<<
>>

III РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ГОЛОВОЙ И БЕЗГОЛОВЬЕМ (KOPFLOSIGKE1T)

Что относится к счастью? - Все, что относится к жизни, ибо жизнь (разумеется, жизнь без недостатка, здоровая и нормальная жизнь) и счастье - в себе и первоначально суть одно. Все стремления, по крайней мере, все здоровые стремления, являются стремлениями к счастью; все члены и органы жизни или тела, по крайней мере, все необходимые, не излишние и не бесполезные органы, суть органы счастья; но не все они одинаковой важности, одинаковой ценности.
Для совершенного и цельного счастья необходимо, конечно, и совершенное, цельное тело; но поэтому даже и изуродованное, исковерканное счастье все еще есть счастье. Как бы ни было злополучно и несчастно живое существо, пока оно еще живет и жить хочет, оно еще не окончательно, не радикально несчастно; даже одно только бытие еще приятно ему, хотя бы этому бытию недоставало бесконечно многого из того, чего обычно не должно было бы недоставать для того, чтобы хорошо себя чувствовать: искра стремления к счастью еще тлеет в нем. Больше того, даже калека причисляет себя к счастливым и причисляет с полным правом, потому что. несмотря на перенесенные потери он все еще радуется жизни. "... лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну''3, - так мыслит и так говорит стремление к счастью. В книге закона написано: "если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя", "если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его..."4; но нигде, по крайней мере насколько я знаю, не написано: "вырви себе сердце, огруби себе голову" И только тогда, когда человек теряет свою голову, он теряет также и всякое счастье, счастье вообще. Только там и только то, что является границей жизни, только там и только то является также и границей стремления к счастью. Только то, что безусловно непримиримо с жизнью, что безусловно стоит в противоречии с нею, только то находится в таком же противоречии и со стремлением к счастью. Но то, что я могу перенести и переварить, что не действует на меня как смертельный яд, то находится только в подчиненном противоречии с жизнью, может быть прекрасно согласовано если не с правой рукой, которая уже отсечена, и не с правым глазом, который уже вырван, то с головой - центром стремления к счастью, которая остается стоять невредимой на тулови- іце. Действовать в противоречии со стремлением к счастью и жертвовать счастьем - значит поэтому не что иное - конечно, если это самопожертвование не доходит до самоубийства, - как жертвовать второстепенным ради главного, видом ради рода, низшим благом ради высшего. тем, чего можно лишиться, хотя бы оно и было еще любимым и дорогим, хотя бы н таким, лишение которого причиняет боль, ради того, чего нельзя лишиться, ради необходимого. Но, как уже сказано, там, где начинается необходимость, еще не кончается счастье. Вода это не вино, это лишь просто жидкость, годная для питья; среди налитков она есть представитель голой холодной необходимости без цвета, запаха и вкуса; но необходимость, с которой человек, как правило, знакомится только в нужде, именно и есть единственная, действительная, волшебная сила. Она превращает воду в вино, черный хлеб - в тончайшую крупчатку, соломенный тюфяк - в постель из гагачьего пуха; из грязи она возводит в князи, как и обратно, увы, так же часто - из князя в грязи! Самое обыкновенное, самое низменное она превращает в высшее, самое неценное делает бесценным сокровищем; пыль родной земли, обычно попираемую ногами, она превращает для бедного изгнанника в предмет благоговейных поцелуев.

Ценность жизненных благ не фиксирована твердо; как барометр, опа то поднимается, то падает. Избитая истина, что мы пе ощущаем как счастье и ие ценим как таковое то, чем мы наслаждаемся всегда и непрерывно; избитая истина, что мы должны сначала потерять что-либо, чтобы призна ть его за благо; что мы, таким образом, обладая чем- либо, были действительно счастливы, не зная и не замечая этого. Таким благом прежде всего является здоровье; для здорового оно является чем-то тривиальным, чем-то само собой разумеющимся, чем-то не стоящим внимания и неценным, на самом деле оно тоже только предпосылка для других благ Без состояния, заключается ли оно в собственной рабочей силе пли в капитале, этой накопленной рабочей силе других, здоровье - это только печальная способность здорового голода. Но если бедняк, который не может назвать своим ничего другого, кроме своих рук или головы, заболевает или хотя бы только начинает чувствовать себя нездоровым, о, как поднимается тотчас же столь мало ценимое здоровье в иерархии человеческих жизненных благ, становится благом над всеми другими благами, высшим благом! "Никогда больше не буду, - восклицает бедняк, раздраженный самим собой, - жаловаться на свою бедность п на те многочисленные лишения, которые опа приносит мне! Только бы ты было у меня, здоровье, а с тобой снова моя работоспособность, и тогда я имел бы все, что мне нужно, чтобы быть счастливым!"

Таким благом является и сама жизнь. "Что за жизнь без вина?" - говорит Святой Дух в Священном писании, а с ним вместе и виноградари и любители вина. Но в случае нужды, когда дело обстоит как раз так, как говорится - вино пли жизнь - то все же жизнь, даже и без вина, эта презренная и достойная сожаления жизнь, приравниваемая в момент наслаждения вином к смерти, есть все же еще жизнь, и как таковая - ценное благо.

<< | >>
Источник: Фейербах Л.. Сочинения: В 2 т. Пер. с нем. / Ин-т философии. - М.: Наука. Т 1. - 502 с. (Памятники философской мысли).. 1995

Еще по теме III РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ГОЛОВОЙ И БЕЗГОЛОВЬЕМ (KOPFLOSIGKE1T):

  1. § XXV. Различия между дворянами и простонародьем
  2. Индивидуальные различия в связях между понятиями
  3. Генетические различия между группами современных людей
  4. Различия между архатами и проблема неокончательного освобождения
  5. ПРИБАВЛЕНИЕ.О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ ПРАКТИЧЕСКИМ ПОЗНАНИЕМ
  6. 4.2. РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ВНУТРЕННИМ СТРОЕНИЕМ НОВЕЙШИХ СТРУКТУРНЫХ ФОРМ И ИХ ВЫРАЖЕНИЕМ В РЕЛЬЕФЕ
  7. ГЛАВА ПЕРВАЯ О МАТЕРИАЛАХ НАШИХ ЗНАНИЙ И О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ ДУШОЙ И ТЕЛОМ
  8. III. 3.3. Различия в уровнях потребления
  9. VIII. С ЛОГИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО ЗНАНИЯ ПО КАЧЕСТВУ.— ЯСНОСТЬ.— ПОНЯТИЕ ПРИЗНАКА ВООБЩЕ.— РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПРИЗНАКОВ.—ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ВЕЩИ.—РАЗЛИЧИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ И РЕАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ.— ОТЧЕТЛИВОСТЬ КАК ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ ЯСНОСТИ.— ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ЛОГИЧЕСКАЯ ОТЧЕТЛИВОСТЬ.—РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ АНАЛИТИЧЕСКОЮ И СИНТЕТИЧЕСКОЮ ОТЧЕТЛИВОСТЬЮ
  10. Различия между совещательной демократией и демократией совместной работы
  11. Объяснение различия между объективной и субъективной религией; важность этого объяснения для всего вопроса