<<
>>

Предметный указатель

Абсурдность человеческого существования (в экзистенциализме) 50, 57, 024,405-406

Авторитет — обоготворение в клас- сово-антагоинстическом обществе іібб, 130

Активизм волюнтаристский 7Э, 78, 79—ЇЮ, 1128—(134, 139, 144, 266, 395

Активность человека 61, 64, 66, 70, 82, 228, 260—261, 373 —

предметная сущность 82—83 —

как активность революционная 61, 63, 65, 136—1144.

Gm. также Критичность революционная —

в немарксистских учениях 79, 81— 83, 129, 1311, 134, 209, 219 {«непредметная» активность); в субъективистских концепциях 7, 56; в античной философии 14, 1.7—20, 04; в томизме 399; в раниебуржуаз- ной философии 59; активность познающего субъекта (ло Канту)

ЗЭ—04; в современной буржуазной философии 46, 56, 57, 299—301,341 См. также Активизм волюнтаристский, Произвол, Фатализм и активность личности Античная философия 10—24, 25—27,

128, 29, 55, 2711, 325 Антропогенез 85, 191, 193, 201 Антропологический принцип в философии 7, 38, 75, 98, 109. 26S Антропоморфизм в философии 10, 12, Й7в

Биопснхическая эволюция человека —

см. Организм человека Буржуазная философия современная 30—40, 44, 53—65, 59, 67. 218—(219, 237, 272, 298, 331—332, 400^401 Бытие — см. Человек и мир, бытие Бюрократизм

— бюрократизация буржуазного общества 126, 130, 252, 343, 374, 375, 396 —

бюрократ как персонаж классово- антагонистического общества 119, т, 125-126, 129—131 —

бюрократия и духовная, творческая деятельность 125—126, 1(27— 123, 129, 130, 132, 218

Вещь социальная, вещные отношения лиц, вещные персонажи, роли, связи и функции — ом. Овеществление

Воокдизм — см. Активизм волюнтаристский

Воля 249, 250, 255, 259, 346; в субъективистских концепциях 79, 130, 132, 1ЭЗ; по Канту, Шеллингу и Фихте 33, 36; в современной буржуазной философии 279, 382, 403. См. также Свобода воли

Воспитание —

коммунистическое 4, 141, 144, 219, 234 —

в классово-антагонистическом обществе 15, 171, 219, 391—393

Выбор, свобода выбора 3, 249—250, 255—Й64; то Платону 19—20; по Августину 26; у Э.

Шлрангера 4Й; у Фрейда 303; в персонализме 382; -в экзистенциализме 51, 252—253, 257, 261, 262, 299, 301—302, 303— 305, 323, 343

Гедонизм 278, 280

Грех, греховность человека, грехопадение (в христианской идеологии) 25, 27, 28, 47, 327, 347, 352, 353, 356, 359, 365, 366, 368-370, 385, 393, 395, 399

Гуманизм — и пролетарская революционность 59, 65, 76—77, 1<36—ІІ44; античный 10—11; буржуазный 28, 59, 146, 346—347, 362—Э63; религиозный 316, 318, 319, 328; и экзистенциализм 7, 56, 57, 59, 311

Деперсонификация человека — ом. Отчуждение

Детерминация —

социальная 61, 78, 89, 108, 120,122, 414

189, 231, 234, 246, 251, 255, 284, 295, 297, 412 —

естественная, биологическая 89, 90, 108, 122, 189, 190, 200—201, 234, 281, 283, 412 —

самодетермннацня 295, 300, Э86

Детерминизм —

сциентистский, натуралистический 29-Э1, 122, 203 —

«вертикальный» и «горизонтальный»: по Фрейду и Сартру 285— 286, 300—(301; его непоследовательность 311; в неоортодоксии Э67— 370

Деятельность — ом. Предметная деятельность человека, а также Активность человека, Духовная деятельность человека, Познание,

Труд

Диалектика —

деятельности 79—Ш 0, 198, 212, 214—

016, 2120—221, 254, 264, 300— 301 —

культурно-исторического процесса 89, 9(5, 97, 168—169, 183—186, 215—

217, 220—221 —

субъекта и объекта 9, 53, 59, 62— 63. 81, 98, 134. 135, 160, 187—/188, 212, 214—215, 220, 254-365, 264 —

реального и идеального 77, 105— '109, Ш7-ІІ98, 222—225, 228—230

Добро и зло 11, 18, 19, 20, 28, 47, 60, 257

Догматизм 56, 58, 74, 142; религиозный 8, 3148, 369, Э72>

Долг общественный, нравственный — ом. Ответственность (моральная, нравственная)

Досократики И, 12, 20, 21, 55, 271'

Дуализм —

души и тела: у Платона 11, 19—21, 29; в томизме 399; в философии «сивого времени 28—3)1, 273; в современной буржуазной философии 49, 55, 319 —

теоретико-познавательный 31, 33, 222

Духовная деятельность человека 218, 222—230. См. тйкжеПознание, Эстетическая деятельность человека

Душа 11, 12, 18—21, 25—Ц 29—30, 41, 373, 391 \

Естественное и общественное в\прн- роде человека — см.

