<<
>>

К КРИТИКЕ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ ZUR KR1TIK DER HEGELSCIIEN PHILOSOPIIIE

Работа, знаменовавшая разрыв Фейербаха є идеалистической философией Гегеля и переход на позиции материализма, впервые была опубликована в "Галлсском ежегоднике" в августе-сентябре 1839 г.
С небольшими изменениями вошла во второй том сочинении JI. Фейербаха (1846). В русском переводе впервые появилась в "Собрании сочинении Фейербаха" в 3-х томах (М., 1923. Т. 1). В новом переводе (II.С. Попова) была напечатана в первом томе "Избранных философских произведений" JI. Фейербаха (М., 1955). Перевод сверен с немецким оригиналом С.Л. Ромашко по изданию: Fenerbach L. Gcsammclte Wcrkc. В., 1982. Всі. 9. 1

Еиблсйская традиция, именующая царя израильско-иудейского царства (965-928 до N.J.) Соломона мудрым, приписывает ему авторство ряда книг Ветхого запета. 2

Устаревшее название некоторых простейших животных, обладающих рядом внешних, общих с растениями признаков. 3

Фейербах использует здесь устаревшую классификацию моллюсков на безголовых и с головой, к которым относились и брюхоногие. 4

Имеются в виду библейские эпизоды (Исайя 62, II: Захария 9, 9), а также новозаветный сюжет о въезде Иисуса Христа в Иерусалим па ослице (символ кротости и миролюбия). приветствуемого толпой в качестве мессии, т.е. помазанника, царя (Матф. 21, 1-9: Марк. И. 1-Ю: Лук. 19,28-38).

•s ничего нет нового под солнцем (лат.). 6

бог границ: божество, охраняющее границы (лат.). 7

Так проходит мирская (земная) слава (лат.).

х Истина - дочь времени (лат.).

4 вол ей-неволей (лат.).

10 "паукоучепнс" ("Wisscnscluiflslclirc") - общее обозначение философии ("учения о науке") Фихте.

п Страницы в тексте приведены по немецким изданиям, которыми располагал Фейербах. Соответствующие места в русском переводе даны по: Фихте И.Г Избр. соч. М., 1916. Т. I. С. 270,280("Основаобщего наукоучення"),с. 32 ("О понятии паукоучеипя, или Гак называемой философии"), с.

315 ("Очерк особенностей наукоучення"): Шеллинг Ф.Н.И. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936. С. 159-162.

12 в зародыше (лат.).

1 Іачальпьіе слова одной пз самых распространенных молптв в христианстве. 14

Я могу обойтись и несколькими читателями, могу обойтись н одним, могу обойтись и вовсе без читателей (лат.). 15

так сказать (лат.). 16

правило о всяком (лат.). 17

Цитата неточна. См.: Гегель Г.И.Ф. І Іаука ЛОГИКИ. М., 1970. Т. I. С. 139-140: "Бытие, чистое бытие - без всякого дальнейшего определения. В своей неопределенной непосредственности оно равно лишь самому себе, а также не равно в отношении иного, пе имеет никакого различия ни внутри ссбя, ни по отношению к внешнему"

,х Цитата неточна. См. там же. С. 140-141: "Чистое бытие и чистое ничто суть, следовательно, одно и то же. Истина - это ие бытие и не ничто, она состоит в том, что бытие не переходит, а перешло в ничто, н ничто не переходит, а перешло в бытие. 11о точно так же истина не есть пх нсразлпчснпость, она состоит в том, что они не одно п то же, что они абсолютно различны, но также нераздельны и неразличимы и что каждое из них ие посредствен по исчезает в своей противоположности. Их истина есть, следовательно, это движение непосредственного движения одного, в другом..."

|у Цитата неточна. См. там же. С. 167: "Становление есть неустойчивое беснокой-

16. Фейербах Л., т.1 ство. которое оседает, переходя в некоторый спокойный результат... Становление как переход в такое единство бытия и ничто... есть наличное бытие". 20

сама но себе (лат.). 21

судья в собственном деле (лат.). 22

отличительный признак (лат.). 23

Имеется в виду рассказ Дмогсиа Лаэртского о Диогене Снпопском, высмеявшем платоновское определение человека: «Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: "Человек есть животное о двух йогах, лишенное перьев", Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: "Вот платоновский человек!"» (Диогси Лаэрш- ский.

