Людвиг Андреас Фейербах родился 28 июля 1804 г. в г. Ландсхуте (Бавария), в семье известного немецкого криминалиста и общественного деятеля Ансельма Фейербаха (1775-1833). После окончания гимназии юноша еще на несколько лет остается в родительском доме, усиленно изучает историю церкви, древние языки, читает Библию, готовясь к поступлению на теологический факультет. С 1823 г. Фейербах - студент Гейдель- бергского университета, где приступает к систематическому изучению теологических дисциплин под руководством Г. Паулюса и К. Дауба. О лекциях первого Фейербах впоследствии отзывался весьма критически, второго же, напротив, ценил как педагога и ученого. Именно лекции "восхитительного Дауба" пробудили у молодого Фейербаха интерес к гегелевской философии и вызвали желание продолжить свое образование в Берлине. В 1824 г. Фейербах поступает в Берлинский университет, с воодушевлением слушает там лекции Гегеля и под их влиянием принимает решение расстаться с теологией и посвятить себя философии, сделать своими друзьями, как он выражался в письме к отцу, "такие умы, как Аристотель, Спиноза, Кант и Гегель"207.
По окончании Берлинского университета, в декабре 1828 г. Фейербах защищает в Эрлангене докторскую диссертацию, написанную под влиянием гегелевской философии, на тему "О едином, универсальном, бесконечном разуме". После защиты диссертации Фейербах получает приглашение в Эрлангенский университет и в течение трех лет (1829-1832) читает там в качестве приват-доцента лекции по логике, метафизике и истории философии. Во вступительном слове к этому курсу Фейербах подчеркнул, что является учеником Гегеля, но при этом отметил, что не рассматривает гегелевскую философию в качестве "абсолютной, высочайшей, последней философии", а видит в логике Гегеля лишь "орган философии", "орган познания".
В 1830 г. в Нюрнберге вышла анонимно изданная Фейербахом книга "Мысли о смерти и бессмертии", в которой он отверг догмат о потустороннем мире и личном бессмертии. Вечен и бессмертен, по Фейербаху, не индивидуум, не человек как отдельная личность, а всеобщий человеческий разум, общечеловеческое родовое сознание. По распоряжению властей книга была конфискована. Авторство Фейербаха не для кого не составляло секрета и на него обрушился поток обвинений. Вскоре философ был лишен права преподавания в Эрлангенском университете, перед ним закрылись двери и других немецких университетов.
Убедившись, что его академической карьере пришел конец, Фейербах решает посвятить себя научной и литературной деятельности. В 1833 г. выходит в свет первый том историко-философской трилогии Фейербаха - "История философии нового времени от Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы". Основу этой работы составили лекции по истории философии, которые Фейербах читал студентам в Эрлангене. В 1834 г. появилась книга Фейербаха "Писатель и человек", представляющая собой собрание юмори- стически-философских афоризмов. В живой и остроумной форме он критиковал здесь догмат о личном бессмертии, убедительно доказывая, что бессмертными могут быть лишь великие творения человеческого ума, "памятники духа и науки".
Выход в свет "Истории философии нового времени" не остался незамеченным в научных кругах. На работу Фейербаха появилась положительная рецензия И. Эрдманна в органе гегельянцев "Ежегодник научной критики" ("Jahrbucher fur wissenschaftliche Kritik"). Вскоре Фейербах получил приглашение сотрудничать в этом авторитетном философском журнале и опубликовал там ряд статей, в частности, рецензию на гегелевские "Лекции по истории философии", изданные в 1833 г. К. Михелетом. Гегелевская история философии, писал Фейербах, является, бесспорно, первой гарантирующей действительное познание историей философии, "открывающей нам истинный смысл различных систем, их понятие"208. Заслуга Гегеля, по Фейербаху, в том, что он представил историю философии как поступательный процесс познания истины.