Сущность^ человека, Организм человека, Человек н природа

Естественное .право 8, 15, 22, 190, 404

«Жизненный порыв» 41, 279, 371

Идеал 06, 254, 255, 258, 261, 262. См. также Коммунизм как общественный идеал, Идеальное общество

Идеальное общество: в античной философии 93—24; в современной буржуазной философии 366—367, 809, 394—395

Иерархия вторичных фитур в обществе отчуждения 104—1131, 135

Императив категорический, условный — см. Категорический -я условный имтератав

Иадмвид —

понятие, проблемы изучения 3, 5, JJ34—235, 346-1247, ЗЭ1 —

общественный — см. Сущность человека —

развитие самостоятельности с усложнением общественных связей 933, 241 —

и личность 63—64, 143, 144 , 231— 247, 323, 331; в христианских религиозных учениях 361!, 36В, 399; по Гегелю 151—'152, 238; в современной буржуазной философии Ш—233, 3122—303, 331—345, 381

—' и общество, среда, коллектив 58, 63—64, 66, 91—93, 95—96, 97—98, 100, 101, 114, 115, 126, /146, 166, 170, 176, 183, 185—ІІ87, 231, 233— 234, 238—240, 242, 255; по Гегелю 162—163, 170; «дух иарода» как субстанциальное начало в индивиде (пе Гегелю) 152; у французских материалистов н Фейербаха 171; в современной буржуазной философии 291—295, 297—299, 3(13, 365, 366, 400 —

и класс 66, 176, 187, 233,239, 241— 342, 246—247, 259, 354 —

абстрактный, частичный (обезли- ченность индивида в обществе отчуждения) 66, 113, 124, 239—240, 241—247, 252, 411 —

в процессе труда 176—1178 См. татоке Личность, Человек

Индивидуализм —

как философский принцип — см. Субъективизм философский —

в древнегреческой философии 22 —

буржуазный 7—8, 28, 146, 261; ?в идеологии протестантизма 355; кризис 376, 400, 403

Инстинкты 86, 296, 382

Интеллигенция —

и рабочий класс 136

Интересы личные и общественные — см. Личность и общество

Ионическая школа 10

Иррационализм философский 41, 46, '214, 271, 273, 277, 279, 281,282,284, 287—288

Искусство (как сфеїра духовной деятельности человека) 227—228

«Историчность» человека (в экзистенциализме) 44, 48, 337—341, 344

История — ом.

Диалектика культурно-исторического процесса, Опредмечивание и распредмечивание — и историческая преемственность, Субъект ?исторического развития, Человек и история

Иудаизм ЗЭ1

Капитализм —

порабощение человека 7, 57, 60, 64, 118, 122—123, 239, 242—243 —

антигуманизм 56, 60, 121, 122, 125, 126, 130, 132, 134, '136—ІІ37, 138, 146, 208, 209, 239—240, 242—245, 252, 320—321, 345, 370, 388, 396, 411 —

капиталист как персонаж буржуазного общества (вторичная фигура в процессе отчуждения) 118—119, 102, 129, 242, 243—245 —

как утилизаторское общество 128, 244—245

Сім. танже Рабочий класс Категорический и условный императив (по Канту) 206, 212 Классы, классовая борьба, классовые интересы 1114, Мб—1117, 1122—>123. 135, 241—243, 257, 367, 370, 401, 411. См. также Индивид, Личность в хлаесото-антагонистиче- ском обществе, Рабочий класс « др. Коммунизм —

как общество всестороннего (целостного) развития личности 68— 69, 70, 137, 140, 143, 144, 179, 188, 239, 246—247, 255, 345 —

как общественный идеал 68, 69 —

мелкобуржуазные извращения («казарменный коммунизм») 138

Коммуникация, коммуникативная связь, конмуннкативность (в современной буржуазной философии) 48—92, 322, 324, 337, 341, 343—346, 379 Конформизм 80, 91, 124—127, 133, 136, 1141, 261

Критическая онтология 41—42 Критический реализм (философское

направление) 7 ?Критичность революционная 109, 134,

>140, 1412, 144 Культура —

-и творческая деятельность человека 43, 04, 81,90,92—93, 96, 105— 106, 119, 185, 216; в античной философии 13, 14, 17, 18 —

и революция 1139, 141 —

как процессирукмцее тождество противоположностей субъекта и объекта 81 —

как единство освоения и творчества 22, 89 —

как растущее богатство человеческого їгредметного мира 85, 101, <106, 1<*7 —

по Канту 207

См тахже Природа и культура, «Массовая культура»

Культурно-исторический процесс производства 90, 93, 103—<104. См. также Диалектика, Производство

Культурно-исторический субъект — см.

