<<

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ОХОТНИКОВ-СОБИРАТЕЛЕЙ БУШМЕНОВ

Бушмены — один из самых загадочных народов мира; так считают этнографы, антропологи и лингвисты1. По своим антропологическим характеристикам бушмены не вписываются ни в одну из следующих рас: ни в негроидную, ни в кавказскую, ни в монголоидную.
Поэтому ученые выделили бушменов, а также готтентотов в особую южноафриканскую, или койсанскую, группу (от самоназвания готтентотов «кхои» и слова «сан», которым они называют бушменов)2. Дж.Мёрдок выделяет бушменов в особую расу3. Одни признаки (курчавые волосы и широкий нос) сближают их с негроидной расой, другие — явно монголоидные (желтая кожа, плоское лицо, особое строение века — эпикантус, или монгольское веко, тонкие губы). Некоторые особенности сближают их с готтентотами и присущи только последним. Это — стеатопигия, т.е. склонность к скоплению жира в области ягодиц. У тех и у других кожа на лице и теле становится очень морщинистой уже в раннем возрасте. Череп у бушменов очень маленький, мезокефальный, лоб выпуклый, надбровных дуг почти нет. Часто отсутствует мочка уха, что является специфическим только для бушменов. Средний рост бушменов около 145-150 см. Язык бушменов — один из койсанских языков, особенностью которых является наличие своеобразных щелкающих звуков. Бушменские языки делятся на несколько групп, основные из которых: южная, на которой говорят племена ко, нусан и хам; северная — кунг, зун, тваси, ауэ (или ауэн); центральная, на языках которой говорят все другие племена бушменов (гви, тсао, наро, гана и др.). Впервые такая классификация была дана Д.Блик в 1929 г., а позже дополнена некоторыми учеными (Р.Вестфаль, А.Трэйл), но в конце концов к ней вернулись снова (Р.Ли)4. В пределах группы (северной, центральной и южной) языки одинаковы или близки, между группами различия весьма значительны. Языки, на которых говорят бушмены, не всегда взаимопонимаемы. Носители каждой группы языков, как правило, живут изолированно. Более того, кунг, например в Намибии, знают, что в соседних странах к северу и северо-востоку от них также есть кунг, но они рассматривают их как чужеземцев, так же как и племена бушменов на юге — ауэн и нарон, и не общаются с ними. Слово «бушмены» происходит от голландского bosjesmen — «люди кустарников». Европейцы их называли бутьеманы, бошиманы, бушмены. Некоторые ученые считают, что этот термин имеет уничижительный, пренебрежительный оттенок. Поэтому в Йоханнесбурге в июне 1971 г. на заседании, в котором приняли участие антропологи, этнографы, археологи, лингвисты, историки и др., было решено использовать применительно к бушменам термин «сан»5. Впервые с этой идеей выступил еще в 1969 г. М.Вильсон6. Однако в этнографической науке продолжает использоваться более привычное название этой группы — бушмены. Готтентоты называли бушменов саны, зулусы — ба-Тва, гереро — ова-Тва, тсвана — ма-Сароа7. У бушменов нет общего самоназвания, и они сохранили племенное деление. Наиболее крупные племена: кунг, ко, кхомани, нусан, сарва, гви, гана, ауни, ауэ, или ауэн, кора, хам и др. В исследованиях о бушменах нередко встречаются две совершенно противоположные точки зрения. Одни авторы сочувствуют им, их трагической судьбе, поскольку большинство бушменов было уничтожено в процессе колонизации Южной Африки, и склонны идеализировать их.
Они говорят, что это «народ-дитя», восхваляют их верность, честность, выдающиеся способности к искусству, изобретательность, веселый нрав, любовь к свободе. Другие называют их грубиянами, бесчестными лгунами, прирожденными ворами, крайне жестокими и т.д.6. Ученые считают бушменов древнейшим населением Африки. В эпоху верхнего палеолита культуры охотников-собирателей, известные в науке как культуры Стиллбэй, охватывали огромную территорию — от Эфиопии на севере до мыса Доброй Надежды на южной оконечности континента, от Великих озер на западе до Индийского океана на востоке, т.е. всю современную Восточную и Южную Африку. Остатками этого древнейшего населения и являются бушмены (и готтентоты). Бушмены по своим физическим характеристикам и языку близки к готтентотам, однако последние не являются бродячими охотниками и собирателями, а занимаются скотоводством и имеют более сложную социальную организацию. До прихода голландцев в Кейп народы койсанской группы (бушмены, или сан, и готтентоты) населяли преимущественно территории Капской провинции, Трансвааля и Оранжевого государства. Изучение бушменов — их материальной и духовной культуры, в том числе религии, архаического социально-экономического строя — имеет огромную значимость для науки. Ведь перед нами пласт древнейшей истории и культуры. И хотя произошли изменения в их жизни, многие черты традиционного быта сохранились до наших дней. Голландско-бурская и английская колонизация Южной Африки XVII- XIX вв. привела к истреблению и гибели большинства бушменских племен, а оставшиеся были оттеснены в труднодоступные районы пустыни Калахари. Вероятно, именно благодаря этому и сохранились многие черты древней культуры бушменов. Особую ценность для характеристики бушменов, их бытовой культуры, особенностей социально-экономического развития, религиозных верований имеют работы путешественников и миссионеров XIX — начала XX в. (У.Блик, Дж.Стоу, X.Лихтенштейн и др.). Не все в этих работах точно с научной точки зрения, и труды последующих ученых, особенно проводивших полевые исследования, внесли необходимые уточнения. Поскольку существуют многочисленные племена бушменов и их языки не всегда взаимопонимаемы, ученые предпочитают вести полевые работы в ограниченных районах среди одного какого-то племени или его подразделения. Так, например, Лорна Маршалл изучала бушменов кунг Юго-Западной Африки (нынешняя Намибия); Р.Ли — тоже кунг, но в Ботсване; Джиро Танака и Г.Зильбербауэр — гви, гана в Ботсване; Х.Хейнц, А.Трэйл — племя ко в Ботсване и т.д. Поэтому их работы посвящены не всем бушменам, или сан, как некоторые из этих авторов предпочитают называть их, а лишь отдельным племенам. По мнению исследователей, наибольшую чистоту бушменской расы, язык и культуру сохранили кунг. Первым систематическим исследованием, посвященным бушменам, была книга одного из классиков этнографической науки Исаака Шапе- ра9. Она была основана на сообщениях миссионеров, путешественников и т.д. и не была результатом собственных исследований, поэтому в ней немало неточностей. Систематические этнографические работы на основе собственных полевых исследований появились лишь в 50-е годы. Пионером в этом смысле была Лорна Маршалл (шесть экспедиций с 1951 по 1961 г.), изучавшая бушменов кунг в Намибии, Ботсване и Юго-Восточной Анголе. И. Де Воре и Р.Ли проводили полевые исследования среди кунг в Ботсване (1963-1964, 1968-1972). Так называемая центральная группа бушменов (гви) была предметом изучения Г.Зильбербауэра в течение ряда лет начиная с 1958 г. Наконец, Х.