<<
>>

Глава XXII СКОТОВОДЫ ФУЛЬБЕ

Один из немногих народов в мире, происхождение которого привлекало и привлекает внимание исследователей вот уже два столетия, — скотоводы фульбе'. Высокие, стройные, с тонкими чертами лица, с красноватым цветом кожи, фульбе по своему антропологическому типу резко отличаются от соседей-негроидов и скорее напоминают эфиопов и сомалийцев.
Ряд ученых (Л.Токсье, Р.Верно, Е.Шантр и др.) безоговорочно относят фуль- бе к эфиопской расе. Необыкновенная красота женщин-фульбе, напоминающих статуэтки, снискала им славу: недаром многие мужчины из высших эшелонов власти в странах Западного Судана до сих пор предпочитают брать в жены фульбе. Но этот тип сохранился лишь у некоторых групп, и в настоящее время у них нет единого расового типа. В течение нескольких веков они смешивались с соседними негроидными народами. Фульбе называли потомками цыган (с цыганами связывал фульбе в XVI в. Лев Африканский); сыновьями римских легионеров, затерявшимися в Сахаре; одним из племен Израиля; считали, что они близки бретонцам, баскам, персам и т.д.2. Один из ранних исследователей этого народа — Г.Эйхталь считал, что они выходцы с Малайского полуострова3; английский ученый Джонстон называл их прародиной Ливию. Известный французский ученый Морис Делафосс выдвинул гипотезу иудейско-сирийского происхождения фульбе4. Он считал их потомками футов, или фудов, о которых говорится в Библии и которые позже вместе с гиксосами вторглись в Египет и осели в Киренаике. В IV в. до н.э. в их состав влились евреи, изгнанные из Египта Птолемеем Сотером. По мнению Делафосса, в начале I тысячелетия одна часть этой этнической группы направилась в Марокко, а другая — в пределы нынешней Мавритании, где в III в. основала государство Гану. Позже, полагает Делафосс, под натиском сонинке они переселились южнее, в Фута-Торо, где восприняли язык местного населения. Серьезные возражения против теории иудейско-сирийского происхождения фульбе, которая долгое время поддерживалась французской этнографией, высказал французский ученый П.Лакруа5.
Он считает многие положения Делафосса попросту фантастическими: включение народа фут в число гиксосов, превращение евреев в скотоводов и т.д. По его мнению, нет никаких оснований считать этот народ основателем древ них государств Западного Судана. Позднейшие исследования (в частности, Р.Мони) опровергают концепцию сирийско-иудейского присутствия в этногенезе фульбе. Еще одна теория о происхождении фульбе, также имевшая немало сторонников, принадлежит известному немецкому лингвисту Карлу Мейнхофу, который считал фульбе хамитами, пришедшими из Азии, а их язык — прохамитским, из смешения которого с аборигенными языками Африки якобы произошли языки банту. Эта теория была решительно опровергнута многими учеными — лингвистами, этнографами, антропологами. Они доказали, что нет никаких оснований связывать их с хамитами, что язык фульбе — типично «негрский» язык6. Видный французский ученый Л.Токсье считал, что фульбе родственны масаи Кении и Танзании7. И хотя этногенезом фульбе занимались и занимаются многие ученые уже почти два века, до сих пор их происхождение остается загадкой. Происхождение фульбе, «подобно происхождению вселенной, остается неизвестным» — к такому неутешительному выводу пришел английский ученый М.Джефриз8. Однако все исследователи согласны в одном: они не автохтоны и начали расселяться по Западному Судану из Южной Мавритании — Фута-Торо приблизительно в XI в. Что же касается этногонических легенд, то почти все они ведут свое происхождение со времени исламизации фульбе или позднее. В них они называются потомками пророка и его приверженцев. Арабы, пришедшие в Судан, чтобы обратить язычников-негров в ислам, женились на местных женщинах, и в результате этих браков появился новый народ — фульбе9. Фульбе широко расселены во многих странах Западной Африки. Происхождение этнонима «фульбе» неясно. В литературе высказывались различные точки зрения: Дж.Уилсон-Хаффенден считает, что название фульбе происходит из берберского языка и означает прозвище «красный человек».