Субъект исторического развития

Либидо 41, 283—285, 287, 293, 296, 299, 300, 303, 304

Личность —

развитие понятия, проблемы изучения 3, 4, 231-238, 246—247, 331, ЗЭ6, 372—373, 4112 —

сущность — см. Сущность человека —

и общество 61, 63—64, 231, 234, 038, 240, 257, 258, 260—261, 341; в современной буржуазной философии 5$, 231—233, 326, 328, .343, 390, 392 —

при коммунизме — см. Коммунизм —

всестороннее (целостное) развитие и совершенствование 4, 66—68, 66—

70, 108, 209—210, 234, 237, 241, 246—247, 265, 341; в раняебуржуаз- ньгх концепциях 28, 146; ло Гегелю 038; в персонализме (самоусовершенствование) 387, 389—392 —

индивидуальность, самоценность, однократность 4, 53, ©—67, 234, 246, 261, 340—341, 412; в субъективистских концепциях 44; в христианских концепциях 25, 27, 399, 410, 4)11, 4112; по Декарту 29—80; в экзистенциализме 48, 339, 340; в персонализме 375, 385; развитие ивдивийуальностей как показатель социального прогресса 67; отрицание самоценности личности — суть религиозной идеи прогресса 67—

68. См. также «Историчность» человека

• самостоятельность, ^суверенность, автономность, свобода 9І 64, 67—70, 1126. 249, 352, 265, 343, 4t& в субъективистских концегащях\44, 56; в античной философии 19,\24; к христианских религиозных учениях 26, 2711, 365, 399, 410, 411, 412; в буржуазной философии 30, 34, 50, 56, 57, 58, 59, 355 —

в- классово-антагонистическом обществе 50, 86, 70, 135—126, 132, 146, 166, 188, 233, 239—340, 242— 047, 257, 256, 353—354, 376,- 388, 391, 394, 396, 400, 4Ш1. См. также Капитализм —

концепции личности: томистская Э99—400; протестантская 301—362; то Гегелю 36, 238; по Фрейду 303, 304, 3112, 313; неотомистекая 409— 4112; персоналистакая 374—397; по М. Шелеру 46; по Г. Марселю 50, 3116—318, 322—323; по Яоперсу 50, ЗЭ1—345; по Сартру 304, 305, 312, 313; историческая эволюция воззрений на личность 55

См. также Человек, Индивид, а также Активность человека, Вы- v6o>p, Смысл жизни и бытия. Фатализм и активность личности

Любовь 3415

—' как философский принцип 12, 15, Зв, 344—345 —

как религиозный принцип 26, 50, 322, 324, 327, 356, 364, 365, 369, 399

Марксизм —

как подлинно гуманистическая философия человека 38—39, 59—70, 75—77, 140-1142, Ж, 237

«Массовая культура» 106, 390, ЗШ'

Материализм домарксожжий (XVII— XIX вв.) в, 62, 171, 174, 199, 203

Мещанство 124, 127, 136, 261, 321; как носитель идеологии утилитаризма 106

Милетская школа 112, 14

Мозг человека 193, 194, 200, 213, 215

Монизм (в понимании человека) 60, 62, 77, 183; в античной философии 20, 24; в философии нового времени 20, 28, 30, Э7 Моральная ответственность — см.

Ответственность (моральная, нравственная) Мышление 24, 29—31, 191, 229, 236

Натурализм философский и естественнонаучный 8, И2, 13, 14, 28, 30, 31, 37, 189, 191, 199, 208, (214, 217, 225, 2711—274, 299. См. также Онтологизм сциентистский Наука (как познавательная деятельность человека) 31, 48, 128, 350 Необходимость —

культурно-историческая 108 —

естественная 77, 108, 200, 210, 272 —

в отчужденной форме 62, 78, 122, 210, 219 —

.внутренняя (в экзистенциализме) 252

См. таюже Детерминация, Детерминизм, Свобода и необходимость, Судьба, Труд как форма предметной деятельности человека Неокантианство 30, 53, 190, Э42 Неоплатам изгм 25, 55 Неотомизм 7, 237, 398—412' Номос 16, 1(7, 18

Нормы поведения социальные 6, 125, 252, 278, 296—1297, 307; в современной буржуазной философии 291, 290, 309, 31® —

правовые 18 —

нрашствеиные 18, 252, 253, 257— 259; по Канту 34, 206, 212 —

религиозные 6, 348, 367, 369

См. также Стандарты социальные

Обезличенность человека в классово- антагонистическом обществе см. Индивид абстрактный, частичный

Общественный индивид — см. Сущность человека Общество и человек — см. Индивид, Личность, Сущность человека Общество-Субъект, Общество-Лицо 91 ШИ, 186