Хейнц внес большой вклад в изучение бушменов ко в южных районах Калахари. Среди многих публикаций, посвященных бушменам и написанных в большинстве своем этнографами, совершенно особое место занимают работы д-ра Ханса Иакима Хейнца «Намква. Жизнь среди бушменов»40. Это совершенно удивительное произведение, как и его автор. Немецкий ученый-этнограф, уже немолодой человек (44 года), в составе экспедиции одного из научных центров Южной Африки прибыл в начале 70-х годов в Ботсвану к бушменам, влюбился в молодую бушменку (ее имя Намква и дало название книге), стал ее мужем, а затем отцом (у них родился сын) и в общей сложности около десяти лет провел среди бушменов, в том числе и среди своих новых родственников. В книге подробно описываются быт и культура бушменов. С этнографической точки зрения это совершенно уникальные наблюдения. Если учесть, что существовавшее тогда законодательство ЮАР и режим апартеида категорически запрещали всякие связи европейцев с другими расами, жизнь д-ра Хейнца была полна драматических событий. Он попытался вместе с женой изменить уклад жизни «своей» группы бушменов, перевести их на оседлый образ и превратить в скотоводов. Но все закончилось печально: не последнюю роль сыграли резко негативное отношение официальных чиновников к его проекту, обвинение его в авторитаризме, стремлении чуть ли не сделать своего сына королем бушменов и другие нелепости. Все это вынудило его покинуть бушменов и Намкву и уединиться в болотистой местности Окаванго подальше от интриг и докучливых журналистов". Большой вклад в изучение бушменов внес японский ученый Джиро Танака, проводивший полевые исследования в течение ряда лет, с 1966 по 1974 г., и знающий, что немаловажно, их язык. Он пришел к выводу, что жизнь бушменов (Танака называет их сан) ничуть не изменилась и они живут так, как жили их далекие предки 10 тыс. лет тому назад, может быть и потому, что неблагоприятные условия жизни в пустыне Калахари не пригодны ни для земледелия, ни для одомашнивания скота12. Все это вызывает огромный интерес, прежде всего этнографов, ибо позволяет реконструировать эволюцию человека и человеческого общества. Именно эти районы были некогда обитаемы австралопитеками и другими гоминидами. Основной этнической территорией бушменов является пустыня Калахари в Южной Африке и сопредельные районы: нынешние Южно- Африканская Республика и юго-восточные районы Анголы, Намибия, Ботсвана, Замбия. Судя по археологическим раскопкам, бушмены некогда населяли значительно большую территорию и охватывали некоторые районы нынешних Танзании и Замбии. По мнению И.Шапера, в древности бушмены мигрировали с северо-востока на юг и широко расселились на территории между р. Замбези и мысом Доброй Надежды13. Однако позже в связи с миграцией народов банту в XIV-XV вв., а затем в середине XVII в. с приходом белых поселенцев (первые поселенцы появились в 1652 г.) бушмены были либо истреблены, либо оттеснены в малопригодные для жизни районы пустыни Калахари и болотистые местности Окаванго. Бушмены ведут образ жизни бродячих охотников и собирателей. Многие из них живут среди бантуязычных народов, помогая в выпасе скота, а также работают в хозяйствах европейских фермеров. Это, естественно, накладывает отпечаток на их быт и культуру, приводит к заимствованию многих элементов материальной и духовной культуры, а в некоторых случаях — к ассимиляции. Так, например, в ЮАР часть бушменов в результате многолетней ассимиляции детрибализировалась и входит в состав так называемых капских цветных. Точную численность бушменов определить трудно из-за отсутствия доброкачественных переписей населения. По мнению Ф.Тобиаса, в 1955 г. их насчитывалось 55 531, из них: 31 тыс. — в Ботсване, свыше 20 тыс. — в Намибии, 4 тыс. — в Анголе, 200 — в Замбии и т.д.14. С.И.Брук считал, что численность бушменов составляет 75 тыс. (оценочные данные на 2000 г.)15. Наибольшее число бушменов живет ныне в Республике Ботсвана — 35-40 тыс.'6, где они населяют западные и центральные районы. В центральной части страны они смешались с тсвана и говорят на языке последних. Более 30 тыс. бушменов живут в Намибии, северо-западных областях пустыни Калахари; 8 тыс. — в Анголе, на границе с Намибией, и состоят из племенных групп кунг, квиси, квепе. В Зимбабве численность их не превышает 1 тыс. человек. Они живут преимущественно в полупустынном районе на крайнем западе страны. В ЮАР также живет приблизительно 1 тыс. бушменов; они населяют преимущественно юго-западные, пустынные районы. Небольшие группы бушменов имеются также в Бечуаналенде, Басутоленде, Свазиленде и Замбии. Многие особенности этнической культуры бушменов определяются экологией, а именно жизнью в труднообитаемых районах пустыни Калахари. Это связано не только с их отношением к воде, дикорастущим съедобным растениям. Трудные условия жизни и необходимость постоянно думать о выживании определяют не только число живущих вместе людей и повседневный быт, но требуют от охотника искусства и мастерства. С условиями жизни связаны такие черты культуры бушменов, как равнодолевое участие в дележе добычи, необходимость сотрудничества, поддержание гармонии в коллективе. Жизнь бушменов определяется двумя сезонами — периодом дождей (декабрь—март) и «сухим» (апрель—ноябрь). В сухой сезон температура в тени достигает 40° и выше, а песок раскаляется до 60-70°. Что же касается сезона дождей, то это понятие весьма относительно, так как дожди выпадают редко и в небольшом количестве, а иногда и вовсе не выпадают, и наступает засуха. Традиционное занятие бушменов — охота и собирательство. Ни скотоводства, ни земледелия прежде они не знали. В наши дни под влиянием народов банту некоторые бушмены начинают заниматься приусадебным земледелием и держат мелкий скот. По берегам рек и водоемов занимаются рыболовством. Племена гви и гана, живущие в центральных районах Ботсваны, частично вокруг фермерских хозяйств, расположенных около г. Ганзи, сохранили присущий им образ жизни охотников-собирателей. В то же время соседство с поселенцами привело к тому, что многие стали работать на фермах. У них также тесные контакты с бантуязычным племенем кгалагади (откуда и происходит название пустыни Калахари), и они получают от него молочные и некоторые продукты земледелия. Близость к фермам и поселениям кгалагади решает также проблему обеспечения водой. Однако большая часть бушменов гви и гана живут в отдаленных районах, где полностью сохранили традиционный образ жизни и культуру17. Раз в году они отправляются в деревни кгалагади, чтобы приобрести куски металла для изготовления наконечников стрел, железные бруски для ножей и копий и т.д. в обмен на шкуры и кожи животных. Затем посещают другие поселения банту, в общей сложности проходя до 300 км за неделю. Если же в приобретении товаров нет необходимости, они никогда не покидают района своего обитания, так как чувствуют себя дискомфортно среди чуждых им народов. Контакты племени гана с банту кгалагади привели к тому, что гана стали держать коз в своих хозяйствах и получать от них мясо и молоко, а также возделывать некоторые культуры, вроде дыни тсама и подобия арбузов. Но это не заменяет сбор привычных им дикорастущих растений. Основными орудиями труда являются металлические ножи, топоры, наконечники стрел. Из дерева изготавливаются луки, палки-копалки и палки для переноски грузов, рукоятки ножей, топоров, ассегаев, а также предметы домашней утвари. Для хранения воды используются пустые страусиные яйца. Панцири черепах служат ковшами. Широкое распространение у бушменов в прошлом имели различные каменные орудия, сделанные из сероватого кварцита, желтовато-каштановой яшмы, агата и халцедона: заостренные камни для резания, скобления, прокалывания, для насечки наконечников стрел. Для изготовления оружия и утвари использовались кость, рога, дерево, тростник, глина, сухожилия, кожа животных. Бушмены всегда носили с собой две палочки для добывания огня — нкуке. Они лежали, как и другие ценные вещи, например лекарства, наконечники стрел и др., в маленьком мешочке, который обычно носили на спине. Такие мешочки изготавливаются из шкуры обезьяны или сурка. Иногда огонь добывали также при помощи кремня, высекая искры ударом кремня по кремню. Из глины женщины изготавливали сосуды. Сначала лепили дно, а затем послойно наращивали валики из глины, постепенно сглаживая сосуд. Для полировки использовали плоскую тонкую изогнутую кость. После высыхания сосуд промазывали жиром или смолой. Д.Танака считает, что образ жизни сан (бушменов) не претерпел изменений начиная с палеолита18. Изучая материальную культуру центральной группы сан, он насчитал в их быту всего 79 предметов (орудия труда, охоты, домашняя утварь и т.д.). Многими предметами владеют сообща, например ножами и копьями, ступами, некоторыми предметами, используемыми для приготовления пищи, а также украшениями. Обычно их имеют одна-две семьи, а остальные одалживают их на время. В хозяйстве бушменов есть три каменных орудия; они сохранились с незапамятных времен, и прежде к ним относились очень бережно, поскольку заменить их было нечем: в Калахари нет скал. Это кремень, камень, чтобы колоть орехи, и точильный камень. Однако в наше время надобность в этих орудиях почти отпала: на смену им пришли спички, готовые точилки и т.