<<
>>

Смысл жизни

Человек на протяжении всей своей истории страдал от разлада между упованиями его сердца и слепым ходом мирового бытия, от дисгармонии между личным, духовным и безлично-природным началами бытия, от столкновения со слепыми силами человеческого мира, которые отличаются от природных еше большей разрушительностью при воздействии на человека.
И в личной жизни глупость и бессмыслие человека аналогичны стихийно-космическим силам природы По. собственна. только п XX иске трагическое мироощущение перестает быть уделом одиночек-мыслителей и получает псе большее распространение В XX пеке становится очевидным, что попытки разрешения великих исторических задач во все периоды должны быть признаны сплошной неудачен. В исторической судьбе человека, полагал Бердяев, в сущности все не удалось и. видимо, никогда не будет удаваться. Не удался ни один замысел, ни одна задача и цель какой-либо исторической эпохи. Не удается Царство Божие. Если оно было задано в историческом процессе как разрешение человеческой судьбы, то оно никогда не осуществлялось, не происходило даже приближения к этому осуществлению Не удался Ренессанс, и то. что им создано, не соответствует его планам. Такие же неудачи постигли Реформацию, поставившую себе великую цель утверждения религиозной свободы и приведшую к крушению религии: Французскую революцию, создавшую вместо братства, равенства и свободы буржуазное общество, новые формы неравенства и ненависти людей друг к другу. Не удается, говорил Бердяев в 1920 году, социализм. Он вскроет новые внутренние противоречия человеческой жизни, которые сделают невозможным осуществление тех задач, которые выставило социалистическое движение. Он никогда не приведет человека к богатству, не осуществит равенства, а создаст лишь новую вражду между людьми, новую разобщенность и новые неслыханные формы гнета. Не удастся и анархизм, он никогда не осуществит той предельной свободы, к которой призывает, наоборот, может установить еще большее рабство.
Никогда не удавалась в истории ни одна из революций, ибо они обычно кончались реакцией, хотя и происходило определенное осмысление пережитого опыта. Не удалось в истории и христианство: те задания, которые были поставлены христианской нерой 2000 лет назад, никогда не были и не будут осуществлены. История и все историческое по природе своей таково, что никакие совершенные осуществления в ней невозможны. Но великий исторический опыт имеет глубочайший смысл, который раскрывается за пределами истории5-1.

Однако это не основание, чтобы современному человеку упиваться трагедией своей жизни и приходить в отчаяние. Этим уничтожается самый смысл трагизма. Трагедия дана для ее преодоления: ей присущ динамизм, влекущий к ее разрешению. Всякая трагедия имеет исход, хотя бы он состоял в гибели трагического героя, что тоже есть преодоление трагедии. Трагедия, к которой пассивно привыкает человек, считая ее своим нормальным состоянием, вне которого ему ничего не ведомо, есть нелепое извращение самого существа трагедии. Сама возможность трагедии предполагает тс глубины человеческого духа, в которых он. возвышаясь над ней. имеет прочную основу своего бытия в блаженном покое гармонии. Поэтому тенденция современного человека видеть в трагизме единственное, исчерпывающее содержание человеческой жизни есть нелепое противоречие, свидетельствующее о слепоте и отчаянии перед лицом невообразимого доя него временного процесса творчества с его постоянно повторяющимися неудачами.

И все эти века до нашего времени такому трагическому мироощу щению противостоит другое восприятие мира, основанное на вере вчело-

В..Д І уіінн. Ь-Н. Некрасова

иска, и его творческие силы, на примате деятельности нал созерцанием. на примате динамизма, становлений нал закопчен но-неподвижным бытием. Назначение человека, с точки зрения подобного мировосприятия. в том. чтобы быт ь самодержавным хозяином собственной жизни и верховным властителем мира. Фактически для духовной жизни эти означает, что человек осознал себя земным богом.

Признавая только «этот» мир и себя самого — его частью и членом. — он вместе с тем уверовал во всеблагость и всемогущество себя самого, в свою способность п призвание покорить, усовершенствовать, одухотворить мир. частью которого он сам начнется. Отсюда — слепая, благодушно-оптимистическая вера в непрерывный умственный и нравственный прогресс, в легкую возможность осуществления царства разума, правды и добра, то есть «царства Божии» на земле.

