНИЕ ПАРТИи-ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ТОТАЛИТАРНОЕ ОБЩЕСТВО
  13. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
  14. 6.1. Гражданское общество и политическая организация общества