Объект, Объективное — см. Субъек и объект

Объект природный—см. Предмет природы

Объективизм философский 7—110, 24 05—27, 28, 30, 37, 40, 42, 44, 5253, 55, 59, 75—76, 78, 80, 91, 94, 126, 13(4, 170, 105—186, 401 —

идейные истоки 55 —

как апология овеществления чело века 80 —

как идейная основа конформизма 80

—' антигуманистическая сущность 66 66 —

принцип субстанциального развития Гегеля 36—37, 148—154, 160—' 167, 17(2, 175, 186 —

влияние субъективистских концепций на современный объективизм 43, 55, 401, 407, 410—411

Ом. также Онтологизм сциентистский, Субъективизм философский, Суіпернатурализм, Теория среды

Объективный мир — см. Субъект и объект, Человек и мир, бытие

Обыватель — см. Мещанство

Овеществление 80. МО, 119—11121, 126, 132, 136—'137, 147, 148, 177—179, В47, 355 —

и ситредмечивание 99, 100, 120 —

и отчуждение 150—15М: —

классовый характер 122—'133 —

при капитализме 121—1112Э, Н8, 1ВГ—ІІ88, 322

Онтологизм сциентнстокий 75

Опредмечивание и распредмечивание 98-І109, 1ИИ—І1ИЄ. 114, 117, 119, 122. 128, 1БЗ, 182, 184, 212—222, 223^224, 225. 238, 241 247 —

диалектическое единство 99—'101, 1105, 107, 214—216. 220—221, 254 —

в сфеое духовной деятельности 002-^230 —

и историческая преемственность 215—017, 220—221 —

опредмечивание ©4, 99—101, 103, 1104, 105, 107, 114, 117, 119,153,182, 212—213, 216, 2123—224, 225, 247; как предметное «зеркало» человеческой сущности 101; опредмечивание времени 107 —

распредмечивание 98—99,1102—'103, (104, 105—<106, 108, 111-412, 114, 128, 213, 238, 2411

См. также Культура, Овеществление, Отчуждение, Предметная дел тельность человека Организм человека —

эволюция в ходе общественного развития 1ВЭ—1184, 1913—194, 200— 201 —

естественные функции и свойства

'19(2, 23 5

См. также Моаг человека, Рука человека Орфики 20

Ответственность (моральная, прав ственная) 3, 27, 91, 143, 144, 233, 5(58, 259,. 260, 390 Отчуждение 3, 56, МО—'135, 136—137, 440—143, 239—240, 242—247, 255 —

и опредмечивание 64, И9—1!Э0 —

'исторический характер 116—'117 —

классовый характер 1Є2—153, 127 —

при капитализме 6, 7, 56, 57, 60, 64, 70, 116—119, 148, 187—188, 343. 359, 360. 374, 375, 394, 396 —

как прещпосылка универсального развития производительных сил 64, 1117—118, 178 —

и отторжение собственности Т24 —

отражение в идеологии протестантизма 347, 394, 360, 362, 363, 371 —

в немарксистских учениях; по Фейербаху 38; в экзистенциализме 56, 317, 326, 327; в неотомизме 407, 411; в персонализме 389, 397

См. также Овеществление, Экстр а- екция Партийность в подходе к проблемам изучения человека 39, 59—60, 68— 70, 73—74, 77, 78, 1 Ів^—119, 134— 135, 140, 142—144, 17(Ці72, 236, 259, 334, 4/12 Персона, персональный дух — см. Личность [персопалнстская концепция]

Персонализм 5, 30, 44, 46, 348, 374— 397

Персонификация вещей — см. Овеществление Пифагорейцы 12 Платонизм 21, 26, 29, 271 Познание — как аспект человеческой деятельности 142—1140, 198, 222— 223, 229—230, 255—256, 265; как идеальное (преобразование объективной действительности 2!22; в античной философии 17—19; в буржуазной философии XVII— XIX вв. 31, 53; в классической немецкой философии 32—34, 3*7; по Яшерсу 47, 418,3312—334,406; в персонализме 381, 382 —

и эстетическое освоение мира 226 См. также Наука, Природа

Полезность (социальное отношение

полезности) 103, 105, 127, 182 Потребности 102, И1, 1.79, 180, 192, 205, 206, 208, 210, 254—255, 291, 298; по Фрейду 277, 288, 291, 292, " 096 —

как источник целесообразной деятельности человека 204, 206, 216, 217 —

несоответствие возможностям индивида в классово-антагонистическом обществе 241 —

естественные 210, 346 Практика обществен но-йсторическая

6&--70 —

как основа марксистского понима- 'ния генезиса и развития человеческого общества 63, 170—її 72, 175 —