А.Саи утверждает, что словом «пуль» называли фульбе, живущих в Центральной Нигерии, и что нынешний этноним — измененное под воздействием языка хауса слово «пуль»10. Самоназвание — пулло (мн.ч. — фульбе). В Гвинее и Мали их называют пёль; в Мавритании — фулани; в Сенегале — тукулёр; туареги называют их афули (мн.ч. — ифулан); тубу и канури — феллата; малинке — фула, фила, фуланке; мосси — тсилмиго (мн.ч. — силмиси); хауса — бафиланчи, фул- лани и т.д.11. Фульбе не являются гомогенной этнической группой. В тех странах, где они живут (Гвинея, Нигерия, Мали, Сенегал и др.), у них есть свои особенности в культуре. Более того, в Нигерии, например, различаются фульбе районов Джоса, Йолы, Кацины. Имеющиеся между ними отличия обусловлены влиянием культур соседних народов. Язык фульбе — фульфульде имеет несколько диалектов. Фульбе сыграли значительную роль в истории и этническом развитии Западного Судана, были создателями ряда государственных образований: Фута-Джаллон, Фута-Торо, Масина, Сокото, Адамауа. Они делятся на несколько групп. И хотя можно говорить об общей традиционной культуре фульбе, однако имеются значительные локаль ные различия у фульбе, населяющих северные районы Нигерии или Адамауа в восточной части Нигерии, а также плато Фута-Джаллон в Гвинее. В Нигерии правящая верхушка фульбе, захватившая в XIX в. власть в государствах хауса, ведет свое происхождение из Фута-Торо и известна как торообе, торобе. Хауса называют их торонкава, т.е. «люди Торо». В настоящее время эта группа фульбе полностью утратила свой родной язык, говорит на языке хауса12 и восприняла другие элементы хаусан- ской культуры. Другая группа фульбе — фульбе сиире, «городские фульбе» (хауса называют их филанен гида) — хотя и подверглась в значительной степени хаусаизации, однако сохранила свой язык фульфульде и в настоящее время двуязычна. Обе эти «городские группы» фульбе-скотоводы на'и называют хабе (хауса), подчеркивая тем самым, что они утратили свою культуру13. Фульбе на’и — скотоводы, сохранившие язык и культуру своего народа.
Они живут в основном в эмиратах Яури, Аргунгу и Гванду в Северной Нигерии. Они сочетают скотоводство с земледелием. Большинство из них мусульмане. | И только одна группа фульбе — боророджи, или бороро (самоназ- | вание «джафумо», мн.ч. «джафумен»), — истинные кочевники-скотоводы. * В Гвинее и других странах их называют буруре, боророджи. Кочевой • образ жизни и известная изоляция способствуют сохранению антропо- ? логического типа фульбе, патриархальных обычаев и культурных особенностей. Боророджи кочуют со своими стадами на широких просторах Борну, Нигера, Буркина-Фасо, Мали, Гвинеи. По преданию, боророджи ведут свое происхождение от белокожего духа воды. От его двух сыновей и произошли боророджи. Дух воды обеспечил ИХ скотом. I Боророджи считают себя истинными фульбе и с презрением относятся к городским фульбе как к ленивым44. Им особенно не нравится, 1 что большинство городских фульбе плохо знают родной язык и не вла- | деют скотом. Скотоводы фульбе разводят преимущественно крупный рогатый скот, а также овец, лошадей и верблюдов. Скот круглый год держат на подножном корму, перекочевывая с места на место. В некоторых районах Борну и Сокото фульбе занимаются исключительно овцеводством. Со скотом связана вся жизнь кочевника. «Na’i і buri koomi, і buri innai baba fuh» — «Скот превосходит все, он даже важнее отца и матери»; «Киї na’i baati Fulbe по mai» — «Если погибнет скот, умрет и фульбе» — гласят пословицы фульбе. По существующим обычаям, нельзя спрашивать у фульбе о количестве скота: это может принести вред скоту. Скот — главное достояние и основа существования фульбе. Он дает ему пищу — мясо и молоко. Из шкур и кож шьют одежду, обувь, утварь, из шерсти изготовляют войлок. В обмен на продукты скотоводства фульбе получают у соседних народов продукты земледелия. Продают обычно молоко и масло, скот же — в исключительных случаях, чтобы получить деньги на оплату налогов или расходов, связанных с женить бой. Но и в этих случаях продаются, как правило, старые и больные животные.
