<<
>>

ТАЙНЫЕ РЕЛИГИОЗНО-МАГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА У БАМИЛЕКЕ В КАМЕРУНЕ

Традиционные институты и структуры сохраняют свою значимость в Камеруне. К ним относятся институт вождей, традиционные верования и культы, тайные религиозно-магические общества, обряды инициаций, возрастные классы и др.
В данной главе автор рассматривает эту проблему на примере одного из народов Камеруна — бамилеке. Хотя бамилеке играют важную роль в экономике страны и чрезвычайно активны в политической жизни, у них до сих пор сохраняются многие традиционные институты и, по мнению ряда исследователей, влияние Запада этого этноса почти не коснулось1. Бамилеке (вместе с родственными видекуле и банури), которые насчитывают около 18% населения страны, проживают в Западной и Юго- Западной провинциях. Большое число бамилеке, покинувших свои родные места, расселилось в других провинциях и городах Камеруна. Однако, как бы далеко ни забросила судьба представителя бамилеке, сотни невидимых уз религиозного, сословно-родственного характера, а также принадлежность к одному из тайных союзов все равно будут связывать его с тем местом и тем «княжеством» («вождеством»), в котором он родился. Хотя в Камеруне достаточно широко распространены ислам и христианство, традиционные религиозные верования и сопутствующие им институты все еще накладывают отпечаток на все стороны жизни бамилеке, особенно в сельской местности. В традиционных религиях большое место занимают многочисленные ритуалы, церемонии, обряды и т.п., которые сопровождают различные этапы жизни человека. Таковы, например, похоронные циклы, обряды наречения имени, посвящения, заключения брака, многочисленные обряды и празднества, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Из традиционных верований у бамилеке сохраняют свою значимость культ предков и анимизм — вера в многочисленных духов, которыми бамилеке населяют весь окружающий мир. Объектом почитания, как правило, являются силы природы, которым приписываются сверхъестественные способности. Некоторые исследователи считают культ предков наиболее характерной религией африканцев. Культ предков у бамилеке целиком затме- вает значение верховного божества Си. Предок-основатель вождества трансформировался в Первого Си. или Си Та. Однако в разных вождест- вах бамилеке можно встретить различные вариации этого понятия (например, в княжестве Багам первопредок носит имя Мбомвей). В княжестве Бангангте есть особые места м-бем, посвящаемые богу или непознаваемой, неосязаемой силе, которая в большей степени играет роль судьбы, чем бог. В княжестве Банджун исследователями2 зафиксирован культ местных богов, один из которых непременно играл главную роль в создании княжества. Однако главное место в верованиях жителей этого княжества занимает вера в то. что душа умершего человека находит свое убежище в черепе умершего предка. С черепами надо обращаться чрезвычайно осторожно, так как в них содержится и вредоносная сила, жаждущая мщения тем, кто проявляет мало заботы о нем. Если же черепа вождей-предков каким-то образом оказываются утраченными, то в этом случае власть «князя» лишается поддержки и процветание всего княжества подвергается опасности. Среди бамилеке княжества Багам существует институт жрецов, охраняющих черепа предков-вождей, которые находятся в особой хижине, расположенной в резиденции вождя.