и универсальность человека ((практика как критерий истины) 198, 217, 223, 350 —

н свобода человека 264, 343

См. также Предметная деятельность человека

Предмет —

общественный (ооцнэльный) 1Ь2— 183, 204—206, 220—1221, 2?о, 228— 230, 241; универсальность 216— 217, 218, 220. См. также Опредмечивание и распредмечивание. Овеществление —

культуры 105—1107, 220; в классово-антагонистическом обществе ЦІ20, 218 —

идеальный 2Q2—023 —

эстетический 225—227 —

'Природы (.как объект человеческой деятельности) 107, 205, 222—224, 226—227, 228—1229

Оредметная деятельность человека 79—/1110, МО—11114, 116, 120, 125, 129, 132, 134—ІІ35, 143, 144, 179, .182, 192, 211, 220—221, 312 —

и сущность, субстанциальность человека 81., 86, 88, 104—106, 109, 144, 166, 171—172, 182—ІІ83, 201, 223—224, 314 —

субъект и объект в процессе деятельности аі—аб, 88, 97, 98, 106, 1128, 104-11136, 212, 215, 220 —

как единство опредмечивания и распредмечивания, реально-преобразовательного и идеально-преобразовательного процессов 101— '102, 105—1109, 198 —

как единство активности и общения 96, 1Q1 —

и культурно-исторический процесс 90, 101, 105, 168—ІІ69, 176, 184 См. также Диалектика, Духовная деятельность человека, Разделение 'человеческой деятельности, Труд, Целесообразность и целенаправленность деятельности человека

Предметный мир человека 77, 84— 85, 87-88, 96, 97, 100, 101, 104, 167, 192, 199 —

социальный характер 56, 62, 64, 106, 182, 220-021, 320 —

6 объективистских конщелцийх 80; по Гегелю 153 —

в субъективистских концепциях 35, 49, 58, 79, 219

Предопределение —

в христианских концепциях авту- стинианского толка 26, 348, 354, 305, 360, 363, 370 —

Кант о божественном предопределении 363 —

в гегелевской концепции развития 37 . —

в философии персонализма 384

Природа —

освоение (воспроизведение) человеком 811, 85, 88—89, 90, 96, 111, 134, 135, 181, 196-1196, 197, 200 —

познание 222—224, 226 —

и культура 76, 89—91 —

« эстетическая деятельность человека Ш—Ш —

утилизаторское отношение к природе 128, 181

См. также Человек и прлрода

Производство —

культурно-историческое (человеческое) как сфера созидания человеком самого себя посредством созидания предметного мира культуры 90, 102—(103, 110—11112, 114, 136, См. также Культурно- исторический процесс производства —

господство над человеком в капиталистическом обществе 148, 210, 211

Произвол (как вырожденная и отчужденная форма человеческой активности) 22, 24, 128, 130—133, 143, 1^6, 249

Просветители XVII^XVIII вв. 8, 190, 193, 206, 208, 271, 272, 273, 278279,364

Протестантизм 27—Йв, 49, 208, 214, 271, 278, 346—373, 396, 406. См. также Отчуждение, Фатализм

Профессионализм (как форма специализации) 101, Ш2

Психоанализ 269,370 —

по Фрейду 269—314 —

экзистенциальный 284, 301—3"" ЗОЗ1—304,3118

«Психоанализ вещей» (по Сартру) 301—303, 305-006

Психофизический параллелизм 274

Рабочий класс —

как воплощение деятельностной сущности человека 138 —

и созидательная деятельность, творчество культуры М8—1Ы9, 122, 1№, 135, 136-ІЩ —

и классовая борьба ШВ, 123, 127, 140, 243 —

революционность как субъекта коммунистического преобразования общества 1118, 135, 137—!Ш8, 243 —

и интеллигенция 136 См. также Капитализм

Разделение человеческой деятельности 101, 112^115, 116, 136, 136—137 Ом. также Классы

Расизм 194

Распределение занятий 118

Распредмечивание — см. Опредмечивание и распредмечивание

Рационализм философский 8, 15, 19. 21, 26, 28—33, 37, 39, 279

Революционность —

в марксистском понимании—см. Активность человека как активность революционная, Коммунист, Критичность революционная —

мелкобуржуазная 108—ІІ39, 144

Религия —

как форма общественного сознания 351—35(2, Э73 —

классовость 346, 347, 364—356, 367, 400-401, 402, 404 —

как освящение социальных стандартов 366—367 —

как средство адаптации сознания человека 350—051, 366, 375 —

как способ иллюзорного обогащения личности 375

См. также Христианство, Томизм, Протестантизм, Неотомизм. Человек и бог, а также Гуманизм [религиозный], Любовь как религиозный принцип Реляции внутренние (в абсолютном