О жизни, учениях н изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 246). 24

Здесь и далее Фейербах цитирует "Феноменологию духа" Гегеля. См.: Гегель Г.В.Ф. Соч. М., 1959. Т. 4. С. 53. 25

имена собственные (лат.). 26

к делу (лат.). 27

"этость" (лат.). 28

мто п требовалось доказать (лат.).

2У Здесь и далее страницы даны по немецкому изданию Шеллинга, которым располагал Фейербах. И русском переводе "Системы трансцендентального идеализма" Шеллинга указанным Фейербахом страницам соответствуют 217, 161, 12, 14-15. Перевод уточнен по немецкому оригиналу. 30

отрицательное ничто (лат.). 31

Имеется в виду немецкий философ-мистик Якоб Пеме (1575-1624), который был по профессии сапожником. 32

разум, ум (греч.). вторичные причины (лат.).

34 если сказанное верно (лат.).

У пе-суіцего пет никаких предикатов. О пс-сущем пе может быть никакого знания (лат.).

v> Мы называем "ничто" то, чему не соответствует никакое понятие (лат.). Здесь Фейербах приводит определение "ничто", данное немецким философом-рационалистом К. Вольфом (1679-1754).

37 См. русский перевод "І Іаукп логики" (М., 1972. Т. 3. С. 78).

зх См. в русском издании: Аристотель. Апалптпкп Первая п Вторая. М.. 1952. Вторая аналитика. Кп. 2, гл. 7. с. 259-260; Вторая аналитика. Кн. I, гл. 2. С. 182.

39 принципиальная ошибка (греч.).

4,) из ничего (лат.). 41

наиболее емкое сущее ( лат.). 42

отрицательное ничто (лат.). 43

Цитата неточна. См. у Гегеля: "...ничто есть лишь отсутствие бытия; так. тьма - лишь отсутствие света, холод - отсутствие тепла п т.д." (І Іаука логики. Т. I. С. 162). 44

действие, проявление (лат.). 45

возможность (лат.). 46

См. примеч. 33. 47

первичные причины (лаг.).

4Х подобный радуется подобному (лат.).

49 самообладание, благоразумие (греч.).

-sn жить в соответствии с природой (греч.).

<< | >>
Источник: Фейербах Л.. Сочинения: В 2 т. Пер. с нем. / Ин-т философии. - М.: Наука. Т 1. - 502 с. (Памятники философской мысли).. 1995

Еще по теме К КРИТИКЕ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ ZUR KR1TIK DER HEGELSCIIEN PHILOSOPIIIE:

  1. К КРИТИКЕ "ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ" ZUR KRITIK DFJ< "POSITIVEN PHILOSOPHIC"
  2. К КРИТИКЕ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ
  3. XIII СПИРИТУАЛИЗМ ГАК НАЗЫВАЕМОЙ ФИЛОСОФИИ ТОЖДЕСТВА, ИЛИ КРИТИКА ПСИХОЛОГИИ ГЕГЕЛЯ
  4. О "НАЧАЛЕ ФИЛОСОФИИ" UBER DEN "ANFANG DER PII1LOSOP1ПЕ"
  5. Кричевский А.В.. Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФ РАН,., 2019
  6. 2. Два лейтмотиви критики лібералізму комунітаризмом — критика гоббсівського атомізму-інструменталізму і критика кантівського деонтологізму у світлі дискурсивної етики
  7. История философии. Значение философии Гегеля
  8. КРИТИКА СПЕКУЛЯТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ
  9. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ КРИТИКИ
  10. К КРИТИКЕ "ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ"