Мир существует, пока того желает Бог. Мир преходящ, а человек вечен.
"Все существует могуществом божиим, пока Бог того хочет, и конец сущего зависит от его воли" (Амвросий, Hexaem., lib. I, с. 5). "Созданные Богом духи никогда не перестанут существовать. Но небесные тела до тех пор сохранятся, пока Бог желает их существования". (Буддеус, I.e., lib. И, с. 2, § 47). "Таким образом, Бог не только творит, но и сотворенному сохраняет его сущность, пока сам не захочет, чтобы оно больше не существовало. Поэтому наступит время, когда не будет больше ни солнца, ни луны, ни звезд" (Лютер, ч. IX, стр. 418). "Конец наступит раньше, чем мы думаем" (Он же, ч. XI, стр. 536).
Благодаря сотворению мира из ничего человек приобрета- ет уверенность, что мир ничтожен и бессилен в отношении человека.
"Мы имеем Господа, который более велик, чем целый мир, мы имеем столь могущественного Господа, что по одному его слову рождаются все вещи... Что же нам его бояться, если он расположен к нам"? (Он же, ч. VI, стр. 293). Поэтому вера в сотворение мира из ничего тождественна с верой в вечную жизнь человека, с верой в победу над смертью, - этой последней естественной гранью человека, с верой в воскресение мертвых. "6000 лет тому назад весь мир был ничто; кто же создал его?.. Тот же Бог и создатель может воскресить тебя из мертвых; он хочет и может это сделать" (Лютер, ч. XI, стр. 426. См. также 421 и след.). "Мы, христиане, превосходим силой и количеством все другие творения, но не сами по себе, а по милости божией во Христе, в сравнении с которым мир ничтожен и бессилен (Он же, ч. XI, стр. 377).
Творению присущи лишь эгоистические цель и смысл.
"Целью сотворения мира был только Израиль. Мир был сотворен ради израильтян, и если они по отношению к миру являются плодом, то все другие народы составляют как бы скорлупу его". "Если б не было израильтян, то дождь не орошал бы мира и солнце не всходило бы над ним, ибо это делается ради них, как сказано в писании (Иерем., 33, 25): "Если завета моего о дне и ночи и уставов неба и земли я не утвердил?" "Он (Господь) нам сроден, и мы ему... Кто ударит израильтянина по щеке, тот оскорбит величие Бога" (Эйзенмен- гер, Entdecktes Judentum, Т. I, Кар. 14). Христиане укоряли евреев за это высокомерие, но только потому, что царствие божие было отнято от них и передано христианам. Поэтому мы находим у христиан те же мысли и настроения, как и у израильтян. "Знай, какое участие принимает в тебе Бог: твои враги - его враги" (Лютер, ч. VI, стр. 99). "Кто позорит меня, позорит Бога" (ч. XI, стр. 538). "В нас Бог страдает, подвергается презрению и гонению" (ч. IV, стр. 577). "Только из- за христиан Бог щадит целый мир... Отец небесный велит солнцу всходить над злыми и добрыми и дождю идти над праведными и неправедными. Но все это совершается ради людей благочестивых и благодарных" (ч. XVI, стр. 506). "Вся природа создана ради благочестивых й на пользу им" (Меланхтон, Epist. sel. а., С. Peucero ed., Witeb. 1565, S. 558). "Христианская церковь была создана раньше всего, и ради нее сотворен мир" (Hermas in Pastore). "Все сотворено для человека, человек для Христа, Христос для бога. Бог создал мир для избранных; Бог при сотворении мира не имел другой цели, кроме учреждения церкви" (Мальбранш у Mosheim, ad Cudworth; Syst. int., sect. V, c.
5, § 4). Отсюда и вера христиан, что они в силу божественного права обладают всей Землей или Вселенной и что нечестивые и неверующие незаконно владеют своими землями. Впрочем, эта же вера встречается и у магометан. Они также говорили: "Мир со всем, что находится на поверхности земного шара, принадлежит нам" (Эльснер, Effets de la religion de Mohammed, Paris, 1810, p. 52). Так человек обращает Бога в творца мира, чтобы сделать себя целью, господином мира. Следовательно, на этом примере еще раз подтверждается, что сознание Бога есть не что иное, как самосознание человека, что Бог только in abstracto, т.е. в мыслях, есть то, чем является человек in соп- creto, то есть в действительности.