идеализме) 42 Рука человека 194, 200, 216

«Самобытие» 332, 336—337, ЗЭЭ—340,

341, 343—345, 406 Самодеятельность человека 88, 241,

242, 243, 272 СамооФчуждёние —см.' Отчуждение Саморефлексия 131. 252, 256, 261, 262, 340

Свобода внутренняя 248—265; в протестантизме 3S5, 362 Свобода воли 251, 254, 258, 259, 363; в механистических концепциях 203; в христианских религиозных учениях 360, 362; по Декарту 29; у Канта 34

Свобода выбора —см. Выбор Сівобада действия (объективная свобода) 250

/'Свобода и необходимость 60—81, 64, 77, 108—ІІ09, 165—'160, 210, 251, ( 256, 259, 263, 264—065, 3:14. 343 —

иллюзия свободы в капиталистическом обществе 147, 261—<262, 314, -

343

—• немарксистские концепции: субъективистские 7, 8, 9, 55; объективистские 80, 126; античные 20, 23, 155— .160; религиозно-христианские 26, 27, 346, 368—369; в идеологии Возрождения 28; в рационалистических и натуралистических учениях нового времени 31; по Кангу 33, 206, 342; по Гегелю 150, 151; в неокантианстве 203; в современной буржуазной философии 109, 253, 054; экзистенциалистское понимание свободы («абсолютная свобода», «свобода как подлинная сущность человека») 49, 51, 56—58, 206, 251—1254, 267—258, 259, 2Й4, 310, 314, 321, 323, 337, 341—343, 344

См. также Выбор, Личность, Практика общественно-историческая Свобода личности—см. Личность Свобода нравственная 255 Ситуация наличного бытия (в экзистенциализме) 46, 51, 58, 303—304, Э10, 314, 336, 341, 406 Смерть 51, 54, 303—324, 368, 371 Смысл жизни и бытия 6, 8—9, 64, 65, 67, 210, 266, 374, 375; в религиозных учениях 27, 362; в субъектлви- стских ученнях 55, 56, 208—209; в объективистских учениях 41; в экзистенциалистских учениях 48, 54, 66, 58, 208—209, 219, 304, 309, 310, 312

Совесть 141—ІІ42, 252, 255, 257, 268, 259,292

—? как интимно-индивидуальное выражение общественной сущности человека 65 Софисты 10, 12, 14—Л 8, 21—24, 25, 55 Социальная вещь—см. Овеществление

Социальный предмет — см. Предмет Специализация 101, 112, 240. См. также Профессионализм Способности человека 65, 121, 128, 129, 192, 195, 213, 216, 217, 219, 223,228, 229, 389

Стандарты социальные 2S42, 278, 307,

366—367,374,390 Стоики 1(2

Страх (хак категория бытия человека): в протестантской идеологии 371; у Кьеркегора 372; в экзистенциализме 58; у Хайдеггера 54 Сублимация 280, 289, 296, 312 Субстанциализн объективистский, субстанциального развития принцип— ом. Объективизм философский

Субстанциальность человека — см. Предметная деятельность челове- ка, Субъект и объект, Субъект исторического развития

Субъект и- объект, субъективное и объективное 8—9, 62—63, 181, 187, 1254, 264; субстанциальность субъекта 77; 'неспособность немарксистской философии вскрыть их единство и диалектику 53, 56, 59, 160; в античной философии 17; в христианской догм анике 359; в философии Howtro времени 311— 32; в классической немецкой философии 32—36; в современной бур- буржуазной философии 43, 53—65, 299, 303, 316, 319, 381, 393, См. также Диалектика, Опредмечивание їй распредмечивание, Предметная деятельность человека. Человек и мир, бытие

Субъект исторического развития (субъект культурно-исторический) 61, 65, 90-94, 98, 100, 104—108, (1'4Э, .165, И60, >165-1174, 181—188, 219 —

.по Гегелю Й6—37, ,148—1154, 160— '163, (1ВД-1ІЄ6, 1712—'174

—і у младогегельянцев 168—H6Q —

в персонализме 385

См. также Рабочий клаос, Человек как субъект

Субъект производства—ом. Рабочий класс, Человек как субъект

Субъективизм философский 6—'10, 27, 30, 37, 40, (44, 45, 52-64, 56—56, 59, 75, 78, 79, 83, 134, 261, 311, 401, 402 —

идейные истоки 65 —

смыкание с объективизмом 10, 134; в христианской идеологии авгу- стинианского толка 25—26; ? современной (буржуазной философии 44, 54, (56, 59, 401, Ш

См. также Активизм волюнтаристский, Объективизм философский

Субъехтиость —

человека — см. Предметная деятельность человека, Субъект исторического развития, Человек как субъект и др. —

наделение субъектностыо вещей — см. Овеществление

Судьба: и необходимость 62; в античной философии 1166; в христианской идеологии 25, 26, 360. См. также Предопределение

