<<
>>

Творение из ничего выражает небожественность, несущественность, то есть ничтожество, мира. Ничто, из которого создан мир, есть его собственное ничто.

Творить - значит создавать то, чего никогда не было, чего никогда и не будет, что, следовательно, может и не быть, что мы можем мыслить как несуществующее, короче, что не имеет в себе самом основания своего бытия, не необходимо.
"Так как вещи созданы из своего небытия, то они абсолютно могут и не быть, и потому в утверждении, что они необходимы, содержится противоречие" (Дуне Скот у Риксне- ра, Geschichte der Philosophic, Bd. II, S. 78). Однако только необходимое существование есть существование. Если я не существую по необходимости, если я не чувствую себя необходимым, то я чувствую, что существование мое есть нечто безразличное, следовательно, мое существование не имеет ценности, оно ничтожно. Я - ничто, и во мне нет необходимости - это по существу одно и то же. "Творение есть акт чистой божественной воли, который вызывает к бытию то, что раньше было ничем и НТО, будучи само по себе ничем, сотворено из ничего" (Альберт Великий. De mirab. scient. Dei, P. II, Tr. 1, Qu. 4, Art. 5, memb. II). Однако положение, что мир не необходим, мы строим лишь затем, чтобы выставить внемировое и сверхмировое существо, то есть существо человека как единственно необходимое, как единственно реальное существо. Полагая мир ничтожным и преходящим, мы по необхо- димости полагаем человека существом пребывающим и вечным. Творение есть доказательство, что Бог существует, существует доподлинно. "То, что имело свое начало от небытия и может быть мыслимо как несуществующее, что без посторонней поддержки снова впадает в небытие, что имеет в прошлом бытие, уже не существующее больше, а в будущем - бытие, еще не наступившее, - такое бытие не есть бытие в собственном и абсолютном смысле. Но ты, Боже, есть сущий. Только ты существуешь воистину, ибо ты не имеешь бытия в прошлом и будущем, а только в настоящем и не можешь быть мыслим когда-либо несуществовавшим" (см.
Ансельм Кентерб., Proslogium, с. 22). "Святый боже! Ты создал небо и землю не из себя, иначе они были бы подобны тебе. Однако и вне тебя не было ничего, из чего ты мог бы их создать. Следовательно, ты создал их из ничего" (Августин, Confess., lib. XII, с. 7). "Истинно существует только Бог, ибо он неизменяем; ибо всякое изменение делает бытие небытием. Если же только он один неизменяем, то все, что он создал, а он создал все из ничего, т.е. из несуществующего, изменяется" (он же, De nat. boni adv. Manich., с. 1, 19). "Творение не должно ни в чем считаться равным Богу, но если бы в нем не было начала бытия и продолжения, то в этом оно было бы равно Богу" САльберт Великий, I.e., Quaest. incidens. I). Положительный, существенный момент мира состоит не в том, что делает мир миром, не в том, чем мир отличается от Бога, - это отличие заключается в конечности и ничтожестве мира, - а в том, что не есть он сам, что в нем представляется Богом. "Все творения суть ничто... в них нет сущности, так как их сущность содержится в вездесущии Бога. Если б Бог отвернулся от них на мгновение, они обратились бы в ничто" (Predigten vor und zu Tauleri Zeiten, ed. c., S. 29. См. также у Августина, например, Confess, lib. VII, с. 11). С точки зрения религии это совершенно верно, так как бог есть сущность мира, но представляемая как отличное от мира личное существо.
<< | >>
Источник: Фейербах Л.. Сочинения: В 2 т. Пер. с нем. / Ин-т философии. - М.: Наука. Т2. - 425 с. (Памятники философской мысли).. 1996

Еще по теме Творение из ничего выражает небожественность, несущественность, то есть ничтожество, мира. Ничто, из которого создан мир, есть его собственное ничто.:

  1. Творение из ничего выражает небожественность, несущественность, то есть ничтожество, мира. Ничто, из которого создан мир, есть его собственное ничто.