<<
>>

Утварь

Утварью принято нйёывать те предметы и 'приспособления, которые необходимы в Домашнем хозяйстве (посуда, различные корОбай корзины для хранения вещей и пищи и т. п.). Характер и особенности утвари находятся в‘тесной зависимости от образа жизйй‘'населения в целой.

Специфика хозяйственных занятий,'наличие тех или Иных материалов для изготовления утвари,1 характер пищи, степень развития промышленного йройзбодства утв'ари —-всё'это оказывает влияние на состав и особённости предметов утвари. Так, например, у пародов, ведущих кочевой Образ Жизни, преобладают изделия из кожи, дерева, металлов'и'других материалов, способных Выдержатй периодические перевозки. Легко бьющиеся гончарные изделия Здесь 'мало употребительны.

' У оседлых земледельцев глиняная утварь, наоборот, широко- распространена. Появляются разнообразные специализированные виды глиняной посуды, например, громадные (дО м высотой) зарываемые в землю кувшины для вина у народов Кавказа, или пористые кувшины для воды у земледельцев Средней Азии, в которых благодаря постоянному медленному испарению через стенки, вода внутри кувшина сохраняется прохладной даже в жару.

Изучение утвари дает этнографам и историкам культуры весьма ценный материал для понимания особенностей культуры прошлого. Являясь, одной йз существенных черт домашнего быта, утварь отличается, точнее отличалась до недавнего времени, значительной консервативностью. Характерные особенности утвари весьма устойчивы для определенных районов на протяжении столетий. Традиционный характер утвари сохраняется и при переселениях Отдельных этнических групп, если только:новые условия обитания и жизнедеятель- 76

ности не слишком отличаются от прежних. Не случайно, сравнивая зафиксированные этнографами и найденные археологами предметы утвари одного и того же народа, ученые нередко констатируют поразительное сходство форм, '-приемов изготовления, орнаментики сравниваемых предметов, несмотря на разделяющие их века.

Все эти особенности утвари, как явления народной культуры, дают в руки этнографов и ' историков культуры дополнительные данные по культурной и этнической истории изучаемого народа. К сожалению, этнографы' пока еще.недостаточно уделяют внимания изучению утвари. ,

Для того чтобы правильно пойять специфические особенности утвари данного народа, необходимо прежде всего учесть все те условия, которые оказывают существенное влияние на характер утвари: наличие или отсутствие необходимого сырья (глййы, дерева и др.); особенности хозяйства и образа жизни; имущественное положение отдельных групп населения; характер связи с торговыми центрами и степень влияния последних; удельный вес промышленных изделий в составе утвари и т.- д.

Не определив мест производства утвари (домашнее, в местном ремесленном центре, в промышленности), нельзя понять, насколько своеобразен облик этой утвари. В предметах утвари домашнего производства или в изделиях местных мастеров своеобразия всегда больше, так как здесь дольше и устойчивее сохраняются традиционные приемы и навыки изготовления утвари. ¦

Нередко, даже до последнего времени, производством тех или иных видов утвари (в гончарном производстве, при плетении корзин и т. п.) занимаются небольшие артели и мастерские, обслуживающие окрестное население и распространяющие свои изделия в пределах сравнительно узкого местного «рынка»/'В их производстве также могут устойчиво сохраняться традиционные приемы и способы изготовления утвари. Если население пользуется изделиями из подобных центров ремесленного производства, то необходимо не только познакомиться и изучить характер такого производства, но и определить границы, зону влияния центра, ремесленного производства, а также размеры рынка сбыта. ч

Развитие в современную эпоху промышленного производства утвари не только вызвало появление массы новых изделий, но и видоизменило характер утвари в целом: фарфоровая и металлическая посуда, изделия из пластмасс быстро вытеснили местйую самодельную утварь.

Значительное влияние оказывают на современные изменения утвари и такие явления, как развитие торговли и общественного питания.

Определяя влияние современной промышленности на характер утвари, нужно .учитывать время и пути проникнове-

нй'я' новых изделий, их соответствие условиям ведения домашнего хозяйства (так, например, современные кастрюли менее- приспособлены к.'условиям готовки в русской духовой печи, чем горшки или1«чугуны»), наличие тех или иных предметов1 в торговой сети и т. д.

