Человек есть Бог христианства, а антропология есть тайна христианской теологии.
История христианства имеет своей единственной задачей раскрыть эту тайну - осуществить и познать теологию как антропологию. Различие между протестантизмом и католицизмом - старым, лишь в книгах, а не в действительности существующим католицизмом - состоит лишь в том, что католицизм есть теология, а протестантизм есть христоло- гияу т.е. (религиозная) антропология. Католицизм имеет супранату- ралистического, абстрактного Бога, такого Бога, который есть отличное от человека, не человеческое, а сверхчеловеческое существо. Поэтому цель католической морали, богоподобие, состоит в том, чтобы быть не человеком, а больше чем человеком, т.е. небесным, абстрактным существом, или ангелом. Только в морали реализуется, открывается сущность религии; только мораль есть критерий того, есть ли религиозная вера истина или химера. Следовательно, сверхчеловеческий, сверхъестественный бог только там есть еще истина, где он имеет своим следствием сверхчеловеческую, сверхъестественную или, скорее, противоестественную мораль. Напротив того, протестантизм имеет не супранатуралисШическую, а человеческую мораль, мораль из плоти и крови, и, следовательно, его Бог, его истинный, действительный Бог не есть уже абстрактное супранатуралистическое существо, а существо из плоти и крови. "Дьяволу не нравится, что наша плоть и кровь есть сын божий и даже сам Бог, царствующий на небе над всем" (Лютер, ч. XVI, стр. 573). "Помимо Христа нет Бога, и где пребывает Христос, там пребывает все божество" (он же, ч. XIX, стр. 403). Католицизм имеет как в теории, так и на практике такого Бога, который, несмотря на предикат любви и человечности, есть существо само для себя, до которого человек доходит, лишь отрицая самого себя, свое себе довлеющее бытие; напротив, протестантизм имеет такого бога, который, по крайней мере іп ргахі по существу существует уже не для себя, а для человека и его блага; поэтому в католицизме высшим актом культа, "Христовой обедней", является жертва человеком; этот же Христос, эта же плоть и кровь, распятые на кресте, приносятся в жертву Богу в форме "даров"; в протестантизме, напротив, они суть жертва, "дар божий"; Бог жертвует собой, отдает себя человеку на вкушение (См. Лютер, например, ч. XX, стр. 259; ч. XVII, стр. 529). В католицизме человечность есть свойство, предикат божества (Христа) - Бог есть человек; напротив, в протестантизме божественность есть свойство, предикат человечества (Христа) - человек есть Бог. "В прежние времена величайшие богословы отвергали человечность Христа ради его божественности и держались только последней, думая, что не надо считаться с человечностью Христа. Но следует восходить к божественности Христа, не отвергая его человечно- сти и не ограничиваясь его божественностью. Ты не должен знать иного Бога или сына божьего, кроме того, который родился от девы Марии и вочеловечился. Кто обрел его численность, обрел и его божественность" (Лютер, ч. IX, стр. 592, 598)189. Или короче, в католицизме человек существует для Бога, а в протестантизме, наоборот, Бог существует для человека190 "Иисус Христос, Господь наш, ради нас был зачат, ради нас родился, ради нас страдал, ради нас был распят, ради нас умер и погребен. Господь наш в утешение нам воскрес из мертвых, воссел ради нашего блага одесную всемогущего отца и в награду нам будет судить живых и мертвых. Это и хотели указать святые апостолы и возлюбленные отцы церкви в своем символе веры словами "нас" и "господа нашего", т.е. что Иисус Христос стоит за нас и что он хочет и может нам помочь". "Итак, не следует читать и произносить эти слова равнодушно и относить их только ко Христу, а не к нам также" (Лютер, ч. XVI, стр. 538). "Я не знаю другого Бога, кроме того, который существует для меня" (Он же, ч. III, стр. 589). "Разве не важно то, что бог есть человек, что Бог позволяет человеку присвоить себя и хочет принадлежать ему, подобно тому как муж отдает себя жене и хочет принадлежать ей? Но если Бог наш, то и все вещи наши" (ч. XII, стр. 283). "Бог не может быть Богом мертвых, которые суть ничто, но он есть Бог живых. Если б Бог был Богом мертвых, то он уподобился бы супругу, у которого нет жены, или отцу, у которого нет сына, или господину, у которого нет слуги. Ибо если он супруг, то должен иметь жену. Если отец, то должен иметь сына. Если господин, то должен иметь слугу. Иначе он будет мнимым отцом, мнимым господином, т.е. будет ничем". "Бог не есть Бог, подобный идолам язычников, не есть Бог воображаемый, который существует только для себя и кругом которого нет никого, кто бы к нему взывал и служил ему" "Бог - это, значит, тот, от кого мы ожидаем получить все благо... Если б он существовал на небесах только для себя и не посылал нам ничего благого, то это был бы каменный или соломенный бог... Если б он только для себя восседал на небе, как колода, то он не был бы Богом" (Ч. XVI, стр. 465). "Бог говорит: Я, всемогущий творец неба и земли, есмь Бог твой... Быть Богом-значит избавлять от всякого зла и несчастья, угнетающих нас, от греха, ада, смерти" и т.д. (Ч. II, стр. 327). "Весь мир считает Богом того, на кого человек полагается в нужде и искушении, в ком он находит себе утешение и кто может подать ему всякое бла- го и помощь. Так рисует разум Бога; он есть тот, кто оказывает человеку помощь и подает ему все полезное и благое. Это усмотришь ты в словах: господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской"159. Здесь он сам говорит, что такое Бог и каковы его природа и свойства; он говорит, что творит добро, спасает от опасности и помогает в нужде и превратностях судьбы" (Ч. IV, стр. 236, 237). Но если Бог только потому есть Бог живой, т.е. действительный Бог, Бог вообще, что он есть Бог человека, существо, полезное для человека, доброе и благодетельное, то человек поистине есть критерий, мерило Бога, абсолютное существо - сущность Бога. Бог, существующий только для себя, не Бог - это значит не что иное, как то, что Бог без человека не есть Бог; где нет человека, нет и Бога; отнимая у Бога предикат человечности, мы отнимаем у него и предикат божественности; с отпадением отношения Бога к человеку падает и его сущность.
Но вместе с тем протестантизм по крайней мере в теории позади этого человеческого Бога сохранил также и древнего супранатурали- стического бога. Протестантизм есть противоречие между теорией и практикой; он эмансипировал только человеческую плоть, а не человеческий разум. Сущность христианства, т.е. божественная сущность, не противоречит, согласно протестантизму, естественным побуждениям человека, "поэтому мы должны знать, что Бог естественные склонности в человеке не отвергает и не уничтожает, ибо они насаждены природой; напротив, он их поддерживает и сохраняет" (Лютер, ч. III, стр. 290). Но эта сущность противоречит разуму, и потому теоретически она является лишь предметом веры. Но сущность веры, сущность Бога, как мы доказали, есть не что иное, как вне человека полагаемая, вне человека представляемая сущность человека. Поэтому сведение внечеловеческой, сверхъестественной и противоречащей разуму сущности Бога к естественной, имманентной, врожденной сущности человека есть освобождение протестантизма и христианства вообще от его основного противоречия, сведение его к его истине - к необходимому, неотразимому, неустранимому и неопровержимому результату христианства.