Здоровый скот фульбе-боророджи режут только во время торжественных ритуалов, связанных с первым браком, с праздником буки, когда дается имя новорожденному, и т.д. В отличие от боророджи, фульбе на’и сочетают скотоводство с земледелием. Выращивают просо и другие продовольственные культуры (бобовые, арахис и др.). Однако до сих пор сохраняется традиционная неприязнь к полевым работам, и фульбе предпочитают нанимать для этой цели хауса (в штате Сокото) или представителей народов, живущих на плато Джое15. Фульбе на’и все больше переходят к оседлому образу жизни. Как правило, люди старшего поколения живут в поселениях, а молодежь кочует со скотом. Выпас скота считается у фульбе делом очень ответственным, особенно в сухой сезон. Обычно скот пасут сыновья и родственники владельца стада. Нанимают и пастухов — бииро, которым хозяин в качестве платы дает одного быка в год и которых обеспечивает пищей и кое- какой одеждой. Классовая дифференциация у кочевых фульбе весьма значительна: наряду с богатыми людьми, владеющими огромными стадами, есть и бедняки, не имеющие скота и вынужденные работать в качестве батраков у своих же соплеменников. В Нигерии фульбе испытывают огромное влияние хауса. Процесс этот начался несколько веков назад, когда фульбе начали селиться среди земледельцев-хауса. Они постепенно стали переходить к оседлому образу жизни, перенимая у хауса способы обработки земли, орудия труда, ассортимент сельскохозяйственных культур. Их одежда и жилища хаусанского типа. Большинство из них говорит на языке хауса. Аристократические слои фульбе, превратившиеся в правящую верхушку общества после восстания Османа дан Фодио в 1804-1808 гг., очень быстро восприняли язык и культуру хауса. Более того, у них изменилось и этническое самосознание: в наши дни многие из них считают себя хауса. Захватив власть, эта часть фульбе сохранила систему управления, существовавшую в государствах хауса, придворный этикет и др.16. Таким образом, процесс ассимиляции и аккультурации шел сверху и снизу.