Вера эта осуществляется в виде индивидуализма, атомизации общества. неограниченного роста народонаселения и неограниченного роста потребностей, что в свою очередь вызывает упадок религиозной веры, ослабление духовной жизни. Такая позиция человека привела, согласно Бердяеву, к созданию индустриально-капиталистической системы, которая изменила весь характер человеческой жизни, весь ее стиль, оторвав человеческую жизнь от ритма природы. Эта система, развиваясь с большой скоростью, создает химеры, направляющие человеческую жизнь к фикциям, которые производят впечатления реальностей. Много ли онтологически реального в биржах, банках, бумажных деньгах, в фабриках, производящих ненужные предметы или орудия истребления жизни, много ли реального в росте ненасытных потребностей? Повсюду раскрывается дурная бесконечность, не знающая завершения. Такая система могла возникнуть лишь в обществе, которое окончательно отказалось от христианского аскетизма, отвернулось от неба и занялось исключительно земным удовлетворением. Социализм, по Бердяеву, есть лишь дальнейшее развитие индустриально-капиталистическои системы, окончательное торжество заключенных в ней начал и их всеобщее распространение. Капитализм и социализм одинаково сопровождаются упадком и угасанием духовного творчества, убылью духа в человеческом обществе'1.

Но как трагически-созерцательная, так и активно-деятелъностная позиция страдают существенным недостатком: утратой понимания укорененности человека в бытии. Бытие в данном случае - это жизнь, то есть активность, творчество, процесс неустанного становления: но вместе с тем это вечная жизнь, она отличается законченной полнотой, то есть вечностью.

«...К чему бы мы ни стремились, каковы бы ни были частные задачи, которые мы сами себе ставим. - говорит Франк, - мы в последнем счете стремимся к одному: к полноте и завершенности... Мы стремимся стать сами вечной, завершенной, всеобъемлющей жизнью»55.

Это стремление неосуществимо, если мы ищем полноты бытия в таких благах, как богатство, власть, всеобщее признание, безмятежность наслаждении. Здесь мы одержимы никогда не уголимои жаждой. Все дела человека ничтожны и суетны, если он сам ничтожен, если его жизнь не имеет смысла, если он не укоренен в некой превышающей его

Онтология челансческою оьиия

и не им сотворенной разумной почве Вообще искать смысл в каком- либо леле — значит впадать в иллюзию, будто человек сам может сотворить смысл своей жизни. Чтобы искать смысл, нужно остановиться, сосредоточиться, ни о чем не хлопотать. Здесь «неделание» важнее самою важного и благотворного дела. Что бы ни совершал человек, какие бы технические, социальные, умственные усовершенствования ни вносил в жизнь, его завтрашний и послезавтрашний день ничем не будут отличаться от вчерашнего и сегодняшнего. Всегда в этом мире будет царить слепая случайность, человек всегда будет бессильной былинкой, которую легко погубить, всегда жизнь его будет кратким отрывком, в который не вместить осмысляющей жи знь духовной полноты, и всегда слепая страсть, глупость и зло будут нарить на земле'".

Подлинно нравственная установка знает только одну цель: творить добро, вливать в мир силу добра и столь же неустанно бороться с грехом, злом, неустроенностью мира, с действующими в нем силами разрушения.

Все внешние критерии смысла человеческого существования, поиски этого смысла в истории, в природе обнаруживают свою несостоятельность. Вера в прогресс, в непрерывное совершенствование человечества, вдохновлявшая множество людей в последние два века, полностью разоблачена, ибо оказалось, что человечество не движется вперед, оно ни на шаг не приблизилось к осуществлению совершенного общественного строя, воплощению добра и разума в человеческих отношениях.

Но история человечества — лишь часть космической истории, и здесь человечество со всех сторон окружают слепые и роковые необходимости космической природы, все хуже обстоит дело с природными условиями существования. Все это сковывает человеческую жизнь и заражает своей безнадежностью. Конечно, окружающий нас мир - не мертвая машина и не хаос косной материи, это великое живое существо, но все же незрячее и неразумное. Он. по мысли Франка, - слепой великан, который корчится в муках, терзается своими собственными страстями, от боли грызет самого себя. И поскольку человек есть только ничтожная его часть, а его душа лишь клеточка космической души, - человек безнадежно окован, захвачен в плен могучими слепыми силами космоса и вместе с ним обречен корчиться в бессмысленных муках, бессмысленно рождаться и бесплодно гибнуть в слепом процессе неустанного круговорота мировой жизни.

Сами наши поиски смысла уже дают осмысленность нашему существованию. Смысл жизни нельзя найти готовым, раз и навсегда данным. утвержденным в бытии. Смысл жизни не дин. о задан. Все готовое и существующее независимо от нас есть либо март нос. либо чуждое и Нам не пригодное. А смысл должен быть живым, ибо он смысл нашей жизни, и должен быть внутри нас. а не вовне. Поэтому его искание - эго напряженное, волевое самоуглубление, полное труда и лишений, погружение із глубины бытия, это максимальное напряжение и раскрытие нашего существа, улавливание его в творческом процессе приобщения к нему -....Искание смысла жизни есть борьба за смысл против бессмыслицы, и не в праздном размышлении, а лишь в подвиге борьбы против тьмы бессмыслия мы можем добраться до смысла, ут-

Ц.Д. Iуонн. fc.M. Нскрасііи:і

нсрдігть его в себе, сделать его смыслом своей ЖИЗНИ Н тем ПОДЛИННО усмотреть его или уверовать в него»' Поиск смысла это укрепление в себе веры, которая есть напряженное внутреннее действие по преобразованию нашей жизни.

