<<
>>

Глава I Влияние историко-природного фактора на формирование национального характера

«Как геометр, найдя в старинной рукописи недоконченный чертеж какой-нибудь фигуры, может, внимательно углубившись в направления и свойства начатых линий, мысленно продолжить их и замкнуть фигуру, так и историк, следя за направлением творческих сил человека в прошедшем, иногда может предугадать это направление в будущем и открыть то, что называется планом истории.»

В.В.

Розанов

Цель этой главы — показать, какую роль в становлении народов играют природные условия, прежде всего ландшафт и климат, и исторические события, главными из которых являются контакты и конфликты с другими народами, приводящие к изменениям национального характера. Теоретической основой главы служит концепция Л.Н. Гумилева об этногенезе, в той ее части, где этногенез связан с культурогенезом.

«При первом взгляде на карту Европы нас поражает различие между двумя ее неравными половинами - западною и восточною. На западе земля разветвлена, острова и полуострова, на западе горы, на западе много отдельных народов и государств; на востоке сплошная громадная равнина и одно громадное государство. Первая мысль при этом, что две столько разнящиеся между собою половины Европы должны иметь очень различную историю. Мы знаем, как выгодны для быстроты развития общественной жизни соседство моря, длинная береговая линия, умеренная величина резко ограниченной государственной области, удобство естественных внутренних сообщений ,; эти выгоды отличают Европу перед другими частями света; на эти выгоды указывают как на причину блестящего развития европейских народов, их господства над народами других частей света. Но, указывая на эти выгоды, должно разуметь только Западную Европу, ибо Восточная их не имеет; природа для Западной Европы, для ее народов была мать; для Восточной, для народов, которым суждено было здесь действовать, - мачеха» *.

В этом фрагменте из гигантского труда крупнейшего историка XIX века С.М.

Соловьева показана зависимость исторических судеб народов от природных условий, что в принятой нами модели изучения национального характера получило название историко-природного фактора. Теоретической платформой для

понимания общих закономерностей формирования разных народов и механизмов развития особенностей каждого из них может служить учение JI.H. Гумилева об этногенезе. Ученый сосредоточивается на биологической стороне процессов, исследуя их с позиций науки этнологии, занимающей промежуточное положение между естественными и гуманитарными науками. Ценность его теории для исследования национального характера заключается в системном подходе и вертикально-горизонтальном способе анализа. Его учение нацелено одновременно на этногенез (происхождение народов) и культурогенез (эволюцию национальной культуры), что помогает пролить свет на культур- но-этические, историко-политические, социально-психологиче- ские черты изучаемых этносов.

По Гумилеву, этнос, или народ, объединяет общность языка, территории, культуры, национального самосознания и психологии. Вновь возникший этнос проходит фазы активности, перегрева, медленного спада за 1200 - 1500 лет. Как биологический вид, этнос живет 1000 лет, сверх этого еще два - пять столетий приходится, как правило, на инерционное существование за счет цивилизации. Гумилев рассматривает этнос как часть биосферы, поскольку все процессы в биосфере дискретны, то есть имеют начало и конец, то и история этноса, как всякой живой системы, - не линейный процесс, как трактуется теорией прогресса, нет в ней и биологической цикличности, отсутствует и развитие по спирали, как в социальной сфере. История этносов предполагает рождение и смерть, появление и исчезновение, возникновение нового этноса на обломках старого.

В основе этнического деления «лежит разница поведения особей, составляющих этнос»2. Этнос - это целостность, одинаково настроенная эмоционально, психически, поведенчески. Для

понимания этого явления ученый вводит понятие «пассионар- ности» (от латинского слова «passion» - страсть).

Как считает JT.H. Гумилев, пассионарность целиком зависит от первоначального заряда энергии - «пассионарного толчка», получаемого этносом из Космоса. Количество первоначально полученной энергии никогда не бывает одинаковым. Пассионарно сть - это «эффект, производимый вариациями этой энергии как особого свойства характера людей»3. У отдельной личности пассионарность, как черта ее психической конституции, не имеет отношения к этике или воспитанию. Это как бы проекция пассионарности этноса, представляющей собой внутреннее (осознанное или неосознанное) неодолимое стремление к деятельности, к какой-либо цели. Пассионарность создает «стереотип поведения» этноса, при этом побудительные мотивы пассионарности различны (гордость, тщеславие, жажда власти, славы, алчность, ревность).