И только одна группа фульбе — кочевники-скотоводы бороро сохранили свою традиционную культуру и язык. Значительное число фульбе живут в Гвинее на плато Фута-Джаллон. Именно отсюда начались их миграции на восток. Традиционное занятие фульбе Фута-Джаплона — разведение скота. В прошлом земледельческие работы считались недостойными истинного фульбе. Фульбе держат безгорбый рогатый скот породы н’дама, мало восприимчивый к укусам мухи цеце, коз и овец, а в северных районах — и зебу. На Фута-Джаллоне издавна преобладали мелкие скотовладельцы. Большими стадами владела лишь знать. Каждая семья или группа родственных семей имеет свою пастбищную территорию. Как и в Нигерии, фульбе Фуга-Джаплона широко используют продукты скотоводства. Молоко употребляют в свежем или квашеном виде. Излюбленное блюдо — простокваша, которую едят также с рисом, фо- нио, кукурузой. Мясо едят крайне редко. Любопытно, что быков они не используют как рабочий скот. Это дало основание европейским ученым говорить о том, что скот для фульбе якобы всего лишь символ благородства и предмет поклонения. По мнению французского ученого Ж.Ришар-Молара, «не скот для фульбе, а фульбе живет для него, чтобы служить ему»17. С Ришар-Моларом согласны некоторые африканские ученые, например Амаду Хампате Ба18. Но подобная точка зрения вызвала решительное возражение Тьерно Диалло, который доказывает огромную роль, которую крупный рогатый скот играл и продолжает играть в жизни фульбе19. Уже в XIX в. фульбе на Фута-Джаллоне перешли к оседлости и стали скотоводческо-земледельческим народом, причем роль земледелия все больше возрастала. С этого времени они стали выращивать рис, фонио, кукурузу, батат, таро, ямс, различные овощи. Важной экспортной культурой является кофе. Широко распространены дикорастущие фруктовые деревья. Система земледелия — переложная, подсечно-огневого типа. По- прежнему в деревнях пользуются традиционными земледельческими орудиями (мотыга, палка-копалка и др.), хотя зажиточные крестьяне используют и современную сельскохозяйственную технику. Большую роль, как и прежде, играет приусадебное хозяйство, кото* рым занимаются исключительно женщины. Поселения фульбе дисперсного типа, небольшие по размеру. Они состоят из отдельных домохозяйств — галле, включающих несколько хижин4 в зависимости от состава семьи и ее зажиточности, и загона для скота. Преобладают большие жилища конической формы с соломенной, спускающейся почти до земли крышей. В хижине два небольших отверстия — дверь и «окно». Несколько мелких поселений объединяются в приход — мисиди — со своей мечетью. Издавна на Фута-Джаплоне существовало социальное расслоение: еще в XVIII в. общество фульбе делилось на две основные категории — свободных и находившихся в зависимости. Господствующее положение в обществе принадлежало феодальной знати (правящие семьи, мусульманское духовенство, потомки вождей и т.д.). Главой государства был альмами (имам). Вторым лицом в государстве фульбе был председатель Великого совета (Совета старейшин). Характерной особенностью фута- джаллонского общества было наличие большого числа зависимых групп, десятков тысяч рабов и сервов. Но все они принадлежали не к фульбе, а к другим этническим группам, населявшим плоскогорье Фута-Джаллон. Широко развита была система клиентелизма — одна из форм феодальной эксплуатации. Промежуточное положение между лично свободными и находящимися в зависимости занимали члены ремесленных каст. Однако вопрос о ремесленных кастах у фульбе до сих пор почти не исследован. В период колониализма французская администрация Французской Гвинеи охотно назначала на должности кантональных вождей и старейшин представителей знати фульбе. Это давало последним возможность сохранить свою власть как над свободными крестьянами-фульбе, так и над большой категорией зависимого населения (домашние рабы, сервы и Т.