<<
>>

ГИ'ОТИВ ДУАЛИЗМА ЇЇІЛА И ДУШИ, ПЛОТИ И ДУХА WIEDER DEN DUALISMUS VON LEI В UND SEELE, ELEISCIЇ UND GELST

Работа развивает и разъясняет идеи, содержащиеся в "Основных положениях философии будущего": впервые опубликована во втором томе сочинении Фейербаха (1846). В русском переводе I I.A.
Алексеева впервые появилась в книге JI. Фейербаха "О дуализме и бессмертии" (СПб.. 1908). В том же переводе (сверенным А.И. Рубииым) вошла в первый том "Избранных философских произведений" Фейербаха (1955). Для настоящего издания заново сверена С.А. Ромашко с немецким текстом: Fenerbach L. Gcsammelte Werke. В., 1982. Bd. 10.

'Имеется в виду "Всеобщая энциклопедия наук и искусств" ("Allgemeine Encyclopedic dcr Wisseiischaflen unci Kiinste" / Ilrg. J.S. Ersch, J.G. Grubcr), издававшаяся в Лейпциге с 1818 г.

2Гаузер (Mauser) Каснер - загадочная личность, о которой было написано немало работ в середине XIX ». В возрасте f6-!7 ле г был обнаружен в Нюрнберге в 1828 г.. почти не умел говорить, был лишен элементарных жизненных представлений, поражал современников ненормальностью восприятия различных объектов внешнего мира. В 1833 г. Гаузер погиб при певыяспепных.обстоятельствах.

^Русский перевод см.: Каши И. Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 402. 4См. примеч. 9 к работе "К критике философии Гегеля" -^самобытные (лат.), ^'самопроизвольное зарождение (лат.).

'"История души" - книга немецкого писателя, врача и философа-романтика Г. Г. Шуберта (1780-1860).

"единичный, единственное число (лат.). ''Природу побеждают, только повинуясь ей (лат.), '"жизненное наполнение (лат.).

"Изречение, приписываемое древнегреческому математику н механику Архимеду Снракузскому (ок. 287-212 до н.э.).

'-последний (решающий) довод (лат.). '•Vror итогов, общий итог (лат.). |4мыслеппая вещь (лат.). IS Глас парода - глас божий (лат.). и,парод (лат.).

,7См. примеч. 18 к работе "Основные положення философии будущего" '"высшая сущности, (франц.).

'''Фейербах цитирует сочинение Аисельма Кептербернйского (1033-1109) "Прибавление к рассуждению" ("Proslogion").

:(,Рсчь идет о К.

Вольфе, авторе "Естественной теол " ("Thcologiza naturalis...", 1736-1737).

2'Эта цитата из сочинения Аисельма Кептербернйского "Прибавление к рассуждению". С'лова в скобках вставлены Фейербахом.

220м. примеч. 29 к работе "Основные положення философии будущего" -'Данное подстрочное примечание, датируемое 1849 г., было напечатано во втором томе 2-го немецкого издания сочинений Фейербаха (Штутгарт. 1904).

ФРАГМЕН ТЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ МОЕЙ ФИЛОСОФСКОЙ CURRICULUM VITAE. ERAGMENTE ZUR CIIARAKTERISTIK М El NILS PHILOSOPIIISCII EN CURRICULUM VITAE

"Фрагменты..." представляют собой извлечения из писем Фейербаха родным, его дневниковых записей, автобиографических заметок, а также изложение основных идей его сочинений. "Фрагменты..." охватывают промежуток времени от 1822 до 1844 г. Они были составлены для первого (прижизненного) "Собрания сочинений" Фейербаха и вошли во второй том (1846). На русском языке впервые были напечатаны (в переводе А.И. Рубина) в сборнике "Основы 'философии будущего" (М., 1936). В этом же переводе вышли в нервом томе "Избранных философских произведений" Фейербаха (1955). Для настоящего издания указанный перевод сверен С.А. Ромашко с немецким текстом: lu'twrhach L. Gesammelie Werke. В.. 1982. Ikl. 10.

•См. примеч. 4 к работе «О "Начале философии"». 211ет блага вне философии (лат.), •'свод законов (ла г.).

4"0 едином, универсальном, бесконечном разуме" (лат.) - докторская диссертация Фейербаха.

