<<
>>

§ 4. Культурно-историческое понимание жизни

В интерпретации В. Дильтея философия жизни приобретает новые измерения. Прежде всего, категория жизни начинает выполнять важную методологическую функцию. Дильтей подчеркивает, что жизнь - категория не биологических, а социогуманитарных наук.
Философия жизни - учение о духе. Но дух понимается не в его традиционном противопоставлении телесности и чувственности, а, напротив, как целостное бытие человека, включающее как чувства, так и разум. Жизнь как основополагающая реальность постигается через поэзию, историю, биографическое исследование. «Сила поэзии, - пишет Дильтей, - заключается в непосредственном отношении события к жизни, поэтому она становится непосредственным выражением жизни.. ,»185. Дильтей, испытавший влияние рационалистической философии Гегеля, не ограничивается поэтическим восприятием жизни. Ее постижение на рациональном уровне, позволяющем упорядочить разрозненные события и впечатления, многообразие которых демонстрирует реальная история, обеспечивает история как область знания. «Царство жизни, - отмечает немецкий философ, - понятое как объективация жизни во времени, как организация жизни в соответствии с отношениями времени и действия, является историей» . Еще одним духовным средством, отображающим жизнь в ее конкретном воплощении и индивидуализации, является биографическое описание. И исторические, и биографические исследования рациональны лишь отчасти, роль чувственного элемента в них тоже значительна, поскольку они опираются на метод понимания, предполагающий чувственнорациональную реконструкцию прошлых событий или духовного мира человека. Кроме того, Дильтей далек от гегелевского гносеологического оптимизма. По его мнению, тайна жизни никогда не бывает познанной до конца. Учение Э. Гуссерля (1859-1938) о жизненном мире тоже находится в рамках культурно-исторического понимания жизни. В своей поздней работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» Гуссерль поставил вопрос о кризисе науки, который, по его мнению, состоит в том, что наука в своем развитии оторвалась от реальных жизненных оснований, подменив своим искусственным миром абстракций реальный жизненный мир. Первый шаг к этому сделал Галилей, который физико-математические отношения и зависимости противопоставил всему колоссальному многообразию реальных связей и отношений. Мир науки, полагает Гуссерль, не должен заслонять и подменять жизнь. Кроме того, ученые должны осознать укорененность своих научных концепций и идей в реалиях жизненного мира, то есть мира обычного человеческого опыта, мира повседневности, в котором складываются основные установки, ориентации и мыслительные формы человека. Таким образом, и в концепции Гуссерля речь идет о целостном, а не о фрагментарном восприятии человеческого бытия. 186
<< | >>
Источник: под ред. В. П. Горюнова. История и философия науки. Философия науки : учеб. пособие. 2012

Еще по теме § 4. Культурно-историческое понимание жизни:

  1. Исторический процесс
  2. 1.5 Культурная идентификация
  3. §5. Генезис идей «философии жизни» в исследованиях Вильгельма Дильтея
  4. Д. И. Широканов ЛОГИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ УНИВЕРСУМА в КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
  5. М. А. Можейко РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
  6. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА А.И. Осипов
  7. Развитие человечества и его культурно-историческое единство в философии истории Страхова
  8. ФЕЫОМЕЫ АВТОРСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ Л. И. Воробьева (Москва)
  9. Идея саморегуляции в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского Т. В. Корнилова (Москва)
  10. Категория жизни в онтологическом и культурно-историческом аспектах
  11. § 4. Культурно-историческое понимание жизни
  12. II Глава. Разработка модели и педагогических условий формирования иноязычной коммуникативной компетенции курсантов вузов МЧС России на основе социокультурного подхода.Специфика социокультурного подхода
  13. 1.1. Возрождение этнической культуры как социально-               историческая проблема
  14. 2.1. Закономерности генезиса образовательных систем при прогнозе развития этнокультурной системы образования