Механизм процессов становления каждогсЗ этноса один и тот же: взрыв пассионарности создает «пассионарное поле», в результате чего у значительной части особей, находящихся на территории, охваченной взрывом, создается особый нервно-психический настрой, связанный с повышенной активностью, характер этой активности определяется местными условиями - ландшафтом, климатом, этнокультурными, социальными и другими обстоятельствами, и, конечно, силой самого взрыва.

Кроме пассионарности, на стереотип поведения этноса оказывают влияние единые ритмы. Ритмы определяются одинаковой вибрацией биотоков, то есть частотой колебаний, сопровождающих все процессы во Вселенной. У каждой этнической системы свои ритмы. Формирование этноса обусловлено сочетанием ритмов отдельных этнических групп. Теоретически при этом возникает гармония или дисгармония. При гармонии происхо-

дят мутации. В одних случаях этнические группы ассимилируются, в других - одна этническая группа навязывает свои ритмы другой. На этой основе образуется устойчивая структура этнических систем: вначале появляются коллективы, формирующиеся в субэтносы. При определенных условиях один-два или несколько субэтносов становятся этносом. Случается, что ритмы одних этносов накладываются на ритмы других, тогда этносы складываются в суперэтносы.

Этнические и суперэтнические системы могут оказаться жизнеспособными и нежизнеспособными. Это связано с биполярностью (это термин Гумилева, научно более точным будет двухполюсность или просто полярность). Системы со знаком «минус», или «антисистемы», складываются при насильственном объединении, в результате которого возникает химерическая целостность.

Как всякий живой организм, этнос, по Гумилеву, обладает своим полем. «Этническое поле» создается «биохимической энергией живого вещества»4. Этнос - это «система колебаний определенного этнического поля», поскольку «системы» и «поля» взаимно дополняют друг друга. «Отличие этносов в частоте колебаний поля, то есть в особом характере ритмов различных этнических групп»5.

«Этническое поле», обусловленное «взрывом пассионар- ности», является причиной объединения людей, одинаково психологически настроенных. На этой основе формируется наука этнопсихология. Психология сосредоточивается на личности, этнопсихология - на народе. Это наука об импульсах поведения этнических общностей, поскольку каждый этнос индивидуален, обладает только одному ему свойственными качествами, своим особым «стереотипом поведения». Этногенез опре-

деляется множеством факторов, вот почему ни один этнос не похож на другой.

Концепция JI.H. Гумилева основывается на зависимости всего живого на Земле от Космоса. Этнос, как часть биосферы, подчиняется общим законам Вселенной. «Взрыв пассионарности» создает энергетическое поле, которое становится причиной объединения людей в этническую систему. Этот живой саморазвива- ющийся организм проходит определенные фазы развития, каждая из которых длится примерно 300 лет. Первая фаза подъема состоит из двух этапов: один из них скрытый, другой - явный. Его сменяет акматическая фаза активности. Акматическая фаза недолговечна, наступают перегревы, ведущие к спаду, что связано со снижением энергетического уровня. Начинается фаза надлома, переходящая в инерционную, после чего этнос либо рассыпается, либо переходит в реликтовое состояние.

Эти явления происходят как бы за кадром. На поверхности - сопряженные с ними события истории. Возникшая в результате биологических процессов этническая целостность вступает в исторический процесс развития, запрограммированного локальными условиями истории и географии, а также этнического окружения.

На этой основе формируется социальная система, параллельная этнической. Гумилев на языке этногенеза воссоздает схему происхождения и развития народов. Любая схема мертва без конкретного жизненного материала. Именно сочетание в его трудах этногенеза с культурогенезом дает выходы этнической истории в социальную, что демонстрирует сопряженность биологической и социальной жизни. Этот факт находит отражение в терминологических парах: этнос - народ, фазы этногенеза - стадиальное развитие народов, среда обитания - географические условия, этническое окружение - территориальные соседи,

стереотип поведения - национальный характер. При этом следует помнить, что эти пары соотносимы, но нетождественны. Как правило, этнические понятия отражают одну из сторон социальных отношений. Социальные связи по своему содержанию богаче, многограннее, чем этнические. Учение JT.H. Гумилева имеет биологическую основу, его нельзя игнорировать, но нельзя и абсолютизировать.

