<<
>>

ФЕЙЕРБАХ ЛЮДПИГ АІ1ДРЕАС I*I;UE:RBACII LUDWIG ANDREAS (АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ДЛЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ "БРОКГАУЗ")

При поготовкс к изданшо литературного наследия своего отца, известного криминалиста Аиссльма Фейербаха (1755-1833) JI. Фейербах устанавливает связи с фирмой "Брокгауз". выпускавшей с 1808 г.
"Всеобщую немецкую энциклопедию", выдержавшую к тому времени девять изданий. Для нового, десятого издания энциклопедии (получившей краткое название "Брокгауз") Фейербах написал две ста тьи. Первая пз них - "Фейербах (I)" была посвящена отцу философа, а также содержала биографические сведения о братьях JI. Фейербаха, довольно известных представителях немецкой интеллигенции первой половины XIX и. Вторая статья - "Фейербах (2)" является краткой философской автобиографией Л. Фейербаха. Обе статьи появились без подписи в шестом томе десятого издания энциклопедии "Брокгауз" в 1852 г. Анонимный характер статей помешал, видимо, их включенню в "Собрания сочинений" JI. Фейербаха, выходившие во второй половине XIX - начале XX в. И процессе подготовки последнего немецкого издания В. Шуффепгауэр н И. Га- рнх установили авторство Л. Фейербаха и включили названные статьи в одиннадцатый том его сочинений (Feuerhach L. Gesammelte Werke. В., 1982. Bel. U.S. 3-8, 9-Ю).

Для настоящего издания наибольший интерес представляет, естественно, втора пз указанных статей - "Фейербах Людвиг Андреас" Она публикуется в переводе Б.В. Мееров- ского. Впервые этот перевод был напечатан в журнале "Философские науки" (1986. № 2).

'Фейербах имеет в виду своего отца, которому была посвящена статья "Фейербах

(ІГ

2См. примеч. 4 к работе "Фрагменты к характеристике моей философской curriculum viiae"

-'Фейербах вынужден был, как известно, отойти от преподавательской деятельности в Эрлапгепском университете в связи с осуждением написанного им сочинения "Мысли о смерти и бессмертии" (1830).

4'Трехмесячник Виганда" ("Wigancl's Vierlcljahrsschrifl") - философский журнал левых гегельянцев, издававшийся О.

Ппгапдом в Лейпциге в 1844-1845 гг.

^"Критика в области философии" ("Kriliken aufdcni Gebiel der Philosophic") была написана Фейербахом в ответ па сочинение К.Ф. Бахмапа "Анти-Гегель" (1835), в котором гегелевская философия критиковалась с кантианских позиции. Фейербах выступил в защиту Гегеля, против Бахмапа, хотя расхождения самого Фейербаха с гегелевской философией уже проявились к тому времени достаточно отчетливо. В 1846 г. Фейербах включил эту работу во второй том своего "Собрания сочинении" под названием «Критика "Анти-Гегеля"». Под таким же заглавием она опубликована в издании. Фейербах Л. История философии. М.. 1967. Т. 2.

русском переводе эту работу см.: Там же. М., 1967. Т. I.

7Ко времени публикации настоящей автобиографической статьи вышли в свет восемь томов первого немецкого издания "Собрания сочинений" Л. Фейербаха. В дальнейшем вышло еще два тома этого издания: L. Eeuerbach's Sammtliche Werke. Leipzig, 1846-1866. Bd. 1-10.

ВОПРОС О БЕССМЕРТИИ СТОЧКИ ЗРЕНИЯ АНТРОПОЛОГИИ DIE UNSTERBLICHKEITSFRAGE VOM STANDPUNKTE DER ANTHROPOLOGIE

Проблему смерти и бессмертия Фейербах разрабатывал в течение многих лет, начиная со своей работы "Мысли о смерти и бессмертии", вышедшей анонимно в 1830 г. Этой же проблеме была во многом посвящена и работа "Абеляр и Элоиза, пли Писатель и человек. Собрание юмористически-философских афоризмов" (1834). В 1846 г. Фейербах создает еще одно сочинение, в котором развивает указанную проблему - "Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии". В него вошли четыре первые главы настоящего издания. В'1847 г. "Вопрос о бессмертии..." был донолпсп еще двумя разделами: «О моих "Мыслях о смерти и бессмертии"» и "Дополнительные замечания и ссылки". В таком виде "Вопрос о бессмертии..." вошел в третий том первого немецкого "Собрания сочинений" Фейербаха (Лейпциг, 1847). Наконец, в 1866 г. в последнем, десятом томе этого "Собрания сочинений" был опубликован очерк: "Критика обычных объяснений представлении о бессмертии, в особенности народных и древних".

