<<
>>

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИКОФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ А.Ю. Дудчик

Область историко-философских исследований является весьма важной частью философского знания, при этом она достаточно активно развивается, в силу чего могут меняться представления о сущности, функциях, методах истории философии.

Если обратиться к зарубежному опыту историко-философских исследований, то можно обнаружить достаточно большое разнообразие не только исследовательских программ и конкретных проектов, но и дисциплин, занимающихся исследованиями в области истории философии. Тем не менее, несмотря на это многообразие, можно выделить ряд существенных особенностей, которые присущи многим исследованиям и исследовательским программам в целом.

Важной особенностью современных историко-философских исследований является их междисциплинарный характер. Это проявляется не только в многообразии дисциплин, занимающихся историко-философскими исследованиями (названия и специфика которых во многом зависят от принадлежности к той или иной национальной традиции - история идей, интеллектуальная история, история понятий, социальная история интеллектуалов и т.д.), но и в реальном многообразии используемых методов и взаимодействии со смежными дисциплинами (отметим социологию и эпистемологию). При этом для многих исследователей характерно сохранение в целом философских установок и интенций при исследовании. Так, французский исследователь Л. Пэнто, рассуждая о возможностях социологического анализа философии отмечает, что «наука о социальном мире, вернее, наука о мыслительных инструментах социального мира, задумана как наследница если не философии, то по крайней мере, той критической интенции, которой вдохновлялась традиция, восходящая к Aufklarung (Просвещению -А.Д.): она реализует философский императив прояснения» [1, с. 228].

Многие из современных исследований делают акцент на социальном характере производства философского знания, критикуя при этом рассмотрение философии как дела инди- видов-одиночек (в чем можно обнаружить сохранение романтических представлений о гении).

Объектом исследования при этом становятся не отдельные индивиды, а более крупные социальные образования: например, социальные сети интеллектуалов (Р. Коллинз [2]) или сообщества в целом (К. Шарль [3], Л. Пэнто [1], Ф. Рингер [4]), с соответствующими им культурой, системой взглядов, познавательными и ценностными установками, особенностями функционирования научного «поля» (термин П. Бурдье) и т.д. Существенную роль в изучении развития философского знания начинает играть и анализ социальных институтов, в рамках которых происходит развитие и передача этого знания: академическая и образовательная деятельность, рынок и система распространения философской литературы, публичная активность философов - см. работы П. Бурдье [5] и У. Шнайдера [6] [7].

Важную роль при рассмотрении социальных особенностей интеллектуальной жизни в рамках социологического анализа (французская традиция исследования - П. Бурдье, К. Шарль, Л. Пэнто) выполняют категории производства и потребления как философского знания в целом, так и разнообразных видов интеллектуальной продукции (прежде всего, текстов). При этом проявляются порой существенные отличия в производстве и потреблении философского знания от областей науки (как естествознания, так и социогуманитарных дисциплин).

Большое внимание уделяется не только социальным условиям философской деятельности, но и выявлению ее связи с властными отношениями. При этом речь идет не просто о попытках деконструкции философского знания или редукции его к тем или иным видам властных отношений. Отношения власти начинают рассматриваться не столько в качестве внешнего по отношению к самому философскому знанию фактора, но как имманентная самому философскому знанию характеристика (в этом смысле достаточно показательно сравнение работ М. Фуко и его последователя У. Шнайдера).

Достаточно большое внимание уделяется сравнению развития философского знания со схожими процессами в других областях, прежде всего - науки (работы Р. Коллинза) и литературы (работы К.

Шарля или О. Аронсона [8]). Это объяснимо не только структурным сходством происходящих в разных областях процессов, но и генетическими и содержательными связями: нередкими оказываются случаи, когда в силу тех или иных обстоятельств философская деятельность осуществляется преимущественно в научных или литературных формах, что и предполагает возможность использования соответствующей методологии в ходе изучения.

Таким образом, несмотря на значительное разнообразие и междисциплинарный характер современных исследований в области истории философии, можно выделить ряд существенных особенностей, присущих многим из них. Можно предположить, что рассмотренные программы исследования (с учетом их критического анализа) могут быть востребованы и при исследовании белорусской философской традиции.

Литература

  1. Пэнто, Л. Эскиз философского поля Франции в 1960-80-е гг. // Логос. - 2004. - № 3-4. - С. 205230.
  2. Collins, R. The Sociology of Philosophies. A Global Theory of Intellectual Change. - Cambridge, Massachusetts, and London, 2002.
  3. Шарль, К. Интеллектуалы во Франции: Вторая половина XIX века. - М., 2005.
  4. Рингер, Ф. Закат немецких мандаринов. - М., 2008.
  5. Bourdieu, P. Homo Academicus. - Stanford, 1990.
  6. Schneider, U.J. Philosophie und Universitat. Historisierung der Vernunft im 19. Jahrhundert. - Hamburg, 1999.
  7. Шнайдер, У.И. Преподавание философии в немецких университетах в XIX веке/ У.И. Шнайдер. // Логос. - 2004.- № 3/4 (43). - С. 61-90.
  8. Аронсон, О. Богема: Опыт сообщества. Наброски к философии асоциальности. - М., 2002.

<< | >>
Источник: Авторский коллектив. ФИЛОСОФИЯ В БЕЛАРУСИ И ПЕРСПЕКТИВЫ МИРОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Минск «Право и экономика» 2011. 2011

Еще по теме О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИКОФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ А.Ю. Дудчик:

  1. О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИКОФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ А.Ю. Дудчик