Наибольший успех философии Фейербаха в Германии относится к концу 30 - началу 40-х годов XIX в. После 1848 г. воздействие его идей на философскую и общественную мысль стало ослабевать. И все же немало видных деятелей немецкой культуры продолжали оставаться фейербахианцами: писатель Г. Келлер, поэт Г. Веерт, композитор Р. Вагнер, философ И. Дицген и др. Имя Фейербаха пользовалось авторитетом и уважением и в кругах немецкой социал-демократии.
Интерес к философии Фейербаха на его родине несколько вырос в конце XIX столетия. Этому способствовали публикация К. Грюном в 1874 г. переписки и литературного наследия Фейербаха, а также выход в свет второго издания его собрания сочинений. Появился ряд книг, посвященных Фейербаху. Одна из них, написанная датскими философом и социологом К.Н. Штарке, послужила поводом для создания Ф. Энгельсом известной работы "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии". Она была опубликована в 1886 г. в журнале "Neue Zeit", органе германской социал-демократиче- ской партии, в 1888 г. вышла отдельным изданием.
Отдавая должное "выдающемуся философу", Энгельс критиковал взгляды Фейербаха остро и достаточно тенденциозно. Более всего "досталось" Фейербаху за его теорию морали и "религию любви". Энгельс упрекал Фейербаха в игнорировании классового характера общества и проповеди "всеобщей любви" там, где она бессильна. Упреки Энгельса в чем-то справедливы. Любовь действительно не может быть панацеей от всех социальных зол. Однако Энгельс явно недооценил гуманистический настрой сочинений Фейербаха, не поддержал его горячую проповедь человеколюбия. К сожалению, работа Энгельса стала своеобразным эталоном для оценки философии Фейербаха в нашей историко-философской науке.
Нельзя не сказать о судьбе наследия Фейербаха в дооктябрьской России. Несмотря на то, что царское правительство запретило ввозить и издавать сочинения немецкого философа-материалиста, а цензура не допускала даже ссылок на Фейербаха, его произведения нелегально распространялись в стране и пользовались большой популярностью в кругах демократической интеллигенции. Под влиянием философских идей Фейербаха формировалось мировоззрение Белинского, Герцена, Добролюбова, Чернышевского. Последний еще в 1849 г. прочитал "Сущность христианства" Фейербаха и вскоре стал "горячим и убежденным поклонником его антропологизма и материалистических его тенденций"8-*. Под прямым влиянием учения Фейербаха Чернышевским был написан "Антропологический принцип в философии" (1860). Философские идеи Фейербаха разделяли и пропагандировали члены кружка М.В. Буташевича-Петрашев- ского.
Первые русские переводы сочинений Фейербаха могли появиться только за границей. В России они начинают издаваться лишь после 1905 г. Систематически же публиковать философское наследие Фейербаха стали после Октября 1917 г. В 1923-1926 гг. были изданы "Сочинения" Фейербаха в трех томах. В 1955 г. вышли в свет "Избранные философские произведения" Фейербаха (в двух томах). В 1967 г. увидели свет историко-фи- лософские труды Фейербаха (в трех томах). Отдельными изданиями выходили такие произведения Фейербаха, как "Основные положения философии будущего", "Сущность христианства" и др.
На Западе начиная с 20-х годов XX в. наблюдается повышенный интерес к творческому наследию Фейербаха, что связано с возникновением и развитием течений философской и религиозной антропологии. Отдельные представители названных течений стремятся опереться на фейербаховский антропологизм, трактуя его зачастую в совершенно неадекватном духе281. Предпринимаются также попытки обратиться к фейерба- ховскому туизму в целях утверждения идеи "извечного диалога" человека и Бога. При этом игнорируется земная, человеческая ориентация туизма Фейербаха, его стремление объявить "единственным Богом человека" самого человека.
Следует также иметь в виду, что своеобразный ренессанс фейербахианства на Западе связан с распространением в 60-80-х годы гуманистических философских концепций, направленных на критический анализ феномена отчуждения человека в современном обществе. Весьма показателен в этом отношении немецко-американский философ и социолог Эрих Фромм (1900-1980), активно пропагандировавший в своих работах необходимость создания "гуманистической науки о человеке", имеющей своей целью "социальную реконструкцию" общества потребления. Одновременно Фромм пропагандировал "гуманистическую религию", основанную на чувстве любви и не нуждающуюся в догматике и церкви, что прямо перекликается с аналогичными идеями Фейербаха282.
В издающихся на Западе историко-философских исследованиях все чаще звучит тема Фейербаха, признаются его заслуги в преодолении "отвлеченного умозрения", в утверждении "чувственной, телесно-материальной действительности"283.
Словом, наследие Людвига Фейербаха продолжает инициировать творческую мысль философов, социологов, религиоведов, способствует дальнейшему развитию научно-философского познания.
Основу настоящего издания составляют сочинения Фейербаха, вошедшие в его "Из- бранные философские произведения". Все они заново сверены с немецкими оригиналами и отредактированы. В издание включен также ряд работ Фейербаха, впервые переведенных на русский язык, представляющих значительный интерес для изучения теоретического наследия философа. В первый том входят произведения Фейербаха 1839-1869 гг., во второй - главный труд Фейербаха "Сущность христианства" и примыкающие к нему работы.