Д.)20. Традиционная зависимость крестьян, как и сервов, от феодальной аристократии фульбе сохранялась в силу обычая и после отмены института кантональных вождей (chefferie coutumtere) в 1957 г. (постановление Правительственного совета, подписанное губернатором Французской Гвинеи 31 декабря 1957 г.). Однако и по сей день вожди фульбе, как правило выходцы из феодальных аристократических семей, играют большую роль не только в жизни той или иной «деревни», но и в политической жизни Гвинеи. Низшая (начальная) ячейка общества у фульбе — индивидуальная семья (беин гуре) — патриархальная, патрилокальная и патрилинейная. Она состоит из главы семьи, его жены (жен и наложниц), неженатых детей, а также слуг, родившихся в доме хозяина. Беин гуре в переводе с языка фульбе означает «личное приобретение» (имеется в виду глава семьи). Этим подчеркивается зависимость от него всех членов семьи21. Зажиточные фульбе имеют до четырех законных жен (соннабе) и нескольких наложниц (диариабе). Каждая жена (и наложница) имеет свою хижину. Исследователи отмечают, что, несмотря на большое влияние исламских норм, женщина сохранила значительную самостоятельность и видное место в обществе фульбе. Постепенно женатые сыновья отделяются, создавая свое домохозяйство (галле). Все домохозяйства по отцовской линии вместе с галле дядей по мужской линии и их сыновей образовывают родственнохозяйственную группу — дембугал во главе со старшим из родственников. Но основой социальной организации все же является малая (индивидуальная) семья, сохраняющая экономическую независимость. Фульбе на Фута-Джаллоне — ревностные мусульмане. Причем, как пишет А.Арсен — один из квалифицированных специалистов по народам Гвинеи, который, будучи сотрудником колониальной администрации, много лет глубоко изучал гвинейское общество и написал несколько серьезных научных работ, — к концу XIX в. весь Фута-Джаллон «был мусульманской страной»22. Мусульманское духовенство играло очень важную роль во всех сферах жизни. Обилие мечетей поражало наблюдателей. Фута-Джаллон стал одним из важных центров распространения ислама в Западной Африке. Подавляющее большинство фульбе — приверженцы ортодоксального суннитского ислама, его маликитского мазхаба, который начал распространяться в Западном Судане еще с конца XI в. В исламе фульбе прослеживаются две основные традиции: северная (влияние тукулёр из Фута-Торо) и восточная (влияние малинке и сонинке из Канкана)23. Что же касается отдельных групп фульбе-кочевников, у них продолжают существовать традиционные верования и культы. Богата духовная культура фульбе: из поколения в поколение передаются сказки, легенды, эпические произведения, пословицы и поговорки. Этим занимается особая группа людей (ее называют даже кастой24) — гриоты (gagwlo, мн.ч. agwlube). Их специальностью было искусство рассказа о деяниях какого-нибудь принца или знатных семей, о героических подвигах какой-либо личности. Они нередко жили и живут при дворах правителей и знати. Свои знания и искусство гриоты передают по наследству. Поэтому говорят, что гриотами не становятся, ими рождаются. В сохранении культурного наследия народов (гриоты существуют у многих народов в Западной Африке) их роль исключительно велика. Они — хранители исторической памяти, своего рода живая библиотека. Помимо гриотов хранителями устной традиции являются у фульбе старики. Они помнят от своих отцов и дедов важные события из жизни своего народа и передают свои знания новому поколению. На Фута-Джаплоне большое воздействие на фульбе оказали различные мандеязычные народы — диалонке, сусу, малинке и др. Это влияние сказалось прежде всего на материальной культуре — в восприятии фульбе земледельческих орудий, сельскохозяйственных культур, способов обработки земли и т.д. В наши дни многое меняется в жизни фульбе. Мужчины уходят на заработки в города и на плантации, приобретая новые специальности; увеличивается число лиц, получивших образование (в том числе и высшее). Среди фульбе есть ученые, врачи, дипломаты и т.