<<
>>

КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ КАК ФАКТОР ГЛОБАЛЬНОЙ СОЦИОДИНАМИКИ О.Г. Шаврова

Одной из отличительных особенностей современной цивилизационной динамики является глобализация, затрагивающая все сферы жизни общества. Понимание сущности глобальных изменений, предпосылок и исторических рамок, характера и последствий глобализации является сегодня предметом многочисленных дискуссий и исследований.

Глобализация рассматривается как всеохватывающий процесс - глобальная трансформация мирового сообщества, системный кризис «мир-экономики» (И. Валлерстайн). Специфика глобализации связывается с интенсификацией мировых социальных отношений, сближающих отдаленные места и события (Э. Гидденс), «сжатием мира» и усилением глобального сознания (Р. Робертсон), формированием «глобального культурного потока» и детерриториализацией - утратой привязки социальных процессов к физическому пространству (А. Аппадураи).

Из приоритета экономических факторов в определении тенденций и перспектив мировой социодинамики исходит неолиберальный глобализм, претендующий на статус идеологической платформы глобализации. Неолиберальный глобализм, как считает У. Бек, «сводит многомерность глобализации только к одному, хозяйственному измерению, которое мыслится к тому же линеарно, и обсуждает другие аспекты глобализации - экономический, культурный, политический, общественно-цивилизационный, - если вообще дело доходит до обсуждения, только ставя их в подчинение главенствующему измерению мирового рынка»

[1, с. 23].

Обосновывая безальтернативность изменений, которые реализуются в рамках неолиберальной трансформации сложившихся социальных технологий и форм производственной деятельности, глобализм ориентирует мировое сообщество на универсализацию практики рыночной экспансии, а развитые страны - на курс экономического развития, основанный на росте неограниченного потребления. Основу неоглобализма составляет идея о реальной возможности построения устойчивой системы международных отношений посредством одностороннего сосредоточения управляющих механизмов развития общества с целью построения однополярного мира.

Эта идея предполагает реализацию модели экономического и политического мироустройства, обеспечивающего доминирование ценностей и образа жизни одной из цивилизаций, существующих в современном мире.

Расширяя возможности взаимодействия культур посредством активизации культурных контактов и обменов в «мире без границ», глобализация влечет за собой опасность растворения их уникальности и самобытности в однородном унифицированном пространстве, где все большее распространение приобретают стандартизированные культурные символы и образцы, стили жизни и нормы поведения. Дж. Ритцер называет этот процесс «макдональди- зацией» общества, утверждая, что принципы ресторанов быстрого обслуживания начинают все больше доминировать не только в американском обществе, но и во всем мире [2]. К этим принципам относятся: эффективность, калькулируемость, предсказуемость, контроль. Они позволяют создавать способные к быстрому развитию и широкомасштабной экспансии социокультурные гибриды, которые вытесняют менее расторопные и предсказуемые экономические и социальные институты прошлого. Человеческая деятельность, выраженная в понятиях эффективности и просчитываемости, становится упрощенной и формализованной, приводя к распространению безальтернативного мышления. «Макдональдизированное» общество отличают приоритет количественных характеристик, упакованность в яркие символические формы и виртуализация культурных образов.

Очевидно, что социокультурное и антропологическое измерение глобализации обладает рядом отличительных особенностей, которые не сводятся к политико-экономическим моделям развития единого постиндустриального и информационно обеспеченного общества. Глобализация проникает в глубины социальных структур, видоизменяя наиболее устойчивые связи и взаимодействия. В результате традиционные ценности уступают место инструментально эффективным целерациональным программам поведения, деятельности и общения. Так, социальная мобильность в эпоху глобализации превращается в важнейшую характеристику степени адаптации личности к динамизму современной жизни.