д. Бушмены знают огромное количество съедобных дикорастущих растений. В пищу употребляются ягоды, плоды, листья, корневища, орехи. Поскольку, как правило, каждая группа имеет фиксированную территорию, все дикорастущие растения, как и водные ресурсы, считаются собственностью данной группы и чужаки (в том числе и бушмены других племен) на нее не допускаются. Да никто и не покушается на чужие владения. Это запрещает обычай. Так, любой чужестранец, прежде чем напиться из источника воды, должен испросить на то разрешения главы семьи. Глава семьи обычно руководит сбором растений, направляя своих домочадцев в разные места. Собирательством занимаются женщины. Собранные плоды считаются собственностью семьи женщины, однако она при желании может поделиться ими со своими родственниками или соседями, но это не считается обязательным. Охота занимает совершенно особое место в жизни всех бушменских племен. С ней связано все — образ жизни, обряды и ритуалы, верования. Бушмены одарены от природы качествами искусных охотников: они отличаются необычайной выносливостью, удивительной быстротой бега, проворством, поразительной остротой зрения. Знания повадок и привычек животных передавались от отца к сыну. Охотятся на антилоп разных видов, буйволов, слонов, жирафов, бегемотов, зебр, а также на мелкую дичь, птиц; ловят змей, ящериц, черепах; собирают термитов, муравьев, кузнечиков, саранчу и др. На мелких животных обычно охотятся в одиночку, для охоты на крупных создаются группы от двух до пяти человек. Такая команда подбирается индивидуально из друзей и родственников. Возглавляет ее обычно наиболее опытный охотник. Сообща составляется план охоты и выбирается район. Охота разрешается всюду, и любой может вступать на территорию соседних групп. Если же преследуемая дичь убита во владении другой группы, этика требует преподнести хозяевам подарок — кусок мяса убитого животного. Но это подношение вовсе необязательно. На крупных животных (больших антилоп, буйволов, жирафов, страусов и т.д.) охотятся с помощью лука и стрел, на более мелких антилоп — с помощью ловушек и силков. Иногда охотятся с копьем и собаками. Раненое животное добивают с помощью копья. Для разделывания туш используют ножи. Охота занимает часто несколько дней, и под палящими лучами солнца люди проходят нередко более 20 км в день. Основными орудиями охоты являются лук и стрелы. Лук, как правило, небольших размеров — в среднем менее 1 м длины, не более 2 см в диаметре. Стрелы длиной 35-45 см, иногда меньше. Наконечники в прошлом обычно делались из берцовой кости страуса или из камня, позднее — из железа или куска стекла от разбитой бутылки. Колчаны, в которых держат стрелы, у разных бушменских племен различные: их делают в виде чехла из кожи или коры либо используют удлиненную калебасу. Чаще же всего колчан выдалбливается из куска ствола одного из видов алоэ. Такой колчан вмещает 60-80 стрел. Нередко стрелы просто втыкаются в волосы, и потому на наскальных рисунках можно увидеть бушменов с торчащими на голове палочками. Тетива выделывается из скрученных сухожилий животных. Стрелы у основания помечаются «личным» знаком с помощью краски, изготовленной из молочного сока растений, из сока дикой тыквы или смолы с добавлением порошка красного камня. Для приготовления ядов, которыми смазываются наконечники стрел, используются яды как животного, так и растительного происхождения: яд многих змей (гадюк, красной змеи, кобры, мамбы), скорпионов, ядовитых пауков, некоторых гусениц, например мофанс (личинка одного из видов бабочек). Последняя является смертельно опасной: скот, съевший ее вместе с травой, тут же погибает. При охоте для каждого вида животного наконечники смазываются различными ядами. Самый сильный яд употребляется при охоте на буйволов и страусов. Приготовленный яд имеет форму шариков, их носят в особом кожаном мешочке. Яд на стрелу наносится с помощью «камня для яда»; на камень кладется шарик с ядом, затем к нему прижимают наконечник стрелы и осторожно вращают. Требуется большая осторожность, чтобы яд не попал под ногти. Обычно каждый охотник сам изготавливает свои стрелы и всегда легко может отличить свою стрелу. Но иногда он арендует стрелы у других охотников или ему их дают. В последнем случае он является собственником стрел, но должен взамен преподнести их хозяину подарок в виде мяса. Если же он арендует стрелы, то собственником является их хозяин, а охотник просто стреляет за него. Иногда старые люди и женщины могут подарить или одолжить стрелы какому-нибудь охотнику с просьбой выстрелить за них. По обычаю, никто не может отказать в такой просьбе. В свою очередь, и охотник одалживает или дает свои стрелы в аренду другому человеку в обмен на определенные обязательства. Добытое мясо распределяется между всеми семьями, входящими в группу. Право на распределение имеет охотник, чья стрела первой пронзила животное и осталась в нем. Весьма распространенным у бушменов способом охоты была охота с переодеванием. На голову натягивался своего рода капор из шкуры, снятой с головы газели вместе с ушами и рогами. Спрятавшись в высокой траве, охотник осторожно подползал к животному и, натянув лук, выпускал отравленную стрелу. Когда же охотились на особо пугливых животных, особенно зебру, переодевались полностью в шкуру антилопы, или зебры, или страусов. Охотники искусно имитировали движения страусов, используя палку с привязанной к ней головой страуса. Ноги обмазывали белой глиной. Иногда бушмены подвязывали крылья, а сверху укрепляли голову ястреба. Часто подбирались близко к животным, подражая их крику, например крику детенышей, зовущих мать. В прежние времена, когда было изобилие диких зверей, на больших животных — слонов, гиппопотамов, носорогов, а также и на более мелких (газелей и антилоп) охотились с помощью ям и ловушек. Туша убитого животного разделывается на месте, и каждый охотник несет ее часть. Рога обычно выкидываются, или их забирают с собой, чтобы сделать из них ручку топора. Из тонкой кожи изготавливают одежду или утварь. Кровь сливают в желудок убитого животного и дают затвердеть на солнце, чтобы легче было нести. Скоропортящиеся части — печень, сердце, почки поджаривают и съедают на месте. Мясо на ребрышках также поджаривают на обед. Самыми лакомыми частями бушмены считают печень и сердце. По существующему поверью, сердце животных ни в коем случае нельзя давать женщинам, иначе охота не будет успешной. Поэтому сердце никогда не приносят в лагерь. Мясо животного делится между охотниками не всегда поровну. Щедрый кусок перепадает владельцу стрелы, которая поразила добычу. Затем наступает второй этап распределения, когда охотники делят полученные куски обычно среди близких родственников, первыми из которых являются родители жены. Им полагается лучший и большой кусок. Затем следуют его собственные родители, жена и т.д., не забываются и друзья. Любой человек, получивший кусок мяса, в свою очередь, должен поделиться им со своими родителями, родителями жены, женами и другими родственниками. В данном случае мясо может быть уже и приготовленным. Угощают также и незваных гостей. Согласно существующей традиции, в будущем все получившие мясо должны будут одарить этого охотника частью своей добычи. В семье мясо не готовят на обед. Член семьи (в том числе и дети), получивший свою порцию, считается его собственником и вправе делать с этим куском мяса все, что считает нужным: приготовить и съесть сам, подарить кусочек кому-нибудь и т.