В первом томе второго немецкого издания сочинении Фейербаха, который вышел в 1903 г., все перечисленные работы были напечатаны вместе под заглавием: "Мысли о смерти п бессмертии" ("Gedankeu liber Tod und Unsterbiiclikeit"). В русском переводе (11.А. Алексеева) работа "Вопрос о бессмертии сточки зрения антропологии" была впервые в сокращенном виде опубликована в сборнике: Фейербах Л. О дуализме и бессмертии. СПб., 1908. В полном виде (пер. И.С. Карского) "Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии" был напечатай в первом томе "Избранных философских произведений" Фейербаха (1955).

Для настоящего издания перевод И.С. 1 Іарского был сверен С.А. Ромашко с немецким текстом: Fenerbach L. Gesammelle Werke. В., 1982. Bd. 10, 11.

'"Илиада", XXIII, 103-107. Пер. II. Гиеднча.

2"Однссея", XI, 206-207, 218-222. Пер. В. Жуковского.

^Имеется в виду книга премудрости Иисуса, сына Снрахова, входящая в состав Ветхого завета.

4другая сторона (лат.).

5с точки зрения свободы (лат.).

г,См. примеч. 12 к работе «К критике "позитивной философии"».

7случан, дело (лат.).

"очевидно, естественно, именно (лат.).

9сам (греч.).

'"Юридический термин, обозначающий пмеппе, которое переходит по наследству к старшему сыну.

мСм. примеч. 17 к работе "Фрагменты к характеристике моей философской curriculum vitae"

|2Иные вкусы - иные правы (лат.).

,3См. нримеч. 14 к работе "Против дуализма тела и души, плоти и духа".

14велпкие душой (лат.).

,5См. примеч. 18 к работе "Основные положення философии будущего".

к,См. примеч. 9 к работе «К критике "позитивной философии"».

І7номіпіальпо (лат.).

1 креальпо (лат.).

,у"0 граде божпем" (лат.) - сочинение христианского философа Августина (354-430).

20"О подражании Христу" (лат.) - сочинение, приписываемое христианскому теологу Фоме Кемпийскому (ок. 1380-1471).

21"Искусство любви" (лат.) - поэма римского поэта Овидия (43 до н.э. - ок. 18 н.э.).

22"0 природе вещей" (лат.) - поэма римского поэта и философа-материалиста Лукреция (ок.

99 - 55 до и .э.).

23"0 закусках и приправах" (лаг.) - кулинарная книга, приписываемая римлянину Лппцию (I в.).

24См. примеч. 4 к работе "О начале философии"

25См. примеч. 7 к работе "Предварительные тезисы к реформе философии"

20См. там же, примеч. 8.

27любои це пой (фр.).

2нложпый шаг, ошибка (фр.).

-'Живи и преуспевай во веки веков (лат.).

•1оборьба плоти с духом (лат.).

31 вот и все (фр.).

•12См. примеч. 24 к работе "Фрагменты к характеристике моей философской curriculum vilae"

^манихеизм (манихейство) - религия, возникшая в III в. в Персии, своеобразный синтез зороастризма и христианства.

*4иарсизм, плп зороастризм - религия, возникшая в VII—VI вв. до н.э. на территории Древней Персии. Основная идея зороастризма - зависимость миропорядка от борьбы противоположных начал - добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти.

•vb жизни, п действительности (ла г.).

•^'Сапожник, суди пе выше сапога (лат).

•17См. примеч. 3 к работе "Фрагменты к характеристике моей философской curriculum vilae".

•янточка завершения, высшая точка (лат.).

•v;ciuia инерции (лат.).

4(|все то же, одно и то же (лат.).

4,с позволения сказать (лат.).

42ио обязанности (лат.).

4*бог из машины (лат.).

и Кати И. Соч. М., 1965. Т. 4, ч. I. С. 234.

45"Прпрода во всех заложила основанья добра и семена добродетели; все мы для нее рождены..." (Сенека. Письмо 108). См.іЛуцшї Лннсн Сенека. Нравственные письма к Jly- цплию. М. 1977. С 272.

