<<
>>

§ 3. Методологические установки в создании теоретической физики

Оформление системы теоретической физики в начале XX в. связано с идеями Дж. Максвелла, деятельностью французского математика профессора Парижского университета Анри Пуанкаре (1854-1912), голландского физика-теоретика и математика Хендрика Антона Лоренца (1853-1928), немецкого физика-теоретика Альберта Эйнштейна (18791955) Большое влияние на развитие теоретической физики оказало творчество Эйнштейна.
В работе «Физика и реальность» Эйнштейн сформулировал методы и принципы теоретической физики, которые определяют ее основы и в настоящее время. Главную задачу теоретической науки он видел в построении единой научной картины мира. Принципиальный метод теоретического исследования Эйнштейн связал с поиском «общих элементарных законов, из которых путем чистой дедукции можно получить картину мира»63. Согласно Эйнштейну, законченная система теоретической физики состоит из понятий, основных принципов, относящихся к этим понятиям, и выведенных из них следствий, которым должны соответствовать данные опыта. Такое построение теоретической физики аналогично евклидовой геометрии, где основные принципы называются аксиомами. Физика охватывает группу научных дисциплин, основывающих свои понятия на измерениях, причем представления и утверждения этих наук поддаются математическому выражению. Теоретическая физика, полагал Эйнштейн, должна стремиться к унификации всех отраслей физики и в перспективе всех отраслей науки на основе минимального числа понятий и фундаментальных соотношений, из которых можно логически вывести все понятия и соотношения отдельных дисциплин. В частности, для физики фундаментальным является положение, что существует некоторое реальное состояние, независимое от любых измерений или наблюдений, которое в принципе может быть описано принятыми в физике способами выражения и соответствующими понятиями (материальная точка, поле и другие, которые еще предстоит найти). Эйнштейн выделил два критерия физической теории: 1) непротиворечивость теории опытным данным (критерий «внешнего оправдания»); 2) логическая простота предпосылок (критерий «внутреннего совершенства»)64. Эти критерии Эйнштейн убедительно продемонстрировал в Специальной теории относительности (СТО), ставшей основой современной релятивистской физики.
<< | >>
Источник: под ред. В. П. Горюнова. История и философия науки. Философия науки : учеб. пособие. 2012

Еще по теме § 3. Методологические установки в создании теоретической физики:

  1. II. ЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВСЯКОЙ МЕТОДОЛОГИИ 54.
  2. § 3. Власть-знание: от археологии к генеалогии
  3. § 1. Рефлексия и перевод: исторический опыт и современные проблемы этом разделе будут рассмотрены три группы вопросов — о классической и современных формах рефлексии, о переводе как рефлексивной процедуре и, наконец, о формировании в культуре рефлексивной установки, связанной с выработкой концептуального языка. В Рефлексия «классическая» и «неклассическая»
  4. Рациональность и единство знания
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. Философия истории Вольтера и идея прогресса разума
  7. А. Н. Спасков РЕЛИГИЯ и НАУКА: ВЕЧНЫЙ путь К ИСТИНЕ
  8. История формирования и суть принципа красоты
  9. Критическая проверка теорий
  10. Эпистемологические проблемы интерпретации
  11. § 1. Исторические типы научной рациональности и научные революции
  12. § 3. Теоретико-познавательные и методологические аспекты естествознания
  13. § 3. Методологические установки в создании теоретической физики
  14. Глава 16 ПОЗИТИВИЗМ: ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
  15. Специфика теоретического уровня и его формы
  16. Вопрос о парадигмальном подходе в методологии современной лингвистики
  17. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИКИ
  18. 2.1. Методологические основы формирования основных понятий андрагогики
  19. 1.1. Методологические возможности и ограничения социального знания: онтологический, гносеологический и ментальный аспекты