§ 3. Соотношение позитивного научного и философского знания
Человек обладает разнообразными знаниями, и далеко не все они являются научными. Например, огромное множество житейских знаний, без которых немыслимо наше повседневное бытие (о приготовлении пищи, домашнем хозяйстве, об обращении с бытовыми электроприборами, о маршрутах городского транспорта, расположении магазинов, телефонах друзей и пр.), не относится к сфере научного знания. Чем же отличается научное знание от других видов знания? Его важнейшие отличительные черты таковы: 1. Рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов. Наука - детище человеческого разума, и в научном знании не может быть ничего не доступного человеческому пониманию, ничего магического, необъяснимого, необоснованного, опирающегося только на веру, эмоции, инстинкты и т. п. 2. Объективность, общезначимость, безличность. В научном знании должна выражаться объективная истина в максимально очищенном от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений виде. 3. Воспроизводимость и проверяемость. Любой исследователь, воссоздав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности или, если он не подтверждается, отвергнуть его. 4. Логическая строгость, точность и однозначность, что обеспечивается фиксацией условий получения знания; установлением точных (в пределах интервала допустимой погрешности) количественных значений изучаемых параметров; использованием специального языка, в котором содержатся четко определенные термины, символы и правила их употребления и исключается нередко возникающая в естественных языках смысловая многозначность и неопределенность слов и выражений. 5. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, в силу которой оно представляет собой не сумму разрозненных сведений, а логически упорядоченную систему. Взаимосвязь и единство существуют не только в рамках отдельных наук, но и между ними. Указанные особенности научного знания придают ему большую достоверность. Оно является более надежным, чем любое другое знание. Следует, однако, заметить, что в действительности добываемое наукой знание не всегда в достаточной мере обладает всеми указанными признаками. Но они характеризуют идеалы научности, то есть то, каким должно быть научное знание. В науке могут быть ошибки и заблуждения, но ученые стремятся исправлять их, ориентируясь на эти идеалы. Не всякое истинное знание является научным. Если оно не обладает указанными признаками, то даже в случае его истинности оно не может считаться научным. Поясним это на примере. В 1849 г. гадалка напророчествовала будущему императору Германии Вильгельму I, тогда еще прусскому принцу, что он станет императором в 1871 г. И объяснила, почему она назвала этот год: потому что 1849 + (1 + 8 + 4 + 9) = 1871. На вопрос принца, долго ли он будет царствовать, она ответила: до 1888 г., потому что 1871 + (1 + 8 + 7 + 1) = 1888. И предсказания оказались верными! Однако пророчества гадалки не имеют ничего общего с наукой. Ибо они остаются необъяснимыми и необоснованными. Какая связь существует между арифметическими выкладками гадалки и предсказанными событиями, почему ее подсчеты в случае с Вильгельмом оправдались, а для других правителей тот же метод ничего близкого к действительности не дает? Наука не может включить в себя знания, которые никак логически не связаны с уже существующими в науке теориями и происхождение которых непонятно. Предсказания гадалки не соответствуют признакам научности. А что они оправдались - это, может быть, редкое и любопытное случайное совпадение чисел. А может быть, есть и другие объяснения этого. Любое познание мира в каждую историческую эпоху осуществляется в соответствии с определенной системой категорий, которые фиксируют определенный способ членения мира и синтез его объектов. Область применения категорий частных наук обычно ограничивается рамками предмета данной науки. В отличие от частных наук категории философии имеют универсальный характер. Но они прилагаются к специальным областям знания не прямо, а в результате переработки их в систему положений, применимых к специфическому материалу соответствующей науки. Например, механика Ньютона строится на соотношении понятий «масса», «сила», «ускорение», за которыми стоит определенное понимание категорий материи, пространства, времени, причины. Развитие теоретической мысли - это, прежде всего, развитие содержания категорий. Законы устанавливают отношения между категориями, а все вместе они раскрывают содержание научной картины мира. Сознательное приобщение к философской культуре позволяет специалисту преодолеть односторонность в подходе к объекту исследования. Это особенно важно в современной науке, когда естествознание испытывает огромное влияние интегрирующих тенденций, выразившихся, например, в возникновении кибернетики и проявляющихся в попытках построения общей теории элементарных частиц, общей теории биологической эволюции, общей теории систем. Обобщения такого уровня невозможны без серьезной философской базы. Эвристическая функция философского познания особенно явно выражена в эпоху античности. Умозрительный поиск естественных оснований космоса как мирового единства положил начало становлению науки в собственном смысле слова. Именно в философии, подчеркивает В. С. Стёпин, впервые были продемонстрированы образцы теоретического рассуждения, способные открывать связи и отношения вещей, выходящие за рамки обыденного опыта и связанных с ним стереотипов и архетипов обыденного сознания. Античные подходы к проблеме части и целого, единого и множественного определили стратегии научного познания на много веков вперед, выдвинув умозрительные (по Стёпину - теоретические) варианты ее решения: «мир бесконечно делим» (Анаксагор); «мир делится на части до определенного предела» (атомистика Демокрита и Эпикура), и наконец, совершенно невероятное с точки зрения здравого смысла решение - «мир вообще неделим» (бытие едино и неделимо - элеаты)4. Античная атомистика легла в основу первой научной картины мира - механической, сформулированной в XVII- XVIII вв., корпускулярной теории строения вещества, сыграла ключевую роль в концептуальном оформлении химии как научной дисциплины, закрепившей в сознании современника понятие атома как единицы природного элемента. В современном научном познании все более важной становится методологическая проблематика, связанная с анализом логического аппарата, типов и способов построения теории, взаимодействия эмпирического и теоретического уровней познания. Особое значение приобретает анализ исходных понятий и аксиом науки. Эта проблематика требует объединения усилий философов и представителей естественных, технических, математических и гуманитарных наук. Место философии в научном познании определяется не рамками отдельного опыта, а развитием науки и научной практики в целом. Оно выявляется на уровне интеграции научного знания в построении картины мира, в процессе выдвижения и обоснования фундаментальных гипотез, построения теорий, выявления и разрешения их внутренних противоречий, раскрытия сути исходных понятий науки, осмысления новых принципиальных фактов и выводов из них, разработки методов исследования. Особенно важна роль философского анализа в кризисных ситуациях, когда возникает противоречие между сложившейся системой понятий и вновь открытыми фактами. Выход из кризиса достигается путем обращения к философским основаниям и предпосылкам соответствующей науки, поскольку именно на уровне философского знания формулируются мировоззренческие аксиомы и категориальные структуры, открывающие новое видение предмета и самого субъекта деятельности, его целей и -5 ценностей . Основное предназначение философии в культуре - понять не только то, каков в своих глубинных основаниях реальный человеческий мир, но и то, каким он может и должен быть. Философия, предлагая модели «возможных» миров, указывает и новые перспективы научного познания. В 1999 г. Британская радиовещательная корпорация (Би-би-си) через свои корреспондентские пункты провела анкетирование практически всего человечества. В анкете был только один вопрос: «Назовите самых выдающихся представителей рода человеческого за прошедшие две тысячи лет». В результате оказалось, что с огромным отрывом победили два человека - Карл Маркс и Альберт Эйнштейн. То есть человечество, на данный момент, превыше всего ставит науку и ее творцов.