Негативный контекст мировых интеграционных процессов акцентируется при однозначном восприятии глобализации как процесса, ведущего к гомогенизации человеческого сообщества, разрушению этнической и культурной идентичности. Достаточно популярной является стереотипная оценка глобализации как «культурной экспансии» и «культурного империализма», «распространения атлантизма в глобальном масштабе». Установление культурной однородности часто рассматривается как следствие экономической и финансовой глобализации, хотя опыт ряда стран свидетельствует о способности культуры сохранять свои традиционные основания в условиях общемирового разделения труда и экономической спецификации. Такой опыт показывает, что отношения между локальным и глобальным носит гораздо более сложный характер, нежели линейная зависимость традиционных культур от техногенной западной цивилизации.

Предполагаемое сближение локальных культур на основе ценностей глобального общества становится сегодня все более проблематичным, что дает повод констатировать происходящий в мире «поворот к своим основам». Нарастающее развитие интеграционных процессов, размывающее жесткие границы социокультурных различий, обостряет вместе с тем социально-политические и религиозные конфликты, зачастую возникающие из-за столкновения на локальном уровне различных типов национально-культурной идентичности. Современную социокультурную динамику отличает тенденция этнокультурной автономизации, которая проявляется в стремлении локальных структур к самоопределению и самоутверждению любой ценой.

Реалии современности свидетельствуют о «глобальном парадоксе» - нарастающей напряженности между разнонаправленными тенденциями интернационализации и регионализации, глобализации и локализации. Развитие единого взаимосвязанного и взаимозависимого мира сопровождается его фрагментацией, которая усиливается в ходе включения локальных структур в глобальный контекст. Данный контекст приобретает для них особое значение, так как факторы глобального порядка оказывают преобразующее воздействие на социокультурное пространство глобализирующихся обществ, в результате чего культурные традиции претерпевают глубокую трансформацию.

Противоречивые оценки статуса традиции в культуре варьируются от акцентирования консервативных, препятствующих развитию аспектов ее воздействия, до призывов к возрождению и реставрации аутентичного культурного наследия. Зачастую культурная традиция представляется набором этнографических признаков, лишенных историко-культурного контекста и территориальной соотнесенности. На первый план здесь выходит интерес к внешней стороне культуры, основной акцент переносится с бытия традиции на ее репрезентацию. Такое понимание не учитывает творческую составляющую традиции, предполагающую возможность адаптации культурного наследия к изменяющемуся социально-историческому контексту.

Распространенное представление о культурной традиции как исключительно консервативной стороне социально-исторического развития не позволяет комплексно рассматривать ее влияние на сложные процессы жизни общества. Между тем, значение традиции определяется спецификой ее функционирования в культурной динамике как основного механизма трансляции и актуализации социально значимого опыта, универсального способа регуляции и регламентации основных форм человеческой деятельности. Культурная традиция является не только формой сохранения и передачи наиболее значимых элементов социокультурного опыта, но и предпосылкой взаимодействия субъектов на основе общего понимания и реинтерпретации закрепленных в культуре смыслов и значений.

Глобальные изменения, определяющие темпы и характер современной социодинамики, обостряют проблему сохранения уникальности и многообразия культурных традиций, а также определяют необходимость поиска и обоснования оптимальных способов их взаимодействия. На современном этапе глобализации актуальным остается выбор стратегии цивилизационного развития из альтернативы «моноцентризм - полицентризм», от которого будут зависеть возможности реального диалога существующих культур.

Литература

  1. Бек, У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию / У. Бек; пер. с нем. - М.: Прогресс-Традиция, - 2001.
  2. Ritzer, G. The McDonaldization of Society / G. Ritzer. - Thousand Oaks, CA: Pine Forge, 2004.

<< | >>
Источник: Авторский коллектив. ФИЛОСОФИЯ В БЕЛАРУСИ И ПЕРСПЕКТИВЫ МИРОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Минск «Право и экономика» 2011. 2011

Еще по теме КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ КАК ФАКТОР ГЛОБАЛЬНОЙ СОЦИОДИНАМИКИ О.Г. Шаврова:

  1. ОГЛАВЛЕНИЕ
  2. КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ КАК ФАКТОР ГЛОБАЛЬНОЙ СОЦИОДИНАМИКИ О.Г. Шаврова