<<
>>

К КРИТИКЕ "ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ" ZUR KRITIK DFJ< "POSITIVEN PHILOSOPHIC"

Работа написана JI. Фейербахом как рецензия па киш у М. Зепглсра "О сущности п значении спекулятивной философии и теологии і) настоящее время" ("Uber ties Wesen und die Bedculung der spckulativcn Philosophic und Thcologic in der gegenwailigen Zeit"), изданную u 1837 г.

в Гейдсльберге. Рецензия без указания автора была напечатана в "Галлеском ежегоднике по вопросам немецкой науки и искусства" в декабре 1838 г. Вторично, с незначительными изменениями, она была опубликована в первом томе сочинении Фейербаха, вышедшем в 1846 г. в Лейпциге. При этом Фейербах несколько изменил название рецензии: «Критика христианской, или "Позитивной", философии».

"Позитивная философия" представляла собой религиозно-философское течение и немецкой философии первой половины XIX в., которое объявило божественное откровение единственным источником "позитивного" знания п противопоставило себя всей "негативной" философии, опирающейся на рациональное познание. К "позитивным философам" принадлежали Я. Зенглер, Д. Понтер, Ф. Ваадер, Ф. Шталь и др. Идейным же вдохновителем названных философов являлся поздний Шеллинг, автор "Системы позитивной философии" и "Философии откровения"

Критика "позитивной философии", содержащаяся в рецензии, свидетельствует о начавшемся переходе Фейербаха па материалистические позиции. Работа публикуется па русском языке впервые. Перевод выполнен С.А. Ромашко с немецкого издания: FeHcrhach L. Gesammelte Werke. В., 1982. Bd. 8 и сверен с оригиналом П.В. Мееровскпм. 1

"Феноменология духа"-одно пз главных сочинений Гегеля, вышло в свет в 1807 г. 2

конкретное (.лат.). I

конкретно, в действительности (лат.). 4

нлн-нли (лат.). 5

все мое ношу с собой (лат.). 6

имеется в виду комедия Мольера "Мещанин во дворянстве" (1670). 7

вроде, па манер (фр.).

к из предшествующего (лат.), \ предшествующее опыту.

4 пе-сущее (лат.).

10 сущее (лат.). II

заметь хороню (лат.).

12 несмотря на невозможность (лат.).

^ так сказать (лаг.). 14

в скрытом виде (лат.). 15

идеальным образом (фр.). 16

чистая доска (лат.), обозначение состояния сознания человека до всякого чувственного опыта с внешним миром. 17

понимающему достаточно (лат.). 18

святая простота (лат.). 19

ум, разум (др.-греч. в лат. транскрипции). 20

Л. Фейербах ссылается на книгу своего младшего брата Фридриха Фейербаха " Геаптропос. Ряд афоризмов", изданную в Цюрихе в 1838 г.

<< | >>
Источник: Фейербах Л.. Сочинения: В 2 т. Пер. с нем. / Ин-т философии. - М.: Наука. Т 1. - 502 с. (Памятники философской мысли).. 1995

Еще по теме К КРИТИКЕ "ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ" ZUR KRITIK DFJ< "POSITIVEN PHILOSOPHIC":

  1. К КРИТИКЕ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ ZUR KR1TIK DER HEGELSCIIEN PHILOSOPIIIE
  2. К КРИТИКЕ "ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ"
  3. Шеллинг. Позитивная философия. Мифология и религия
  4. 2. Два лейтмотиви критики лібералізму комунітаризмом — критика гоббсівського атомізму-інструменталізму і критика кантівського деонтологізму у світлі дискурсивної етики
  5. КРИТИКА СПЕКУЛЯТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ
  6. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ КРИТИКИ
  7. К КРИТИКЕ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ
  8. Глава третья. Критика философии жизни со стороны феноменологии
  9. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ КРИТИКИ И НАСЛЕДНИКИ
  10. 2.2. Преодоление кантонской критики метафизики в философии Ж. Марешаля
  11. НАУЧНЫХ СПОСОБАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА, ЕГО МЕСТЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕГО ОТНОШЕНИИ К НАУКЕ О ПОЗИТИВНОМ ПРАВЕ *
  12. О СУЩНОСТИ ФИЛОСОФСКОЙ КРИТИКИ ВООБЩЕ И ЕЕ ОТНОШЕНИИ К СОВРЕМЕННОМУ СОСТОЯНИЮ ФИЛОСОФИИ В ЧАСТНОСТИ