д. Иногда же владельцы мяса собираются вокруг большого горшка, и каждый бросает в кипящую воду свой кусок мяса. Человек сам решает, съесть ли ему весь кусок или позаботиться о завтрашнем дне. В таком случае мясо подвешивается где- нибудь и высушивается. В дальнейшем его используют, когда уходят охотиться на дальние расстояния. Бушмены приучены к воздержанию от пищи, тем более когда это касается мяса. Зашедший сосед или посторонний человек всегда садится в сторонке, если пришел во время обеда, и ждет, пока не закончится трапеза или его настойчиво не пригласят к столу. Шкуры и кожи убитых животных широко используются в повседневной жизни: из кож изготавливают одежду, мешки для сбора растений, футляры для стрел и др.; на кусках кожи переносят поклажу; на шкурах спят. Кроме того, шкуры и кожи издавна служили предметом обмена в торговых сделках с суто и другими племенами банту. Любопытен способ дубления шкур. Сначала шкуру закапывают в сырую землю на двое суток. Затем вынимают, удаляют шерсть, прикрепляют к земле и тщательно скоблят. Если шкура жесткая, используют кремень. Бушмены, жившие около больших рек, издавна занимались рыболовством и были опытными рыбаками. На стенах пещер на берегу р. Каледон, притока р. Оранжевая (Басутоленд), в восточной части этнической территории гриква на юго-восточных склонах Драконовых гор и т.д. находят изображения больших желтых рыб, каких-то мелких рыб, сцены рыбной ловли. Большую рыбу ловили с помощью гарпунов, а мелкую — с помощью дротиков, привязывая их к длинной удочке или легкой веревочке, и, когда рыба появлялась на поверхности, пронзали ее копьем. Ставят также верши, сплетенные из тростника и тонких прутьев. Эти верши достигают иногда более полутора метров. Применяют также специальные снадобья: брошенные в воду, они не убивают рыбу, а одурманивают ее. Существует распределение обязанностей между полами: мужчины охотятся, занимаются изготовлением орудий труда и охоты, женщины собирают дикорастущие растения, готовят пищу. Строительство хижин также дело женщин, но мужчины приносят тяжелые ветки для сооруже ния каркаса. Женщины занимаются собирательством поодиночке или группами. В сухой сезон обычно уходят на работу рано утром и вечером, когда не так жарко, остальное время занимаются домашними делами в тени деревьев. В холодное время (июнь—июль) охоту и собирательство приурочивают к более теплой середине дня, проводя остальное время в хижине вокруг очага. Бушмены очень бережно относятся к воде и тщательно оберегают источники воды. Многочисленные свидетели рассказывают, что бушмены обладают сверхъестественной способностью находить подземные источники воды. Иногда поверхность земли бывает абсолютно сухой, но они «видят» воду, и тогда делают в земле углубление, в него втыкают тростинки, которые бушмены всегда носят с собой. Место соединения тростинок обмазывают смолой. Взяв в рот конец тростинки, начинают «призывать» воду, с силой втягивая воздух. Через какое-то время появляется вода. Набирая воду в рот, они наполняют ею скорлупу страусовых яиц или большой черепаховый панцирь. В стойбище воду сохраняют обычно в бурдюках, сделанных из желудка антилопы. Бродячий образ жизни, постоянные перекочевки не требовали прочных жилищ и поселений. Жилищами служили и служат естественные укрытия — пещеры, углубления, там, где они есть. В большинстве же случаев сооружается навес, шалаш либо примитивная хижина полусферического типа. Если место было выбрано удачно и в изобилии имелась дичь, бушмены задерживались здесь на более длительное время. Сооружение «жилищ» — укрытий, шалашей — дело женщин. На это уходит не более одного-двух часов. Из веток сооружается полусферический каркас, вверху ветки связываются, а сверху покрываются травой, тростником либо циновками. В хижинах устраиваются небольшие углубления в земле, которые служат ложем. Очагу придается большое значение: для бушмена именно огонь, а не шалаш — символ дома. Огонь в очаге стараются поддерживать день и ночь, засыпая его золой днем и вновь разжигая в ночное время. Перекочевывая с места на место, бушмены возвращаются к своим источникам воды и растительной пищи, но никогда не используют свое прежнее поселение. Обычно для стоянки выбирается место, где растут большие деревья, преимущественно акации, которые дают тень и служат укрытием от знойного солнца. Хижины располагаются, как правило, вокруг этих деревьев. Средний размер хижины 2 м в диаметре и 2 м в высоту. Хижины используются как укрытие от дождя и от холода, в них спят ночью. Все остальное время семья проводит на воздухе. В хижине также хранят орудия труда, домашнюю утварь и припасы. У входа в хижину расчищается пространство, которое служит «гостиной», «кухней», «столовой». Здесь размещается очаг, готовят пищу, едят, принимают гостей. В тени деревьев обычно выполняют различные виды работ, беседуют, отдыхают. Таким образом, вся жизнь, по существу, протекает вне жилища. Более того, в сухой сезон вообще могут не сооружаться даже характерные для бушменов примитивные хижины. Во время перекочевок располагаются на короткое время около деревьев, развешивая свои вещи на сучьях. Иногда же сооружают нечто вроде шалаша или навеса, защищающих от ветра и солнца. Домохозяйство состоит из членов малой семьи. В случае полигинии каждая жена имеет свою хижину, а у некоторых племен (намиб, нарон) все жены живут под одной крышей. Источники не упоминают о наличии большой семьи (extended family) у всех племен бушменов. Существует патрилокальная система расселения. Каждая группа, которая обычно состоит из нескольких семей, владеет строго определенной территорией, которая находится в совместном пользовании. Наследование имущества происходит по отцовской линии. Частной собственности и разделения на классы бушмены не знают. Каждая группа сородичей живет автономно, и власть старейшины лишь номинальна, но она переходит от отца к сыну. Конфликты между группами сводятся обычно к набегам. Пища — растительно-животного происхождения. Большую часть рациона составляют растения, корнеплоды и др. Многие овощи, ягоды и т.д. едят сырыми. Мясо всегда либо варят, либо жарят. Обычно теперь варят в металлических кастрюлях, которые выменивают у соседей банту или европейцев, а в прежние времена запекали на углях или в золе. Варят мясо до тех пор, пока оно не станет отходить от костей. Затем его вынимают и растирают в ступе. Соль, как и специи, не используется. В качестве масла иногда добавляют жир молодой антилопы. Если же кастрюли нет, мясо закапывают в горячую золу или горячий песок и оставляют его на час-полтора. Помимо мяса диких животных в пищу употребляют мясо черепах, змей, ящериц, термитов, страусовые яйца и др. Дыню тушат или запекают, часто при приготовлении овощи и дыню растирают в ступе до консистенции жидкой кашицы. Все корнеплоды обжаривают либо запекают в золе. Большим лакомством считается мед диких пчел. Иногда из меда готовят напиток, приготовлению которого научились у кгалагади. В обеспечении пищей главная роль принадлежит женщине: на ее долю приходится добывание 4Д всех продуктов питания, тогда как на долю мужчин — лишь Vs- Бушменская женщина выполняет немало тяжелых домашних обязанностей, но, судя по описаниям, относящимся к прошлому, была независимой в семье. Более того, она пользовалась самостоятельностью в делах, связанных с ее замужеством, и часто ее позиция была решающей в том, быть семье моногамной или полигамной. В.Элленбергер приводит интересные сведения о брачных обычаях и церемониях, существовавших у южной группы бушменов. Так, во время брачной церемонии жениху наносили побои; если он их выдерживал, то брак считался заключенным. Если же убегал, брак расторгался, и семья девушки отказывалась от преподнесенного молодым человеком скота. Поскольку сведения о брачных ритуалах встречаются нечасто, приведем свидетельство одного очевидца полностью: «У бушменов брачная церемония представляет собой не торговую сделку, как у других тузем ных племен, а сражение, — пишет Е.