Рис. 23. Веретенница. Рисовала Г. Шамрай

Для удобства изучения утвари'ее полезно сгруппировать по категориям. Принципы группировки (классификации) мо-- гут быть разными: по назначению (утварь для приготовления пищи, для хранения), по способу изготовления (домашнего изготовления, покупная и т. д.), по материалу, из которого изготовлена утварь. Выбор того или иного принципа' группировки зависит от конкретных-научных целей исследо-- в.ателя, ’ однако в полевых условиях удобнее всего классифи-: цировать утварь по материалу изготовления: О назначении и употреблении утвари, о названиях от- - дельных предметов узнают при опросе населения и путем: личных наблюдений. Для фиксации-предметов утвари применяют различные графические средства (зарисовку, копирование, фотографирование)             

Существует несколько несложных способов, которые значительно упрощают процесс зарисовки утвари.. Один из них — рисование по, обмерам-.Рисующий, замеряет основные размеры предмета и д.соответствующем масштабе наносит точки замеров на рисунок.

Опираясь на эти точки, легко нарисовать и контур, и детали предмета (рис. 22). Можно рисовать и по силуэту. Копируемый предмет ставится против света. Между рисующим и предметом, вплотную к предмету, укрепляется лист бумаги на стекле,- После этого уже нетрудно обвести карандашом возникший, на дбуЙаге силуэт предмета. На контуре силуэта можно затем изобразить, детали предмета (например, орнамент) (рис. 24).              '

Рис. 24. Рисование утвари по силуэту (на просвет по тени)

Рис. 24. Рисование утвари по силуэту (на просвет по тени)

Украшения, покрывающие предметы утвари, можно копировать методом эстампажа (получая отпечатки с помощью краски или притиркой графитом через бумагу). Цветные нерельефные орнаменты можно снимать через кальку. Если утварь имеет кривые поверхности, удобнее . снимать орнамент частями, составив позже из них «развертку».

При копировании узоров,' особенно расписных, пользуются и методом калькирования рисунков. Для сложных, состоящих из нескольких частей предметов утвари можно рекомендовать составление чертежей их конструкции и схем действия.

Широко применяется для фиксации предметов утвари и фотография, которая во многих случаях може? с успехом заменить рисование. При фотографировании утвари обязательно указывать масштаб снятого объекта. Проще всего приложить к фотографируемому предмету специальную масштабную линейку или предмет, размеры которого хорошо известны '(ка- 80

рандаш, спичечныи коробок), ilo такой фотографии легко потом установить масштаб изображения (рис. 25).

Предметы утвари, изготовленные из материалов с матовой поверхностью (дерево неполированное, глина неглазуровак- ная, береста и т. п.), можно фотографировать при ярком солнечном свете. Блестящие предметы (металлическую или лакированную утварь и т. л.) фотографируют либо в тени, либо в специальном боксе, сильно рассеивающем свет.. В противном случае на поверхности предметов возникают яркие блики, смазывающие детали изображения (орнаментировку, резьбу, чеканку).

Можно применять специальные поляроид- ные фильтры, снимающие блики. Мелкую утварь и фрагменты украшения следует снимать возможно более крупным планом.

Рис. 25. Масштабное фотографирование. Глиняная курильница

Рис. 25. Масштабное фотографирование. Глиняная курильница

Изучая утварь, полезно собирать систематические коллекции вещей, образцы сырья,, из которого изготовляют утварь и т. п. Наши музеи бедны подобными коллекциями и особенно коллекциями бытовой, обыденной утвари. Собиратели прошлого стрекились приобретать «е столько типичные вещи, сколько уникальные, богато украшенные и орнаментированные предметы^ бывшие скорее исключениями, чем правилом в быту населения.

Особый раздел изучения утвари—применение ее в обрядах. Как раз обрядовая утварь наиболее стойко сохраняет традиционные черты и особенности. Выясняя употребление утвари в тех или иных обрядах, необходимо установить ее роль, связанные с ее употреблением предания и поверья, соответствующую терминологию.

При изучении современных изменений в утвари, кроме определения общих условий, о которых говорилось выше, необходимо собирать массовый материал. Для этого можно ре- 6 Г. Громов              81

командовать применение анкет, которые должны учитывать не только- сами изменения в составе утвари, но и причины этих изменений. Хорошие результаты дает выявление проис-j ходящих изменений по спискам вещей, сгруппированных либо по назначению, либо по характеру приобретения (местного изготовления или покупные).

<< | >>
Источник: Громов Г.Г.. Методика этнографических экспедиций. 1966

Еще по теме Утварь:

  1. IV
  2. ПРИМЕЧАНИЯ СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ ПО ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ И ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
  3. 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И1АЇІ (ИНЬ)
  4. Лекция 4: Греция в архаический период и создание классического греческого полиса
  5. ПРИМЕЧАНИЯ
  6. Собственность на средней ступени варварства.
  7. ПРАЗДНИКИ
  8. Царская гробница под курганом
  9. Утварь
  10. Бари и ньянгбара