46тевтоискпй философ (лат.).

47Фейербах противопоставляет здесь сапожнику по профессии, философу-мистику Я. 1>еме, которого называли "тевтонским философом", просветителя и гуманиста И.Г. Гердера. "Аврора, или Утренняя заря в восхождении" (1612) - сочинение 1>ёме; "Критические леса" (1769) - произведение Гердера.

4Нпредмет мышления (лат.).

4ус учетом необходимых предпосылок (лат.).

™ Гегель Г.Н.Ф. І Іаука логики. М., 1972. Т.

3. С. 21.

5'сущность особого рода (лат.).

^Гегель Г.Н.Ф. Паука логики. Т. 3. С. 22.

53букв. "после ираздппка" (лат.), т.е. задним числом.

54 в душе (ш ал.).

•^да здравствует (лат.).

5Г)да погибнет (лат.).

57Фсйербах имеет в виду приложение к его "Мыслям о смерти и бессмертии" - "бо- гословско-сатприческпе кссшнГ* (эпиграммы), представляющие собой двитшнпя.

*8белая горячка (лат.).

59Имеется в виду легенда об аэндорскон заклинательнице, которая по просьбе древнееврейского царя Саула вызвала дух умершего пророка Самуила (I ки. Царств, 28).

6013 русском синодальном переводе Ветхого завета это место читается так: "Тогда женщина спросила: кого вывести тебе? И отвечал оп: Самуила выведи мне" (1 кп. Царств, 28, 11).

6|"Виделп тебя, Воже, воды, видели тебя воды, и убоялись, и вострепеталII бездны" (Псалтирь, 76, 17).

62"Она призывает тени пз могил и кости с еще дымящегося костра" (Тибулл. Элегии, I, 2, 45). В русском переводе (JI. Остроумова) это место читается так: Видел не раз я: она низводит созвездия с неба И заклинаньем своим рек изменяет русло. Тени влечет пз гробниц, утробу земли разверзая, Песней над хладным костром кости из пепла зовет.

Тибулл. Элегии, I, 2, 45-48. русском переводе (JI. Остроумова) это место читается так: После того как зажженный костер превратит меня в пепел. Пусть невеликий сосуд скроет останки мои.

Пропорции. Элегии. II, 13, 31-32. (,4Легкпе души теперь и тела погребенных в могилах Вродят, тени едят яства с гробниц и могил.

Овидий. Фасты, II, 565-566. Пер. Ф.А. Петровского. '^Только что Ромул сокрыл в холме тень умершего брата И преждевременный прах Рема был чнппо почтен.

Овидии. Фасты, V. 451-452. Пер. Ф.А. Петровского, ^'божсства-маны (лат.).

67Этн, что жалкой толпой здесь стоят, - землей не покрыты, Лодочник этот - Хароп; перевозит оп лишь погребенных. На берег мрачный нельзя переплыть через шумные волны Прежде теням, чем покой обретут в могиле останки.

Здесь блуждают они и его лет над берегом реют, - Только потом к желанной реке их вновь допускают.

Вергилий. Энеида, VI, 325-330. Пер. С. Ошеро ^"Искусство их непостижимо" (лат.).

м"Тогда Саул вдруг нал всем телом своим на землю, пбо сильно испугался слов Самуила: притом и силы не стало в нем, пбо он пе ел хлеба весі» тот день и всю ночь" I кп. Царств, 28 29.

70унтн ко многим - лат. эвфемизм для обозначения смерти. 71 Сделай, чтобы кости мои переправили в урне смиренной В Рим. чтобы пзгнапппком мпе п после смерти пе быть.

Овидий. Скорбные элегии, III, 3, 65-66. Пер. С Шервннского. 72"Мы следуем за тобой в том порядке, в каком это решила природа" (ла г.). 71См. кп. Вытня. 49. 29.

74"Он хранит все кости его: пи одна из них ие сокрушится". Псал тирь. Псалом 33, 20-21.

75"Исповедь". кп. 9, гл. 11. Имеется в виду автобиографическое сочинение св. Августина "Исповедь" (ок. 400 г.).

7f,B греческой мифологии одна пз рек в царстве мертвых (Аиде), через которую перевозят души умерших.

77В греческой мифологии одна из рек в царстве мертвых.