Лемуэ. — После того как молодые люди придут к соглашению, они предупреждают родителей, которые назначают день свадьбы. К этому сроку отовсюду собираются бушмены. Они приносят с собой столько мяса, сколько им посчастливится раздобыть. Женщины обмазывают тело красной глиной и надевают свои бусы. В атмосфере всеобщей радости начинается пиршество, во время которого жених заключает в объятия невесту. Тотчас же к нему бросаются родственники девушки, вооруженные своими цг'иби — палками для выкапывания корней, — и осыпают его с ног до головы ударами. В борьбу постепенно втягиваются все присутствующие, и схватка становится всеобщей. В это время жених, стойко выдерживая удары, которые ему наносятся, должен крепко держать девушку в своих объятиях, не давая своему сокровищу убежать. Если ему это удается, испытание прекращается, и отныне он считается ее мужем. Если же предмет его страсти высвободится и ускользнет, то жениха подвергнут вторичному испытанию такого же рода в другой раз. Лишь после того, как он выдержит испытание, он сможет потребовать свою жену»19. По существующему обычаю, жених должен нести определенные обязанности по отношению к родителям невесты, например сопровождать их, добывая для них животных. Молодому человеку запрещается не только разговаривать со своей тещей, но даже смотреть на нее и произносить ее имя. Зять не поддерживает связи и со своим тестем. При встрече они здороваются, не глядя друг другу в глаза и не вступая в разговор. Новобрачная не должна вступать в разговор со своим свекром. Обычай требует, чтобы первый ребенок был рожден в доме родителей молодой женщины. Случаи нарушения супружеской верности редки и осуждаются. Ко времени появления европейских колонистов общественный строй бушменов представлял собой раннеродовое общество. Бушмены жили небольшими группами по 50-70 человек, которые в этнографической науке принято называть «локальными группами». Они состояли из родственников, которые совместно владели определенной территорией с растущими на ней деревьями, кустарниками, дичью и животными, а также источниками воды. У бушменов сохранились наиболее архаические формы социально- экономического строя, что представляет огромную важность для науки. Основной социальной ячейкой у бушменов является нуклеарная семья. Тесные связи существуют между родителями и детьми, между мужьями и женами. Именно эти группы родственников живут вместе. Несколько таких семей составляют группу и сообща распоряжаются водными и растительными ресурсами. Они стараются располагать свои жилища как можно ближе друг к другу. Семья у бушменов кунг проходит в своем развитии несколько этапов, постепенно превращаясь из малой в большую. На первом этапе она состоит из мужа, одной жены и их детей — это малая семья. На следующем этапе может появиться несколько жен. Дочери, выходя замуж, могут привести мужей, которые должны выполнять в семье своих жен определенные повинности (bride service). В свою очередь, сыновья по- еле женитьбы и выполнения обязанностей в семье родителей своих жен могут вернуться со своими женами и детьми к своим родителям. Все вместе они уже составляют большую семью. Главой семьи является мужчина. Когда умирает глава большой семьи, никто его не может заменить и никто не имеет власть над другими членами семьи. Нередко такая большая семья распадается, и каждая часть постепенно формирует свои большие семьи20. Отец пользуется в семье большим уважением, и ему беспрекословно подчиняются. Даже когда он становится старым и не может охотиться сам, он все еще глава семьи и с ним считаются. Обычай требует заботиться о престарелых родителях и о сиротах. Мужчина может иметь столько жен, сколько в состоянии содержать, но именно последний фактор и определяет моногамный брак. Согласно проведенному анкетированию, из 88 браков только в девяти мужчины имели по две жены21. Большие семьи могут существовать автономно, не объединяясь в группы, если в них много молодых мужчин-охотников. Чаще же несколько таких семей составляют группу (band). Ее численность варьирует от 20 до 100 человек. Каждая группа является собственником определенной территории со всеми имеющимися там ресурсами. Глава группы называется у некоторых племен бушменов кхау («владелец», «собственник»). Он персонифицирует коллективную собственность, но все члены группы имеют равные права. В обязанности кхау входит планирование и организация перекочевок. Он должен обеспечить защиту ресурсов группы от притязаний со стороны. На новом месте он первым устанавливает навес и определяет место для собственного очага. У него нет никаких привилегий. Он сам должен нести свою поклажу во время перекочевок. Кхау не организует охоту и другие виды повседневной деятельности — это дело каждого. Не выполняет он и функций судьи. Обязанности главы переходят от отца к старшему сыну, а в случае его смерти — к следующему по старшинству сыну. В обществе бушменов нет деления на страты, ранги, все имеют равные права (исключение составляют старики и малые дети, которые не могут позаботиться о себе сами). Бушмены не знают института вождя или иной верховной власти, как и политической организации. Основную роль играют родственные связи. Хотя все равны, но один юноша может пользоваться огромным авторитетом как знаменитый охотник, другой — как целитель, третий — как прекрасный рассказчик. Поэтому в сфере своей деятельности эти люди, будучи хорошими специалистами, пользуются большим уважением и благодаря своему мастерству занимают лидирующее положение. Весьма ценятся организаторские способности в повседневной жизни. Такие люди также становятся лидерами, но в определенной ситуации. Все они ни в коей мере не претендуют на роль «вождя». Все проблемы и повседневные дела решаются путем обсуждения в неформальной обстановке — вокруг очага или сидя под деревом. Никаких специальных мест для проведения подобных собраний нет. Все споры стараются решить мирным путем. Самые серьезные ссоры происхо дят из-за измен, бывают конфликты и при распределении добычи. Но обычно до рукоприкладства дело не доходит. Самое большое наказание — когда противники должны разъехаться и кто-то уходит из лагеря. Однако, встретившись через какое-то время, бывшие враги как ни в чем не бывало могут опять жить вместе в одной стоянке. В отличие от кунг, которых исследовала Л.Маршалл и которые живут группами (band), занимая фиксированную территорию, гви и гана, по Д.Танака, не имеют фиксированных групп, и численность живущих вместе семей может постоянно меняться. Поэтому, считает Танака, слово «группа» неприменимо к ним и больше подходит «лагерь», стоянка (camp)22. Как уже говорилось выше, единственной устойчивой социальной ячейкой у всех бушменов является семья. Интегрирующими и главными принципами их эгалитарного общества являются принципы равнодолевого участия в распределении и сотрудничество. Именно эти принципы цементируют семью, включая близких родственников, и помогают выживать в экстремальных условиях. Профессор Д.Танака имел возможность проводить полевые исследования в течение длительного времени, в продолжение года и больше (а в общей сложности более трех с половиной лет) жил среди бушменов. Поэтому он мог на собственном опыте убедиться в значении принципа равнодолевого распределения, ежедневно сотни раз произнося слово «нет». Его имущество, включая даже очки, было вожделенным для всех членов стоянки, а сам он считался сказочно богатым человеком. Но объекты его исследования были не в состоянии понять, почему он не делится с ними ложками, плошками, предметами одежды, блокнотами и т.