ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И РИСК МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ Р.С. Лаво, С.А. Морозов
Анализируя процессы глобализации, регионализации и локализации как взаимосвязанные, необходимо хорошо представлять, что активно проявляющиеся процессы глобализации, охватившие мир в 80-х годах XX столетия, генезис и развитие информационного и сетевого сообществ в условиях перехода развитых стран Запада от индустриального общества к новому индустриальному и постиндустриальному укладам социальной жизни, развитие институтов гражданского общества, базирующихся на принципе автономии социальных институтов и граждан, - все это не могло не вызвать развития новых процессов на мезо- и микроуровнях социального развития в направлении усиления гетерогенности социумов и способов их политической, экономической и культурной организации на основе активизации эндогенных факторов - региональных и локальных политий - на региональном и локальном уровнях.
Причем это развитие в различной степени детерминировалось экзогенными факторами, прежде всего влиянием социальной жизни в соседних странах и воздействием наиболее активных и наиболее развитых субъектов глобальной миросистемы, оказавшихся в авангарде трендов мирового развития.Последние события в Северной Африке и на Ближнем Востоке свидетельствуют об обострении межрегиональных противоречий богатых и развитых и отстающих и зависимых регионов. Наблюдаемый хаос является, однако, отражением стремления глобальной автопоэ- зийной миросистемы, архитектура которой не предусматривает жесткой вертикальной организации и гомогенизации, а, скорее, близка к конгломеративной и гетерогенной, к новой самонастройке и адаптации к возрастающему отставанию ряда регионов от передового эшелона.
По всей видимости, угроза варваризации ряда регионов при параллельном выталкивании наиболее активных элементов в более развитые регионы, создает условия для регионализации на основе религиозных и традиционных социокультурных ценностях при использовании передовых технологических процессов.
Это расшатывает сложившееся равновесное состояние глобальной миросистемы в целом и вызывает развитие сложных экзогенных процессов, ориентированных не только на поддержание традиционной национальной и религиозной идентичности, но и формирование новой религиозно-политической идентичности на основе ценностей политизированного традиционного исламского образа жизни. В свою очередь это несет за собой раскол исламского мира на прагматиков, ориентированных на адаптацию к мегатрендам миросистемы (например, Турция), традиционалистов, пытающихся сохранить традиционные ценности в приватной сфере и адаптироваться к инновациям в социально-политической и экономической сферах, и неотрадиционалистов, по существу ориентированных на ревизию части религиозных догматов в пользу политических целей и задач.В условиях вырисовывающегося межрегионального противостояния Запада и Арабского Юга, как представляется, следует ожидать усиления внутрирегиональной интеграции, усиления интенсивности региональных процессов в рамках глобализации. Вполне очевидно, что если вершина пирамиды глобальной миросистемы обрела определенную конфигурацию и вектор развития, то региональный и локальный уровни миросистемы пока еще фактически находились на периферии происходящих процессов, хотя именно в 1960-1980-е гг. регио-
нальный уровень глобализации проявился в достаточной степени отчетливо как в Европе, так и в Северной Америке и в Юго-Восточной Азии и странах Тихоокеанского бассейна.
Приоритетное развитие региональных процессов означает анклавизацию локальных точек устойчивого развития и инновационной экономики, что в свою очередь усиливает гетерогенность субъектов регионального развития. Причем, как представляется и как мы уже имеем возможность наблюдать, развитии межрегиональных противоречий особенно остро проявляется в конфликте глобальной массовой культуры и локальных и региональных традиционных культур. Но именно культурные противоречия порождают стремление придать им политико-идеологическую окраску и превратить их в мобилизующий фактор для широких масс, которые обделены позитивными результатами глобализации.
Как показывает политика блока НАТО на рубеже веков в Сербии, в нулевые - на Среднем Востоке и сейчас в Арабском мире, макрорегиональные интересы североатлантических стран оказались выше институтов глобального политического регулирования в лице ООН. А это свидетельствует как о незавершенности процессов институционализации глобального уровня, так и о начавшейся интенсификации процессов социального развития регионального уровня глобализации. В связи с тем, что именно на региональном уровне наблюдается очевидный разрыв между технологическим и социальным уровнями реализации потенциала глобальных процессов, в ближайшее время мир, очевидно, станет свидетелем ускоренного развития региональных процессов в рамках общего развития глобальной миро- системы.
В рамках социально-философского осмысления данных процессов представляется перспективным и важным рассмотрение различных вариантов оснований регионального развития - с преобладанием эндогенных факторов, с преобладанием экзогенных факторов, на основе религиозной мобилизации (христианской, исламской, неосектантской), на основе политической мобилизации, о которой писал С. Амин [1].
Литература
- Amin, S. La crise, sortir de la crise du capitalisme ou sortir du capitalisme en crise. - Paris, 2009.