Супернатуралиам 2712

Существование (в экзистенциалистских учениях) —см. Экзистенция

Сущностные силы человека 9, 93, 98, 100, 103, 112, 113, 125, 127, 129, 1132, 1141, 102, '184, 199, 221, 224, 225, 229, 238, 245, 247, 265

Сущность человека —

общественно-исторический характер 57, 60-^01, 64, 67, 91—98, 103, 1і20, 165—167, 176, 183—188, 189, 192—(193, 220, 228, 231, 232, 235, 286, 037, 201, 33)1, 304, 340—341 —

как граноцендирующего существа 96—?7 —

в томизце 399; в неотомизме 404— 409, 410, 411 —

в протестантизме Э62, 408 —

в .рационалистических концепциях 129-011

~ в натуралистических концепциях ?14, 2712 —

по К^нту 33, '206—(208, 214, 217; по Фихте 35; по Гегелю 161—'163, 16(6 —

в современной буржуазной философии 214, <217, 374; в экзистенциалистских учениях 44, 49, 51, 58, 1206—207, 214, 319, 321, (3712, 405— 406, 407, 408; а персонализме 375, 379, т

См. также Предметная деятельность человека, Опредмечивание к распредмечивание, Рабочий класс, Свобода и необходимость [зкэи- стеациалистское понимание свободы], Труд, Человек и общественное бытие и др,

Сциентизм 441 —

и персоналиям 393—394

Ом. также Онтологизм сциентистский

Счастье 64,6в; в идеология Возрождения 28; в современной буржуазной философии 1292, 410, 413

Творчество —

как атрибут человека 7, 9, Г4, 17, 32, 24, ©5—66, (78, 69, 91, 97, 212, 217, 219, 314 —

историческое I(диалектика наследования, освоения и преодоления данного) 89, 97, G01 —

несовместимость с заранее (предустановленными рамками внешней целесообразности и служебности 96—97, (1140,1142—1143, 219 —

и клаосово-аитагонистмческое общество ІІІ25, 1126, 1132, .137, 239, 320 —

как «непредметная» активность (в буржуазно-элитарном понимании) 129

Ом. также Активность человека

Теория среды 78, 89, 04, 95, >126,1133— ?134; как идеология конформизма 106, 183—11Э4 ( Томизм 06—(27, 55, 398—400. См. также Неотомиам

Труд

и (сущность человека 180—183, 19(2-1196, '.19©, 201, 202 . — как форма предметной деятельности человека 11110—ІЦІЙ, ІІ23 —

как естественный (процесс 199—201, 20(2,013

Утилизация и утилизаторство 103, 112, !1>22, UB4, 126, 1127—132, 136, 198, 209—210, 219. См. таиже Капитализм, Природа

Фатализм 9, U26, 133, 203; религиозный 61; и активность личности '(идеология и практика протестантизма) 846, (348, 355, 367; и догматизм 58; и натурализм 3'1; августи- нианской концепции «свободы» 26;

гегелевской концепции развития 37, IXSl-—'153; экзистенциалистских учений 69

ФенаменолОгизм в понимании человека 2711, 274, 1297, 307—314, 316

Филогенетический опыт (в общественном развитии) И8Й—»1'83, 241

«Философия жизни» 274, (276, 279, 288

Философская антропология '(как философское течение) 6, 6, 39, 44—46; и август или а некая традиция в христианстве 46; и экзистенциализм 44—47; н персонализм 44, 46

Фрейдизм 191, 014, 269—314

ФюзиС 16

Христианство ((христианские философские учения) 00, 25^27, 65, 271; дикотомичность миросозерцания 359 —

августинианская традиция 05—27, в47, 354, 962; ее влияние на концепции человека .в новое и новейшее время 27, 45, 04, 55, 867

Целесообразность и целенаправлен ность деятельности человека 62, '108—(109, 202—012, (215, 249, 250, 300-001 —

как следствие универсального отношения человека к миру природы в целом ІІ97—<198, 223 —

внешняя, простая целесообразность Mil', .1117, В09—"ЯЮ, 2111, 2(16—019 —

институциальная целесообразность в исторически изжившем себя обществе 210,1317—219 —

целеполатание 80, 12111, 217, 049, 050, 300 —

целеотродуцирование 78, '108, 1114 \ —

целевыполнение II08, 1114 —

по Гегелю 203—204, 208

См. также (Потребности как источник целесообразной деятельности человека, Практика общественно- историческая н универсальность человека

Человек —

и автомат, машина 203, 2U, 213, 272 —

как агент производства ШІ2, 210, 21'1 —

и бог, человеческое и божественное: в іа-нтичной философии ilS^-iU, '19,126; в христианских религиозных учениях 25-428, 35, 67, 347, 352— 364, 366-358, 060, 3612, 364, 365. 367—370, 399, 409, 410, 412; в экзистенциалистских учениях 47, 49— ?50, 310, 31(2, 322—3(24, 327, 329—330, 372; в (персонализме 376, 378—380, S8P—386, В95 —