д. В обществе бушменов не известно и не принято накопительство. Все, что нужно в хозяйстве, есть вокруг, и при желании всегда можно быстро изготовить необходимые вещи. А кроме того, можно одолжить, что чаще всего и делается. Отсутствие стремления к накопительству связано также и с бродячим образом жизни, когда все приходится тащить на себе. Предметом торговли с соседними народами служат хорошо выделанные мужчинами кожи и шкуры, изготовленные женщинами бусы из скорлупы страусиных яиц и другие украшения, а также красный порошок, приготовленный из коры определенных деревьев. В качестве обменных товаров на первом месте табак, так как бушмены — заядлые курильщики, а также металлические бруски для изготовления наконечников стрел и лезвий ассегаев. Они заинтересованы также в ножах, топорах и сосудах (с круглым дном, как у овамбо, или металлических европейских). Традиционная одежда у женщин состоит из двух кусков шкуры — покороче спереди и подлиннее сзади. В холодное время набрасывают на плечи крое (что-то вроде покрывала). Мужчины обвязывают бедра треугольным куском шкуры. Уходя за растениями, женщины берут обычно один-два мешка, перебрасывая их через плечо, палку-копалку, на рукоятку которой для утяжеления прикрепляется камень. Пища у бушменов растительно-мясная, но предпочтение отдается мясу. В пищу, по существу, идет все: коренья, листья, ягоды, плоды, зерна растений, мясо различных животных, птиц, ящериц, змей, а также муравьи, термиты, саранча и др. Личинки термитов получили в Южной Африке название «бушменский рис». Основной прием пищи приходится на вечер, когда вся семья собирается вокруг очага. Утром часто не завтракают либо, как и днем, едят немного, что есть. Исключение составляют дни удачной охоты, когда едят несколько раз в день до отвала, пока не кончится мясо. Часть мяса развешивают на деревьях для сушки. И пока все мясо не съедено, на охоту не идут. В такое время, по описанию исследователей, они лежат вокруг деревьев, разговаривают, веселятся, поют песни и танцуют, дремлют. После вечернего обеда отдыхают и общаются. Больше всего бушмены любят разговаривать. Обсуждают события дня, сплетничают, злословят, переругиваются. Иногда девушки начинают петь, к ним присоединяются молодые парни, начинаются танцы. Обычно же спать ложатся между 9 и 11 часами. Бушмены внесли свой вклад в мировую историю искусства, и живописи в частности. В Намибии, Зимбабве, а главным образом в Южной Африке в горах в изобилии сохранились наскальные рисунки и гравюры, авторами которых считаются бушмены. Большинство наскальных росписей относится к XVI-XIX вв. Что же касается древнейших рисунков, то, по мнению ученых, они были сделаны предками бушменов — охотниками, жившими во время позднего или раннего палеолита. Рисунки носят реалистический характер и изображают различных животных (на более древних рисунках — слоны, носороги, бегемоты, на более поздних — лошади), сцены охоты на антилоп, кабанов, газелей, обезьян, страусов и т.д., совместную охоту мужчин и женщин, загоняющих дичь; женщин с палками-копалками в поисках съедобных растений. Встречаются также изображения первых европейских поселенцев верхом на лошадях, с ружьями в руках; битвы между бушменами и племенами банту, танцы. Рисунки являются ценным источником для воссоздания истории бушменов, не говоря уже об истории искусства. Однако до сих пор нет данных о том, когда были сделаны бушменами эти рисунки. Исчисляется ли возраст древнейших из них тысячелетиями или сотнями лет. «Ни один район распространения наскальных изображений не является столь обширным и не обладает таким разнообразием рисунков, как Южная Африка, — писал Лео Фробениус. — Число наскальных изображений, найденных в четырехугольнике, образованном рекой Замбези, мысом Доброй Надежды и горными цепями юго-западного и восточного побе- режьев Южной Африки, намного превышает общую численность всех произведений доисторического прошлого и начала исторических времен, найденных во всем мире»23. В 50-е годы нашего века наскальными рисунками бушменов заинтересовался видный французский археолог, знаток наскальных рукописей палеолита Европы аббат Анри Брейль. Он исследовал их в разных рай онах Юго-Западной Африки (ныне Намибия) и в Южно-Африканском Союзе и пришел к неожиданным выводам, наделавшим много шума. Он выдвинул теорию египетского происхождения бушменов и утверждал, что несколько тысячелетий тому назад они населяли долину Нила и оттуда мигрировали на юг Африки. На основании изучения фрески в пещере Маак около местечка Брандберг (эта фреска под названием «Белая дама Брандберга» была открыта еще в 1907 г. немецким офицером Мааком и была хорошо известна) Брей ль высказал гипотезу о том, что изображенные люди имеют семитские черты, а луки с тройным изгибом, по его мнению, похожи на изображения луков на росписях додинастического Египта и наскальных рисунках Нубии, Эфиопии и Ливии. Брейль пришел к выводу, что за несколько тысячелетий до нашей эры некое племя или племена, в составе которых были средиземноморцы, близкие древним египтянам и критянам, из Северо-Восточной Африки через Кению дошли до Южной Африки и поселились там. Здесь они прожили тысячелетия. Они-то и были создателями многочисленных рисунков и росписей на скалах, в гротах и пещерах. Обычаи и верования этих племен, по его мнению, имели немало общего с религией Древнего Египта. Однако впоследствии ученые (Уолтон, Шофильд и др.) опровергли выводы А.Брейля и доказали, что наскальные рисунки Южной Африки изображают бушменов, готтентотов, а также некоторые племена банту, а вовсе не семитов. Другие исследователи сравнивают рисунки бушменов по их стилю, манере изображения, а также по содержанию с наскальными росписями Восточной Испании. Но последние относятся к эпохе мезолита и, следовательно, отделены от бушменских тысячелетиями. По мнению ряда исследователей, бушмены в области изобразительного искусства четко подразделялись на две группы: «граверов» (иногда их называют скульпторами) и «художников». Высказывается предположение, что они пришли в Южную Африку разными путями: одни («граверы») через центральные области континента дошли до Оранжевого Свободного государства, другие («художники») шли вдоль западного побережья на восток и осели в районе Капской провинции24. Однако эта гипотеза не получила дальнейшего подтверждения. Наряду с рисунками реалистического характера встречаются изображения загадочного содержания — абстрактные знаки, человеческие существа с головами животных, люди в шкурах животных и т.д. Может быть, так изображали охотничий танец. Нередко встречаются рисунки гигантских несуществующих животных, огромных змей, о которых рассказывается в преданиях бушменов. Отметим еще раз, что рисунки являются ценным источником для воссоздания истории бушменов, не говоря уже об истории искусства, помогают в изучении древнейшей истории и природы Африки. Описывая характер и нравы бушменов, исследователи обращают внимание на чувство оптимизма, характерное для них. Они заботятся только о сегодняшнем дне, мало думая о завтрашнем, и не переживают о том, что случилось в прошлом. Очень веселые по натуре, любят шутку и стараются не вступать в конфликты25. Но они очень самолюбивы, крайне обидчивы и в порыве гнева становятся неузнаваемы. По рассказам путешественников и миссионеров, бушмены не выносят, когда говорят об их маленьком росте, и воспринимают это крайне болезненно, как стремление намеренно обидеть. Суто подтрунивали над бушменами, когда слышали, что они называют себя «большими людьми, людьми высокого роста». В ответ в лучшем случае наносились неожиданные для обидчика удары в живот головой, словно тараном. Но нередко использовалась и отравленная стрела. Первыми племенами банту, с которыми встретились бушмены, были суто. Долгое время отношения были хорошими, иногда даже дружественными. Нередко суто женились на бушменках. В знак дружбы обменивались своими именами. От бушменов суто переняли обряд обрезания. Но суто и другие бантуязычные племена побаивались бушменов, обладавших опасными секретами, считали их колдунами и непревзойденными мастерами по приготовлению ядов. Они давали им различные прозвища: тсвана называли их «люди-скорпионы», «змеи», суто — «пчелы с отравленными жалами», «больно кусающиеся муравьи» (до сих пор одну из разновидностей муравьев, причиняющих своими укусами резкую боль, называют «маленькими бушменами»). Сказать кому-либо, что он «похож на бушмена», считалось большим оскорблением. Бушменов так боялись, что у суто есть пословица: «Не осмеливаясь злословить о самом бушмене, злословят о его жилье». Или: «Если ты не имеешь постоянного местожительства, ты подобен бушмену». Услышать такое считалось очень обидным. Бушмены — страстные курильщики. Курят коноплю (такхра) и табак. Конопля растет в диком виде, она была известна им издавна, а табак выменивают у соседей-банту. Для курения применяются трубки из камня, выполненные с большим мастерством, либо из дерева. Иногда трубкой служат кость газели или стебель тростника. Как и в других обществах, в жизненно важных ситуациях бушмены старались заручиться поддержкой высших сил. Существовали определенные табу и различные ритуалы подготовки к охоте. Так, например, у южных бушменов охотники перед охотой не должны были есть мясо газели, чтобы не передать быстроту раненому животному. Во время охоты запрещалось смотреть на луну, чтобы преследуемое животное не убежало далеко. При охоте на обезьян и гиен необходимо было сделать особые зарубки на древке лука. Некоторые племена северных бушменов для удачной охоты наносили насечки на руки, щеки, спину, грудь, живот. Эти надрезы наносили обычно опытные охотники молодым людям, которые только начинали охотиться. По сообщению И.