<<
>>

Счастье

Мы уже приводили выше слова Нишре о том. что мудрый человек не обязан быть счастливым - если человек знает, зачем он живет. ему не важно, как он живет. Но большинству люден, особенно в юном возрасте.
такие рассуждения покажутся чересчур суровыми, чересчур пессимистичными. Как это пет счастья, когда каждый лень приносит столько радости? Л сколько таких радостей, сколько счастья ожидает нас впереди!

Никто, конечно, не знает точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по-разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием. Удовольствие - это имитация счастья. Самым крайним видом такого счастья является наркотическое опьянение: человек полностью отрешен от мира, полностью растворен в чистом удовольствии, он абсолютно счастлив и доволен, и больше ничего ему в данный момент не нужно. Правда, потом наступает очень тяжелое похмелье, человека ждут невыносимые страдания, но сейчас он об этом не думает.

Очень многие отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей: у них все есть, они богато живут, им легко доступны физические и духовные удовольствия - что еще надо для счастья? Древнегреческая легенда повествует, что один из первых философов, мудрец Солон, был спрошен Крезом, чудовищно богатым царем, видел ли когда-нибудь Солон счастливого человека. На что Солон ответил, что никогда не видел и вообще видеть счастливого человека нельзя. «Но ведь я перед тобой. - возмутился Солон, - самый счастливый, потому что я самый богатый». Но Солон ответил, что об этом еше рано судить, так как Крез еще жив. Действительно, вскоре на Креза напали враги, разгромили и разграбили его государство и убили его самого. Согласно легенде, лишь смерть придает жизни законченный вид. Жизнь должна завершиться, и тогда можно ответить, счастлив ли человек. А пока она продолжается, сказать этого нельзя.

Некоторые люди связывают сладе представление о счастье с карьерой, прежде всего с политической: для них настоящее счастье — иметь власть, управлять другими людьми, все время быть на виду, слушать крики одобрения.

Но. как показывает жизнь, политические деятели редко бывают счастливы - власть быстро развращает и опустошает человека.

Ни забвение, ни наслаждение, ни удовлетворение всех потребностей, ни власть не приносят, видимо, настоящего счастья, они дают лишь имитацию счастливой жизни, после которой быстро наступает пресышенпе и разочарование-

Единственно возможный вид счастья - это жизнь в согласии с самим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном п ясном видении проблем и невзгод. Счастье - >то внутренняя умиротворенность. когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием «швосяш каждоіі прожитім минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в душе человека.

Все внешние источники счастья и наслаждений, писал А.Шопенгауэр. по своей ітрмроде крайне ненадежны, сомнительны, преходящи.

1X4 подчинены случаю. В этом отношении, больше, чем и каком-либо ином На ж но. что именно мы имеем и себе "В мире нообше немного можно раздобыть: он несь полон нуждою и горем, теч же. кто их избег, подкарауливает на каждом шагу скука. К тому же по общему правилу власть принадлежит дурному началу, а решающее слово - глупости. Судьба жестока, а люди жалки. В устроенном таким образом мире тот. кто много имеет в себе, подобен светлой, веселой, теплой комнате, окруженной тьмою и снегом декабрьской ночи. Поэтому высокая, богатая индивидуальность, а в особенности широкий ум. означают счастливейший удел на земле, как бы мало блеска в нем ни было»1'.

Счастье возможно только сейчас, в эту минуту, в настоящем. Но обычно мы никогда не задерживаемся в настоящем, утверждал Б.Паскаль. Мы вспоминаем прошлое, предвкушаем будущее, словно хотим поторопить его слишком медленный шаг. Мы так неосмотрительны, что блуждаем но не доступным нам временам и вовсе не думаехт о том единственном времени, которое нам принадлежит. Мы так легкомысленны. считал Паскаль, что мечтаем только о воображаемых временах и без рассуждений бежим от единственно существующего в действительности.

Это потому, что настоящее обычно ранит нас. Мы его прячем с глаз долой, потому что оно нас удручает, а если оно нам приятно, то жалеем, что оно ускользает. Мы пытаемся удержать его в будущем и предполагаем распоряжаться такими вещами, которые отнюдь не в нашей власти, в том времени, до которого мы вовсе не обязательно доживем. Пусть каждый, призывал он, разберется в своих мыслях. Он увидит, что все они заняты прошлым или будущим. Настоящее никогда не бывает нашей целью. Таким образом, мы вообше никогда не живем, но лишь собираемся жить и постоянно надеемся на счастье;\

Пока человек не нашел ничего святого в еврей жизни, ничего, имеющего глубину, волнующую красоту в настоящий момент его существования. его жизнь поверхностна. Он может жениться, иметь детей, хороший дом и деньги, может быть умным и удачливым. Но его жизнь будет лишена того аромата мудрости и спокойствия, без которого все похоже на тень.