Один раз в два-три месяца вождь должен консультироваться у прорицателя-жреца об отношении предков к тому или иному вопррсу; жрец приносит в жертву козла и осуществляет возлияние пальмовым вином, посыпает солью то место, где хранится каждый череп. Все эти процедуры должны способствовать защите общества и деторождению. Помимо черепов предков вождей у бамилеке можно выделить следующие атрибуты культа и предметы поклонения: — священные камни, которые устанавливаются перед входом в дом вождя, на границе вождества, у входа в резиденцию вождя-вассала и являются своего рода оберегом и символом власти; — гонги; — сумка вождя (из рафии); похищение или уничтожение данного предмета означает крушение авторитета вождя, вот почему она всегда хранится в доме вождя или в его кровати вместе с амулетами и лекарствами; есть поверье, что она может раскрыть имя жены-изменницы и ее любовника, она может создавать препятствия чужаку, замышляющему зло против вождества; — барабаны; — оружие (ножи и мачете); эти предметы передаются по наследству и не могут быть объектом торга; — глиняные трубки; личная трубка вождя никогда и никому не пере* дается; — одежда и наряды, которые надевают во время танцевальных ритуалов; это предметы, являющиеся неотъемлемой частью культа предков, не могут быть проданы или уничтожены; — украшения, к которым относятся браслеты, ожерелья, маски; они также должны тщательно храниться; — троны и табуреты, принадлежавшие предкам; — бивни из слоновой кости; — калебасы, декорированные бусами; — шкура леопарда и кожа питона; — небольшое стадо домашнего скота, который держат не для употребления в пищу3. В различных церемониях бамилеке большую роль играет личность вождя, окруженного приближенными и старейшинами, которые хранят традиции и ритуалы. Вождь садится на трон, спинкой которого обычно служит статуя предка, а сиденье опирается на фигуры животных и женщин — символы преемственности власти и жизненной силы4. Все ритуалы бамилеке подчеркивают преемственность верховной власти и поддержание неразрывной связи ныне живущих с предками, что служит сохранению стабильности общества и его благополучия. Широкое распространение среди бамилеке получили тайные религи- озно-магические союзы. Через них хорошо прослеживается генетическая связь между половозрастными группами, мужскими союзами и системой внеэкономического принуждения — органами нарождающейся государственной власти. Последняя сочеталась с развитой системой духовного принуждения, распространявшейся теми же тайными религиозно-магическими союзами. В многочисленных княжествах тикар, бамилеке, баменда, а также в царстве Бамум имелось по нескольку тайных союзов, для которых было характерно феодальное по существу правило: каждый титул связан с правом вступления в определенный союз и другими привилегиями. Тайные религиозно-магические союзы являются инструментами поддержания власти вождя. У бамилеке их насчитывается не один десяток. Первыми по значимости являются общества религиозного характера, к которым относятся Камвэ и Кунган. В Камвэ состоят потомки вождя по прямой линии. Это наиболее старое общество, созданное, по поверьям, одновременно с самим вождеством. Теоретически оно должно состоять из вождя и восьми титулованных особ. В некоторых княжествах в их число входит и мафо (мать вождя). Через этих лиц, по поверьям бамилеке, десять первых вождей-предков должны, поднявшись из земли, выбрать нового вождя5. По своей сути Камвэ — наблюдательный и совещательный орган при вожде; он помогает вождю найти наследника, если же он умирает до момента выбора, то эту обязанность принимает на себя Камвз. Члены этого совета решают и политические проблемы общества, например нападать на соседей или нет и т.д., представляя собой одновременно высший племенной совет и совет высших жрецов, контролирующих и направляющих деятельность других обществ, например Кунган. Во время засухи именно Камвэ через Кунган требует жертвоприношений для вызова дождя. Вождь не может своей властью удалить из Камвэ ни одного члена. Символом принадлежности к Камвэ является браслет из птичьих перьев, который носят на левом запястье. В Кунган входят те, кто долгое время обслуживали вождя. Членство в этом обществе передается по наследству. Вторыми по значимости являются общества военного характера. Общество Куоси предназначено для организации соплеменников в период военных конфликтов. В период мирного времени члены общества могут выполнять некоторые административные функции, например определяют места для новой деревни, собирают налоги для вождя. Общество Кемдже выполняет функции надзора в день нэе. В этот день вождь не покидает своей резиденции. Никто не может его посещать, и вся нормальная жизнедеятельность прекращается. Члены общества Кемдже ходят по улицам с закрытыми платком лицами и строго следят за выполнением этих условий. Членами