Однако собственные историко-философские исследования Фейербаха - как названная выше "История философии нового времени", так и вышедшие за ней две другие книги: "Изложение, развитие и критика философии Лейбница" (1837), "Пьер Бейль: К истории философии и человечества" (1838) - свидетельствовали о его расхождении с гегелевской трактовкой историко-философского процесса. Фейербах не скрывал своих симпатий к материалистам нового времени (Бэкону, Гассенди, Гоббсу), интереса к материалистической традиции в истории философии. В отличие от Гегеля он не считал, что историко-философский процесс представляет собой "непрерывный интеллектуальный акт", а полагал, что "история философии прерывается антифилософскими, чисто практическими интересами и тенденциями, чисто эмпирическими потребностями человечества"209. (Правда, эти слова были сказаны позже, в 1840 г., но именно эту точку зрения Фейербах, безусловно, развивал в своей историко-философской трилогии.) В особенности - в двух последних ее частях: книгах о Лейбнице и Бейле. Впоследствии Фейербах отмечал, что история философии послужила ему "мостом к критическому исследованию сущности ре- лйгии и ее отношения к философии"210.
По мере того как историко-философские изыскания Фейербаха приближали его к материализму, он все более отходил от ортодоксальных гегельянцев, группировавшихся вокруг "Ежегодника научной критики", и сближался с левыми гегельянцами, органом которых стал с 1838 г. "Галлеский ежегодник по вопросам немецкой науки и искусства" ("Hallische JahrbUcher f\lr deutsche Wissenschaft und Kunst"), издававшийся А. Руге и Т. Эх- термейером211. На страницах этого журнала, а точнее, газетного листа, увидели свет статьи Фейербаха, знаменовавшие его духовную эволюцию. Речь идет о работах 1838-1839 гг.: «К критике "позитивной философии"», "Истинная точка зрения, с которой следует судить о полемике между Лео и гегельянцами", "К критике философии Гегеля".
В последней из названных статей Фейербах с наибольшей четкостью формулирует свою идейную позицию по отношению к гегелевской философии, характеризуя последнюю как "кульминационный пункт" спекулятивной, т.е. идеалистической, философии. Провозглашая абсолютную идею началом и сущностью всякого бытия, Гегель, по мнению Фейербаха, игнорирует реальное, действительное бытие, несводимое к идее "чистого бытия", так как "...неопределенное, чистое бытие - всего лишь абстракция, которой не соответствует ничто реальное; действительно же только конкретное бытие'*212. Выход из тупика спекулятивной философии, "источник оздоровления", согласно Фейербаху, только один - возвращение к природе.
Во второй половине 30-х годов происходят перемены и в личной жизни Фейербаха. Женившись на Берте Лёв (Low), он окончательно покидает Эрланген и переселяется в 1836 г. в Брукберг близ Ансбаха. Отдаленная деревня в Тюрингии, где его жена была совладетельницей небольшой фарфоровой фабрики, становится на долгие годы постоянным местом жительством философа. Здесь, в глухой провинции, вдали от политических и культурных центров страны, Фейербах прожил почти четверть века. В деревенском уединении он создает свои главные произведения: "Сущность христианства" (1841), "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842), "Основные положения философии будущего" (1843) и др.
Самое известное из них - "Сущность христианства". Книга сделала имя Фейербаха исключительно популярным в кругах передовой немецкой интеллигенции, вызвала огромный интерес у читающей публики. С особым энтузиазмом встретили "Сущность христианства" младогегельянцы. "Надо было пережить освободительное действие этой книги, - писал впоследствии Ф. Энгельс, - чтобы составить себе представление об этом. Воодушевление было всеобщим: все мы стали сразу фейербахианцами"213. Иное отношение встретила "Сущность христианства" в консервативной среде. "Эта книга поссорила меня с Богом и миром"214, - отмечал Фейербах. Представители официальной религии выступили с осуждением книги, обвиняя философа в атеизме. Однако Фейербах и не ждал другой реакции: "Шум, вызванный моей книгой и против нее направленный, не заставил меня изменить свой взгляд", - писал он215. Вскоре Фейербах подготовил второе издание "Сущности христианства" (1843), дополнив его новыми материалами.