7Х"Кпнга истории", древнейший исторический источник в Китае. Пань-Гэн - древнекитайский правитель (1401-1374 до н.э.).

^Соответствующий русский перевод см.: Древнекитайская философия. М., 1972. Т. I. С. 103-104.

ж,См. 1 кп. Царств, 28, 15.

8,"Kiinra обрядов"-один нз источников, содержащий описание различных обрядов и ритуалов в Древнем Китае, относится к 1V-III вв. до н.э.

82"Ппсьма о каптовской философии" ("Bricfe liber die Kantische Philosophic") принадлежат немецкому философу, последователю и популяризатору Канта K.J1. Рейнгольду, опубликованы в 1786-1787 г.

хзРечь идет о Гильоме из Шамио (ок. 1068-1121) - католическом теологе, возглавлявшем богословскую школу в Париже.

^"удовлетворяло горячее желание человека владеть большими земельными площадями и господствовать над ними" (ла г.). Цитата из "Словаря математики, астрономии, геометрии" И. Инталия.

н5где (греч.).

нг>самый центр вселенной (лат.).

Х7"Искать в данной временной жизни место расположения ада или пытаться определить это место есть бесполезное любопытство. По то, что осужденным уготовано определенное место, не подлежит сомнению" (лат.). Байер ИГ Компендии положительной теологии. Лейпциг. 1717. С. 368.

**Куддс И.Ф. Компендий основ догматической теологии. Кн. 22.

К9"Мапы не выдумка: смерть пе все за собою уносит" (лат.). Проперцш/. Элегии, IV, 7, I. Ilep. JI. Остроумова.

WCM.: Овидии. Метаморфозы, VIII, 483-484.

'"См.: Илиада, XXIII, 179-180. Пер. II.M. Минского.

,,2См. кп. премудрости Соломона, 2, 23-24.

^"Послания к коринфянам" (лат.). Имеется в виду сочинение христианского богослова Феодорита (386/398-457).

^'Толкование на Евангелие от Иоанна" (лат.). Имеется в виду сочинение византийского церковного деятеля и проповедника Иоанна Златоуста (ок. 350-407).

^"Точное изложение православной веры" (лат.). Сочинение византийского богослова. систематизатора христианского вероучения Иоанна Дамаскниа (ок. 675-753).

%"Об истинности христианской религии" (ла г.).

1)7 Марк Аврелий Антонин. Размышления, 12, 5/Пер. А.К. Гаврило

';8См. кп. премудрости Иисуса, сына Снрахо а, 41, 1-4.

"См. кп. Иова, 3,20-21.

,00Амаднс - герой популярных рыцарских романов XVI в.

,0,См. 2 кп. Царств, 12,23.

|02См. кп. пророка Исзекинля, 5.

юз»*] |сттаких пыток, которых пе могла бы придумать изощренная жестокость н пег чжой непереносимой боли, которые бы пе входили в адские мучения" (ла г.).

импе по закону природы (лат.).

тЦицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях / Ilep. В.О. Горен ггейиа. М., 1976. С. 30.

шЛукреции Кар. О природе вещей, HI, 526-530. Пер. Ф.А. Петровского.

,(,7Там же. Кп. Ill, 800-803.

1()кпослсдисс творение, последнее сочинение (лат.).

,(МСкапдалі»ная хроника" (франц.).

М0См. кп. пророка Даниила, 12, 3: "И разумные будут спять как светила на тверди, н обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда".

<< | >>
Источник: Фейербах Л.. Сочинения: В 2 т. Пер. с нем. / Ин-т философии. - М.: Наука. Т 1. - 502 с. (Памятники философской мысли).. 1995

Еще по теме ФЕЙЕРБАХ ЛЮДПИГ АІ1ДРЕАС I*I;UE:RBACII LUDWIG ANDREAS (АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ДЛЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ "БРОКГАУЗ"):

  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  2. 2. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП (ФЕЙЕРБАХ)
  3. 5.4. Л. Фейербах. Философия Маркса
  4. Антропологический материализм Фейербаха
  5. А. К. Можеева К истории развития взглядов К. Маркса на субъект исторического процесса
  6. Письмо первое Эмпирия и идеализм
  7. Письмо шестое Декарт и Бэкон
  8. [ИЗ ПЕРЕПИСКИ]
  9. Примечания
  10. ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА МАКСИМОВА (1857-1905)
  11. Людвиг Фейербах. Отношение к Гегелю