Этническая и социальная история не подменяют друг друга, а дополняют. Законы социальной и этнической жизни действуют в сопряжении. Теория Гумилева, опирающаяся на огромный эмпирический материал, может помочь при рассмотрении сложных ситуаций в историческом процессе, отмеченных изменениями национального характера. Чаще всего это происходит в результате контактов и конфликтов с другими народами, в одних случаях с соседями, в других с «пришельцами». Те и другие могут действовать как завоеватели, реже влияние идет через мирное общение.

В некоторых случаях социальная история может не заметить рождение нового этноса на той же территории. Выявить природу изменения национального характера могут помочь параллельные законы - смены фаз этногенеза и стадиального развития в сочетании с законом взаимодействия культур, которые исходят из различного понимания исторического процесса.

В этнической истории он дискретен, прерывист: этносы рождаются, взрослеют, умирают, дают основу новым этносам. В социальной истории, в основе которой лежит схема, соответствующая общепринятой теории прогресса, все народы неминуемо проходят закономерно сменяющие друг друга стадии, что обусловливает непрерывность, «линейность» исторического процесса. В действие закона о стадиальном развитии «вмешивается»

закон взаимодействия культур. В результате конфликтов-контактов, переживаемых разными народами, одни стадии могут быть пройдены быстрее, другие медленнее или развитие может быть прервано и начато на более низкой стадии. Перескочить какую- то стадию нельзя, история таких случаев не знает.

Однако она свидетельствует, что взаимодействие культур не раз приводило к тому, что культура более низкая поднималась на более высокую ступень, а культура более высокая спускалась на более низкий уровень. Изучение национального характера в контексте этнической и социальной истории с учетом законов каждой из них помогает ориентироваться в сложных исторических коллизиях. По Гумилеву, этнос характеризуется не только единством территории, культуры, но и общим психологическим настроем. На ранних стадиях возникновения нового этноса психологический настрой является одним из главных показателей единства этноса. Системно-комплексный подход, учитывающий законы этнической и социальной истории, дает возможность установить, действует ли на прежней территории старый этнос или возник новый, несмотря на то, что на поверхности идет развитие старого и ряд черт характера, связанных с географическими условиями, сохраняется. У нового этноса со временем вырабатывается новый национальный характер, происходят перемены в языке, культуре, иногда в религии, организации общественно-политической жизни и в других сферах.

Система этногенеза может служить теоретической платформой для изучения национального характера на первом, внешнем, уровне принятой нами модели. Она помогает пролить свет на процессы формирования характера народа под влиянием историко-природного фактора. Свойства характера, зависящие от природных условий (за исключением резких, глобальных катак-

лизмов), менее поддаются изменениям, чем приобретенные в ходе истории. Закономерности и механизмы, открытые JI.H. Гумилевым, помогают более глубокому осмыслению исторического пути народов и процессов зарождения и развития их характеров, обнаружению новых этносов, возникших на основе предшествующих.

 

<< | >>
Источник: Л.C. Кустова. Тайна национального характера. 2003

Еще по теме Глава I Влияние историко-природного фактора на формирование национального характера:

  1. ГЛАВА IX БУРЖУАЗНО-ПРОГРЕССИВНОЕ ТЕЧЕНИЕ (ЖУРНАЛ «АЙКАП», К. ТОГУСОВ И «УШ-ЖУЗ»)
  2. Национальный характер — форма антропологической этнопсихологии
  3. Глава 6 Угрозы поступательному развитию: природные ресурсы и экологическая катастрофа
  4. Глава 5 ЧТО ТАКОЕ ЭТНИЧНОСТЬ. ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ
  5. Глава 9 ЭТНИЗИРУЮЩИЕ «ДРУГИЕ»
  6. Глава 32 УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ: ПОСТСОВЕТСКИЙ ПРИМОРДИАЛИЗМ
  7. Глава I Влияние историко-природного фактора на формирование национального характера
  8. ГЛАВА III Воздействие социально-этического фактора на характер народа
  9. ГЛАВА IV Системно-комплексный подход в формировании концепции развития народов й их национальных характеров
  10. Глава V Специфика национального развития Великобритании
  11. Глава 10 Рекреационная сфера