Бурные события революции 1848 г. в Германии вырвали Фейербаха из деревенского захолустья. Избранный от Ансбаха в депутаты общегерманского Национального собрания, заседавшего во Франкфурте-на-Майне, Фейербах участвует в его работе. С самого начала он занял критическую позицию по отношению к франкфуртскому парламенту, осуждая его "губительную половинчатость" и возлагая надежды на демократическое движение, развернувшееся в стране. "Дух демократии, т.е. дух, который стремится превратить государственные дела в дело не какой-либо особой привилегированной касты или класса людей, а всего народа, - этот дух может и должен победить...", - делится своими мыслями Фейербах в письме к жене от 14 июля 1848 г.216 Однако долгие и бесплодные словопрения в Национальном собрании вызвали у Фейербаха сомнения в способности парламента осуществить назревшие преобразования. Потерпели неудачу и планы демократизации университетской жизни, в разработке которых принимал участие Фейербах. Национальное собрание отклонило предложенный прогрессивной научной общественностью проект создания свободного немецкого университета.
Но Фейербах все же находит возможность внести свой вклад в дело просвещения народа. Откликнувшись на обращение гейдельбергских студентов, он направляется в Гейдельберг и приступает там к чтению публичных лекций. "Лекции о сущности религии" читались им в городской ратуше с 1 декабря 1848 по 2 марта 1849 г. и пользовались большим успехом; на них присутствовали не только студенты, но и члены местного рабочего просветительного союза, представители интеллигенции. В 1851 г. "Лекции о сущности религии" были изданы.
Поражение революции 1848-1849 гг. привело к активации тех сил, которые не мог- ли простить философу его нескрываемую враждебность к "господствующей правительственной системе", его неустанную борьбу против обскурантизма. Попытки друзей и почитателей Фейербаха добиться его приглашения в Гейдельбергский университет не дали результата, и он должен был вновь укрыться в тиши своего кабинета. В 1851 г. Фейербах покидает Гейдельберг и возвращается в Брукберг.
Литературная деятельность Фейербаха после возвращения в Брукберг протекала в двух направлениях. Он подготовил к изданию и опубликовал письма, речи и дневники своего отца Ансельма Фейербаха и наряду с этим в течение шести лет работал над "Теогонией", своим третьим (помимо "Сущности христианства" и "Лекций о сущности религии") крупным произведением, посвященным религии. В 1857 г. "Теогония" вышла в свет.
Осенью 1860 г. была продана за долги с молотка фарфоровая фабрика, служившая долгие годы основным источником существования семьи Фейербаха. Философ вынужден был покинуть Брукберг. На этот раз навсегда "Меня изгнали из храма моих муз", - писал он в одном из своих писем тех лет217. Фейербах переселяется в Рехенберг, неподалеку от Нюрнберга. Последние годы жизни он сильно нуждался. С большим трудом друзьям философа удалось выхлопотать для него стипендию Шиллеровского фонда, которая давала возможность Фейербаху и его семье жить в условиях "античной республиканской бережливости и воздержанности"218. Но несмотря на все невзгоды, он продолжал интенсивную научную деятельность.
В 1863-1866 гг. Фейербах создает произведение "О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли", в котором критикует идеалистическую концепцию свободы воли, отстаивает Материалистический подход к этой проблеме. В 1866 г. завершается работа Фейербаха над циклом сочинений, посвященных проблеме смерти и бессмертия. Два из них, "Мысли о смерти и бессмертии" и "Писатель и человек", уже упоминались. Еще в 1846 г. появилась работа Фейербаха "Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии". Завершаются его размышления на данную тему сочинением 1866 г. "Критика обычных объяснений представлений о бессмертии, в особенности народных и древних". В 1867-1869 гг. Фейербах создает свое главное этическое произведение - "Эвдемонизм", в котором утверждает, что стремление к счастью является движущей силой поведения людей, основой моральных отношений. "Эвдемонизм" не был, однако, опубликован при жизни Фейербаха и увидел свет лишь в 1874 г.
В последние годы Фейербах живо интересовался социальными и экономическими проблемами. К этому времени относится его знакомство с первым томом "Капитала" Маркса, опубликованным в 1867 г. В эти же годы происходит сближение Фейербаха с рабочим движением. В 1870 г. он вступает в ряды социал-демократической партии Германии.
Скончался Людвиг Фейербах 13 сентября 1872 г. На траурном митинге у могилы философа выступали представители демократической общественности, были возложены многочисленные венки.