Шапера, если бушмены хотели обрести быстроту на охоте, они брали кусок мяса какого-нибудь быстроногого животного, например газели, сжигали этот кусок и посыпали пеплом надрезы26. Во время церемонии посвящения делались надрезы между глаз: верили, что это усиливает остроту зрения. Необычайно богат фольклор бушменов. Многие сказки записаны В.Г.Бликом и Л.Ллойд27 и изданы, в том числе и в переводе на русский язык28. В сказках содержатся сведения об обычаях, преданиях и суевериях. Бушмены, по свидетельству многих авторов, являются прекрасны* ми рассказчиками, обладающими природным даром подражания. Путешественники также отмечали высокое музыкальное мастерство бушменов, наличие у них большого числа разнообразных музыкальных инструментов, а именно: тхомо — музыкальный лук, гура — своеобразный инструмент, одновременно щипковый и духовой и др. Дж.Стоу не исключает того, что коса, тсвана и суто позаимствовали свои музыкальные инструменты у бушменов29. Мифология и фольклор дают возможность судить о религиозных верованиях бушменов. Все племена верят в верховное божество. У разных бушменских племен оно называется по-разному: в Басутоленде — Цг’аанг (а его представитель на земле Ц’агн или Нго); у бушменов нарон и ауэн — Хише или Хийеша; у кунг — Хуве или Цк'ува; у хейкун, живущих в районе озера Этоша, — Эроб; у ондонга на северо-западе — Цк’амаба. В мифах племени кунг, например, рассказывается о Гао!на (старом Гао), который обладал сверхъестественной силой, но внешне выглядел как человек и жил на земле. Имя современного бога бушменов также Гаоїна30. Кунг считают, что существуют два бога. Великий (большой) бог живет на восточной стороне неба, там, где восходит солнце, другой бог (менее значимый) — на западной, там, где солнце заходит. Великий бог является создателем всего. Он создал себя, затем другого бога и жен для обоих богов. Затем он создал землю и воду, небо, дождь, солнце, ветер, все, что растет на земле, животных и дал всем своим созданиям имена. Он сотворил женщину, затем мужчину и заставил их, как и все живое, дышать, ибо без дыхания нет жизни. С самого начала он создал мужчин и женщин смертными, души которых после смерти он переносит к себе, на восточную половину неба, туда, где живет сам и где есть особое дерево. Именно на это безымянное дерево он и помещает души. После окуривания благовониями они превращаются в духов умерших, которые живут на небе вместе с богом и являются его слугами. Великий бог дал мужчинам лук и стрелы, яд для стрел, палку-копалку и научил их стрелять и копать, чтобы находить пищу. Бог считается не только творцом всего сущего на земле, но и собственником. Он вершит судьбы всех и вся. У него семь священных имен — Хише, Хуве, Кхо, !Гара, Гани га, Гаиши-гаи и Гаува и одно человеческое— Гао!на. Хотя эти имена не запрещается произносить вслух, но кунг боятся прогневить бога и стараются не употреблять эти имена всуе. Бушмены различают добрых духов, которые имеют те же имена, что и верховный бог — Хише, Хуве, и злых духов, самым страшным из которых является Гаува. Знахари и колдуны говорят, что они видят этого Гаува. По словам одних, он очень маленький, как курица, другие говорят, что он как мышь и что у него желтые волосы. Кунг обращаются к верховному богу, употребляя почтительные слова: !Нау (так обращаются к уважаемым старикам), Гаокса («вождь», или «Отец»). Чаще всего взывают к богу за помощью при болезнях, голоде, смертельной опасности, неудачной охоте. Вот пример таких молитв: «Ты создал меня и дал мне силу ходить и охотиться. Почему же ты ведешь меня по неправильному пути и я не нахожу ни одного животного?» Или: «Ниспошли нам дождь! !Нау, ороси землю. Сделай так, чтобы она покрылась растениями. Мы голодаем потому, что должны оставаться у водоемов, где больше нет жизни. Ты оказал милость некоторым народам, ниспослав дождь. Будь же милостив и к нам!»31. Бушмены гви и гана верят в верховного бога Н!одима и злого духа Г’вама. Бог олицетворяет в мире добро, все хорошее. Он создатель всего, включая животных и растения. Благодаря ему идет дождь и растут растения, он спасает людей от голода и засухи. Все плохое, что происходит в повседневной жизни, приписывается злому духу Г'вама — засуха, болезни, увечья, враги и вообще все неудачи. Бушмены гви и гана считают солнце в пустыне дьяволом, который сжигает и уничтожает все живое. Дождь — светлое, доброе начало, он оживляет все вокруг и является источником жизни. Они с нежностью относятся к дождевым тучам, исполняя время от времени церемонию вызывания дождя. Но делают это только в сезон дождей и в день, когда вероятность дождя большая. Они никогда не будут тратить время на вызывание дождя в безоблачный день в сухой сезон. Бушмены очень почтительно относятся к дождю (воде) и считают его существом сверхъестественным. Они представляют его в виде большого животного — быка или антилопы-эланд. Именно эти гигантские животные — «водяные быки» изображены на многих росписях. Дождя боятся и стараются не прогневить его. В бушменских легендах говорится, что дождь наказывал непослушных девушек, превращая их в лягушек, дикообразов, змей и др. И.Шапера считает, что основу религиозного культа бушменов составлял культ небесных светил, и в частности луны. Во время новолуния все бушмены обращались с молитвами к народившемуся ночному светилу. Главное, о чем они просили, — дать им пищу, ниспослать удачную охоту, помочь найти как можно больше плодов и кореньев. Наиболее характерная черта в религии бушменов как охотничьего народа — промысловый культ32. Перед охотой обычно обращались к солнцу, луне, звездам и к сверхъестественным существам с молитвой об успехе. Одна из молитв звучит так: «О луна! Там, в высоте, помоги мне завтра убить газель. Дай мне поесть мяса газели. Помоги мне этой стрелой поразить газель, этой стрелой. Дай мне наесться мяса газели. Помоги мне наполнить желудок сегодня ночью. Помоги мне наполнить желудок. О луна! Там в высоте! Я роюсь в земле, чтобы найти муравьев, дай мне поесть...»33 и т.д. Чем не настрои Г.Н.Сытина в наши дни! С такими же молитвами обращались к кузнечику-богомолу, который назывался Нго или Цг’аанг, т.е. господин: «Господин, неужели ты меня не любишь? Господин, приведи мне самца гну. Я люблю, когда у меня сытый желудок. Мой старший сын, моя старшая дочь также любят быть сытыми. Господин, пошли мне самца гну!»34. Бушмены верят в загробную жизнь и очень боятся умерших. Существуют особые обряды захоронения умерших. Но культа предков, столь распространенного у многих народов Африки, по мнению ученых, у них не было35. Некоторые исследователи находили у бушменов следы инициации, веру во вредоносную магию, пищевые запреты, веру в сны и т.