Индийский мудрец Джидду Кришнамурти (1895—1991) говорил, обращаясь к школьникам 10-12 лет. что основой правильной и счастливой жизни является образование, реальное образование. А быть реально образованным — значит не бояться, значит научиться жить без страха. Потом он обобщил спои идеи в книге «Начало обучения». «Быть реально образованным. — говорил он. - означает не приспосабливаться к обществу, не имитировать, не делать того, что делают миллионы. Если вы чувствуете. что нам нравится делать это — делайте. Но будьте готовы к тому, что делаете — ссорам, ненависти, антагонизмам, разделениям между народами. войнам - если вам действительно нравится жить таким образом Если вы принимаете весь этот беспорядок, хаос вокруг вас. то вы - часть этого хаоса и нет никаких проблем. Но если вы скажете: я не хочу жить так. вы должны найти другой иугь. Приспосабливаться к тому, что есть, приказывает не разум, а хитрость. Вы должны быть образованны в каждом отрезке вашей жизни — внешне п внутренне. Это означает , что внутренне вы должны избавиться or страха. Понимание того, что такое страх. П.Д.

I увии t..H. Некрасова

делает наш разум интеллигентным Эта интеллигентность показывает, как жить правильно и этом мире. Страх — это величайшая может быть, самая великая проблема. Вы полжны и целом понять ее. чтобы выйти из страха Ты говоришь: я боюсь неизвестного, боюсь завтрашнего дня. будущего Почему ты вообще думаешь о завтрашнем дне? Потому что отец, мать, соседи всегда спрашивают, что будет с тобой завтра? Они - путли- выи народ, и ты попадаешь в эту же ловушку»-".

Действительно, все вокруг страшно: мир становится все более и более населенным: в Индии рождается каждый гол 20 или 30 миллионов человек, в Китае — еше больше. И все хотят работы, дома, престижа, детей, власти, денег. Но если человек смолоду пытается жить без страха. то потом, когда он вырастет, кем бы он ни стал - садовником, поваром или еше кем-нибудь. - он все равно будет счастлив.

Дети, говорил Кришнамурти. должны слушаться родителей, но послушание вызвано либо слепым повиновением, либо разумностью. Эта разумность не имеет ничего общего с механической привычкой к повиновению. Истинная любовь родителей к своим детям - в желании. чтобы они не приспосабливались слепо к требованиям старших, чтобы они обучались, вместо того чтобы имитировать истинное обучение. Если бы родители действительно любили своих детей, не было бы войн28.

<< | >>
Источник: Валерий Губин, Елена Некрасова. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга — 240 с.. 2000

Еще по теме Счастье:

  1. ТЕМА 8. СМЫСЛ ЖИЗНИ И СЧАСТЬЕ
  2. 9.1. Взаимосвязь смысла жизни и счастья
  3. 9.3. Счастье: и результат везения, и результат борьбы-труда
  4. 9.4. Счастье — единство удовлетворенности и неудовлетворенности
  5. Глава XVIНЕПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ОСНОВСВОЕГО СЧАСТЬЯ — ПОДЛИННЫЙ ИСТОЧНИКИХ БЕДСТВИЙ; ТЩЕТНЫЕ ПОПЫТКИ ПОМОЧЬ ИМ
  6. III ЕДИНСТВО ВОЛИ И СТРЕМЛЕНИЯ К СЧАСТЬЮ
  7. II КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ САМОУБИЙСТВА СО СТРЕМЛЕНИЕМ К СЧАСТЬЮ
  8. IV СОГЛАСОВАНИЕ БУДДИЗМА СО СТРЕМЛЕНИЕМ К СЧАСТЬЮ
  9. V ОБЫЧНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В СТРЕМЛЕНИИ К СЧАСТЬЮ
  10. VIII СУЩЕСТВЕННЫЕ РАЗЛИЧИЯ СЧАСТЬЯ И СЕБЯЛЮБИЯ
  11. IX СТРЕМЛЕНИИ К СЧАСТЬЮ И ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТІ ІОІІІНІІИІО К ДРУГИМ
  12. X ГАРМОНИЯ СОВЕСТИ СО СТРЕМЛЕНИЕМ К СЧАСТЬЮ
  13. XI ДОБРОДЕТЕЛЬ И СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ
  14. Взаимосвязь смысла жизни и счастья
  15. Сделай своим критерием счастье
  16. ЧТО ЗНАЧИТ ДОРОЖИТЬ СЧАСТЬЕМ БЫТИЯ
  17. Тема 11: О здоровье и счастье наших детей