и животное 21, 200, 201, 206, ИШ— 012, 241; биологическая адаптивность животных и неадаптивность человека 83, 85, ПВО—1181, 199; в античной философии (13, 19, 91; в томизме и яеотомизме 399, 407,409; у французских 'материалистов 203; в 'неоиротестантизме 368 —

и история (ее творец и продукт) 78, 93—94, ПОЗ, 105, 106, '109, 1116, ЇІ45, (169-1170, 1184, 186, 215—216, 229, 251, 350, 358. Ом. также Диалектика культурно-исторического процесса. Опредмечивание и распредмечивание и историческая преемственность, Субъект исторического (развития —

и мир, бытие 66, 75—77, 020; в объективистских концепциях 80; в античной философии 12, ИЗ, 212; по Канту 33; в современной субъективистской философии 44, 50, 58, 296, 019—3120, 021, 376-в77, 380382; по Сартру 31, 55, 299, 304, 305, 312, 313—314, 405 —

и общественное 'бытие, социальные формы (институции), связи, роли 6Г, 64, 65, 66—67, 70, 101, 114, 122, 141, 146, 165, 170—171, 176, 185, 1187—1188, 217—219, 232^233, 235, 241, 343, 358; в субъективистских концепциях 5S; в античной философии (16; по Фрейду 277, 289, 292, 1298, 31'2; в современной буржуазной философии 252, 290—291, 298, 300, 387, 388, 390,391, 401—404. См. также Индивид и общество. Личность и общество, Сущность человека —

одиночество в классово-антагонистическом обществе 145; в протестантской 'идеологии 371; в экзистенциалистских учениях 47, 48, 57, 58, 304, 330, 37І2 —

как предметное существо 56, 171, 473, 1174, 1в0—liai. 184—'185, 200, 011, 220. См. также Прещметная деятельность человека —

и природа 10, 62, 77, 87—89, 90, 99, 107, 111, 171, 175, 179—181, 191, 196—201, 205, 222, 225, 230; философские представления об объективном и субъективном как отражение эволюции взаимоотношений человека и природы 55; в античной философии 12, 13, 20; у французских просветителей 272; по Канту (человек как цель природы) 207; в современной буржуазной философии 274—275, 368, 377, 381. См. также Природа —

как природное существо, его био- психичейкая эволюция — ом. Организм человека —

как субъект 3—4, 33, 65, 01, 86, 88—90, 93—94, 96, 100, 103—105, 107, 11-1, 138, 143,1169, 171, 173, 181, 204—(205, 210, 213, 217, 218, 220— 221, 350; в "томизме 399; в экзистенциализме 57, 299—301, 3)14, 341. См. также Субъект исторического развития —

как творец самого себя 78, 90, 94, ?1®1, 210, 219, 221—G22; Прометей Эсхила '14; по Фихте 36; в персонализме 385; в экзистенциализме («человек как проект самого себя») 51, 618, 206—1207, 257, 310, 313 —

целостность и универсальность 18, 67—вЙ, 107, 1д8, 210, 212, 216-чйО, 223,235 —

как цель исторического творчества 66-68,1108, 210, 212 —

и человечество 5(2,100, 237—238,241 —

как экономический (персонаж 104, 1112, >121, '147, 148

ЭДИПОВ комплекс 289, 292

Экзистенциализм 5—7, 27, 37, 39, 44— 47. 96—69, 67, /191, 206, 208, 214, 218-219, 231, 258, 269, 272—275, 284—288, 298—330, 332, 341, 342, 347, 348, 371—373, 401—409, 411

Экзистенция 44, 66, 274, 373, 405, 406; по Г. Марселю 49, 316, 319—322;

по Хайдеггеру 405—407; но Я стер- су 47, 48, 334, 336, 406, 407; по Сартру 52, 284—285, 302, 305, 309— 310, 313—314, 405—406; по Камю 50

Экстраекция 115—116, 119, 120, 122, И24, 126, 132

Эстетическая деятельность человека 224—228. См. также Познание я эстетическое освоение імира, Искусство

Этический рационализм — см. Рационализм философский Этический солипсизм 406

Язык ІІЗ, 406, 107, 121, 191, 229, 232

<< | >>
Источник: И. Ф. БАЛАКИНА, Б. Т. ГРИГОРЬЯН, С. Ф. ОДУЕВ, Л. А. ШЕРШЕНКО. Проблема человека в современной философии. 1969

Еще по теме Предметный указатель:

  1. Предметный указатель
  2. 4.1.9, Подготовка вспомогательных указателей
  3. 10. Указатели
  4. 10.2. Предметный указатель
  5. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  6. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  7. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  8. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К ТОМАМ 3(1) И 3(2)
  9. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  10. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  11. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