^Фейербах излагает здесь рассуждение о душе из сочинения фплософа-пеоплатоии- ка Плотина (204-207) "Эниеады"

(,с позволения сказать (лат.). "Лекции по логике и метафизике", которые читались Фейербахом в Эрлапгсиском университете, сохранились и впервые полностью были изданы в 1976 г. См.: Feuerbach L. Vorlesungen iiber Logik unci Metaphysik. Darmstadt, 1976.

7Имеется в виду изречение, приписываемое Виапту пз Прнеиы. одному пз семи древнегреческих мудрецов, жившему в VI в. до н.э.: "Псе свое ношу с собой" хСм.

примеч. 32 к работе "Основные положення философии будущего". уО вкусах не спорят (лат.).

10академнческие дни (лат.), имеются в виду дни академических занятий в университетах, школах.

иСм. примеч. 20 к работе "К критике философии Гегеля"

12"Хромой бес" - сатирическим роман французского писателя А.Р. Лссажа (1668-1747), восходящий к так называемому плутовскому роману.

,3Это высказывание (в сокращенном виде) из работы Лейбница "Разъяснение трудностей, обнаруженных г-ном Вейлем в новой концепции о взаимосвязи души II тела". См.: Лейбниц Г.В. Соч. М., 1982. Т. I. С. 325. ,4духовиая пища (лат.). ,5явпое предзнаменование (лат.). 16ио обязанности (лат.). 17паглядпо, воочию (лат.). |Кв плоть п кровь (лат.).

1''Фейербах имеет в виду свою работу "О философии и христианстве в связи с упреком в нехристианском характере, сделанном философии Гегеля" (1839).

2(,Фейербах имеет в виду свою работу "Сущность веры в смысле Лютера" ("Das Wesen des Glaubcns іш Sinne Luther", 1844), которую ои рассматривал как дополнение к "Сущности христианства" 21 во тьме (лат.).

22свод законов гражданского права нлп церковного нрава (лат.). 2?в лучшей юридической форме (лат.).

24Вог из машины (лат.). Выражение, обозначающее внезапно появляющуюся, как в -ах ан тичных авторов, постороннюю могущественную силу, подобную чуду.

КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К "ОСНОВНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ФИЛОСОФИИ" KRITISC1IE BEMERKUNC.HN ZU DEN "GRUNDSATZEN DER PHILOSOPHIC"

Статья написана в 1848-1849 гг., и в пей Фейербах развивает идеи, содержащиеся в его работе "Основные положения философии будущего" При жизни Фейербаха статья пе публиковалась. Впервые "Критические замечания..." были напечатаны во втором томе второго немецкого издания сочинении Фейербаха (1904). В русском переводе (С. Вессонова) статья появилась впервые в первом томе "Собрания сочинений" Фейербаха (1923), вошла в первый том "Избранных философских произведений" Фейербаха (1955). Этот перевод сверен С.А. Ромашко с немецким текстом: L. Peuerbach's Sammtliche Werke. Stuttgart, 1904. Bd. II.

'Фейербах имеет в виду свою рецензию на книгу Ф. Доргута "Критика идеализма" ("Kritik des Idealismus" von I\ Dorguth), опубликованную в 1838 г. в "Галлеском ежегоднике по вопросам немецкой пауки и искусства" и вошедшую затем во второй том первого немецкого издании сочинений Фейербаха (1846). В русском переводе (В.И. Авербуха н А.П. Огурцова) эту работу см.: Фейербах Л. История философии. М., 1967. Т. 3. С. 339-353.

2См. наст, издание.

?чСм. примеч. 42 к работе "Основные положення философии будущего".

4бытне, существование (лат.).

<< | >>
Источник: Фейербах Л.. Сочинения: В 2 т. Пер. с нем. / Ин-т философии. - М.: Наука. Т 1. - 502 с. (Памятники философской мысли).. 1995

Еще по теме ГИ'ОТИВ ДУАЛИЗМА ЇЇІЛА И ДУШИ, ПЛОТИ И ДУХА WIEDER DEN DUALISMUS VON LEI В UND SEELE, ELEISCIЇ UND GELST:

  1. ГИ'ОТИВ ДУАЛИЗМА ЇЇІЛА И ДУШИ, ПЛОТИ И ДУХА WIEDER DEN DUALISMUS VON LEI В UND SEELE, ELEISCIЇ UND GELST