д. Немало среди фульбе бизнесменов, причем в отраслях, весьма далеких от их традиционных занятий. Так, например, в столице Сьерра-Леоне Фритауне в руках фульбе сосредоточены транспортные средства и грузоперевозки, и они играют немаловажную роль в экономике страны25. Происходят большие изменения в образе жизни, материальной и духовной культуре. В городах появляются дома фульбе европейского типа. Традиционная культура сохраняется преимущественно в сельских районах среди скотоводов, городские фульбе в большинстве своем хаусаизированы, и лишь немногие сохраняют обычаи и обряды своего народа26. 1 Подробнее о фульбе см.: Исмагилова Р.Н. Народы Нигерии. Этнический состав и краткая этнографическая характеристика. М., 1963, с. 167-179; Козлов С.Я. Фульбе Фуга-Джаллона. М., 1979; AzaryaV. Aristocrats Facing Change. The Fulbe in Guinea, Nigeria and Cameroon. Chicago, L, 1978; Pastoralists Under Pressure? Fulbe Societies Confronting Change in West Africa. Eds. V.Azarya, A.Breedveld et al. Leiden, Boston, K6ln, 1999. 2 Tauxier L. Mceurs et histoire des Peuls. P., 1937. 3 d’Echtal G. Histoire et origine de foulahs ou fellahs. — M6moires de la Soctete d’ethnologie. T. 1. P., 1842. * Delafosse M. Haut-S6n6gal-Niger (Soudan Fran^ais). T. 1. P., 1912, p. 198; он же. Les Noirs de I’Afrique. P., 1922. 5 Lacroix P.P. Mat6riaux pour servir й I’histoire des Peuls de I'Adamawa. —* Etudes camerounaises. 1952, т. V, № 37-38, p. 8-9. 6 Подробнее о теории К.Мейнхофа см.: ОльдероггеД. Хамитская проблема в африканистике. — Советская этнография. 1949, № 3, с. 156- 170. 7 Tauxier L. Mceurs et histoire des Peuls, p. 112-113. 8 Jeffreys M. Speculative Origin of the Fulani Language. — Africa. 1947, vol. 17, № 1, p. 47. 9 Tressan de la Vergne M. Au sujet des Peuls. — Bulletin de I’lnstitut Fran?ais d'Afrique Noire. 1952, t. XIV, №4; Dupire M. Peuls pomades. P., 1962. 10 Wilson-Haffenden J.R. The Red Men of Nigeria. L., 1967; Akiga (SaiA.). Akiga's Story: The Tiv People as Seen by One of Its Members. L., 1939. "Johnston H.H. The Fulas and Their Language. — Journal of African Society. Vol. XX, 1921, April, № LXXIX, p. 213; Westermann D. and Bryan M.A. Languages of West Africa. L., 1952, p. 18-19; Dialfo Th. Les institutions politiques du Fouta Dyalon au XIXe si6cle. Dakar, 1972, p. 26. 12 Hopen C.E. The Pastoral Fulbe Family in Gwandu. London—Ibadan— Accra, 1958, p. 1. 13 Там же, с. 2. 14 Ethnic and Cultural Diversity in Nigeria. Trenton, New Jersey, 1996, p. 26. 15 Hopen C.E. The Pastoral Fulbe..., p. 29; Stenning D. Savannah Nomads: a Study of the Wodaabe Pastoral Fulah of Western Bornu Province, Northern Region, Nigeria. L., 1959, p. 8. 16 Исмагилова P.H. Народы Нигерии..., с. 179. 17 Richard-Molard J. Probtemes humains en Afrique Occidentale. P., 1958, p. 78, 171; см. также: Козлов С.Я. Фульбе Фута-Джаллона, с. 82- 83. 10 Ва Amadou Н. Culture peule. — Presence Africaine. 1956, № 8-10, p. 97. 19 Diallo Th. Les institutions politiques du Fouta Dyalon..., p. 83-87. 20 Suret-Canale J. La fin de la chefferie en Guinee. — Journal of African History. L., 1966, vol. II, № 3, p. 464. 21 Vieillard G. Notes sur les coutumes des Peuls au Fouta-Djallon. P., 1939, p. 8. 22 Arcin A. La GuinGe Frangaise. P., 1907, p. 12. 23 См.: Козлов С.Я. Фульбе Фута-Джаллона, с. 104. 24 См., например: Diallo Т. Les institutions politiques du Fouta Dyalon..., p. 6. 2sJallohA. The Fula and the Motor Transport Business in Freetown, Sierra Leone. — African Economic History. Madison, 1998, vol. 26, p. 64. 26 Ethnic and Cultural Diversity in Nigeria, p. 26.
<< | >>
Источник: Н.А.КОЧНЕВА. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН.. 2000

Еще по теме Глава XXII СКОТОВОДЫ ФУЛЬБЕ:

  1. ТРАДИЦИОННЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ АФРИКЕ: ТОЛЬКО ЛИ ПРОШЛОЕ?
  2. Глава XXII СКОТОВОДЫ ФУЛЬБЕ