Так же, как страдает Бог, должен в свою очередь, страдать и человек. Христианская религия есть религия страдания
. "Мы, естественно, следуем в театрах по стопам Спасителя. Подобный пример подал нам Христос, о котором мы читаем, что он плакал, но нигде не сказано, что он смеялся" (Сальвиан lib. VI, § 181). "Христиане должны страдать и скорбеть в этом мире, ибо им принадлежит вечная жизнь" (Ориген, Explan. in Ер. ad Rom., lib. II, c. 2, inteip. Hieronymo). "Никто не должен желать вечной, непорочной и бессмертной жизни без того, чтоб не досадовать на эту временную, порочную и смертную жизнь. Чего же мы желаем, как не того, чтобы не быть такими, каковы мы на самом деле? И не потому ли мы вздыхаем, что нам досадно, что мы таковы? (Августин, Serm. ad pop., serm. 351, с. 3). "Если б было нечто лучшее и более подходящее для спасения человека, чем страдание, то Христос, наверно, показал бы нам это словом и делом. Мы должны чрез горе и страдание вступать в царство божие" (Фома Кемп., De imit., lib. II, с. 12).
Впрочем, понятно, что только с точки зрения христианства древних, "заблуждавшихся" христиан христианская религия характеризуется как религия страдания. Уже протестантство отрицало страдание Христа как моральный принцип. Различие между католицизмом и протестантизмом в этом отношении состоит в том, что протестанты из чувства собственного достоинства признавали только заслуги Христа заповедью и примером жизни, а католики - из сочувствия - также и страдания его. "В прежние времена паписты прославляли страдания господа, лишь указывая, как надо следовать его примеру. Затем стали проводить время в беседах о страданиях Марии и с состраданием очень печаловались о Христе и его матери и старались это делать как можно жалостнее, чтобы довести людей до сочувствия и слез, и кто этого достигал, того считали за лучшего проповедника страстей господних. Но мы прославляем страдания господа в том смысле, в каком учит нас Св. писание... Христос пострадал во славу и честь... а за меня, и за тебя, и за всех нас он пострадал ради нашего спасения и блаженства... Causa et finis, причина и цель страдания Христа гласят: за нас пострадал. Эту честь нельзя приписывать никакому другому страданию" (Лютер, ч. XVI, стр. 182). "Агнец! я плачу, радуясь страданию; ты страдал, а мне досталась заслуга!" "Я знаю только одну радость, и она исходит из твоего страдания". "Вечно буду помнить, что тебе стоило крови мое спасение". "О мой Эммануил! Как наслаждается душа моя от пролитой тобой драгоценной крови". "Грешники возрадуются, что они получили Спасителя... им доставляет радость зрелище Иисуса, распятого на кресте" (Gesangbuch der evangel. Briidergemeinde). Поэтому нет ничего удивительного, что современные христиане не хотят знать о страданиях Христа. Они уже но- знали, в чем истинное христианство, - они опираются лишь на божественное слово священного писания. А Библия, как всякому известно, имеет драгоценное свойство, что в ней можно найти все, что только пожелаешь. Конечно, что было в ней некогда, того теперь уже не найти. Начало устойчивости уже давно исчезло из Библии; насколько переменчиво человеческое мнение, настолько же переменчиво и откровение божие, tempora mutantur138. Это хорошо известно и Св. писанию. Но преимущество христианской религии именно в том и состоит, что у нее можно вырезать сердце из тела и все-таки остаться добрым христианином. Нельзя только касаться имени. В этом пункте теперешние христиане все еще очень чувствительны; и только имя сближает современных христиан с древними. Как прежде одно лишь имя Христа творило чудеса, так и теперь; но, разумеется, это иные чудеса, чудеса противоположного рода. Прежде имя Христа изгоняло из человека антихриста, а теперь наоборот - христианина.