д. Племена бушменов распадались на роды, и в названиях родов по именам животных видны следы тотемизма — веры в сверхъестественную связь между людьми и каким-то видом животных. В качестве тотемов выступают разные животные, реже — растения. Как правило, выбор тотемов определяется физико-географическим характером местности и преобладающим направлением хозяйственной деятельности. О существовании тотемизма свидетельствуют также наскальные изоборажения полуживотных-полулюдей, мифы о животных, которые были подобны людям, и о животных, превращенных в людей. Однако связь верований бушменов с тотемизмом в науке недостаточно изучена. Характеризуя религию бушменов, исследователи полагают, что их родовой строй, не достигнув значительного развития, после вторжения колонизаторов начал быстро разрушаться. Существовавший ранее тотемизм деформировался, и можно говорить лишь о его пережитках. Исчезла основная черта тотемизма — связь рода с определенным видом животных, но мифические предки полулюдей-полуживотных, составляющие сверхъестественные образы религии бушменов, связаны именно с тотемистическими представлениями. В то же время разрушение родовой организации задержало развитие культа предков36. Среди некоторых бушменских племен очень развито целительство. Существуют специалисты-целители, но, по существу, каждый знает основы традиционной медицины. Они передаются из поколения в поколение, и некоторые секреты бережно охраняются (особенно когда речь идет о рецептах изготовления ядов или противоядия). Но знахари и колдуны имеются далеко не у всех племен. Например, у кунг колдунов нет. Самым сильнодействующим лекарством целители считают танцы. Существуют помимо чисто развлекательных, охотничьих и других обрядовых специальные «лечебные» танцы. Бушмены придают танцам магическую, связанную с религиозными верованиями силу. Танцы отвращают злых духов и несчастья. По поверьям кунг, бог может с помощью Гаува (злого духа) наслать на любого человека болезнь. Целители с помощью танцев побеждают Гаува и прогоняют злых духов и болезнь. Существуют танцы вызывания дождя, защиты от голода и т.д. Но самым важным является упомянутый выше танец изгнания злого духа, сопровождающийся просьбой к Всевышнему о ниспослании мира и благополучия. Миссионеры и некоторые фермеры-буры предпринимали попытки изменить образ жизни бушменов, приучить их к оседлости, разведению скота и обработке земли. Но все эти попытки заканчивались неудачей. В.Элленбергер приводит совершенно обезоруживающий ответ одного бушмена, которого его собеседник пытался убедить в том, что бушмены совершают ошибку, пренебрегая разведением скота. «Животные, — от* ветил этот бушмен, — созданы для того, чтобы кормить нас, а не для того, чтобы мы кормили их»37. В последние десятилетия в жизни бушменов происходят значительные изменения. Они объясняются не только усиливающимися контакта* ми с соседними народами, но и политикой правительств Намибии, Ботсваны и других стран, принимающих меры для развития районов, населенных племенами бушменов. Блестящие охотничьи способности бушменов находят практическое применение в областях, далеких от традиционной культуры. Так, например, в Намибии в 80-е годы для проведения поисков партизан СВАПО (Народная организация Юго-Западной Африки) южноафриканское правительство сформировало специальный разведывательный батальон «Омега», в котором основной контингент составляли бушмены. Они использовались также в гражданской войне в Анголе на стороне УНИТА (Национальный союз за полную независимость Анголы)30, а также на стороне МПЛА (Национальное движение за освобождение Анголы). Несмотря на достаточно активно идущие процессы ассимиляции и аккультурации, у бушменских племен продолжают сохраняться многие особенности бытовой культуры, нравы и обычаи, богатый фольклор, традиционные верования. И очень жаль, что уникальные наскальные росписи, по свидетельству ученых, постепенно исчезают и не являются предметом гордости и бережного отношения со стороны властей ЮАР, Намибии, Ботсваны. ' Для этнографической характеристики бушменов использованы следующие работы: Tanaka J. The San. Hunter-Gatherers of the Kalahari. Tokyo, 1980; The Bushmen. Ed. Tobias P.V. Cape Town, 1978; Kalahari Hunter-Gatherers. Eds. Lee R.B. and De Vore I. Cambridge, Mass., 1976; Hunters and Gatherers Today. Ed. Biccieri M.G. N. Y., 1972; Shapera I. The Khoisan Peoples of South Africa: Bushmen and Hottentots. N. Y., 1951; Murdock G.P. Africa: Its Peoples and Their Culture History. N. Y., 1959; Marshall L. The IKung Bushmen of the Kalahari Desert. — Peoples of Africa. Ed. Gibbs J. N. Y., Chicago, L., etc., 1965; Bleek D.F. The Naron: A Bushmen Tribe of the Central Kalahari. Cambridge, 1928; Элленбергер В. Трагический конец бушменов. М., 1956. 2 Marshall L. The IKung Bushmen..., p. 243. 3 Murdock G.P. Africa: Its Peoples and Their Culture History, p. 8. 4 Kalahari Hunter-Gatherers, p. 7. 5 Tanaka J. The San..., p. XIII. 6 Wilson M. and Thompson L. The Oxford History of South Africa. L., 1969. 7 Элленбергер В. Трагический конец бушменов, с. 35. 8 См. там же, с. 289. 9 Shapera I. The Khoisan Peoples..., L., 1930. 10 Heinz H.J. and Lee M. Namkwa. Life among the Bushmen. L., 1978. 11 См. послесловие к книге Маршалла Ли (Heinz H.J. and Lee М. Namkwa, p. 256-263). 12 Tanaka J. The San..., p. XII. 13 Shapera I. The Khoisan Peoples of South Africa, p. 27. 14 Tobias Ph. V. On the Survival of the Bushmen. — Africa. L., 1956, vol. 26, № 2. 15 Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М., 1986, с. 796. 16 Здесь и далее численность бушменов дана на 2000 г., по С.Бруку. См.: Брук С.И. Население мира..., с. 455, 464, 470, 495, 529, 576. ,7 Подробнее об этих племенах бушменов см.: Tanaka J. The San... ,e Tanaka J. The San..., p. 44. 19 Цит. по: Элленбергер В. Трагический конец бушменов, с. 96. 20 Marshall L. The IKung Bushmen..., p. 258. 21 Там же, p. 261. 22 Tanaka J. The San..., p. 94-95. 23 Frobenius L. Histoire de la civilisation africaine. P., 1933. 24 См.: Элленбергер В. Трагический конец бушменов, с. 176-177; StowG.W. The Native Races of South Africa. L,, 1905; Christo! F. L’art dans I'Afrique Australe. P., 1911; BleekD. Rock Paintings in South Africa from Parts of the Eastern Province and Orange Free State. L., 1930. 25 См., например: Tanaka J. The San..., p. 94. 26 Shapera I. The Khoisan Peoples... 27 Specimens of Bushman Folklore. Coll. by W.H.I. Bleek and L.C. Lloyd. L., 1911; Bleek W.H.I. and Lloyd L.C. The Mantis and His Friends. Bushman Folklore. L., Oxf., 1923. 28 Волшебный рог. Мифы, легенды и сказки бушменов хадзапи. М., 1962. 29 Stow G. W. The Native Races of South Africa. 30 Marshall L. The IKung Bushmen..., p. 269. 31 Там же, с. 276. 32 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1965, с. 158. 33 Элленбергер В. Трагический конец бушменов, с. 264. 34 Там же, с. 251. 35 Токарев С.А. Религия в истории..., с. 158. 36 Шаревская Б. И. Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, с. 48. 37 Цит. по: В.Элленбергер. Трагический конец бушменов, с. 65. 38 См., например: Heitman H.R. South African War Machine. Greenwich, 1986; BixlerD., Biesele М., Hitchkock R.K. Land Rights, Local Institutions and Grass-Root Development among the Ju/’Hoansi of Northeastern Namibia. — International Work Group for Indigenous Affair Newsletter. Copenhagen, 1993, № 2, p. 25.
<< |
Источник: Н.А.КОЧНЕВА. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН.. 2000

Еще по теме ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ОХОТНИКОВ-СОБИРАТЕЛЕЙ БУШМЕНОВ:

  1. Охотники-собиратели: наследование встроенного, относительного и материального капитала
  2. М.Л. Бутовская, В.Н. Буркова СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И РЕПРОДУКТИВНЫЙ УСПЕХ МУЖЧИН В ОБЩЕСТВЕ ХАДЗА - ОХОТНИКОВ-СОБИРАТЕЛЕЙ СЕВЕРНОЙ ТАНЗАНИИ221
  3. ЛЕКЦИЯ 4. ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  4. А. И. Кузнецова Представления о СУДЬБЕ в традиционных культурах Сибири: ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ, ОЛИЦЕТВОРЯЮЩИЕ СУДЬБУ (НА ПРИМЕРЕ ОБСКО-УГОРСКИХ И САМОДИЙСКИХ КУЛЬТУР
  5. ТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ АФРИКИ. ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  6. буддииская космология и традиционная китаИская культура
  7. ТРАДИЦИОННЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ АФРИКЕ: ТОЛЬКО ЛИ ПРОШЛОЕ?
  8. Этническая идентичность — анализ психологии современных и традиционных культур
  9. ЧАСТЬ V ОБОГАШЕННОЕ ДОВЕРИЕ: СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И СОВРЕМЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В XXI ВЕК
  10. ТРАДИЦИОННЫЕ КИТАЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ И БУДДИЗМ (К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР)
  11. Н.А.КОЧНЕВА. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН., 2000
  12. Т. А. Михайлова «ПРОТИВ ЖЕНЩИН, КУЗНЕЦОВ И ДРУИДОВ. ..»: ВЕРА В ЖЕНСКУЮ МАГИЮ В ТРАДИЦИОННОЙ ИРЛАНДСКОЙ КУЛЬТУРЕ