этого общества могут быть только богатые представители вождества. Общество Куэнтанг выполняет функции полиции. Приводит в исполнение приказы вождя, наказывает уклоняющихся от повинностей, виновных в супружеской неверности, уличенных в воровстве. Это общество вызывает страх у соплеменников. Общество Ком состоит из сыновей вождя, их приближенных и слуг. В их обязанности входит охрана оружия и амуниции данного вождества. Еще в 40-50-х годах, по данным западных исследователей, существовали тайные общества людей-леопардов, людей-шимпанзе, людей-змей. Особый ужас у населения вызывало общество людей-леопардов, отличавшихся особой жестокостью. По представлениям бамилеке, у каждого человека-леопарда есть двойник — животное леопард, которое погибает в случае смерти человека-леопарда. Люди-леопарды убивали не только домашний скот, но и взрослых и детей. Это общество действовало в такой строгой тайне, что о нем мало достоверных сведений. У членов общества людей-змей есть руководитель, в доме которого проходят собрания. Там же происходят жертвоприношения на сакральном камне, в который, по их представлениям, вселился дух лредка- основателя. Человек, вступающий в это общество, должен пройти обряд инициации и заплатить вступительный взнос деньгами или натурой. В день, когда этого человека принимают в общество, он должен съесть семь зерен хлебного злака, выращенных особым образом. После этого он начинает верить, что приобрел способность превращаться в змею и достигает совершенства в мщении. Укушенный змеей человек верит, что люди-змеи таким образом отомстили ему за что-то. Чтобы спастись, он должен обратиться к знакомому человеку-змее с просьбой найти и убить врага. Если же человек умирает до срока, то считается, что «охота на змею» не увенчалась успехом. Примечательно то, что членство в обществе людей-змей необходимо как квалификационный допуск в другие тайные общества. У бамилеке есть и другие религиозно-магические общества: Манд- жонг, Лали. Для них характерны зооморфные (главным образом буйволиные), зооантропоморфные (сочетающие черты животных и человека) и антропоморфные маски. Среди последних особенно распространена маска-наголовник, изображающая одутловатое лицо с раздутыми щеками, открытым ртом и головным убором в виде тиары. Институты традиционной власти у бамилеке, освященные традиционными религиозными культами, способны приспосабливаться к условиям современного общества. Официальные власти стараются не затрагивать религиозных и этнических чувств своих сограждан, в том числе всего того, что относится к традиционным религиозным верованиям и тайным союзам, если их деятельность не угрожает внутриполитической стабильности. 'См.: Albert A. Au Cameroun Franfais. Bandjoun. Montr6al, 1943; Labouret Н. Les populations dites Ватіїбкб. — Togo-Cameroun. 193б! avril—juillet, p. 135-241; Lecoq R. Les Ватіїбке. P., 1953. 2 The Bamileke of the French Cameroons. — Ethnographic Survey of Africa. L., 1954, pt IX, p. 87-130. 3 Tardit C. Les Ватіїекб de I'ouest de Cameroun. P., I960, p. 39. 4 Dongmo J.L Le dinamisme Ватіїбкб. Yaounde, 1984, p. 75-84. 5 Мириманов В.Б. Искусство Тропической Африки. М., 1986, с. 111 — 112.
<< | >>
Источник: Н.А.КОЧНЕВА. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН.. 2000

Еще по теме ТАЙНЫЕ РЕЛИГИОЗНО-МАГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА У БАМИЛЕКЕ В КАМЕРУНЕ:

  1. ТАЙНЫЕ РЕЛИГИОЗНО МАГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА В НИГЕРИИ
  2. Религиозные интересы и магическая сила
  3. 2.5. Абсолютистско-сословное общество и «тайные общества»
  4. 1. Формирование революционного мировоззрения передовой дворянской молодежи. Первые тайные общества декабристов.
  5. Маслов А.. Афоризмы и тайные речения Бодхидхармы, 2008
  6. Приложение К КИТАЙСКИЕ МАГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И АЛХИМИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР
  7. ТАЙНЫЕ ПРУЖИНЫ ЗАГОВОРА
  8. Философия мадхьямаки: нигилизм, абсолютизм, релятивизм, антиметафизика или "магический холизм "?
  9. № 280 ДОНЕСЕНИЕ КРАСНОВОДСКОГО АГЕНТА ПАРОХОДНОГО ОБЩЕСТВА «САМОЛЕТ» БАКИНСКОМУ УПРАВЛЯЮЩЕМУ МОРСКИМ ПАРОХОДСТВОМ ОБЩЕСТВА О НАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВ «САМОЛЕТ», «РУСЬ», «КАМВО» И «РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО» 9 мая 1920 г
  10. Глава VI Религиозный путь. Дуализм. Пессимизм в отношении к земной жизни. Религиозная философия. Филаретовское и хомяковское православие. Отношение к католичеству. Трансцендентная религия и мистика. Натурализм и Апокалипсис. Отношение к старчеству. Отношение к смерти. Заключительная оценка
  11. СЛИЯНИЕ ПАРТИи-ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ТОТАЛИТАРНОЕ ОБЩЕСТВО
  12. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
  13. 6.1. Гражданское общество и политическая организация общества