Гаким образом, подлинно творческое и плодотворное л ел о совершается в глубине человека, и это глубоко внутреннее дело есть настоящее.

основное дело человека, оно состоит в действенном утверждении себя в первоисточнике жизни, оно состоит в молитвенном подвиге обращенности нашей души к Богу, в аскетическом подвиге борьбы с мутью и слепотой наших чувственных страстей, нашей гордыни, нашего эгоизма.

Обычно, говорил Франк, про людей, занимающихся таким делом, думают, что они либо ничего не делают, либо заняты только своим личным спасением. Им противопоставляют общественного дея теля, занятого устройством судьбы множества людей. Но это рассуждение в корне ложно, ибо строится на непонимании сути подлинно производительного дела. Для того чтобы пропагандировать идеи и устраивать жизнь в согласии с ними, надо их иметь, для того чтобы творить добро людям и ради этого бороться со злом, надо иметь само добро. Без этого производительного труда и накопления невозможна жизнь.

В большинстве своем люди, по Франку, не понимают, что добро - не только естественное качество нашего поведения, что добро субстанциально и оно — реальность, которую нужно добывать, которой надо обладать, чтобы одаривать ею других людей. Но добывает и накопляет добро только подвижник, и каждый из нас — а той мере, в какой он есть подвижник, — и посвящает свои силы этому подвигу. Поэтому молитвенный и аскетический подвиг есть не бесплодное занятие, а единственное производительное дело в духовной сфере, подлинное созидание и добывание юго питания, без которого люди обречены на голодную смерть. Наши политики, замечал Франк, из всего дела Сергия Радонежского любят с одобрением отмечать, что он благословил рать Донского и дал ей двух монахов из своей обители. Но они забывают. что этому предшествовали десятилетия упорного молитвенного и аскетического труда, что этим трудом были добыты духовные богатства, которыми питались в течение веков и доселе питаются русские люди, без пего они не имели бы сил подняться на борьбу с татарами.

Таким образом, все человеческие стремления в конечном счете суть стремления к жизни, к обретению света и прочности бытия. И именно поэтому, считал Франк, все внешние человеческие дела, способы устройства и упорядочения жизни опираются на внутреннее дело - на осмысление жизни через духовное делание, взращивание в себе сил добра и правды.

Чтобы изменить жизнь, нужно усовершенствовать ее сразу, педиком. а во времени она дана лишь но частям: мы живем всегда лишь в малом, преходящем ее отрезке Поэтому работа над жизнью в целом есть работа духовная, деятельность соприкосновения с вечным как сразу и целиком данным. И $менения в жизни происходят тогда, когда все свои дела и поступки соотносишь с вечностью, меряешь ее масштабом Дополнительная литература

Бердяев Н.А. Эрос и личность. М.. 1988

Бердяев Н.А. Смысл творчества /7 Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 томах. T.I. IV).. 1994

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.. 1992.

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.. 1993. О смерти и бессмертии. М.. 1991.

Русский Эрос или философия любви в России. М.. 1991.

Соловьев B.C. Смысл любви // Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. Т. 2.

М.. 1990.

Татаркевнч В. О счастье и совершенстве человека. М.. 1981. Токарчик В. Мифы бессмертия. М.. 1992. Трубеикой Е.Н. Смысл жизни. М.. 1994.

В.Л. І >ііин. L..H. Некрасова

<< | >>
Источник: Валерий Губин, Елена Некрасова. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга — 240 с.. 2000

Еще по теме Смысл жизни:

  1. Тема 9. ЭТИКА И РЕЛИГИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
  2. ТЕМА 8. СМЫСЛ ЖИЗНИ И СЧАСТЬЕ
  3. 3.2. О смысле жизни
  4. 9.1. Взаимосвязь смысла жизни и счастья
  5. Смысл жизни
  6. МОЙ РАЙ И МОЙ АД (СМЫСЛ ЖИЗНИ И МИРА)
  7. СМЫСЛ ЖИЗНИ
  8. Взаимосвязь смысла жизни и счастья
  9. Глава 17. СМЫСЛ ЖИЗНИ И СМЕРТИ
  10. ЖИЗНЬ История поисков смысла жизни