<<
>>

СУЩНОСТЬ ВЕРЫ ПО ЛЮТЕРУ. ДОПОЛНЕНИЕ К "СУЩНОСТИ ХРИСТИАНСТВА" DAS WESEN DES GLAUBENS IM SINNE LUTHERS EIN BEITRAG ZUM "WESEN DES CHRISTENTUMS"

Данная работа была издана в виде отдельной брошюры в 1844 г. в Лейпциге. Извлечения из работы публиковались в том же году в издававшейся в Париже на немецком языке газете "Vorwarts" ("Вперед"), в редактировании которой принимал участие К. Маркс. В 1846 г. работа была включена во второе издание "Сущности христианства" в качестве дополнения. "Сущность веры по Лютеру" включалась в дальнейшем во все издания Сочинений Фейербаха на немецком языке. На русском языке публикуется впервые в переводе С.А. Ромашко. В письме к книгоиздателю Отто Виганду Фейербах характеризует свою работу следующим образом: "Сочинение содержит...
наиболее глубокое, по сравнению с тем, что до сих пор было сказано, изложение сущности учения Лютера, человека, которого нынешние немцы явно недостойны, хотя именно Лютер и виновен более всего в нашей неспособности к политике" (цит. по: L. Feuerbach. Werke in 6 Banden. Bd. 4. Frankf. a. M., 1975. S. 450). В "Фрагментах к характеристике моей философской биографии" (1846) Фейербах писал: "Написано ли сочинение "Сущность веры по Лютеру" в защиту Лютера или против него? Оно в такой же степени за Лютера, как и против. Но не противоречие ли это? Несомненно, но это неизбежное противоречие, оно - в природе предмета" (Л. Фейербах. Избр. филос. произведения. Т. 1. М., 1955. С. 261). 1 в сумме, в итоге (лат.). 2 Данное и последующие подстрочные примечания Фейербаха воспроизводятся с издания: L. Feuerbach. Werke in 6 Binden. Bd. 4. Frankfurt a. Main, 1975. 3 I Петр. 5,7. 4 Пс. 54, 23. 5 Никейский собор принял в 325 г. христианский символ веры. 6 Имеется в виду статуя Зевса Олимпийского, изваянная др.-греч. скульптором Фидием (V в. до н.э.). В римской мифологии Юпитер соответствует греческому Зевсу. 7 2 Петр. I, 16. 8 Иоанн 6, 14. 9 Матф. 8, 27. 10Матф. 12, 18. 11 Фейербах имеет в виду свое сочинение "Сущность религии" (1845). Сопоставляя "Сущность религии" и "Сущность христианства", Фейербах отмечал, что в первой из названных работ он рассматривает Бога как "обожествленное и нашедшее свое предметное выражение духовное существо человека", тогда как во второй работе Бог "не выражает ничего другого, как обожествленное, олицетворенное существо природы" (Фейербах Л. Избр. философ, произв. Т. 2. М., 1955. С. 515). О "СУЩНОСТИ ХРИСТИАНСТВА" В СВЯЗИ С "ЕДИНСТВЕННЫМ И ЕГО ДОСТОЯНИЕМ" Настоящая работа Фейербаха является ответом на критику "Сущности христианства", данную в книге М. Штирнера "Единственный и его достояние" (1845). Работа появилась в том же году в периодическом сборнике, издаваемом О. Вигандом (Wigands Vierteljahrsschrift, Leipzig, 1845). Впоследствии работа вошла в первый том Собрания сочинений Фейербаха (Samtliche Werke. Bd. I. Leipzig, 1846). На русском языке впервые была опубликована во втором томе Сочинений Фейербаха (М., 1926) в переводе И.Б. Руме- ра. Этот перевод, сверенный А.И. Рубиным, вошел во второй том Избранных произведений Фейербаха (М., 1955). Для настоящего издания текст вновь сверен С.А. Ромашко с немецким оригиналом: 1 Подстрочные примечания добавлены Фейербахом в издании 1846 г. 2 здесь: гарант, залог сохранения (лат.). 3 тем самым (лат.). 4 вот и все (фр.). 5 Весь этот раздел добавлен в издании 1846 г. 6 Имеется в виду работа Фейрбаха "Пьер Бейль. К истории философии и человечества" (1838). 7 Весь этот раздел добавлен в издании 1846 г. 8 волей-неволей (лат.). 9 Подстрочное примечание добавлено в издании 1846 г. Весь этот раздел добавлен в издании 1846 г. 11 и не далее, дальше нельзя (лат.), т.е. предел, верх чего-либо. 12 Весь этот раздел добавлен в издании 1846 г. 13 Подстрочное примечание добавлено в издании 1846 г. 14 в абстракции, абстрактно (лат.).
<< | >>
Источник: Фейербах Л.. Сочинения: В 2 т. Пер. с нем. / Ин-т философии. - М.: Наука. Т2. - 425 с. (Памятники философской мысли).. 1996

Еще по теме СУЩНОСТЬ ВЕРЫ ПО ЛЮТЕРУ. ДОПОЛНЕНИЕ К "СУЩНОСТИ ХРИСТИАНСТВА" DAS WESEN DES GLAUBENS IM SINNE LUTHERS EIN BEITRAG ZUM "WESEN DES CHRISTENTUMS":

  1. СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА. DAS WESEN DES CHRISTENTUMS.
  2. ДОПОЛНЕНИЕ К "СУЩНОСТИ ХРИСТИАНСТВА"
  3. СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА
  4. СУЩНОСТЬ ВЕРЫ ПО ЛЮТЕРУ191
  5. 1841-1845 СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА
  6. Глава 2. Легитимация уголовного права (Legetimation des Strafrechts)
  7. ТРАКТАТ О ЖИВОТНЫХ TRAITE DES ANIMAUX
  8. ЯЗЫК ИСЧИСЛЕНИЙ LA LANGUE DES CALCULS
  9. О "СУЩНОСТИ ХРИСТИАНСТВА"204 В СВЯЗИ С "ЕДИНСТВЕННЫМ И ЕГО ДОСТОЯНИЕМ"
  10. ОПЫТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ESSAI SUR L'ORIGINE DES CONNAISANCES HUMAINES
  11. Глава 2. Действие немецкого уголовного права во времени и пространстве (сфера действия) (Der Geltundsbereich des deutschen Strafrechts)
  12. II. Сущность А. Понятие сущности
  13. Сущность национальной политики СССР Сущность ленинской национальной политики
  14. VIII. С ЛОГИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО ЗНАНИЯ ПО КАЧЕСТВУ.— ЯСНОСТЬ.— ПОНЯТИЕ ПРИЗНАКА ВООБЩЕ.— РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПРИЗНАКОВ.—ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ВЕЩИ.—РАЗЛИЧИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ И РЕАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ.— ОТЧЕТЛИВОСТЬ КАК ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ ЯСНОСТИ.— ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ЛОГИЧЕСКАЯ ОТЧЕТЛИВОСТЬ.—РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ АНАЛИТИЧЕСКОЮ И СИНТЕТИЧЕСКОЮ ОТЧЕТЛИВОСТЬЮ
  15. 3. Сущность человека