ОППОЗИЦИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ В БЕЛОРУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ С.Г. Савина
В исследованиях, посвященных реконструкции истории философской и общественнополитической мысли Беларуси, нет определенного единства в выборе научной стратегии: каждый исследователь относительно свободен в определении исследовательских технологий.
Однако, на наш взгляд, выявление национальной специфики философской мысли Беларуси через проекцию историко-культурной периодизации дает исследователю возможность не ограничиваться локальной территорией культуры, а комплексно подойти к изучению национальных особенностей через призму общеевропейского культурного наследия.Возрождение - культурно-исторический период, являющий собой своеобразное завершение средневековой христианской культуры и, в то же время, ее оппонирование. Это время резкого падения доверия к католической церкви, время очевидного кризиса доминантной религиозной культуры. На смену церковному авторитету, теоцентризму, креационизму, символизму приходит авторитет античности в виде разнообразных «изящных» искусств, словесности и философии. Причин смены приоритетов было великое множество: это и разрыв между миром земным и миром небесным, и концепция «двойной истины», оправдывающей конфликт между знанием и верой.
Одной из главных черт эпохи Возрождения явилось становление национальной белорусской культуры. Однако культурное развитие Беларуси в этот период проходило в условиях борьбы между православием, католицизмом и пришедшим в ходе реформации из Европы протестантизмом. Огромный вклад в развитие книжности, образования, белорусского языка в этот период внесли Ф. Скорина, С. Будный, В. Тяпинский, Н. Гусовский, Л. Сапега, К. Лыщинский.
У истоков этих реформационно-просветительских процессов стояла величественная фигура Франциска Скорины. Как и Мартин Лютер в Германии, переведший Библию на немецкий язык, Франциск Скорина впервые осуществил перевод Библии на белорусский язык с целью просвещения широких слоев населения.
Великий гуманист был первым, кто понял, каким путем белорусский народ должен войти в семью европейских народов, не утрачивая своей самобытности. В своих произведениях Скорина делает попытку пересмотра ортодоксально-христианской трактовки проблемы человеческого существования. Для Ф. Скорины высшее благо человека - благо земное, интеллектуально насыщенное, приносящее общественную пользу на земле. По мнению Скорины, знание и разум находятся в самом человеке, его личном отношении к Богу. Поэтому Скорина ориентирует своего соотечественника на просвещение, считая, что «без мудрости и без добрых обычаев не есть мощно почстиве житии людем посполите на земли» [1, с. 22].Важную роль в становлении религиозного свободомыслия на Беларуси в это время оказала Реформация. Возникший, в свою очередь, в культурном контексте Реформации протестантизм существенно снизил статус Церкви, лишил ее монополии на толкование Священного писания. Более радикальными взглядами по сравнению с Ф. Скориной отличался
С. Будный. Само название его труда «Оправдание грешного человека перед богом» свидетельствует в пользу этого тезиса. Это пример большого гражданского мужества автора. С помощью родного языка Будный хотел «истинной» веры своему народу, отстаивая право человека на свободу совести в вопросах религии. Свободомыслие белорусского гуманиста проявилось также в критике библейских текстов, в чем выражалось прогрессивное требование эпохи - установление приоритета разума над верой.
Сочинения С. Будного и его идеи оказали значительное влияние на деятельность
В. Тяпинского. Издание на белорусском языке лютеранского катехизиса ознаменовало собой стремление просветителя-гуманиста пробудить национальное самосознание народа. Его возрождение Тяпинский видел в распространении просвещения. В предисловии к работе Тяпин- ский подверг резкой критике духовенство, выступающее противником науки и образования. Высшей целью человека, по мнению Тяпинского, есть служение «отчизне»: «был готов, если она до конца згинет, з нею згинуть, альбо если будеть выдвигнента - з нею выбринуть» |2, с.
90]. Белорусский гуманист не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения.В это же время происходило юридическое просвещение белорусского народа в связи с появлением всемирно известных двух Статутов ВКЛ 1566 и 1588 годов. Линию просвещения в общественно-гражданском направлении осуществлял Лев Сапега, который считал, что любой гражданин своего отечества должен знать свои права, понимать их, а исходя из этого знания, быть уверенным в своих обязанностях.
В пользу знания и разума по отношению к вере изложены мысли Казимира Лыщин- ского в его труде «О несуществовании Бога». Отрицание существования Бога - основное и высшее достижение атеистической мысли как самого Лыщинского, так и его времени. Отвергнув Бога как творца Вселенной, Лыщинский не считал незыблемым и существующий общественный порядок. В этом же трактате философ высказал предположение о выполнении религией социальных заказов власть имущих.
Следует отметить, что новые явления европейской культуры и общественнополитической мысли в Беларуси проходили своеобразную адаптацию с учетом ее национальных традиций. Критика христианских идей личного Бога и творения мира из ничего, а также утверждение приоритета естественного света разума по отношению к вере достойно вписали белорусскую философскую мысль в рамки европейской культуры эпохи Возрождения. Одной из интеллектуальных заслуг плеяды белорусских мыслителей того времени явилось предвосхищение начала эмансипации индивидуального человеческого разума, его попытка обрести автономию в отношении господства веры.
Литература
- Скарына, Ф. Творы: Прадмовы, сказанні, пасляслоуі, акафюты, пасхалія. - Мінск, 1990.
- Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Мінск, 1962.